Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информация о производителях товаров и услуг наиболее крупных информационных агентств

Главный межрегиональный центр обработки
и распространения статистической информации
Федеральной службы государственной статистики
(Росстата)

Предлагает информацию, содержащуюся в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО).

Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования представляет собой государственную информационную систему, состоящую из организационно-упорядоченной совокупности документов и информационных технологий, обеспечивающих на основе применения общероссийских классификаторов однозначную идентификацию хозяйствующих субъектов на всей территории Российской Федерации независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы. Система позволяет получить потребителю информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, фирмы, а также организовать статистическое наблюдение за деятельностью юридических лиц, их обособленных подразделений.

Учет и идентификация субъектов хозяйственной деятельности в составе ЕГРПО осуществляются органами государственной статистики на основе единой методологии с использованием общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (ОК. ТЭИ), приравненных Федеральным законом "О стандартизации" к государственным стандартам.

Полнота и достоверность информации в ЕГРПО обеспечиваются органами государственной статистики во взаимодействии с органами государственной регистрации, установленными действующим законодательством Российской Федерации, органами государственной власти, наделенными правами создания подведомственных им организаций и контроля за их деятельностью, а также юридическими лицами, создающими филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Идентификация субъектов ЕГРПО используется органами государственной регистрации, установленными действующим законодательством власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, имеющими целевые регистры (реестры) и другие информационные фонды, содержащие данные по юридическим лицам и их обособленным подразделениям, а также в организационно-распорядительной, учетной, бухгалтерской, статистической, банковской, внешнеторговой, таможенной документации, в том числе при приеме к таможенному оформлению грузов субъектов хозяйственной деятельности и других видах документации.

В процессе ведения ЕГРПО отслеживаются создание, реорганизация и ликвидация предприятий.

Ведение ЕГРПО проводится на основе единых методологических, организационных и программно-технологических решений по всем уровням органов государственной статистики. Ведение ЕГРПО в полном объеме осуществляет Главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Росстата (ГМЦ Росстата), территориальные комитеты государственной статистики осуществляют ведение территориальных разделов ЕГРПО по предприятиям, расположенным на их территории.

В настоящее время в регистре содержатся сведения о 4,1 млн. организаций. Каждый объект регистра содержит стандартный набор данных, характеризующих юридическое лицо, его обособленные подразделения:

· полное, краткое наименование, наименование на английском языке;

· классификационные коды;

· вид деятельности;

· адресные данные (юридический и фактический адреса);

· телефон, факс;

· фамилия и должность руководителя;

· данные об учредителях;

· размер уставного капитала;

· данные о государственной регистрации и т.д.

Регистр позволяет получать данные по каждому юридическому лицу или совокупности лиц, составлять выборки по любым параметрам, содержащимся в регистре, или по их сочетанию (например, территориальные разрезы, выборки по специализации, по форме собственности и т.д.), т.е. по любым интересующим абонента параметрам с выводом результата в формате Word, Excel, DBF или ТХТ-файл.

Информационное обслуживание по ЕГРПО осуществляется по договорным ценам, как по разовым запросам, так и по договорам.

По вопросам информационного обслуживания по ЕГРПО следует обращаться в территориальные комитеты государственной статистики по предприятиям, находящимся на их территории, или в ГМЦ Росстата.

 

Агентство деловой информации (АДИ) Бизнес-Карта

Агентство существует на российском информационном рынке с 1990 г. Специализируется на представлении информации по фирмам и организациям. Сеть корреспондентов в 89 субъектах Федерации и 14 республиках СНГ. В настоящее время база данных агентства насчитывает более 3,5 млн. адресов предприятий по 53 странам, в том числе 200 тыс. адресов по России. Число постоянных клиентов агентства — 100 тыс. предприятий. Основная продукция предоставляется потребителю в виде справочников и баз данных.

Ежегодно выпускается 200 наименований справочников тиражом 800 тыс. экземпляров на русском и английском языках. По широте охвата и глубине описания организаций АДИ Бизнес Карта превосходит другие агентства.

Справочники издаются по 164 странам, республикам, краям, областям СНГ, 23 секторам экономики, 29 отраслям, 225 подотраслям.

По каждому предприятию, как правило, представлены следующие данные:

• название;

• адрес;

• Ф.И.О. руководителя;

• телефон, факс, e-mail;

• численность персонала;

• объем продукции с натуральными и стоимостными показателями;

• остаточная стоимость и износ основных фондов;

• используемые сырье и материалы;

• экспорт, импорт;

• форма собственности;

• год основания.

В 1998 г. в перечень сведений о фирмах добавились цены на продукцию.

Агентство предлагает потребителю 240 электронных баз данных на русском и английском языках по различным секторам экономики, субъектам Федерации и странам СНГ.

Помимо приобретения баз данных клиент может заказать выборку предприятий из баз данных по России и странам СНГ.

Агентство совместно с американским аналитическим агентством BIA, Inc. начали выпуск 12-томной серии "Деловая Россия".

 

Агентство "АСУ-Импульс"

Агентство, созданное в 1998 г., выпускает многоотраслевые справочники и базы данных по 50 тыс. предприятий. Имеет базы данных e-mail-адресов предприятий.

Банк данных "Производители товаров и услуг" предназначен для руководителей предприятий, отделов снабжения, сбыта, маркетинга, специалистов различных отраслей промышленности. Обеспечивает быстрый поиск производителей и потребителей продукции, автоматизированную рассылку писем.

Банк данных содержит следующую информацию: адрес, название предприятия; Ф.И.О. руководителя; реквизиты связи (телефон, телефакс, телетайп, телекс, электронная почта); перечень выпускаемой продукции по Общероссийскому классификатору-продукции (ОКП); номенклатуру экспорта-импорта; предоставляемые услуги.

Агентство "АСУ-Импульс" выпускает также CD-ROM-издание "Промышленность России и ближнего зарубежья".

"ИнформСистема"

Предлагает универсальные справочники "Независимые производители товаров и услуг", универсальную коммерческую базу данных, содержащую следующие сведения о 120 тыс. производителей товаров и услуг:

• название организации;

• адрес;

• телефон;

• факс;

• электронная почта;

• Ф.И.О. руководителя;

• форма собственности;

• основные виды деятельности;

• основная продукция;

• экспорт, импорт.

Инфогруппа Компас

Выпускает универсальные справочники "WA-2" (2 тома), "Компас России" (2 тома), две универсальные коммерческие базы по промышленности.

Справочник "WA-2 Регистр" содержит сведения о производителях товаров и услуг — информацию о 50 тыс. компаний России, стран СНГ и Балтии: адрес, телефоны, факсы, e-mail, численность работающих, уставный капитал, годовой оборот, обслуживающие банки, Ф.И.О. руководителей, перечень товаров и услуг.

Справочники Всемирной информационной системы Kompass International содержат информацию по компаниям 76 стран мира: координаты связи, численность персонала, годовой оборот, обслуживающие банки, Ф.И.О. руководителей, индикатор экспорта-импорта, международная семизначная система классификации товаров и услуг (UCS).

Справочники представлены в печатном и электронном видах.

Институт промышленного развития (Информэлектро) Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации

В соответствии с постановлением Правительства РФ "О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований" от 10.07.1998 № 736 государственное предприятие "Институт промышленного развития" отнесено к федеральным органам научно-технической информации, на которые возложена задача формирования, ведения организации использования федеральных информационных фондов, баз и банков данных по различным видам источников научно-технической информации и направлений науки и техники в гражданских отраслях промышленности.

Институт основан в 1943 г. В настоящее время он предлагает следующие виды услуг.

Аналитические исследования:

• рынка промышленной продукции;

• промышленной экологии и энергосбережения;

• методологии реформирования промышленных предприятий;

• технологии инвестиционной и инновационной деятельности.

В части инновационной деятельности институт проводит экспертизу, разработку и продвижение инвестиционных проектов, создает и обеспечивает по заказам потребителей выдачу следующих информационных изданий:

• промышленных каталогов;

• номенклатуры и сводных каталогов;

• технических справочников;

• информации по экологии и энергосбережению;

• бюллетеней цен на промышленную продукцию.

В интересах проводимых исследований и обеспечения потребителей необходимой информацией институт ведет следующие базы данных:

• промышленные каталоги на электротехнические изделия;

• испытательные лаборатории и центры по сертификации электротехнических изделий;

• инвестиции в России, кто есть кто в электротехнической промышленности.

Институт имеет редакции и выпускает следующие периодические издания:

• газета "Контакты";

• журнал "Инвестиции в России";

• журнал "Конкурс".

Институт оказывает рекламные и рекламно-издательские услуги.

 

Информационное агентство "Норма"

Выпускает справочники:

• Московский коммерсант;

• Всероссийский универсальный торговый каталог;

• Торговый атлас Подмосковья;

• Бизнес-справочники по отдельным регионам и городам.

В электронном виде агентство выпускает базу Офис и Всероссийский универсальный торговый каталог из 10 баз. Информация о 70 тыс. предприятий содержит следующие позиции:• название организации;

• адрес;

• телефон;

• факс;

• телекс;

• телетайп;

• электронная почта;

• Ф.И.О. руководителя;

• форма собственности;

• численность сотрудников;

• номенклатура товаров и услуг.

Информационно-консультативный центр"Мосвнешинформ"

Центр создан в 1990 г. с участием Правительства Москвы.Центр предлагает три вида услуг:

• информационно-маркетинговые;

• информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной деятельности;

• рекламные.

В области информационно-маркетинговых услуг можно выделить следующие:

• информационно-аналитические издания "Бизнес-путеводитель по Москве" и "Бизнес-путеводитель по России", содержащие аналитические обзоры по основным направлениям экономической жизни страны;

• автоматизированные банки данных. Потребителю предлагается свыше 35 постоянно обновляемых банков данных, содержащих сведения о производителях товаров, коммерческих банках, инофирмах, торговых предприятиях, экспорту-импорту, государственных органах власти, законодательных и нормативных документах и другой необходимой в условиях рынка информации. Потребитель может заказать в Центре отдельную справку по интересующей его тематике;

• маркетинговые исследования рынков товаров и услуг.

Типовая структура маркетингового исследования, проводимого Центром, включает следующие разделы:

• Производство продукции. Экспорт-импорт;

• Анализ спроса;

• Деятельность зарубежных фирм;

• Анализ методов реализации продукции;

• Нормативно-законодательные акты, нормативные акты, которые должны быть использованы;

• Цены на продукцию и ее конкурентоспособность.

Маркетинговые исследования осуществляют в Центре более 60 опытных экспертов, объединенных в рабочие группы. Проведенные и предлагаемые потребителю исследования касаются продуктов питания, промышленных товаров, медицинских и других важных секторов рынка.

Мониторинговые обзоры характеризуют динамику изменения рынка определенного вида товара. Такие обзоры выпускаются ежемесячно или ежеквартально.

Экспортно-импортные сводки содержат сведения о поставщиках и импортерах товаров, объемах экспорта-импорта.

Информационно-аналитическое обслуживание инвестиционной деятельности охватывает все стороны инвестиционной деятельности, включая получение исходной информации, разработку бизнес-плана и поиск источников финансирования. По желанию заказчика Центра может осуществлять мониторинг проекта.

Рекламные услуги Центра включают рекламу в телесетях и в изданиях, выпускаемых "Мосвнешинформом".

 

Информационное агентство Вдохновение

Информационное агентство Вдохновение выпускает серию "Партнер":

• Подмосковье;

• Транспортные перевозки;

• Медицинский бюллетень;

• Строительный бюллетень;

• Автомобильный бюллетень;

• Туристический бюллетень;

• Организации и учреждения культурной сферы России.

 

Агентство СОЦИУМ ИНФОПОЛИС

Информационное агентство Социум ИнфоПолис ориентировано на информационную поддержку внешнеэкономической деятельности предприятий. Издает справочник "Экспортеры и импортеры России", который содержит сведения о 3000 фирмах России, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также о выставках; классификаторный указатель услуг для экспортеров и импортеров; о предприятиях; обслуживающих экспортеров и импортеров; классификатор товаров и другую информацию.

Агентство издает серию из 34 баз данных под названием "Партнер". Потребителям доступны базы данных различной тематики из этой сериигрузовые перевозки;

• измерительная техника;

• лесоматериалы и их обработка;

• металлы черные и цветные;

• оборудование;

• пищевая продукция и оборудование;

• техническая продукция;

• упаковочная продукция и оборудование;

• химия и нефтехимия.

Агентство также предоставляет оперативную информацию о внешнеэкономической деятельности, осуществляет подбор партнера, информационную поддержку транспортным страховым фирмам. Проводит анализ товарных рынков по следующим критериям:

•объему и динамике производства товара;

• объему экспорта и импорта товара;

• поставщикам и потребителям товара;

• рейтингу потребителей и

производителей товара;

• анализу контрактных цен и условий поставки;

• маркам, типам поставляемых товаров;

• сезонной динамике поставок и контрактных цен.

 

Выводы по модулю 2

Подводя итоги рассмотрения российского рынка информационных услуг, необходимо отметить следующее.

Основой управления и особенно управления экономикой является полная, достоверная и своевременно полученная информация.

Российский рынок информационных услуг, ориентированный на рыночные отношения, находится на начальной стадии формирования. Он характеризуется следующими особенностями.

1. Рынок биржевой и финансовой информации получил уже в первые годы перестройки наибольшее развитие в связи с высоким спросом на данный вид информации.

2. Рынок информации о фирмах, предприятиях и организациях в наименьшей степени удовлетворяет нужды российских и зарубежных потребителей. Можно указать следующие недостатки в обеспечении потребителей информацией о фирмах и организациях:

• число фирм, по которым ведутся регистры предприятий, ограниченно и не превышает 200 тыс.;

• частота обновления информации, как правило, не чаще одного раза в год;

• перечень признаков, по которым накапливаются сведения, крайне ограничен и не удовлетворяет потребностям пользователей;

• важнейшие для потребителя сведения о финансовом состоянии предприятий-партнеров, предполагаемых партнеров, конкурентов, заемщиков денежных средств практически отсутствуют, что существенно повышает уровень рисков в кредитной деятельности банков и предпринимательской деятельности предприятий и фирм.

3.Важнейшим элементом информационного обеспечения государственного управления и предпринимательской деятельности являются отраслевые информационные ресурсы. В период реформ отечественная система отраслевой информации была разрушена. Предпринимаемые в последние годы шаги государства по решению этой проблемы пока носят формальный характер.

Тема 10. Информационные образовательные ресурсы

План

  1. Виды информационных образовательных ресурсов.
  2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании.
  3. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.

 

На протяжении многих веков основным информационным ресурсом в образовании служили книги. Доступ, как к книгам, так и к образовательным услугам был ограничен и носил элитарный характер.

Современное общество стремится к созданию равных возможностей доступа к информационным образовательным ресурсам и образовательным услугам для всех граждан. Это стремление обусловлено формированием экономики, где ключевым производственным ресурсом выступает информация и знания.

Уровень развития ИКТ позволил включить в образовательные ресурсы наряду с традиционными (печатными) информационными источниками (учебники, периодическая печать) электронные информационные источники, такие, как деловые ресурсы Интернета, профессиональные базы, электронные библиотеки и др. Кроме того, развитие ИКТ позволило применять новые формы обучения в образовательном процессе. В данной главе рассматриваются новые информационные образовательные ресурсы и аспекты их применения в учебном процессе.

1. Виды информационных образовательных ресурсов

Отдельного внимания заслуживают образовательные информационные ресурсы. Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии позволили создавать и использовать образовательные информационные ресурсы нового поколения:

Таблица 6. Виды информационных образовательных ресурсов

 

Традиционные образовательные ресурсы   Новые образовательные ресурсы
Книги   Базы данных  
Учебники   Электронные библиотеки
Методические материалы   Ресурсы Интернета  
Практикумы   Обучающие компьютерные программы
Видеофильмы   Цифровые образовательные ресурсы
Конспекты лекций и др.    

 

Интернет как глобальная сеть позволяет создавать единую информационную образовательную среду для всех категорий пользователей.

Интернет дает возможность студентам в процессе обучения обращаться к таким ранее не использовавшимся (или использовавшимся в малой степени) в обучении ресурсам, как оперативная деловая информация, новости о политике, экономике и других событиях, разнообразные статистические данные и финансовые отчеты фирм, изображения, видео- и звуковые файлы, обучающие программы и др.

Интернет предоставляет дополнительные возможности для получения современного образования. Через Интернет возможен доступ не только к массивам неструктурированной информации, но и к ресурсам более высокого уровня, таким, как профессиональные базы, электронные журналы и электронные библиотеки.

Преимуществами профессиональных баз перед ресурсами Интернета свободного доступа являются гарантии полноты информации, ее достоверности и оперативности, а также возможность проведения эффективного информационного поиска.

Рассмотрим основные виды новых образовательных ресурсов: деловые ресурсы, базы данных, электронные библиотеки, электронные издания (журналы), веб-сайты государственных и межправительственных организаций.

Деловые ресурсы Интернета имеют огромное значение для информационного обеспечения образовательных программ. Интернет как глобальная сеть объединяет ресурсы свободного доступа со всего мира, среди которых важное место занимают государственные ресурсы разных стран, межправительственных и международных организаций, а также сектор коммерческой информации, а именно справочная и статистическая информация, сектор научно-технической информации.

Образовательные интернет-порталы имеют большое значение для обеспечения единой информационной образовательной среды. В настоящее время создается система образовательных интернет-порталов, состоящая из взаимосвязанных веб-сайтов, посвященных различным сферам образования. К образовательным порталам предъявляются высокие требования. Они должны постоянно функционировать, эффективно обеспечивать образовательное сообщество качественными образовательными ресурсами для соответствующих уровней образования, а также быть функционально и информационно связанными со всей системой образовательных порталов.

Таблица 7. Образовательные порталы

Дополнительное образование детей http://www.vidod.edu.ru
Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru
Здоровье и образование http://www.valeo.edu.ru
Инженерное образование http://www.techno.edu.ru
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.ict.edu.ru
Непрерывное образование преподавателей http://www.neo.edu.ru
Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ   http://www.sng.edu.ru
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Российское образование http://www.edu.ru
Экономика, социология, менеджмент http://www.ecsocman.edu.ru

Большинство стран с развитой системой образования имеют свои образовательные веб-ресурсы. Основным хранилищем информационных ресурсов в сети европейской системы образования является портал проекта SchoolNet (www.eun.org). Этот проект объединяет усилия национальных органов управления образованием более чем в 20 странах Европы.

Электронная библиотека - это тематически ориентированная (или структурированная иным образом) система доступа к удаленным или локальным ресурсам, способная обслуживать электронными ресурсами локальных или удаленных пользователей. Неоспоримым преимуществом электронных библиотек является сокращение времени и других затрат на поиск необходим ой публикации, а также возможность одновременного обслуживания большого количества пользователей.

Электронные библиотеки широко распространены в отдельных вузах. На протяжении долгого времени собирая и генерируя информационные ресурсы, вузы расширили базу знаний для своих студентов. К настоящему времени создано большое количество электронных учебных материалов и обучающих программ, однако информация о них практически неизвестна широкому кругу пользователей. Сейчас предпринимаются шаги по организации этих ресурсов и их поддержке.

В настоящее время общее количество общедоступных научно-образовательных электронных библиотек и коллекций документов в российском сегменте Интернета составляет около 400, в это число не входят небольшие полнотекстовые коллекции, создаваемые частными лицами, а также тематические сайты организаций, встроенные или объединенные в разные порталы.

Для скорейшего решения задачи обеспечения доступа к учебной литературе высшей школы была создана Центральная библии отека образовательных ресурсов (ЦБОР, www.edulib.ru). В качестве приоритетной была поставлена задача создания аппаратной, программной и технологической платформ библиотеки и обеспечения ее функционирования на начальном этапе, включающая вопросы комплектования фондов, взаимодействия с вузами и правообладателями. В качестве ближайшей перспективы рассматривались задачи интегрирования образовательных полнотекстовых ресурсов на основе единых стандартов обмена данными и унификации процедуры доступа к ним. На отдаленную перспективу относились аналитические задачи, связанные с обработкой статистики.

Основные направления работы библиотеки:

• комплектование фондов печатными изданиями, рекомендованными для использования в учебном процессе высшей школы;

• создание электронных копий изданий, полностью идентичных печатным версиям;

• библиографическая и аналитико-тематическая обработка единиц хранения;

• организация удаленного доступа к электронным фондам для широкого круга пользователей;

• комплексное автоматизированное информационное и библиотечно-библиографическое обслуживание пользователей, включая различные типы поддержки пользователей;

• разработка программных средств, обеспечивающих внутренние технологические процессы;

• сбор индивидуальной статистики и ее обработка в интересах корпоративных пользователей: вузов и Министерства образования и науки РФ;

• консультирование и обучение пользователей.

Примеры удачных электронных библиотек есть за рубежом: Корнелльский университет (г. Итака, США) создал Базовую электронную библиотеку литературы по сельскому хозяйству, представляющую собой собрание компакт-дисков, на которых записаны тексты работ из 140 научных журналов по сельскому хозяйству начиная с 1993 г. (http://teeal.cornell.edu/#TEEAL). Этими компакт-дисками пользуются библиотеки в 115 странах. Они предоставляются за сравнительно низкую плату - 22500 долл. США

Стоимость печатных журналов, включенных в базу данных на компакт-дисках, ориентировочно составляет 375 тыс. долл.

Электронные учебники в настоящее время уже получили широкое распространение и доказали свою эффективность в преподавании некоторых дисциплин, например иностранного языка.

Образовательным электронным изданием, или электронным учебником, является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение пользователями знаниями, умениями и навыками в этой области.

В целом электронное издание представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, звуковой, музыкальной и другой информации. Электронное издание может содержать информационные источники, инструменты создания и обработки информации, может быть исполнено на любом электронном носителе или опубликовано в сети.

Экспертные обучающие системы реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач, т.е. способны приобретать новые знания, обеспечивать ответ на запрос обучаемого и решение задач из определенной предметной области. При этом экспертная система обеспечивает пояснение стратегии и тактики решения задач в ходе диалоговой поддержки процесса решения.

Сетевые ресурсы - ресурсы удаленного доступа, такие, как профессиональные базы данных, радикально отличаются от традиционных образовательных ресурсов, делая возможным развитие новых направлений в обучении.

В результате влияния информационных ресурсов нового типа на роли студента и преподавателя в учебном процессе их отношения в педагогических коммуникациях трансформируются.

И для преподавателя, и для студента ресурсы удаленного доступа становятся источниками новых креативных форм обучения. Доступность огромного объема информации предоставляет студентам возможность равноправно участвовать в решении практических задач, например в проведении аналитического исследования.

Новые типы ресурсов обостряют проблему информационной культуры как студентов, так и преподавателей: адаптация к современному информационному пространству обретает первостепенную важность для качества образования, определяя процессы профессионального становления и развития человека, его самореализацию.

2. Уровни интеграции информационных ресурсов в образовании

Современные компьютерные и телекоммуникационные технологии позволяют применять в образовании инновационные методы обучения. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образовательных услуг, но в то же время требует изменения содержания и методов обучения.

Степень интеграции новых информационных технологий в учебный процесс условно можно разделить на три уровня.

Первый уровень. Разработка и предоставление учебного материала на базе новых технологий и их использование в отдельных учебных дисциплинах, т.е. использование средств представления учебной информации. Например, создание электронных учебных пособий и практикумов, применение новых технологий для проведения очных (традиционных) лекций и семинаров с использованием презентаций и т.д.

Второй уровень. Реализация учебного процесса с использованием интерактивных средств взаимодействия участников образовательного процесса (технологии дистанционного или открытого обучения в глобальной сети). На данном уровне используются веб-конференции, форумы, электронные учебно-методические материалы и др.

Третий уровень. Использование интегрированных образовательных сред, где главной составляющей являются не только применяемые технологии, но и содержательная часть, т.е. информационные ресурсы. Сочетание современных средств информатики и информационных ресурсов позволяет создавать учебные дисциплины на базе деловых ресурсов Интернета, профессиональных баз данных. На данном уровне новые информационные технологии используются как средство доступа к мировым информационным ресурсам, на базе которых строится учебный процесс.

Обучение с использованием деловых ресурсов Интернета и) профессиональных баз наполняет учебную программу качественно новым содержанием, позволяет использовать в учебном процессе профессиональные информационные ресурсы, которые доступны специалистам для решения реальных практических задач.

 

3. Использование цифровых информационных ресурсов
в учебном процессе

Информационные ресурсы удаленного доступа используются в учебном процессе вузов многих стран мира. Опираясь на практический опыт в использовании информационных технологий и ресурсов в учебном процессе, можно выделить два направления: обучение информационной грамотности; обучение на базе информационных ресурсов.

Это разделение носит условный характер, .так как оба направления в учебном процессе являются взаимодополняющими и провести между ними четкую границу невозможно.

Информационное обучение как новая образовательная технология позволит решить некоторые противоречия, возникающие при традиционном образовании. Среди них можно выделить:

• высокую степень нормативности теоретического знания, потенциальную опасность формирования догматичности в суждениях и оценках, потерю гибкости мышления;

• высокую скорость обновления предметного знания и его низкую актуализацию в практической деятельности;

• отсутствие четко определенной ориентации на творчество и инновации.

Традиционное образование доказало свою эффективность в обучении фундаментальным знаниям, образующим основу профессионального развития специалиста. Развитие общества, в котором доминируют информационные технологии и информация, требует новых подходов к обучению.

По типу информационных ресурсов, используемых в учебной программе, можно условно выделить несколько образовательных технологий. В понятие традиционных информационных ресурсов входят книги, учебники и т.п., цифровые (электронные) ресурсы — электронные учебники, обучающие компьютерные программы и т.п.; цифровые сетевые ресурсы — профессиональные базы данных, ресурсы Интернета, ресурсы удаленного доступа и т.п.

Традиционно информационные ресурсы образования в форме книг, учебных пособий используются для закрепления и углубления полученного на занятиях материала, знаний. Основным элементом обучения в данном случае является знание как проверенный практикой результат познания действительности, основные характеристики которого — систематичность, непротиворечивость, объективность и независимость от желаний и воли
людей.

В современном образовании информация является также основным элементом учебного процесса. В учебном процессе, построенном на электронных информационных ресурсах, повышается роль студента, так как он усваивает не готовые представления и понятия, а из множества фактов, сведений, мнений делает свои выводы. Таким образом, процесс систематизации и сопоставления информации возлагается не только на преподавателя, но и на студента

 

Информационная грамотность

При изучении возможностей информационного обучения встает вопрос о возможностях студентов и преподавателей эффективно использовать различные информационные ресурсы.

Эффективность новых информационных ресурсов прямо зависит от уровня компьютерной грамотности как студентов, так и преподавателей. Но владение компьютерной грамотностью не является достаточным для эффективной работы с информационными ресурсами.

Для работы с информационными ресурсами, такими, как профессиональные базы, Интернет, необходимы специализированные знания и умения в этой области. Пользователи, не прошедшие соответствующего обучения, не могут полностью и эффективно использовать возможности информационного ресурса, базы данных. Это подтверждено исследованием, в результате которого были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются пользователи при работе с информационными ресурсами. Эти трудности выражаются в следующем.

1. Использование ограниченного набора информационных ресурсов, несмотря на свободный доступ к другим ресурсам. Как правило, пользователи используют только хорошо знакомые им ресурсы.

2. При поиске информации в Интернете пользователи чаще опираются на веб-сайты, отражающие содержание печатных бумажных изданий, или на ссылки, найденные в книгах, библиотечных материалах.

3. Пользователи гораздо лучше справляются с поиском информации по хорошо знакомой области знаний и испытывают значительные трудности при поиске информации по малознакомой теме.

4. При решении задач пользователи пытаются получить информацию из вторичных источников информации и не прилагают никаких усилий, чтобы найти первоисточник информации.

5. Пользователи испытывают трудности с построением поискового запроса, недостаточно уделяют внимания вопросу выбора информационной системы, где может находиться нужная им информация, строят запрос слишком буквально, применяя поиск по ключевым словам, имеющимся в самом вопросе.

В итоге возникает неудовлетворенность пользователей от работы информационных ресурсов. На практике чаще всего отрицательный результат поиска необходимой информации не означает ее отсутствие в базе

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...