Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Анализ базовых знаний и опыта личности
Анализ базовых знаний и опыта личности включает несколько аспектов деятельности преподавателя и проводится как перед началом изучения нового учебного курса (вводный контроль), так и перед изучением каждой из тем (текущий контроль и коррекция сформированных умений). В основе анализа базового материала лежит умение преподавателя: · выделять необходимый базовый учебный материал путем анализа межтемных и межпредметных связей; · разрабатывать средства вводного контроля, позволяющие за небольшой промежуток времени (не более одного часа перед изучением раздела и до 10 минут перед изучением небольшой темы) получить полное представление о реальных умениях и способах обучаемых, необходимых для освоения нового материала; · определять способы формирования необходимых базовых знаний и умений за небольшой промежуток времени, при получении неудовлетворительных результатов контроля.
Рис. 4.3 Методика изучения базового материала
Для осуществления представленного выше процесса деятельности необходимо владеть информацией о межтемных связях и способах их реализации. Понятие «Связь в обучении» дает возможность собрать в единое целое учебный процесс и все его элементы. Межтемные связи – это те связи, которые используются и существуют между отдельными темами одной или различных дисциплин. Целью их определения является: - представление возможности обучаемым определить и проследить причинно-следственные связи явлений и закономерностей объективного мира; - создание единой системы знаний у обучаемых; - обеспечение связи между дисциплинами и темами и определение наиболее рациональной последовательности изучения материала; - исключение дублирования на одном уровне; - формирование умений комплексного использования знаний и умений, полученных при изучении различных дисциплин; - обеспечение единого подхода к обучению профессиональным дисциплинам. Связи в обучении можно классифицировать как субъективные и объективные [1]. Объективная сторона связи проявляется в содержании образования, в трактовке аналогичных понятий, законов и терминологии, а субъективная – в организации учебного процесса и методах преподавания. Субъективные связи – это те связи, которые зависят от личности преподавателя и способностей обучаемых. Классификация связей приведена в табл. 4.1. По последовательности изучения связи допускают соглашение во времени прохождения различных программ учебных курсов. Их можно реализовать при составлении учебного плана, а также заданий, использующих учебный материал различных дисциплин.
Таблица 4.1 Классификация связей в обучении
При реализации предшествующих связей в памяти обучаемых дополняется ранее изученный материал. Сопутствующие связи проявляются при изучении одной и той же темы в смежных дисциплинах. Они реализуются путем выполнения смежных заданий и соответствующего порядка организации учебного процесса. Так, например, при изучении методов расчета параметров электрооборудования следует обратить внимание на то, что все полученные параметры используются при выборе оборудования и желательно данные дисциплины изучать в одном семестре с тем, чтобы выполнить комплексные задания (расчет токов короткого замыкания и выбор оборудования). Перспективные связи проявляются в отражении содержания учебного материала в деятельности специалиста. Связи по содержанию проявляются в использовании знаний одной дисциплины для решения проблем другой. При этом возможны различные способы реализации данных связей: · показ примеров использования знаний физики, химии, математики, при изучении электротехники; · соблюдение единства в трактовках терминологии, т.е. преподавателям, ведущим смежные или одни и те же дисциплины, следует согласовывать формулировки, определения, и строго пользоваться ГОСТами; · единые подходы при составлении плана уроков, текста и опорного конспекта.
Таблица 4.2 Анализ межтемных связей темы “Основные требования к высоковольтным выключателям”
Это способствует формированию у обучаемых единого представления об объектах изучения и исключает путаницу в понимании материала. Таким образом, деятельность по анализу и формированию базовых знаний включает ряд последовательных этапов. Продуктом данной деятельности является разработанная на основе анализа система определения и выравнивания начальных требований до необходимого уровня (рис. 4.4).
Рис. 4.4 Деятельность преподавателей по анализу
При этом способами формирования базового материала являются: · быстрота и четкость воспроизведения необходимой информации с целью ее восстановления в памяти обучаемых; · включение базового материала в ориентировочную основу деятельности при изложении нового материала; · решение задач с межпредметным содержанием. Выполнение данного этапа дидактического проектирования удобно проводить путем заполнения соответствующих таблиц, примеры которых представлены в виде таб. 4.3, 4.4, 4.5.
Таблица 4.3 Анализ межтемных связей и выбор базового материала
Таблица 4.4 Способы контроля базового материала
Таблица 4.5 Выбор способов формирования базового материала
Одним из основных способов формирования базового материала является повторение. Повторение изучаемого материала на занятии проводится систематически с целью предупреждения забывания. От того, насколько правильно организовано повторение, зависит прочность знаний и их глубина. Повторение должно удовлетворять следующим требованиям: 1. Базовый (повторяемый) учебный материал должен воспроизводиться не всегда в том порядке, в котором он изучался. 2. Повторение должно вестись на новом техническом материале. Так, если при объяснении был использован один тип или марка электродвигателя, то при повторении необходимо использовать другой тип для поддержания интереса. 3. В процессе повторения обучаемые должны узнавать новые сведения, подробности и детали изучаемых объектов. Элементы нового материал обучаемые узнают при ознакомлении с образцами деталей, при сопоставлении с известными устройствами. 4. Положительно влияет использование вопросов творческого характера, поиск ответов на которые требует нестандартного подхода. Наряду с ними следует давать вопросы на повторение основных определений, законов, формул. 5. Следует широко использовать таблицы, графики, схемы, технологические карты. На выбор способов обучения влияют не только базовые знания и демографические характеристики, но и психологические и эмоциональные характеристики обучаемых и группы в целом. К данным характеристикам относятся как показатели отдельных личностей (способность к обучению, память, тип мышления, речь), так и характеристики учебной группы в целом (сплоченность, положительные и отрицательные особенности). Рассмотрим последовательно данные характеристики и способы их определения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |