Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отображение деятельности специалиста в содержании курса МПН

Виды профессиональной деятельности Элементы трудового процесса Функциональная структура педагогической деятельности Содержание программы курса МПН
Проектирование Анализ выходных данных Анализ профессиональной деятельности специалиста. Формирование программы профессиональной подготовки Анализ профессиональной деятельности специалиста. Формирование содержания образования
Прогнозирование результата Постановка цели обучения по конкретным темам Методика постановки целей в обучении
Анализ состояния объекта Анализ условий обучения Методика анализа условий обучения
Подготовка материалов Подготовка информационных материалов Методика подготовки информационно-смысловых материалов
Разработка технологий деятельности Выбор способов обучения Методика проектирования технологий обучения
Технолого-организационная Реализация или организация и осуществление трудового процесса Организация и осуществление учебного процесса Основы педагогической техники (коммуникативных процессов в обучении)
Научно-исследовательская Контроль и коррекция результата Оценка и самооценка педагогической деятельности Методика контроля, самоанализа и саморегуляции педагогической деятельности

Таблица 1.3

Сравнительная характеристика функциональных систем деятельности управления учебным процессом

 

Рис. 1.20Структурные элементы дидактического проектирования


Цель
Предмет
Процесс
Техническая информация
Трансформация технических знаний в учебный процесс
Субъект
Учащиеся
Условия
Средства
Материально-технические и дидактические нормы организации учебного процесса
Базовые знания учащихся
Психофизиологические характеристики учебной группы
Технические
Дидактические
Продукт
Результат
Знания, умения, навыки
Сформированные профессионально-важные качества личности
Дидактический проект обучения
- анализ деятельности специалиста; - разработка содержания образования специалиста; - диагностика цели и состояния обучения; - подготовка информационных материалов; - выбор технологии обучения.  
Логические
Психологические
Лингвистические

 

Рис. 1.21Предмет дидактического проектирования

Рис. 1.22Элементы производственного процесса

 

Продукт: измененная характеристика личности


Трансформация в процессе образования, формирование компонентов личности
Результат: приращение опыта и качеств личности
Предмет и условия деятельности
Базовая характеристика личности

 

Рис. 1.23 Процесс трансформации предмета в продукт деятельности

 

Рис. 1.24Структура дидактического проектирования

 


 

Словарь по теме

 

Наука – социально-значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка теоретически-систематизированных объективных знаний о действительности. Наука содержит знание о предмете и способах его исследования.

Учебный предмет - это модель науки, которая содержит учебный материал, подобранный в зависимости от целей и заданий образования.

Педагогика – наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей.

Дидактика – часть педагогики, которая разрабатывает теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения.

Воспитание – процесс целеустремленного, систематического формирования личности, предопределенный законами общественного развития, действием многих объективных и субъективных факторов.

Методика профессионального обучения – учебная дисциплина, которая интегрирует в себе профессионально-педагогические и профессиональные знания и умения и направленная на подготовку в сфере дидактического проектирования.

Педагогическая деятельность – это трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, реализация, контроль, коррекция.

Управление - комплекс необходимых мер влияния на группу, общество, его отдельные звенья с целью их благоустройства, сохранения качественной специфики, усовершенствования и развития.

Педагогическая система управления - это сложная социальная система, которая разделяется на две основных подсистемы: управляющую (преподаватель) и управляемую (учащиеся). Каждую из этих подсистем, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельную систему со свойственными ей подсистемами.

Дидактичное проектирование - это деятельность преподавателя из создания системы документов, которые отображают особенности организации и осуществления учебного процесса (на уровне специальности, темы) в учебном заведении определенного уровня.

Технологический процесс - закономерность превращения готового сырья в продукцию, что зависят от специфики охваченной ими отрасли.

Трудовой процесс - это совокупность трудовых действий, с помощью которых специалист влияет на предметы труда и руководит ими.


 

 

Основные черты психологической личности инженера-педагога

Профессиональная направленность:

· профессиональный интерес;

· профессиональная потребность;

· профессиональное самоопределение.

Профессиональная компетентность:

· общественно правовая и экономическая осведомленность;

· технический интеллект;

· дидактичное мышление;

· профессионально важны качества.

 

 


 

Вопросы и задания для контроля

1. Перечислить противоречия, существующие в современной системе профессионального образования, проиллюстрировать их примерами.

2. Раскрыть сущность системного подхода, выявив алгоритм его использования при анализе педагогической деятельности.

3. Проанализировать педагогическую систему с точки зрения системного подхода.

4. Используя известные элементы учебного процесса, провести системный анализ педагогической системы.

5. Объяснить отличие между статическим и динамическим анализом педагогической системы.

6. Назвать функциональные элементы структуры педагогической деятельности инженера-педагога.

7. Назвать основные особенности технологического подхода к обучению.

8. Определить преимущества технологического подхода к обучению по сравнению с традиционным.

9. Определить основные блоки управления процессом обучения.

10. Привести примеры различных технологий обучения.

11. Определить основные тенденции развития современной системы образования, связав их с требованиями , предъявляемыми к качеству подготовки специалиста.

12. Назвать элементы комплексной структуры деятельности, охарактеризовать каждый из них.

13. Охарактеризовать цель дидактического проектирования, назвать ее продукт и результат.

14. Описать процесс методической деятельности.

15. Дать определение понятиям: цель, продукт, процесс, результат, субъект, средства деятельности.

16. Назвать основные законы философии.

17. Назвать основные категории философии.

18. Назвать задачи МПО как науки и учебного предмета.

19. Продемонстрировать интегрирующую функцию МПО в системе образования инженера-педагога.

20. Назвать элементы трудового процесса, конкретизировать их применительно к деятельности педагога.

21. Назвать функции методической подготовки.

22. Охарактеризовать личность инженера-педагога, выделив основные ее характеристики, необходимые для осуществления дидактического проектирования.

23. Назвать элементы содержания методической подготовки инженера-педагога.


 

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1

 

Дать определение понятий:

Определения: педагогическая деятельность, система, структура, системный анализ, педагогические технологии, технологии обучения, методы, формы, содержание, принципы обучения, образование, воспитание, развитие.

 

Задание 2

 

Продемонстрировать системный подход при анализе предмета или явления.

Предлагаемые варианты:

предмета: генератор, трансформатор, двигатель, ЛЭП, АЭС, тепловая сеть, подстанция, системы электроснабжения завода, городская подстанция, комната 3-х-комнатной квартиры, стул, стол, дочь или сын в семье, староста группы, учебная группа, грузовой автомобиль, подъемный кран, жилой дом, ГПП завода, колодец, батарея (тепловая в комнате), люстра, настольная лампа, резистор, транзистор;

явления: электромагнитная индукция, резонанс и т.д.

 

Задание 3

 

Дать характеристику деятельности через ее комплексную структуру.

Предлагаемые варианты: образование, обучение, учение, преподавание, развитие, составление конспекта по физике, ТОЭ, педагогике, психологии; подготовка реферата по истории, методике, электротехнике, биологии; выполнение задания по расчету электрической цепи, постоянного тока, электрической сети, матрицы; приготовление пищи, контроль знаний учащихся, изготовление гербария, стола, стула; рисование, уборка письменного стола; проведение беседы.

 

Задание 4

 

Привести по 2÷3 собственных примера по реализации диалектических законов и категорий философии в области электротехники, энергетики, педагогики.

 

 


 

Модуль 2. Методика формирования содержания образования

 

Цель:

Сформировать умения:

Ø определять глобальные цели обучения, устанавливая перечень профессиональных действий, которые должен выполнять специалист на рабочем месте;

Ø формировать содержание программы профессиональной подготовки.

 

План

2.1. Профессиональное образование Украины и ее основные понятия.

2.2. Методика анализа профессиональной деятельности специалиста.

2.3. Методика формирования учебного плана подготовки гуманитарного, фундаментального и социально-экономического циклов.

2.4. Методика формирования содержания дисциплин профессиональной (специальной) подготовки.

2.5. Методика формирования программы профессиональной теоретической подготовки студентов технических специальностей.

2.6. Методика формирования программы профессиональной практической подготовки студентов технических специальностей.

 

2.1. Профессиональное образование Украины и ее основные понятия

Образование– организованный обществом нормативный процесс (и его результат) передачи социально-важного опыта предыдущих поколений, который в онтогенетическом плане является становлением личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности.

Содержание образования – специально отобранная и назначенная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

В структуре содержания образования прежде всего отображается структура опыта личности.

Опыт личности выражается перекрестными группами компонентов:

· качества личности, инвариантные предметной специфике деятельности, то есть те, которые отвечают наиболее общей структуре деятельности (опыт физического развития, опыт эстетичного отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт моральных отношений);

· опыт предметной деятельности, дифференцированной за степенью общности ее видов (общее – специальное и их пересечение – политехническое образование);

· опыт личности, дифференцированный по принципу «теория–практика» («знание–умение»);

· опыт личности, дифференцированный по творческому признаку (репродуктивная и творческая деятельность).

Эта структура отражается в содержании образования, в частности, может быть применена при выделении его компонентов.

Содержание образования содержит три основных перекрестных компонента: общий, политехнический и специальный. Результатом общего образования является формирование способности к выполнению ее общекультурных и общечеловеческих функций и видов деятельности. Специальное образование обеспечивает подготовку к специальным и профессиональным видам деятельности. Политехническое образование рассматривается как сфера пересечения общего и специального образования.

Профессия – это способность выполнять работы, которые требуют от личности определенной квалификации. Профессия требует определенного обозначения круга знаний и умений.

Специальность – это категория, которая характеризует:

· в сфере образования – направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (определяется через объект деятельности специалиста и отбивает разновидность деятельности и сферу использования его в работе);

· в сфере труда – особенность направленности и специфику работы в пределах профессии (содержание заданий профессиональной деятельности).

Исходя из этого, можно отметить, что:

– профессия является более широким понятием, чем специальность;

– разновидности профессий называют специальностями;

– критериями выделения специальностей являются способы дифференциации профессий, которые и определяют структуру профессиональной деятельности.

Общая деятельность определяет способности человека к жизни в обществе и включает такие разновидности: познавательная, коммуникативная, трудовая, моральная, эстетичная и физическая. Все они формируются не только в период получения среднего образования, но и в процессе профессионального образования при изучении дисциплин гуманитарного, социально-экономического и фундаментального циклов.

В зависимости от профессионального деления труда профессиональная деятельность разделяется на такие виды:

· технологическая;

· организационно-управленческая;

· проектно-конструкторская;

· научно-исследовательская.

Другие признаки выделения специальностей зависят от объекта деятельности или отрасли знания, к которой принадлежит эта профессия.

Квалификация – это способность личности выполнять обязанности и работы на определенном уровне. Она требует определенного образовательно-квалификационного уровня и отражается через профессию.

Образовательный уровень – характеристика образования путем определения уровня сформированности качеств человека, которые обеспечивают ее всестороннее развитие как личности и является достаточными для получения соответствующей квалификации.

В Украине существуют такие образовательно-квалификационные уровни:

· квалифицированный рабочий;

· младший специалист;

· бакалавр;

· специалист, магистр.

Современная система образования Украины включает систему общего среднего образования и профессионального образования. В свою очередь система профессионального образования состоит из профессионально-технического, высшего и перманентного (последипломного) образования. При этом каждому образовательно-квалификационному уровню отвечают определенные типы учебных заведений.

Сегодня в Украине существует четыре уровня квалификации: рабочая квалификация (квалифицированный рабочий, который учился в ПТУЗ), средняя квалификация (специалисты среднего звена, которых готовят техникумы, колледжи), высшая квалификация (специалисты, которых выпускают ВУЗы III и IV уровней аккредитации), научная (магистр, старший научный сотрудник, кандидат наук, доктор наук, которые закончили ВУЗы III и IV уровней аккредитации).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...