Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модуль 4. Методика анализа и диагностики состояния процесса обучения
Цель: В процессе изучения учебного материала формируются такие умения: · воспроизводить информацию о целях, заданиях, особенностях, средствах и способах выполнения действий относительно анализа условий обучения; · анализировать материально-техническую и дидактическую базы учебного заведения по заданным дисциплинам относительно их использования в учебном процессе; · определять способы анализа учебных условий во время изучения конкретной темы; · определять способы формирования и внедрения базового материала в учебный процесс; · определять способы использования имеющегося оборудования в учебном процессе; · проектировать системы формирования базового материала для заданных условий; · разрабатывать методики применения оборудования и ТСО в учебном процессе; · проектировать технические и дидактические средства обучения.
План. 4.1. Общая характеристика анализа учебных требований. 4.2. Методика анализа социодемографических характеристик и эмоционального отношения к предмету. 4.3. Анализ базовых знаний и опыта личности. 4.4. Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации человеком.
Анализ и диагностика состояния обучения являются промежуточными между выбором цели обучения и проектированием технологий обучения. Они определяют среду, в которой протекает процесс управления процессом обучения. Эта среда в педагогической системе управления, в свою очередь, определяет организационно-педагогические условия работы учебного заведения, а также характеристику обучаемых. Рис. 4.1 Анализ и диагностика состояния учебного процесса
Из сказанного видно, что понятие «условия обучения» или «состояние учебного процесса» имеют два аспекта: · средства обучения – дидактические и технические; · начальные требования – базовые знания обучаемых и психофизиологические характеристики учебной группы. Под начальными требованиями в данном случае понимается характеристика обучаемых и группы: базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики. Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения. Анализ начальных требований включает базовые знания обучаемых, психофизиологические характеристики учебной группы. Анализ средств обучения включает материально-технические и дидактические нормы организации учебного процесса . Всё сказанное отображено на рис. 4.2. Рис. 4.2 Условия обучения
4.1 Общая характеристика анализа начальных требований
Начальные требования к обучаемым – это те минимальные профессиональные умения и способности, которыми должен обладать обучаемый до того, как приступить к освоению программы обучения. Анализ начальных требований осуществляется при организации и проведении вступительных экзаменов и собеседований, тестировании на профессиональную направленность и пригодность абитуриентов, а также перед изучением каждой из дисциплин, тем, разделов. Целью данной деятельности является исключение несоответствия между начальными требованиями и реальными характеристиками обучаемых. Последовательность действий преподавателя при этом включает: · установление начальных требований; · соотнесение их с реальным уровнем обучаемых; · определение способов коррекции начальных условий или способов формирования базового материала, заложенного в этих требованиях. Предметом деятельности в данном случае является базовая характеристика личности, включающая: 1.Социодемографические характеристики: · место проживания; · пол, возраст; · финансово-экономические условия семьи. 2.Эмоциональные отношения к учебному курсу и будущей профессии: · профессиональная направленность:склонность к определенным типам профессий; · мотивация учебной деятельности: отношение к учебному курсу, дисциплине, профессии. 3.Базовые знания и опыт: · кругозор и эрудиция; · опыт обучения: - общетеоретические и общие практическиеуменияв различных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментально-математической и др.); - приемы учебной работы; - навыки самообразования. · базовые умения, необходимые для освоения темы, раздела, дисциплины, профессии. 4.Психологические характеристики группы и отдельных обучаемых: · обучаемость (лабильность мышления); · память; · тип мышления; · речь. Для группы: сплоченность, положительные и отрицательные особенности). Все представленные характеристики являются предметом деятельности анализа начальных условий. Рассмотрим последовательно способы анализа каждой из характеристик обучаемых. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |