Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Применение философских методов в курсе «Методика профессионального обучения»

 

Рассмотрим некоторые категории и законы философии и примеры их реализации в физике, электротехнике, педагогике. Сущность и примеры реализации законов и категорий диалектики приведена у табл. 1.1.

 

Таблица 1.1

Сущность и примеры реализации законов и категорий диалектики

Наименование законов и категорий философии Сущность законов и категорий философии   Примеры реализации законов и категорий философии
Закон единства и борьбы противоположностей   Предметы и явления имеют противоположные стороны. Противоположности не только исключают, но и обязательно предполагают друг друга. Они сосуществуют в едином предмете и друг без друга. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание, источник развития действительности. Полюса магнита; притяжение разночленных зарядов; анализ и синтез в процессе познания.  
Закон перехода количественных изменений в качественные   Качество – все то, что отличает данный предмет от множества других. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а также его величины, объема и т.д. Количество и качество взаимосвязаны, причем в процессе развития незаметные, постепенные количественные изменения переходят в коренные качественные. Этот переход осуществляется в форме скачка. Превращение вещества из одного агрегатного состояния в другое (из твердого в жидкое); молекула кислорода имеет два атома – это уже озон; изменение объема знаний и умений, усваиваемых обучаемыми, ведет к квалификации будущего специалиста.
Закон отрицания   Отрицание – замена старого новым, возникшим на основе старого. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Развитие идет по спирали с повторением на высших стадиях отдельных сторон и черт низшими. Доклеточные организмы, одноклеточные, многоклеточные. История развития электрических машин.  
Единичное-общее   Всякий предмет обладает рядом особых, только ему присущих черт, - это и есть единичное. Общее составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Водород-газ; вода-жидкость; философия-наука.  
Содержание-форма   Содержание – это совокупность элементов и процессов, образующих данный предмет или явление. Форма – это структура, организация содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к содержанию, а внутренне ему присуща. Элементарные частицы и процессы, связанные с их движением – организация частиц, порядок их размещения.
Сущность-явление   Понятия “сущность” родственно понятию “содержание”, но не тождественно ему. СУЩНОСТЬ – это главная внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета (или совокупность его сторон и отношений). Сущность определяет природу предмета, из нее вытекают все остальные стороны и признаки. ЯВЛЕНИЕ – это внешнее, непосредственное выражение сущности, форма ее проявления. Электрический ток протекает по обмоткам трансформатора – явление электромагнитной индукции.  
Причина-следствие   Явление или группа взаимодействующих явлений, предшествующих другим и вызывающих их, называется ПРИЧИНОЙ. Явление, которое вызывается действием причины, называется СЛЕДСТВИЕМ. Трение – теплота; увеличение тока в цепи – износ изоляции; нагревание воды – испарение.
Необходимость-случайность   Явление или событие, которое при наличии определенных условий обязательно наступает, называется НЕОБХОДИМОСТЬЮ. В отличие от необходимости, СЛУЧАЙНОСТЬ необязательна. В данных условиях она может произойти, а может и не произойти, может протекать так, а может иначе. Случайность не вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его – во внешних условиях и обстоятельствах. Нормальный режим работы электрических машин – режим короткого замыкания; Чередование дня и ночи, времен года – нарушение их.  
Возможность – действительность   Предпосылка для возникновения нового, имеющего в существенном, - это ВОЗМОЖНОСТЬ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ представляет собой осуществленную, реализованную возможность. Все учащиеся имеют возможность стать квалифицированными и рабочими – квалифицированные рабочие; при правильно собранной цепи лампочка должна загореться – лампочка горит.

 


 

 

Опорные схемы для повторения

Рис. 1.7Проблемы современного профессионального образования

 

 

Квалификационные требования к современному инженеру-педагогу
Гибкость профессионально-педагогических умений: - изобретательность в решении нестандартных заданий; - настойчивость при выборе оптимальных решений; - наличие собственных способов осуществления деятельности.  
Быстрая адаптация к реальным условиям работы в профессиональном образовании: - глубокое понимание учебного процесса; - умение прогнозировать ситуации; - мобильность.  
Стойкая мотивация к: - профессиональной деятельности; - дальнейшему образованию.  

 


Рис. 1.8 Новые квалификационные требования к современному инженеру-педагогу в условиях реорганизации высшего образования

 

 

Рис. 1.9 Организация учебного процесса в инженерной педагогике (А.Мелецинек)


 

Психология
Дидактика
Техника
Теория информации
Методы, знания, дидактика
Факты, феномены, понятия
Методика профессионального обучения

 

 


Рис. 1.10 Истоки методики профессионального обучения

 

Рис. 1.11 Характеристика системного подхода

 

Рис. 1.12 Внутренняя (динамическая) структура системы обучения

 

 

Рис. 1.13Внешние связи системы обучения дисциплине в профессиональном учебном заведении

Рис. 1.14 Статическая структура учебного процесса (Бабанский Ю.К.)

 

 

Рис. 1.15 Динамический анализ системы обучения

(Структура управления педагогической системой)

Рис. 1.16Педагогическая система управления

Рис. 1.17 Педагогическая система управления

 

Рис. 1.18Этапы процесса управления обучением

 

 

Рис. 1.19Этапы процесса управления


 

Таблица 1.2

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...