Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национальные системы статистики

В современном мире существует свыше 240 стран и территорий, во всех странах функционируют свои статистические службы. Методы проведения статистических обследований и системы показателей, применяемые в статистических ведомствах разных
стран, весьма различаются.

На 47-й сессии в Женеве 15 апреля 1992 г. Европейской экономической комиссией были утверждены основные принципы официальной статистики. Позже эти принципы после внесения незначительных поправок были одобрены Статистической комиссией ООН. В настоящее время эти 10 принципов составляют общепризнанную основу для работы национальных статистических управлений, а также для статистической деятельности официальных международных организаций.

Принцип 1. Актуальность, объективность и равный доступ. Официальная статистика является необходимым элементом информационных систем демократического общества, обеспечивая правительства, экономические круги и общественность данными об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении. С этой целью официальные статистические данные, имеющие практическую ценность, подготавливаются и распространяются на объективной основе государственными статистическими ведомствами для обеспечения уважения права граждан на общественную информацию.

Национальная статистическая система не должна подвергаться политическим вмешательствам, которые могут проявляться в следующем:

• оказание влияния на выбор используемых определений, с тем чтобы полученные статистические данные представляли проводимую правительством политику в более выгодном свете;

• вмешательство в процесс публикации основных статистических показателей, с тем чтобы выбрать наиболее предпочтительный или наименее болезненный с политической точки зрения момент их публикации;

• вмешательство в процесс выпуска статистических данных, с тем чтобы воспрепятствовать публикации некоторых или всех данных (возможно, это не столь актуально для централизованных статистических систем, как для статистической деятельности веомств, работающих в условиях децентрализованных статистических систем);

• прекращение сбора рядов статистических данных (с использованием бюджетных или других механизмов), что может нарушать целостность статистической информации.

Для того чтобы избежать вмешательства в процесс опубликования последних статистических показателей, многие страны в настоящее время прибегают к использованию системы предварительного объявления сроков опубликования ключевых статистических данных (за месяц или даже за год).

Принцип 2. Профессионализм. В целях сохранения доверия к официальной статистике статистические ведомства в соответствии со строго профессиональными соображениями, включая научные принципы и профессиональную этику, должны принимать решения в отношении методов и процедур сбора, обработки, хранения и представления статистических данных.

Принцип 3. Отчетность. Для обеспечения правильной интерпретации данных статистические ведомства должны предоставлять информацию в соответствии с научными стандартами в отношении источников, методов и процедур в области статистики.

Принцип 4. Меры, направленные на предотвращение неправильного использования статистических данных. Статистические ведомства имеют право комментировать неверную интерпретацию или неправильное использование статистических данных.

Принцип 5. Экономическая эффективность. Данные для статистических целей могут собираться из всех типов источников, будь то статистические обследования или административная отчетность. Статистические ведомства должны выбирать источник с учетом качества, своевременности, затрат и нагрузки, которая ложится на респондентов.

Принцип 6. Конфиденциальность. Данные индивидуального характера, собираемые статистическими ведомствами при подготовке статистической информации, независимо оттого, относятся ли они к физическим или юридическим лицам, должны
носить строго конфиденциальный характер и использоваться исключительно для статистических целей.

Принцип 7. Законодательство. Законы, нормы и меры, в рамках которых функционируют статистические системы, должны предаваться гласности.

Принцип 8. Координация на национальном уровне. Для обеспечения согласованности и эффективности в статистической системе необходимо осуществлять координацию деятельности статистических ведомств на уровне страны.

Принцип 9. Координация на международном уровне. Использование статистическими ведомствами в каждой стране международных концепций, классификаций и методов способствует обеспечению согласованности и эффективности статистических систем на всех официальных уровнях.

Принцип 10. Международное статистическое сотрудничество. Двустороннее и многостороннее сотрудничество в области статистики содействует улучшению систем официальной статистики во всех странах.

Несмотря на схожие цели и задачи, применение стандартизированных классификаторов, методов статистического обследования, эффективность функционирования национальных статистических систем оценивается экспертами по-разному.

Различия в эффективности функционирования национальных статистических систем обусловлены индивидуальными особенностями построения национальных статистических систем, их законодательного обеспечения и рядом других факторов.

Большинство зарубежных стран имеют децентрализованные статистические службы при министерствах, ведомствах и частных компаниях. Тем не менее, обобщение всей статистической информации в стране проводят правительственные центральные статистические органы.

Децентрализованные статистические службы имеют США, Великобритания, Франция, Япония и др. Статистическая служба США - одна из наиболее развитых и мощных. Всего в США сбором и обработкой первичной информации занимаются примерно 70 министерств и ведомств наряду с 400 частными организациями. Важнейшие результаты деятельности американских официальных и профессиональных статистиков находят обобщение в Статистическом ежегоднике США, который издается с 1880 г.

Централизованную структуру имеют статистические системы Канады, Австралии, Нидерландов, России и других стран.

Доступ к официальной информации национальных статистических систем осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Обобщенные официальные статистические данные являются общественным благом, которое должно
быть доступно на бесплатной основе всем членам общества. Официальная статистическая информация распространяется в основном тремя путями через следующие средства:

• средства массовой информации;

• общественные и вузовские библиотеки;

• веб-сайты в Интернете.

Большинство национальных статистических систем имеют веб-сайты в Интернете, на которых всем пользователям доступны официальные статистические данные, однако, как правило, не в полном объеме, а только их часть.

Процесс сбора и обработки статистической информации требует больших затрат на первоначальном этапе, однако на рынке статистической информации представлены и коммерческие организации.

Государственные органы занимают особое положение среди производителей статистической информации, т.е. являются источниками официальной статистической информации. Производители статистической информации могут являться представителями официальной и неофициальной статистики.

 

4. Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

Система статистики России находится в настоящее время в стадии реформирования. Необходимость реформирования определяется, прежде всего, радикальными переменами в социальной и общественно-экономической жизни общества в России Вхождение России в мировое экономическое пространство предполагает освоение и переход на методологическую базу, используемую в мировой практике.

Интенсивное развитие негосударственного сектора, становление рыночной инфраструктуры и другие коренные изменения в экономике обусловливают необходимость применения новых методов организации статистического обследования, разработки новых показателей.

Одна из важнейших задач — охват статучетом быстро увеличивающегося числа хозяйствующих объектов. Только за 1993 г. число хозяйствующих объектов увеличилось на 1 млн. ед. и в настоящее время превышает 4 млн.

В условиях перестройки возникли серьезные трудности в получении отчетности от предприятий, прежде всего негосударственного сектора, особенно в торговле, сфере услуг, системе малого бизнеса и фермерства. В этих условиях большое внимание уделяется отработке и внедрению в практику выборочных и других методов не сплошного сбора статистической информации.

В процессе переработки удалось сохранить единую систему государственной статистики, в которую входят Росстат, его органы в республиках, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, районах и городах, подведомственных предприятиях, организациях и учебных заведениях.

Организационно единая система государственной статистики включает 2250 организаций:

на федеральном уровне — 7;

на региональном уровне - 87 комитетов и управлений статистики;

на районном уровне -2156 региональных (городских) отделов статистики.

Росстат является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство российской статистикой. Его основными задачами являются:

• разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

• предоставление официальной статистической информации Президенту Российской Федерации, Правительству РФ, Федеральному Собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественности, а также международным организациям;

• предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики, публикации статистических сборников и других материалов.

На федеральном уровне осуществляется интеграция информационных ресурсов всей системы органов государственной статистики. Централизованная организация статистической информации реализуется через главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации Росстата.

Анализ экономических и социальных процессов проводится на базе показателей, содержащихся в государственной статистической отчетности, и на основе выборочных статистических обследований.

Одна из важнейших задач Росстата — подготовка публикаций в области статистики и информирование широких слоев общества. Официальные статистические публикации разделяются на следующие виды:

• периодические издания;

• статистические сборники;

• сборники, выпускаемые на CD-ROM.

В 2005 г. выпускались следующие периодические издания:

• Социально-экономическое положение России;

• Информация о социально-экономическом положении России;

• Социально-экономическое положение федеральных округов России (отдельные издания по каждому округу);

• Статистическое обозрение (на русском языке);

• Статистическое обозрение (на английском языке);

• Вопросы статистики.

Среди статистических сборников следует выделить Российский статистический ежегодник и Регионы России как наиболее полные издания. Оба эти издания выпускаются и на CD-ROM. Важными видами публикаций являются также ежемесячный журнал "Статистическое обозрение" и журнал "Вопросы статистики".

Статистическую информацию российские потребители, помимо Росстата, также могут получить от Статкомитета СНГ, подразделений различных комитетов и ведомств, например таких, как Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство сельского хозяйства и ряда других.

Государственный регистр баз и банков данных содержит описание 21 базы данных Росстата, среди которых следующие:

• Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);

• Агрегированные итоги индивидуальных бюджетов (ИТАГР);

• Инвестиции, основные фонды, стройки;

• Интегрированная база данных "ФИНАНСЫ";

• Генеральная совокупность объектов статистического наблюдения (ГС);

• Банк данных "Бухгалтерская отчетность организаций" (БДБОО);

• Центральная база статистических данных (ЦБСД) Росстата;

• Отраслевые статистические базы данных (субрегистры);

• Автоматизированный банк классификаторов (АБК);

• Банк готовых документов (БГД) "Статистика России";

• Центральная база статистических данных Росстата (ЦБСД);

• Цены;

• Паспорт территорий Российской Федерации;

• Регистр городов;

• Сельское хозяйство и др.

 

Модуль 3. Технология доступа к информационным ресурсам и ресурсам знаний. Мировые информационные сети: структура информации, правила поиска, практикум.

Цели:

· ознакомиться со структурой представления информации в мировых информационных сетях;

· получить представление о принципах работы поисковых систем о правилах поиска информационных ресурсов о семантических оценках качества поиска;

· научиться искать информацию с помощью тематических каталогов;

· освоить технологию поиска в поисковых системах;

· узнать о способах составления тезауруса;

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...