Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модуль 4. Методика анализа и диагностики состояния процесса обучения

 

Цель:

В процессе изучения учебного материала формируются такие умения:

· воспроизводить информацию о целях, заданиях, особенностях, средствах и способах выполнения действий относительно анализа условий обучения;

· анализировать материально-техническую и дидактическую базы учебного заведения по заданным дисциплинам относительно их использования в учебном процессе;

· определять способы анализа учебных условий во время изучения конкретной темы;

· определять способы формирования и внедрения базового материала в учебный процесс;

· определять способы использования имеющегося оборудования в учебном процессе;

· проектировать системы формирования базового материала для заданных условий;

· разрабатывать методики применения оборудования и ТСО в учебном процессе;

· проектировать технические и дидактические средства обучения.

 

План.

4.1. Общая характеристика анализа учебных требований.

4.2. Методика анализа социодемографических характеристик и эмоцио­нального отношения к предмету.

4.3. Анализ базовых знаний и опыта личности.

4.4. Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации человеком.

 

Анализ и диагностика состояния обучения являются промежуточными между выбором цели обучения и проектированием технологий обучения. Они определяют среду, в которой протекает процесс управления процессом обучения. Эта среда в педагогической системе управления, в свою очередь, определяет организационно-педагогические условия работы учебного заведения, а также характеристику обучаемых.

Рис. 4.1 Анализ и диагностика состояния учебного процесса

 

Из сказанного видно, что понятие «условия обучения» или «состояние учебного процесса» имеют два аспекта:

· средства обучения – дидактические и технические;

· начальные требования – базовые знания обучаемых и психофизиологические характеристики учебной группы.

Под начальными требованиями в данном случае понимается характеристика обучаемых и группы: базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики. Под средствами обучения понимаются технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения.

Анализ начальных требований включает базовые знания обучаемых, психофизиологические характеристики учебной группы.

Анализ средств обучения включает материально-технические и дидактические нормы организации учебного процесса .

Всё сказанное отображено на рис. 4.2.

Рис. 4.2 Условия обучения

 

4.1 Общая характеристика анализа начальных требований

 

Начальные требования к обучаемым – это те минимальные профессиональные умения и способности, которыми должен обладать обучаемый до того, как приступить к освоению программы обучения. Анализ начальных требований осуществляется при организации и проведении вступительных экзаменов и собеседований, тестировании на профессиональную направленность и пригодность абитуриентов, а также перед изучением каждой из дисциплин, тем, разделов.

Целью данной деятельности является исключение несоответствия между начальными требованиями и реальными характеристиками обучаемых.

Последовательность действий преподавателя при этом включает:

· установление начальных требований;

· соотнесение их с реальным уровнем обучаемых;

· определение способов коррекции начальных условий или способов формирования базового материала, заложенного в этих требованиях.

Предметом деятельности в данном случае является базовая характеристика личности, включающая:

1.Социодемографические характеристики:

· место проживания;

· пол, возраст;

· финансово-экономические условия семьи.

2.Эмоциональные отношения к учебному курсу и будущей профессии:

· профессиональная направленность:склонность к определенным типам профессий;

· мотивация учебной деятельности: отношение к учебному курсу, дисциплине, профессии.

3.Базовые знания и опыт:

· кругозор и эрудиция;

· опыт обучения:

- общетеоретические и общие практическиеуменияв различных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментально-математической и др.);

- приемы учебной работы;

- навыки самообразования.

· базовые умения, необходимые для освоения темы, раздела, дисциплины, профессии.

4.Психологические характеристики группы и отдельных обучаемых:

· обучаемость (лабильность мышления);

· память;

· тип мышления;

· речь.

Для группы: сплоченность, положительные и отрицательные особенности).

Все представленные характеристики являются предметом деятельности анализа начальных условий. Рассмотрим последовательно способы анализа каждой из характеристик обучаемых.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...