Как видно из схемы управления процессом обучения, вторым этапом проектирования является этап анализа и прогнозирования, результатом которого является цель обучения.
Цель отвечает на вопрос: зачем или для чего преподают?
Р. Магер и А. Мелецинек: «Если точно не знать, куда идти, то легко оказаться там, где совсем не хотелось бы быть».
Определение целей:
● Желаемое состояние объекта (М.Марков).
● Желаемое состояние объекта в будущем (О. Шонесси).
● Информация об объективной ценности (полезности), которой человек намеревается добиться (Ю.Козецкий).
● Модель потребного будущего (Н.А. Бернштейн)
● Модель будущих результатов (П.К Анохин.).
● Долгосрочный желаемый результат (Р.Акофф и Ф.Эмери).
«Цель указывает на будущее состояние объекта или системы, к которому стремиться человек».
Рассмотрим более подробно методику постановки целей в обучении. Ясное представление цели перед изучением учебного материала дает возможность разъяснить обучаемым ориентиры совместной деятельности, сделать ясным стоящие задачи. Это снимает напряжение в процессе обучения, способствует формированию мотивов и в конечном итоге, повышает эффективность обучения.
В соответствии с этим в процессе развития педагогической науки вопросу постановки цели постоянно уделялось внимание многими педагогами и психологами [1-4]. При этом подходы к определению характеристик цели довольно разнообразны, а во многих случаях существенно отличаются друг от друга.
Традиционно в педагогике цели описываются следующим образом:
- через изучаемое содержание;
- через деятельность преподавателя;
- через внутренние процессы развития личности;
- через учебную деятельность студентов [1].
Таблица 2.1
Описание цели курса “Электротехника”
Знать
| Уметь
|
|
| 1. Основные законы, формулировать их, определять физическую сущность.
| Использовать эти законы при расчете различных цепей.
| 2. Термины и обозначения различных элементов электрических цепей и их параметров.
| Характеризовать различные электрические цепи, узнавать их на схемах в реальных электрических установках.
| 3.Основные понятия электротехники.
| Определять основные характеристики электротехнических устройств.
| 4. Виды электрических цепей и основные процессы, которые в них протекают.
| Характеризовать основные закономерности процессов, протекающих в электрических цепях и определять параметры электрических цепей.
| 5. Методы расчета параметров цепей и режимов.
| По неявному алгоритму проводить расчет параметров электрических цепей и режимов.
| 6. Принципы действия электрических устройств.
| Отличать устройства по виду конструктивных элементов и находить их в реальных объектах и схемах.
| 7. Методы измерения электрических величин .
| Измерять разными способами электрические величины.
| Такие представления цели на сегодняшний день уже не удовлетворяют требованиям современной технологии обучения, ибо они не дают представления о результатах обучения, являются неопределенными, неясными и неконкретными.
В современной трактовке технологии обучения цель является направляющим и инструментальным элементом учебного процесса и на ее основе в дальнейшем определяются и способы получения результата обучения, и степень достижения цели.
Деятельностный подход к обучению.
Традиционно - передать знание и сформировать умения и навыки.
При деятельностном подходе - сформировать такие виды деятельности, которые с самого начала включают в себя заданную систему знаний и обеспечат их применение в заранее заданных процессах.
Цели обучения включают формирование опыта личности, представленного в форме перечня профессиональных задач, которые должен уметь выполнять специалист в заданной сфере деятельности.
Цели обучения формируются через результаты обучения, выраженные в действиях обучаемых, причем таких, которые преподаватель или какой-либо другой эксперт могут свободно опознать.
В рамках технологического подхода к обучению и целеполаганию предъявляются следующие требования:
· соответствие цели основным требованиям к специалисту, заложены в стандарте образования;
· четкое отражение предмета учебной деятельности или содержания учебного материала, осваиваемого обучаемыми;
· отражение элементов учебной деятельности учащихся в процессе достижения цели;
· наличие способа или «инструмента» для контроля достижения цели;
· наличие шкалы оценки сформированных качеств личности.
При этом следует отметить, что всякая система деятельности имеет множество разнородных целей, в соответствии с чем существуют различные уровни целеполагания.
В методике профессионального обучения принято определять три уровня целеобразования:
· стратегические цели – главные для всего периода обучения;
· тактические – цели недалекого будущего;
· оперативные – на малое время.
Например, стратегической целью студента может быть получение высшего образования, тактической – составление зачета или экзамена из отдельной учебной дисциплины, оперативной – выполнение расчетно-графической работы.
Рассмотрим каждый с уровней цели.
Применительно к процессу обучения на глобальном (стратегическом уровне целеобразования) осуществляется педагогическая интерпретация общественно-государственного заказа и построение модели личности обучаемого. Данные цели строятся на основе нормативных государственных документов, которые отражаются в стандарте образования.
На уровне этапного целеобразования глобальная цель дифференцируется в основные цели по этапам подготовки. В случае профессионального образования к этапам подготовки относятся различные циклы дисциплин.
Уровень оперативного целеобразования включает – определение тактических целей обучения по отдельным темам и разделам дисциплин, конкретизирующихся до целей отдельных уроков. Все вышеизложенное укладывается в схему, представленную на рис. 3.1.
Рис. 3.1 Иерархия целей
Рассмотрим последовательно технологию деятельности при постановке каждого вида целей.
Постановка глобальных целей образования является первым этапом подготовки преподавателя к занятиям (дидактического проектирования). Следует отметить, что создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных. В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта обучения, вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования.
Предметом аналитической деятельности педагога является личность формируемого специалиста и ее основные характеристики. Средством осуществления данной деятельности являются образовательно-квалификационные и должностные документы, а также результаты наблюдений, интервью и анкетирования работающих специалистов.
Анализируя профессиональную деятельность специалиста, преподаватель трансформирует ее в стратегическую цель образования, Эта стратегическая цель выражается в форме перечня профессиональных умений и качеств личности, которые следует сформировать в процессе обучения. Далее, на основании стратегической цели образования составляется программа профессиональной подготовки специалиста. Все вышесказанное укладывается в схему (рис. 3.2).
Четкая концепция цели до начала изучения учебного материала:
• Дает возможность объяснить учащимся опорные моменты совместной деятельности.
• Разъясняет задачи стоящие перед студентами.
• Снимает напряжение во время процесса обучения.
• Создает мотивацию.
• Увеличивает эффективность обучения.
Рис. 3.2 Структура целей обучения специалиста
3.2 Методика постановки целей обучения отдельных дисциплин технического профиля
Программа профессиональной подготовки содержит ряд учебных дисциплин, разделов и тем. Каждая дисциплина, в свою очередь, имеет свою цель, которая является одной из составляющих стратегической цели обучения. Другими словами, тактическая цель является составляющей стратегических целей, конкретизированной к уровню учебной дисциплины.
Обычно эти цели подаются в форме перечня профессиональных умений, которые следует сформировать у студентов во время изучения определенного курса. Пример такой конкретизации стратегической цели обучения студента из специальности «электрические станции», цель обучения дисциплины «электрическая часть станций и подстанций» нижеприведенные.
Цели и задачи учебной дисциплины «Электрические станции и подстанции» состоят в том, чтобы сформировать у студента такие умения:
- различать и самостоятельно составлять технологические схемы различных видов электрических станций, анализировать назначение отдельных элементов;
- четко определять режимы работы электроустановки, уметь устанавливать и поддерживать их, грамотно и быстро ликвидировать возможные аварийные режимы;
- разрабатывать главные и вспомогательные схемы электрических станций и подстанций, выбирать оборудование для них;
- выполнять компоновку оборудования распределительных устройств различных напряжений с целью надежной его работы и безопасного использования»
Все необходимые профессиональные умения, заложенные в структуре личности, охватывают требования, которые выдвигаются к современному специалисту в целом. Описание каждого из компонентов структуры личности относительно конкретной дисциплины и будет оперативной целью обучения, которую преподаватель стремится достичь в течение изложения всего курса.
Таблица 3.2
Обобщенное описание личности в профессиональном образовании
Основные стороны личности
| Базовая характеристика личности (предмет)
| Сформированные характеристики личности (продукт)
|
| 2
|
| Опыт личности
| Кругозор и эрудиция.
Профессиональная направленность: склонность к определенным типам профессий Общетеоретические и общепрактические умения в различных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментально-математической и др.); приемы учебной работы, навыки самообразования. Инвариантные виды деятельности:
- умственная;
- ценностно-ориентационная ;
- трудовая;
- коммуникативная;
- эстетическая;
- физическая
| Мировоззрение.
Профессиональная направленность: профессиональный интерес, потребность, самоопределение.
Профессиональная компетентность: наличие умений осуществлять все необходимые виды профессиональной деятельности, заложенные в стандарте образования;
Коммуникативная готовность: способность к эффективной коммуникативной деятельности.
Экономическая эрудиция, правовая компетентность
| Функциональные механизмы психики
| Обучаемость: восприимчивость к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития.
Стиль мышления.
Тип мышления.
Характеристики памяти.
| Профессиональная память. Техническое мышление:
-единство теоретической и практической деятельности;
-понятийно-образное мышление;
-способность оперативно решать технические задачи.
Способность творческого подхода в решении профессиональных задач.
| Типологические особенности личности
| Характер и темперамент
| Способность саморегуляции и самоанализа в различных условиях
| Другие качества
| Интерес, активность, работоспособность, инициативность
| Устойчивое осознанное позитивное отношение к своей профессии, стремление к профессиональному совершенствованию
|
При этом профессиональная направленность включает осознанное желание выполнить качественно предполагаемую профессиональную деятельность, интерес к ней, понимание важности заданной деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Профессиональная компетентность выражается в форме определенного перечня профессиональных умений, которые выбираются из функциональной структуры деятельности будущего специалиста.
Коммуникативная готовность проявляется в умении объяснить сущность тех явлений и процессов, которые лежат в основе профессиональных умений, а также в умении описывать предстоящую деятельность, отстоять собственное мнение и т.д.
Экономическая эрудиция и правовая компетентность проявляется в умении определить экономическую целесообразность того или иного явления, применения прибора, оборудования, методов расчета и т. д., а также знании правовых вопросов, связанных с осуществлением заданных производственных процессов и явлений.
К цели обучения также следует отнести опыт, дифференцирующийся по творческому признаку, который представляет собой формирование определенных творческих умений .
К развивающей цели обучения также относится формирование необходимых механизмов психики: восприятие, мышление, речь, память, психомоторные умения. Данные элементы деятельности определяют сферу способностей человека и их следует развивать. Именно поэтому оперативная цель и предполагает развитие заданных способностей
|