Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика дидактического проектирования. Основные задачи и структура курса методики профессионального обучения

 

Дидактическое проектирование – это методическая деятельность, то есть деятельность относительно создания проекта обучения.

Методическая деятельность является одним из элементов педагогической деятельности, она направлена на проектирование такого учебного процесса, который должен гарантировать достижение поставленных целей.

Цель дидактического проектирования преподавателя специальных дисциплин – трансформация технических знаний в педагогическую систему.

Сущность методики профессионального обучения заключается в ее интегральном характере, технологичности и процессуальности.

Интегральный характер заключается в том, что методика профессио­нального обучения объединяет техническое и дидактическое знания. Техническое знание является в данном случае предметом методической деятельности, а педагогическое – средством ее осуществления. Иными словами, целью методической деятельности является трансформация технического знания в педагогическую систему. При этом источниками методики профессионального обучения являются техническое и общепедагогическое знания, профессиональные инженерные умения, а также опыт обучения в различных учебных заведениях. Все эти знания и умения студенты осваивают при изучении различных учебных курсов.

Процессуальность и технологичность методики профессионального обучения вытекают из ее основной цели – обучения педагогической деятельности.

Эта деятельность технологична по своему характеру. Она направлена на решение конечных задач – улучшение качества подготовки специалистов, поэтому каждое ее действие направлено на решение этой задачи. Все операции при этой деятельности выполняются в строгой последовательности.

Содержаниепрограммы курса отражает процесс педагогической деятельности. Каждый раздел программы соответствует определенному этапу деятельности преподавателя (рис. 1.6).

 

Рис. 1.6 Основные разделы курса «Методика профессионального обучения»

 

Целью первого раздела «Анализ цели подготовки и прогнозирование содержания образования» является – обучение студентов аналитической деятельности. Эта деятельность включает ряд умений: анализировать цели обучения конкретных специалистов, разрабатывать квалификационные документы и создавать учебные программы профессиональной и общетехнической подготовки.

Предметом аналитической деятельности является профессиональная деятельность специалиста. Она отражена в специальных документах. Студенты должны научиться отражать технологическую документацию в целях обучения.

Продуктом аналитической деятельности является дидактический проект подготовки специалиста заданного профиля. Этот проект включает ряд документов: профессиональное назначение и условия использования специалиста, функциональную структуру деятельности (перечень формируемых действий и необходимых для этого умения), общую характеристику учебного плана (перечень циклов дисциплин и направлений подготовки), программу профессиональной подготовки (перечень тем профессиональной подготовки).

Процесс анализа и прогнозирования включает ряд последовательных действий: изучение требований заказчика, анализ производственных процессов, нормативной и технологической документации и определение профессионального назначения и условий использования специалиста; определение уровня квалификации специалиста и выбор соответствующих элементов структуры профессиональной деятельности, группирование функций деятельности и определение ее функциональной структуры. На основе полученных данных составляется программа профессиональной подготовки специалиста. Разделы этой программы включают определенные профессиональные действия специалистов, которые отражены в этапе анализа.

Полученные темы программы отражают «направляющую» или стратегическую цель обучения. Эта цель далее конкретизируется для каждой темы программы и представляется в определенной форме. Обучению этой конкретизации посвящен такой подраздел темы «Анализ», как прогнозирование процесса обучения. В курсе методики профессионального обучения он называется «Целеполагание в обучении».

Следует отметить, что обучение студентов конкретизации цели осуществляется в Украинской инженерно-педагогической академии на протяжении последних 15 лет. Совпадение с предложенной профессором системой свидетельствует о правильности выбранного способа обучения.

Целью подраздела «Конкретизация цели обучения» является формирование умений у студентов прогнозировать цели обучения, определять их основные характеристики и эталоны. Продуктом деятельности являются представленные в виде таблицы цели обучения (раздел I). В этой таблице описаны основные характеристики цели по соответствующим уровням усвоения учебного материала. Эта таблица дает возможность определить стратегию обучения. В Украине приняты четыре уровня усвоения: узнавать, воспроизводить, решать стандартные задачи, решать творческие задачи. Это общая характеристика уровня, ее можно дополнить и уточнить.

Следующий раздел методики профессионального обучения формирует у студентов умения создавать учебные материалы. К учебным материалам относятся все те документы, которые отражают содержание темы или раздела программы материалы. Предметом этой деятельности является информация. Для выполнения этой деятельности студентам необходимо овладеть основными категориями и законами логического мышления и конструктивными умениями. Эти умения основываются на закономерностях логики.

Процесс этой деятельности включает ряд последовательных этапов:

- создание логической структуры учебного материала (выписать понятия, определить их объем и содержание, систематизация понятий);

- составление плана темы (определение группы учебного материала, дозирование или деление темы на смысловые части, выбор обобщенного алгоритма, конкретизация обобщенного алгоритма);

- составление текста изложения (построение суждений и умозаключений, проверка соблюдения законов логики);

- составление опорного конспекта (отбор основного ядра текста, составление опорных сигналов, отбор основной информации, построение конспекта).

Этот раздел программы методики профессионального обучения соответствует третьему разделу книги уважаемого профессора.

В программу курса включен также раздел «Моделирование технологий обучения». Этот раздел направлен на создание оптимальных моделей обучения для различных тем учебного материала. Модель включает целый ряд документов: анализ условий обучения, характеристику предполагаемых методов, форм и средств обучения. В результате разрабатывается схема двойных действий преподавателя и учащегося на каждом из этапов урока.

Все названные документы представляют собой дидактический проект обучения специалистов.

После освоения деятельности по созданию дидактических проектов на уровне специальности и темы студенты приступают к изучению основ коммуникативной деятельности.

Целью раздела «Основы педагогической техники» является формирование умений у студентов реализовать собственные дидактические проекты в конкретных педагогических ситуациях.

Система методической подготовки инженеров педагогов включает четыре этапа. Все эти этапы формируют определенный уровень педагогических умений.

Первый этап

Цель: формирование желания представить результаты собственной педагогической деятельности и формирование умений выполнять по заданному алгоритму элементы методической деятельности на примере конкретной темы технического материала.

Содержание: теоретическое и практическое обучение.

Способы обучения: проведение лекций и выполнение практических заданий, обсуждение результатов заданий на практических занятиях.

Второй этап

Цель: Формирование осознанного понимания необходимости подготовки к занятиям; формирование умений выполнять методическую деятельность на примере подготовки конкретного специалиста.

Содержание: теоретическое обучение, практическое обучение, курсовое проектирование.

Способы обучения: проведение лекций и практических занятий, выполнение курсовой работы.

Третий этап

Цель: формирование умений разрабатывать, реализовывать и анализировать собственные педагогические системы, а также применять данную деятельность к конкретным условиям работы учебных заведений.

Содержание: педагогические практики.

Способы обучения: выполнение определенных заданий на практике с их последующим контролем и корректировкой.

Четвертый этап

Цель: формирование умений моделировать и совершенствовать педагогические системы и процессы.

Содержание: дипломное проектирование.

Способы обучения: контроль и корректировка умений на государственном экзамене, выполнение методического раздела дипломного проекта, защита дипломного проекта.

Основными принципами организации методической (педагогической) специальной подготовки являются:

- единство общенаучных и дидактических знаний студентов;

- построение содержания курса на основе отражения в нем процесса педагогической деятельности;

- конструирование тем производится на основе единых подходов к формированию умений, который не зависит от содержания технического материала;

- процесс обучения осуществляется на основе деятельностного подхода к обучению, при этом каждое умение специально закрепляется на всех этапах подготовки.

Можно утверждать, что заданная система может применяться в любых условиях подготовки и переподготовки преподавателей специальных дисциплин.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...