Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика систем производственного обучения

Наименование деятельности Сущность деятельности Преимущества Недостатки
Предметная В основе лежит идея последовательного овладения умениями и навыками изготовления отдельных деталей. Обучение осуществляется в процессе создания завершенных изделий с нарастанием сложности В процессе обучения создаются необходимые детали, чувствуются результаты своего труда Трудности выбора изделий, которые обеспечивают рост квалификации. Многоразовое повторение, длительность и незначительная эффективность. Невозможность научить разнообразным типам операций
Операционная Последовательное овладение приемами выполнения отдельных операций, не связанных между собой в пределах единственного технологического процесса, независимость от выработанной продукции Дает возможность овладения операциями, которые необходимо усвоить в определенной последовательности в соответствии с требованиями постоянного нарастания сложности Знание, умение и навыки формируются в виде изолированных «кусков», которые не составляют единственного целого. Недостаточное приложение на практике (обучение осуществляется за отдельными операциями, которые не всегда применяются на производстве)
Операционно-поточная После выполнения отдельных операций деталь передается дальше конвейером, и учащийся повторяет ту же операцию с другой деталью. Для усвоения другой операции учащийся переходит на другое место Четко усваиваются операции во время выполнения трудового процесса Сложность организации и значительная длительность
Комбинированная Обучение начинается из усвоения важнейших приемов по специальности, а затем продолжается в процессе изготовления целостных изделий с постепенным нарастанием сложности на рабочем месте Достигаются две цели: усовершенствование умений выполнять на базе нескольких операций комплексную работу, которая обеспечивает технологический процесс; задание выполняется в условиях реальной организации труда Трудно обеспечить четкую связь операционных действий и комплексных работ в соответствии с пределами ПТ цикла
Операционно-предметная Формирование отдельных умений и навыков в процессе изготовления деталей Дает возможность овладеть операциями в процессе изготовления деталей Невозможность формирования необходимой степени мастерства

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Анализ профессиональной деятельности, определение функциональной структуры деятельности
Определение характера трудовых процессов, осуществляемых специалистом
Выбор типа и системы производственного обучения
Определение структуры обобщенного объекта деятельности и составления его подструктур
Составление структурной схемы профессионального обучения
Выявление совокупности структуры обучения (оптимального набора элементов)
Углубленное раскрытие элементов и их компоновка в соответствии с принципом обучения по «спирале»
Согласование программ теоретического и практического обучения
Составление перспективно-тематическиго плана профессиональной подготовки
Составление программы производственного обучения  

 


Рис. 2.19. Алгоритм составления программы профессиональной подготовки

Рис. 2.20 Иерархия содержания образования

 


 

Словарь по теме

Образовательно-квалификационные уровни:квалифицирован рабочий, младший специалист, бакалавр, специалист, магистр.

Виды образования:общее, политехническое, профессиональное.

Общее образование овладение знаниями с основ наук и подготовки учащихся до получения профессионального образования.

Политехническое образование один из видов образования, заданиями которого является: ознакомление с разнообразными отраслями производства; познание сущности многих технологических процессов; овладение определенными умениями и навыками обслуживания самых простых технологических процессов.

Профессиональное образование – образование, направленное на овладение знаниями, умениями и навыками, которые необходимы для выполнения заданий профессиональной деятельности.

Профессия это способность выполнять работы, которые требуют от личности определенной квалификации. Профессия требует определенного обозначения круга знаний и умений.

Специальность -это категория, которая характеризует:

· в сфере образования – направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (определяется через объект деятельности специалиста и отбивает разновидность деятельности и сферу использования его в работе);

· в сфере труда – особенность направленности и специфику работы в пределах профессии (содержание заданий профессиональной деятельности).

Квалификация это способность личности выполнять обязанности и работы на определенном уровне. Она требует определенного образовательно-квалификационного уровня и отражается через профессию.

Квалификационная характеристика -это государственный документ, который включает перечень требований в знаниях, умениях и навыках, которыми должен владеть специалист данной профессии того или другого уровня квалификации.

Учебный план -это утвержден Министерством образования документ, в котором определяется для каждого типа учебных заведений перечень учебных предметов, порядок их изучения за годами, количество недельных часов на их изучение, структура учебного года.

Учебная программа - это документ, утвержденный Министерством образования, в котором подается характеристика содержания учебного материала с указанием разделов, тем. ориентировочного количества часов на их изучение.


 

 

Учебник это учебная книга, в которой раскрывается содержание учебного материала из определенного предметы в соответствии с требованиями действующей программы.

Учебное пособие это учебная книга, в которой подается содержание учебного материала, который не всегда отвечает требованиям действующей программы, а выходит за ее пределы; определяются дополнительные задания, направленные на расширение познавательных интересов учащихся, развитие их самостоятельной поисковой познавательной деятельности.

Знание -это результат познавательной деятельности, проверенное общественной практикой и логично упорядочено отображение ее в сознании человека.

Умение это способность выполнять определенные действия на основе соответствующих знаний; умение и готовность применять знание в практической деятельности на принципах сознания.

Навыки применение знаний на практике, что осуществляется на уровне автоматизированных действий путем многоразовых повторений.

Производственный процесс -это совокупность основных технологических процессов и превращений, а также трудовых действий человека.

 

 


 

Вопросы и задания для контроля

 

1. Расположить понятия в логической последовательности: специальное образование, профессиональная подготовка, теоретическое обучение, профессиональное образование, практическое обучение.

2. Назвать сквозные компоненты содержания образования.

3. Каковы цели общего образования?

4. Каковы цели профессионального образования?

5. Каковы цели политехнического образования?

6. Назовите функции специального образования.

7. Назовите функции профессионального образования.

8. Чем отличаются понятия специальное образование и образование в профессиональных учебных заведениях?

9. Что такое образовательные уровни? Какие образовательные уровни существуют в Украине и в каких учебных заведениях они готовятся?

10. Что такое образовательно-квалификационный уровень? Какие образовательно-квалификационные уровни существуют в Украине и в каких учебных заведениях они готовятся?

11. В каких учебных заведениях Украины готовят бакалавров?

12. В каких учебных заведениях Украины готовят специалистов?

13. В каких учебных заведениях Украины готовят магистров?

14. В каких учебных заведениях Украины готовят младших специалистов?

15. Что такое ступени образования и какие ступени образования существуют в Украине?

16. Что такое профессия? Привести примеры наименований профессий в какой-либо области техники.

17. Что такое специальность? Привести примеры наименований специальностей в какой-либо области техники.

18. Что такое квалификация? Привести примеры наименований квалификаций в какой-либо области техники.

19. Укажите средства деятельности преподавателя при проведении аналитического этапа.

20. Назовите виды профессиональной деятельности.

21. Каковы цели этапа анализа?

22. Назовите способы оптимизации содержания образования.

23. Что такое квалификационная характеристика и из каких разделов она состоит (для системы ПТО)?

24. Что является предметом аналитической деятельности преподавателя?

25. Что является средством аналитической деятельности преподавателя?

26. Что является продуктом аналитической деятельности преподавателя?

27. Какова последовательность действий преподавателя при выполнении аналитической деятельности?

28. Что такое «специальное образование»? В чем отличие понятий «специальное образование» и «профессиональное образование»?

29. Дайте характеристику видов деятельности рабочего в какой-либо области техники.

30. Дайте характеристику видов деятельности младшего специалиста, бакалавра в какой-либо области техники.

31. Дайте характеристику видов деятельности специалиста в какой-либо области техники.

32. Дайте характеристику видов деятельности магистра в какой-либо области техники.

33. Назовите элементы структуры общеобразовательной деятельности.

34. Назовите элементы структуры профессиональной деятельности.

35. Назовите виды деятельности рабочих: электромонтеров, электромонтажников, ремонтников.

36. Опишите методику анализа профессиональной деятельности специалиста.

37. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют познавательную деятельность.

38. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют умственную деятельность.

39. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют коммуникативную деятельность.

40. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют направленность личности.

41. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют трудовую деятельность.

42. Назовите перечень учебных предметов общеобразовательной подготовки, которые формируют эстетическую направленность.

43. Назовите социально-экономические и гуманитарные дисциплины, которые изучает рабочий.

44. Назовите социально-экономические и гуманитарные дисциплины, которые изучает младший специалист.

45. Назовите социально-экономические и гуманитарные дисциплины, которые изучает бакалавр.

46. Назовите социально-экономические и гуманитарные дисциплины, которые изучает специалист.

47. Назовите профессионально-ориентированные дисциплины, которые изучает рабочий-электроэнергетик.

48. Назовите профессионально-ориентированные дисциплины, которые изучает младший специалист.

49. Назовите профессионально-ориентированные дисциплины, которые изучает бакалавр.

50. Назовите профессионально-ориентированные дисциплины, которые изучает специалист.

51. Назовите компоненты профессиональной подготовки электроэнергетика и специалиста-электроэнергетика.

52. Что такое производственный процесс и каковы его элементы?

53. Что такое знания и умения, как они взаимосвязаны между собой?

54. Какие умения Вы знаете? Приведите примеры.

55. Каковы цели теоретического обучения?

56. Каковы цели практического обучения?

57. Как формируется программа теоретического обучения? Что такое объект изучения (обобщенный объект деятельности), что такое функциональная структура деятельности?

58. Назовите обобщенные элементы (темы программы) теоретического обучения для рабочего-электроэнергетика.

59. Назовите обобщенные элементы (темы программы) теоретического обучения для инженера-электроэнергетика.

60. Что такое трудовой процесс? Какие имеются типы трудовых процессов и какова их характеристика?

61. Что такое система производственного обучения? Какие типы систем производственного обучения известны?

62. Дайте характеристику предметной системе производственного обучения.

63. Дайте характеристику операционной системе производственного обучения.

64. Дайте характеристику комплексной системе производственного обучения.

65. Дайте характеристику модульной системе производственного обучения.

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

Задание 1.

Для заданных 3-х рабочих профессий (монтера, монтажника, ремонтника или наладчика) определить элементы комплексной структуры деятельности (цель, субъект, предмет, средства, процесс, продукт). Анализ провести на основе изучения имеющихся квалификационных характеристик рабочих профессий, а также имеющихся таблиц в приложении 2.19, 2.20,2.21

Таблица 2.19

Структура деятельности Специальность
Монтер Монтажник слесарь-сборщик (ремонтник)
Цель      
Субъект      
Предмет      
Средства      
Процесс      
Продукт      

 


 

 

Задание 2

Для заданной рабочей профессии проанализировать структуру деятельности, определив профессиональное назначение и условия использования (дать ответ в таблице).

Таблица 2.20

Где может работать Кем
   

 

2.Составить функциональную структуру деятельности.

Таблица 2.21

Вид деятельности Процесс (содержание) Средства деятельности знания + умения Характеристика умений
монтажник   ремонтник   наладчик   знания................   умения............... знаково-практические знаково-умственные предметно-практические предметно-умственные

 

Указать тип трудовых процессов.

Назвать систему производственного обучения и составить ее структуру.

Определить элементы обобщенного объекта деятельности и дать их характеристику.

Составить программу теоретического обучения

Составить перспективно-тематический план профессиональной подготовки

Таблица 2.22

Темы по спецтехнологии Темы по производственному обучению
1. 2. 3. 1. 2. 3.

 

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...