Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика уровней усвоения учебного материала

В педагогической литературе, как правило, наводятся четыре уровня усвоения, которые характеризуют критерии обученности и определяют этапы познавательной деятельности, охватывая все представленные в приведенных выше подходах операции.

На первом уровне за В. П. Беспальком учащийся не только воспринимает информацию, но и формирует общее представление об объекте деятельности, проявляет познавательный интерес. Этот уровень отмечается решением определенного класса заданий.

Второй уровень, характеризует «алгоритмическую деятельность по памяти», или способность воспроизводить и использовать имеющуюся информацию для решения нестандартных заданий за заданным алгоритмом.

Третий уровень характеризует этап «производительного действия». На этом уровне ориентировочная основа деятельности усвоена таким образом, что сформированные действия идеализируются и учащийся способен выполнить их мысленно. Учащиеся решают нестандартные задания в соответствии с конкретными ситуациями и объектами. Переход к этапу умственной деятельности активизирует творческое мышление, одной из составляющих которого есть умение решать конструкторские задания, в результате чего формируются новые знания и учащийся делает «открытие для себя». Это значит, что, не открывая ничего нового для общества, учащийся открывает новое для себя (делает личное открытие), а это является чрезвычайно важным для процесса обучения и познания.

Четвертый уровень характеризует производительное действие, выполняемое путем самостоятельного конструирования новой ориентировочной основы деятельности. На этом этапе добывается новая информация, следовательно, он характеризует исследовательскую деятельность.

 


 

 

Опорные схемы для повторения

Рис. 3.4 Уровни целеобразования в инженерной педагогике

(по А. Мелецинеку).

Рис. 3.5 Уровни целеобразования в украинской инженерной педагогике

Рис. 3.6 Иерархия целей обучения

Рис. 3.7 Взаимосвязь содержания образования и целей в обучении

Рис. 3.8 Категории целей обучения


Словарь по теме

Цель это идеальное, умственное представление результатов деятельности.

Целеполагание это постановка целей.

Целеобразование разработка целей.

Внешние цели задаются извне и выражают общественную потребность.

Внутренние цели формируются субъектом деятельности самостоятельно.

Потребность это испытание человеком необходимости в определенных условиях жизни и развития.

Мотив -психические явления, которые стали импульсами в исполнении того или другого действия или поступка. Для появления мотивов необходимо четкое представление о результатах деятельности. Через потребности и мотивы происходит переход от внешних целей к внутренним.

Таксономия -классификация и систематизация объектов, которая построена на основании их естественной взаимосвязи и используется для описания категорий, расположенных в иерархической последовательности.

Категории целей обучения:

· когнитивная сфера: учебные цели, которые содержат интеллектуальные результаты (сфера мышления);

· психомоторная сфера: учебные цели, которые касаются развития проворных способностей (сфера действий);

· аффектная сфера: цели, которые проявляют себя в чувствах, эмоциях (сфера чувств).


Вопросы и задания для контроля

 

1. Назовите существующие философские определения целей.

2. Укажите наиболее приемлемое определение понятия цели.

3. Нарисуйте структуру целеполагания, обозначив каждый из входящих в нее элементов.

4. Дайте определение потребностей как психического явления

5. Дайте определение мотивов.

6. Укажите, что такое источники цели. Объясните отличие внутренних источников от внешних.

7. Приведите примеры внешних и внутренних источников цели обучения конкретной дисциплине.

8. Приведите пример перехода внешних целей обучения во внутренние цели преподавателя, ученика.

9. Укажите условия перехода внешних целей во внутренние.

10. Укажите требования, предъявляемые к целеполаганию в рамках технологического подхода к обучению.

11. Опишите предмет и продукт деятельности по постановке цели в обучении.

12. В чем отличие и что общего между предметом и продуктом деятельности по целеполаганию в обучении?

13. В чем состоит взаимосвязь продукта и предмета обучения.

14. Опишите структуру личности, выделив ее основные компоненты.

15. Дайте определение понятиям «знать», «уметь» в свете современных представлений педагогической науки.

16. Выделите элементы базовой характеристики личности в профессиональном образовании.

17. Укажите характеристики личности, формирующиеся в процессе профессионального образования.

18. Приведите традиционные способы описания целей в обучении, указав их недостатки.

19. Опишите таксономический подход к целеполаганию, укажите, в чем его сущность.

20. Что такое когнитивная и аффектная области?

21. В чем сущность таксономического представления целей в различных областях человеческого сознания?

22. Назовите имеющиеся уровни целеообразования.

23. Охарактеризуйте способы распределения целей для отдельных областей таксономии.

24. Дайте характеристику каждому из уровней усвоения учебного материала, конкретизируя их для отдельных тем электротехнических дисциплин.

25. Дайте определение условий, результатов и критериев оценки эталонов действий по постановке целей в обучении.

26. Объясните, каким образом осуществляется постановка цели в практическом и теоретическом обучении. В чем состоит их отличие?

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Для заданной рабочей профессии и определить цель обучения дисциплины «Специальная технология"

 

Результаты представить в форме таблицы:

Таблица 3.6

Элементы структуры личности Характеристика цели
Опыт личности Профессиональная направленность  
Профессиональная компетентность  
Коммуникативная готовность  
Экономическая эрудиция, правовая компетентность  
Функциональные механизмы психики Профессиональная память  
Техническое мышление  
Способность творческого подхода в решении задач  
Типологические свойства Способность саморегуляции, самоанализа  

 

Задание 2.

Определить оперативные цели обучения данной темы, описав их в форме перечня формируемых профессиональных действий и эталонов этих действий, заполнив соответствующую таблицу 3.7.

Таблица 3.7

Перечень действий Эталоны
Условия Результат Критерий оценки
1 уровень      
2 уровень      
3 уровень      
4 уровень      

 

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...