Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика деятельности относительно постановки цели обучения




 

Как видно из схемы управления процессом обучения, вторым этапом проектирования является этап анализа и прогнозирования, результатом которого является цель обучения.

Цель отвечает на вопрос: зачем или для чего преподают?

Р. Магер и А. Мелецинек: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».

Определение целей:

● Желаемое состояние объекта (М.Марков).

● Желаемое состояние объекта в будущем (О. Шонесси).

● Информация об объективной ценности (полезности), которой человек намеревается добиться (Ю.Козецкий).

● Модель потребного будущего (Н.А. Бернштейн)

● Модель будущих результатов (П.К Анохин.).

● Долгосрочный желаемый результат (Р.Акофф и Ф.Эмери).

«Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому стремиться человек».

Рассмотрим более подробно методику постановки целей в обучении. Ясное представление цели перед изучением учебного материала дает возможность разъяснить обучаемым ориентиры совместной деятельности, сделать ясным стоящие задачи. Это снимает напряжение в процессе обучения, способствует формированию мотивов и в конечном итоге, повышает эффективность обучения.

В соответствии с этим в процессе развития педагогической науки вопросу постановки цели постоянно уделялось внимание многими педагогами и психологами [1-4]. При этом подходы к определению характеристик цели довольно разнообразны, а во многих случаях существенно отличаются друг от друга.

Традиционно в педагогике цели описываются следующим образом:

- через изучаемое содержание;

- через деятельность преподавателя;

- через внутренние процессы развития личности;

- через учебную деятельность студентов [1].

Таблица 2.1

Описание цели курса “Электротехника”

Знать Уметь
1. Основные законы, формулировать их, определять физическую сущность. Использовать эти законы при расчете различных цепей.
2. Термины и обозначения различных элементов электрических цепей и их параметров. Характеризовать различные электрические цепи, узнавать их на схемах в реальных электрических установках.
3.Основные понятия электротехники. Определять основные характеристики электротехнических устройств.
4. Виды электрических цепей и основные процессы, которые в них протекают. Характеризовать основные закономерности процессов, протекающих в электрических цепях и определять параметры электрических цепей.
5. Методы расчета параметров цепей и режимов. По неявному алгоритму проводить расчет параметров электрических цепей и режимов.
6. Принципы действия электрических устройств. Отличать устройства по виду конструктивных элементов и находить их в реальных объектах и схемах.
7. Методы измерения электрических величин . Измерять разными способами электрические величины.

Такие представления цели на сегодняшний день уже не удовлетворяют требованиям современной технологии обучения, ибо они не дают представления о результатах обучения, являются неопределенными, неясными и неконкретными.



В современной трактовке технологии обучения цель является направляющим и инструментальным элементом учебного процесса и на ее основе в дальнейшем определяются и способы получения результата обучения, и степень достижения цели.

Деятельностный подход к обучению.

Традиционно - передать знание и сформировать умения и навыки.

При деятельностном подходе - сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечат их применение в заранее заданных процессах.

Цели обучения включают формирование опыта личности, представленного в форме перечня профессиональных задач, которые должен уметь выполнять специалист в заданной сфере деятельности.

Цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучаемых, причем таких, которые преподаватель или какой-либо другой эксперт могут свободно опознать.

В рамках технологического подхода к обучению и целеполаганию предъявляются следующие требования:

· соответствие цели основным требованиям к специалисту, заложены в стандарте образования;

· четкое отражение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, осваиваемого обучаемыми;

· отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели;

· наличие способа или «инструмента» для контроля достижения цели;

· наличие шкалы оценки сформированных качеств личности.

При этом следует отметить, что всякая система деятельности имеет множество разнородных целей, в соответствии с чем существуют различные уровни целеполагания.

В методике профессионального обучения принято определять три уровня целеобразования:

· стратегические цели – главные для всего периода обучения;

· тактические – цели недалекого будущего;

· оперативные – на малое время.

Например, стратегической целью студента может быть получение высшего образования, тактической – составление зачета или экзамена из отдельной учебной дисциплины, оперативной – выполнение расчетно-графической работы.

Рассмотрим каждый с уровней цели.

Применительно к процессу обучения на глобальном (стратегическом уровне целеобразования) осуществляется педагогическая интерпретация общественно-государственного заказа и построение модели личности обучаемого. Данные цели строятся на основе нормативных государственных документов, которые отражаются в стандарте образования.

На уровне этапного целеобразования глобальная цель дифференцируется в основные цели по этапам подготовки. В случае профессионального образования к этапам подготовки относятся различные циклы дисциплин.

Уровень оперативного целеобразования включает – определение тактических целей обучения по отдельным темам и разделам дисциплин, конкретизирующихся до целей отдельных уроков. Все вышеизложенное укладывается в схему, представленную на рис. 3.1.

 


Рис. 3.1 Иерархия целей

 

Рассмотрим последовательно технологию деятельности при постановке каждого вида целей.

Постановка глобальных целей образования является первым этапом подготовки преподавателя к занятиям (дидактического проектирования). Следует отметить, что создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных. В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта обучения, вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования.

Предметом аналитической деятельности педагога является личность формируемого специалиста и ее основные характеристики. Средством осуществления данной деятельности являются образовательно-квали­фикационные и должностные документы, а также результаты наблюдений, интервью и анкетирования работающих специалистов.

Анализируя профессиональную деятельность специалиста, преподаватель трансформирует ее в стратегическую цель образования, Эта стратегическая цель выражается в форме перечня профессиональных умений и качеств личности, которые следует сформировать в процессе обучения. Далее, на основании стратегической цели образования составляется программа профессиональной подготовки специалиста. Все вышесказанное укладывается в схему (рис. 3.2).

Четкая концепция цели до начала изучения учебного материала:

• Дает возможность объяснить учащимся опорные моменты совместной деятельности.

• Разъясняет задачи стоящие перед студентами.

• Снимает напряжение во время процесса обучения.

• Создает мотивацию.

• Увеличивает эффективность обучения.

 


Рис. 3.2 Структура целей обучения специалиста

 

3.2 Методика постановки целей обучения отдельных дисциплин технического профиля

Программа профессиональной подготовки содержит ряд учебных дисциплин, разделов и тем. Каждая дисциплина, в свою очередь, имеет свою цель, которая является одной из составляющих стратегической цели обучения. Другими словами, тактическая цель является составляющей стратегических целей, конкретизированной к уровню учебной дисциплины.

Обычно эти цели подаются в форме перечня профессиональных умений, которые следует сформировать у студентов во время изучения определенного курса. Пример такой конкретизации стратегической цели обучения студента из специальности «электрические станции», цель обучения дисциплины «электрическая часть станций и подстанций» нижеприведенные.

Цели и задачи учебной дисциплины «Электрические станции и подстанции» состоят в том, чтобы сформировать у студента такие умения:

- различать и самостоятельно составлять технологические схемы различных видов электрических станций, анализировать назначение отдельных элементов;

- четко определять режимы работы электроустановки, уметь устанавливать и поддерживать их, грамотно и быстро ликвидировать возможные аварийные режимы;

- разрабатывать главные и вспомогательные схемы электрических станций и подстанций, выбирать оборудование для них;

- выполнять компоновку оборудования распределительных устройств различных напряжений с целью надежной его работы и безопасного использования»

Все необходимые профессиональные умения, заложенные в структуре личности, охватывают требования, которые выдвигаются к современному специалисту в целом. Описание каждого из компонентов структуры личности относительно конкретной дисциплины и будет оперативной целью обучения, которую преподаватель стремится достичь в течение изложения всего курса.

Таблица 3.2

Обобщенное описание личности в профессиональном образовании

Основные стороны личности Базовая характеристика личности (предмет) Сформированные характеристики личности (продукт)
2
Опыт личности Кругозор и эрудиция. Профессиональная направленность: склонность к определенным типам профессий Общетеоретические и общепрактические умения в различных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментально-математической и др.); приемы учебной работы, навыки самообразования. Инвариантные виды деятельности: - умственная; - ценностно-ориентационная ; - трудовая; - коммуникативная; - эстетическая; - физическая Мировоззрение. Профессиональная направленность: профессиональный интерес, потребность, самоопределение. Профессиональная компетентность: наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования; Коммуникативная готовность: способность к эффективной коммуникативной деятельности. Экономическая эрудиция, правовая компетентность
Функциональные механизмы психики Обучаемость: восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Стиль мышления. Тип мышления. Характеристики памяти. Профессиональная память. Техническое мышление: -единство теоретической и практической деятельности; -понятийно-образное мышление; -способность оперативно решать технические задачи. Способность творческого подхода в решении профессиональных задач.
Типологические особенности личности Характер и темперамент Способность саморегуляции и самоанализа в различных условиях
Другие качества Интерес, активность, работоспособность, инициативность Устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к профессиональному совершенствованию

 

При этом профессиональная направленность включает осознанное желание выполнить качественно предполагаемую профессиональную деятельность, интерес к ней, понимание важности заданной деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Профессиональная компетентность выражается в форме определенного перечня профессиональных умений, которые выбираются из функциональной структуры деятельности будущего специалиста.

Коммуникативная готовность проявляется в умении объяснить сущность тех явлений и процессов, которые лежат в основе профессиональных умений, а также в умении описывать предстоящую деятельность, отстоять собственное мнение и т.д.

Экономическая эрудиция и правовая компетентность проявляется в умении определить экономическую целесообразность того или иного явления, применения прибора, оборудования, методов расчета и т. д., а также знании правовых вопросов, связанных с осуществлением заданных производственных процессов и явлений.

К цели обучения также следует отнести опыт, дифференцирующийся по творческому признаку, который представляет собой формирование определенных творческих умений .

К развивающей цели обучения также относится формирование необходимых механизмов психики: восприятие, мышление, речь, память, психомоторные умения. Данные элементы деятельности определяют сферу способностей человека и их следует развивать. Именно поэтому оперативная цель и предполагает развитие заданных способностей


 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...