Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система научно-технической информации

В настоящее время одним из крупнейших российских ресурсов знаний по праву считается система научно-технической информации (НТИ). Наряду с библиотечной сетью, отечественным архивным фондом система НТИ - это огромный комплекс накопленной информации, востребованной современным обществом.

Система научно-технической информации представляет собой целый комплекс материалов, сформированный в результате научного и технического развития. Как показывает практика, наибольшую потребность в информации подобного рода испытывают научные и технические кадры предприятий и организаций, а также их непосредственное руководство. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, НТИ составляет около 15 % объема мировых информационных ресурсов.

В эпоху информационного развития существование современной науки немыслимо без ее обеспечения системой НТИ. Сама же система информации в таких условиях приобретает как теоретическую, так и практическую значимость. С одной стороны, на основе уже накопленных знаний генерируются новые, образуя тем самым принципиально иные научные направления и подходы, с другой стороны, при внедрении научных достижений в сферу производства очевидно и практическое значение НТИ.

Одной из наиболее крупных информационных систем России по праву считается Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Созданная в 60-70-е гг. XX века ГСНТИ являлась крупнейшей информационной системой не только на территории постсоветского пространства, но и во всем мире. Целью ее создания являлось обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграции в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных услуг.

С началом рыночных преобразований переход России на новую систему хозяйствования затронул абсолютное большинство всех сфер деятельности. Особенно остро кризисная ситуация начала 90-х гг. прошлого столетия коснулась ГСНТИ. Система, включавшая около 200 специализированных организаций, а также десятки тысяч служб на предприятиях, фактически развалилась. Из почти 80 отраслевых институтов информации сегодня функционируют не более десятка Согласно основному нормативному документу, регламентирующему деятельность государственной системы НТИ, - "Положению о Государственной системе научно-технической информации", утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.07.1997 г. № 950, ГСНТИ представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств. Государственные системы включают в себя не только федеральные органы НТИ и научно-технические библиотеки, отраслевые органы НТИ и научно-технические библиотеки, но также и региональные центры научно-технической информации. В соответствии с Положением основная задача органов НТИ заключается в формировании, ведении и организации использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных.

В настоящее время информацию по различным видам источников НТИ и направлений науки и техники предоставляют разные федеральные органы научно-технической информации (табл.11).

 

Таблица11. Информация, предоставляемая федеральными органами НТИ

Федеральный орган НТИ Предоставляемая информация
Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ) Информация по ведущимся в стране и законченным открытым научно- исследовательским и опытно- конструкторским работам, защищенным диссертациям на соискание ученых степеней, алгоритмам и программам
Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации (ВИМИ) Информация по научно-исследовательским, опытно-конструкторским работам и результатам научно-технической деятельности оборонного комплекса
Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) Информация по использованию результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций, а также организации обмена этой информацией между регионами
Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) Информация по естественным и техническим наукам  
Государственная публичная научно-техническая библиотека (ВИНИТИ)
Библиотека РАН
Библиотека по естественным наукам РАН
Государственная публичная научно- техническая библиотека Сибирского отделения РАН
Государственная центральная научная медицинская библиотека Информация по медицине и здравоохранению

В 69 областях, краях и республиках Российской Федерации действуют региональные центры научно-технической информации (ЦНТИ) объединения "Росинформресурс" Минпромнауки России. Его основной задачей является формирование, размещение и использование на территории РФ государственных ресурсов НТИ, включая региональные фонды НТИ, базы и банки данных. Росинформресурс также осуществляет подготовку, издание и распространение информации о результатах научно-технической деятельности организаций в различных регионах России.

Информационными услугами Росинформресурса пользуются более 50 тыс. предприятий и организаций, включая научные организации, расположенные во всех регионах России. Абоненты ежегодно получают от этой информационной системы около 40 млн.документов и сообщений

В настоящее время объем накопленных ресурсов знаний ГСНТИ составляет более 1 млрд документов. К этим ресурсам относятся опубликованные в России и за рубежом источники информации по важнейшим направлениям научно-технологической сферы (книги, монографии, сборники, стандарты), диссертации на соискание ученых степеней, отчеты о НИОКР, патентные документы, стандарты, описания технологий, каталоги отечественной продукции, описания отечественных баз и банков данных, международные базы и банки данных, к которым Россия имеет доступ, и многие другие виды ресурсов знаний, необходимых для обеспечения инновационных процессов.

В соответствии с "Положением о Государственной системе научно-технической информации" формирование и ведение Российского сводного каталога научно-технической литературы, поступающей в фонды органов НТИ и научно-технические библиотеки, осуществляет Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ).

Очевидно, что состояние ресурсов знаний системы НТИ напрямую зависит от двух факторов: от выпуска научно-технической литературы и от поступлений в фонды НТИ зарубежных источников.

Отчеты о НИОКР и диссертации (кандидатские и докторские) в соответствии с законом об обязательном экземпляре документов поступают для регистрации, учета и последующего распространения во Всероссийский научно-технический информационный центр (ВНТИЦ). Однако если в конце 80-х гг. XX в. В стране регистрировалось около 120-140 тыс. отчетов о НИОКР и диссертационных исследований [40], то к середине 90-х гг. XX в. их численность заметно сократилась. Такая же ситуация наблюдалась и в отношении поступления зарубежных источников: с 1992 г. в России практически полностью было прекращено выделение централизованных валютных средств для закупки зарубежной литературы. В результате объем поступлений иностранной научной литературы в крупнейшие информационные центры (ГПНТБ России и ВИНИТИ) к 1998 г. сократился более чем на 40%. Таким образом, регулярно зарубежные издания, столь необходимые отечественным специалистам, в Россию практически не поступают.

В связи со сложившейся ситуацией отдельные представители отечественного крупного бизнеса (энергетические компании, коммерческие банки, аудиторские и консультационные фирмы) вынуждены были самостоятельно закупать необходимую для их профессиональной деятельности иностранную литературу, газеты и журналы. Однако эти издания никак не могут считаться общедоступными, поскольку используются вышеназванными организациями исключительно в своих личных, деловых целях.

Поступление получивших за последнее десятилетие особую популярность компакт-дисков — носителей зарубежной информации (электронных изданий, баз данных и др.) также весьма незначительно по причине того, что базы данных слишком дорогостоящи, а государственное финансирование крайне ограничено.

Одной из попыток, хотя и не слишком эффективной, может считаться принцип комплектования федеральных фондов научно-технической информации зарубежными изданиями за счет активизации международного книгообмена. Весьма действенной может оказаться также и спонсорская поддержка от ведущих зарубежных издательств. Однако подобная практика не имеет широкого распространения, особенно в нашей стране. В результате российский рынок знаний ограничивается бесплатными базами данных, которые, к сожалению, быстро устаревают, и выборочными тематиками из платных баз.

Так, Международный центр научной и технической информации (МЦНТИ) предлагает базы данных по мировым и отечественным телекоммуникационным системам, компьютерным сетям, производителям и поставщикам компьютерной техники и программных продуктов в России, международным телекоммуникационным технологиям и стандартам. МЦНТИ осуществляет библиографическое обслуживание на основе баз данных на компакт-дисках по следующим направлениям: INIS - атомная наука и техника; AGRIS — сельскохозяйственные науки; BIOSIS — биология и смежные области науки и техники; F&S INDEX PLUS TEXT — библиографические описания и рефераты публикаций по всем направлениям коммерческой деятельности, J+W COMDISC INTERFTIONAL - адреса и реквизиты для связи примерно 3 млн. компаний и организаций 180 стран мира.

Так же, как и библиотечной системе, ГСНТИ катастрофически не хватает государственного финансирования. Это и послужило причиной ее перевода на платную основу, регламентированную "Положением о Государственной системе научно-технической информации". В соответствии с Положением выдача информации из государственных ресурсов НТИ по запросам пользователей осуществляется органами НТИ, научно-техническими библиотеками и центрами на условиях, обеспечивающих
возмещение их расходов на создание информационной продукции и оказание услуг.

На практике это превратилось в оплату каждого запроса, каждой справки, предоставляемой клиентам. В результате клиенты, которым необходима подобного рода информация, и которую может предоставить только государственная система НТИ, оплачивают ее дважды: первый раз — в качестве налогоплательщиков, а второй - при оплате запроса на ее получение. Существует также возможность получения актуальной научно-технической информации из печатных изданий основных центров НТИ. Ежегодно в России выпускается около 400 подобных изданий. К их категории относятся всевозможные реферативные журналы, библиографические указатели, обзорно-аналитическая информация и многие другие. Из них 312 печатных единиц выпускает ВИНИТИ, 33 - ИНИОН, 16 - РГБ, 10 - Российская книжная палата. Ряд этих изданий формируется в электронной форме, подготавливаясь на основе баз данных ведущих органов НТИ федерального уровня. Но, к сожалению, из-за сокращения тиражей и постоянного роста цен издания центров НТИ стали слишком дорогими для индивидуальных пользователей и превратились в источник информации в крупных библиотеках, институтах и промышленных предприятиях.

 

Система патентной информации

В соответствии с "Положением о Государственной системе научно-технической информации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1997 г. № 950, Российское агентство по патентам и товарным знакам, ныне Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), относится к федеральным органам научно-технической информации.

Роспатент является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции в области охраны промышленной собственности, в области правовой охраны программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Подведомственными организациями Роспатента являются:

• Федеральное государственное учреждение Федеральный институт промышленной собственности (ФГУ ФИПС);

• Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС);

• Палата по патентным спорам.

Федеральный институт промышленной собственности выполняет свои задачи по охране изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем в соответствии со следующими законами:

• Патентным законом Российской Федерации от 23.09.92 г. № 3517-1 (с послед, изм. и доп.).

• Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 г. № 3520-1 (с послед, изм. и доп.).

• Законом РФ "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" от 23.09.92 г. № 3523-1;

• Законом РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23.09.92 г. № 3526-1.

Федеральный институт промышленной собственности комплектует государственный патентный фонд, являющийся частью Национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации, обеспечивает его сохранность и организует на его основе обслуживание заинтересованных организаций, должностных лиц и граждан.

Государственный патентный фонд комплектуется отечественной патентной документацией, а также зарубежными патентными документами за счет международного обмена с 58 странами мира и 6 международными организациями.

Количество действующих патентов Российской Федерации по состоянию на 31.12.2005 г. превысило 123 тыс. Зарегистрировано товарных знаков в 2005 г. - 29447, из них на имя российских заявителей - 14389, а на имя иностранных заявителей - 15058.

В табл. 14 представлено число зарубежных патентных документов, полученных Федеральным институтом промышленной собственности в 2004-2005 гг., и количество отечественных патентов, отправленных в зарубежные патентные системы в эти же годы.

Таблица 14

Взаимный обмен патентной документацией

Год
Получено зарубежных патентных документов - всего, тыс. экз.
В том числе на CD-ROM
Отправлено отечественных патентных документов, тыс.экз.

 

Фонд патентной экспертизы обслуживает только государственных экспертов в условиях открытого доступа. Официальными изданиями Роспатента являются:

• Промышленные образцы (ежемесячное издание);

• Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных схем (ежеквартальное издание).

В 2005 г. выпущены официальные издания на CD-ROM с поисковой системой:

• Изобретения. Полезные модели (36 дисков);

• Изобретения. Полезные модели (с полными описаниями изобретений -36 дисков);

• Товарные знаки. Знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров (24 диска).

Патентная информация является одним из главных элементов системы охраны промышленной собственности. На основе этой информации органы государственной патентной экспертизы устанавливают новизну заявляемого объекта и регистрируют его в качестве изобретения, полезной модели, промышленного образца или товарного знака, направляя сведения о них в мировой патентный фонд. Заявитель взамен на раскрытие в патентно-информационном сообщении существа изобретения или другого объекта получает исключительное право на его использование в течение установленного срока.

Анализ потребителей официальной информации Роспатента показывает, что самую значительную долю (60%) составляют организации, занимающиеся научно-техническими разработками и промышленным производством.

Содержащиеся в Роспатенте сведения используются специалистами организаций и предприятий страны для слежения за патентной ситуацией в своей области, принятия решения о целесообразности собственной разработки и оформления заявки на полученный результат либо приобретение лицензии на уже созданное изобретение или, напротив, оспаривание правомерности выдачи на него охранного документа другому лицу и т.п. В дополнение к этому патентные документы после их опубликования
поступают в общие телекоммуникационные каналы, где они уже выполняют более широкие функции информационного обеспечения научно-технического и социально-экономического развития в целом. Разработчики получают через патентную информацию извещения о новых технических решениях, оценивают современный уровень и тенденции развития конкретной области техники. Предприниматели отбирают новые идеи для коммерческой реализации либо партнеров, способных поставлять уже готовую, основанную на изобретениях продукцию, комплектующие изделия и т.д.

С учетом изложенных обстоятельств Роспатент концентрирует свои усилия, прежде всего, на обслуживании широкого круга потребителей патентной информации. С этой целью осуществляются две функции: во-первых, готовятся и распространяются официальные и иные патентно-информационные издания и базы данных - для формирования (в дополнение к государственному фонду и поисковому массиву экспертизы) распределенных по стране патентно-информационных ресурсов; во-вторых, осуществляется непосредственное патентно-информационное обслуживание конечных пользователей - специалистов организаций и предприятий страны. Указанные информационные продукты и услуги Роспатента доступны также и заинтересованным зарубежным пользователям.

Рыночные отношения требуют непрерывного совершенствования применяемых технологий и оборудования. В этих условиях высока роль патентной информации в развитии фирмы, организации. Перед фирмой стоят две противоречивые задачи. С одной стороны, хотелось бы применить все новое в технологиях и оборудовании, что есть в мире. С другой стороны, нужно ограничить использование запатентованных технологий, учитывая их стоимость, чтобы получить необходимый доход от перехода на новые технологии. Мировые информационные ресурсы предоставляют достаточно полную информацию об интеллектуальной собственности. Так, в системе QuestelOrbit содержится 36 баз по патентам, 50 - по науке и технологиям и 14 баз по торговым маркам. Для того чтобы зарубежному производителю выйти на российский рынок, необходимо заранее (за 1 — 1,5 года) подать заявку на регистрацию патента и торговой марки в Роспатенте. Аналогичная процедура проводится и в отношении других стран. По этой информации аналитик может определить возможный срок выхода конкурента на российский рынок и учесть эту информацию в стратегии своего предприятия.

 

Выводы

1. Исследования зарубежного опыта в области рынка знаний дают основание полагать, что библиотеки в развитых странах эффективно функционируют, пользуются всесторонней поддержкой государства, своевременно пополняясь за его счет. В большинстве случаев плата за пользование библиотечными фондами не взимается. В дополнение к традиционным библиотекам для удобства пользователя в крупнейших агентствах—поставщиках информации создаются базы по периодическим изданиям с доступом к ним в режиме он-лайн. Так, например, в базах Диалога содержится около 10 тыс. периодических изданий с возможностями поиска по самым современным информационным технологиям. Но подобные услуги предоставляются только на платной основе.

2. В России библиотечная сеть и система НТИ являются основными источниками знаний. Библиотечная система России включает более 150 тыс. библиотек, лишь треть из которых являются общедоступными. Остальные считаются открытыми лишь для определенных групп пользователей либо переведены на платную основу. Система же НТИ полностью платная, и это с учетом того, что система является государственной и содержится за счет бюджета.

3. Ранее актуальная система межбиблиотечного абонемента (МБА) практически полностью прекратила свое существование по причине отсутствия финансовой поддержки государства и постоянного роста цен на закупку и доставку книг.

4. Основное требование, предъявляемое мировым рынком к ресурсам знаний, — использование самых новейших достижений мирового сообщества. Чтобы обеспечить это требование, российские ресурсы знаний должны постоянно пополняться как за счет отечественных, так и за счет зарубежных источников. Приведенные данные показывают, что за последние годы в Россию зарубежная информация практически не поступает. Из-за организационных недоработок отсутствует доступ к зарубежным диссертациям, пополнение библиотечных фондов сократилось до недопустимых размеров.

5. Попытка решить проблему обеспечения массового доступа к новейшим ресурсам знаний в России с помощью создания электронных библиотек не может быть реализована в настоящий момент по причине нарушения их владельцами основных положений закона об авторских правах.

6. Не предпринимается практических шагов по обеспечению доступа российских граждан и организаций к мировым информационным ресурсам и ресурсам знаний (профессиональным базам), работающим на коммерческой основе.

7. Трудности финансового характера, возникшие в период реформ, нанесли тяжелый урон системе научно-технической информации. Имеются серьезные проблемы и в получении государственной системой статистики достоверной экономической информации в сфере услуг, в первую очередь в торговле, системе малого бизнеса, фермерства и крестьянских хозяйств. Объемы товаров, ввозимых "челноками", практически трудно проконтролировать.

Вопросы для самопроверки по модулю 2

1. Какие изменения произошли в информационном обеспечении российских предприятий в условиях перехода к рыночной экономике, где информация стала товаром?

2. Какие основные тенденции в развитии мирового рынка информации могут быть отмечены?

3. В какой степени мировой информационный рынок соответствует требованиям государственных и коммерческих структур?

4. Сравните содержание информационных ресурсов профессиональных баз и деловых ресурсов Интернета.

5. Как влияет рост объема текстовой информации в общем объеме мировых информационных ресурсов на автоматизированную обработку информации

6. Сравните состояние зарубежных и отечественных информационных ресурсов по параметрам: полнота представления информации, оперативность представления и предлагаемые технологии доступа.

7. По каким видам информации обслуживание российских потребителей находится на мировом уровне?

8. Какую действенную помощь по развитию информационного рынка России могло бы оказать государство?

9. Какие технологии доступа к электронной информации являются основными в России?

10. Какие особенности российской экономики определяют недостаточную достоверность сведений о финансовом состоянии предприятий?

11. Что относится к ресурсам знаний?

12. Как используются ресурсы знаний при управлении экономикой и предприятием?

13. Состояние российского рынка знаний, проблемы и пути их устранения.

14. Состояние зарубежного рынка знаний.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...