Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации человеком

 

К психологическим характеристикам, которые влияют на выбор методов обучения, относятся – темперамент, типы мышления обучаемых, их эмоциональное отношение к выбранной профессии, преподавателю, учебному предмету.

Темпераментом называют совокупность индивидуально-своеобразных природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека.

От других явлений, динамизирующих психику, таких, как настроения, мотивы, социальное давление и др., темперамент отличается рядом только ему присущих особенностей:

♦ онтогенетическая первичность, если наблюдаемая у взрослого динамическая особенность была присуща ему в раннем детстве, то она, несомненно, относится к свойствам его темперамента;

♦ устойчивость, состоящая в том, что свойства темперамента в течение длительного времени не меняют своей относительной величины, ранговых мест в системе свойств человека.

Существует четыре классических типа центральной нервной системы, которые оказывают влияние на восприятие информации обучаемыми.

Холерик – быстро возбуждается, горячий, энергичный человек. Его реакция мгновенна, молниеносна, нередко превышает необходимое действие, может быстро переключаться от одного вида деятельности на другой, быстро включаться в работу после отдыха.

Но склонность к возбуждению у таких людей сильнее, чем к торможению, поэтому после конфликта или перевозбуждения они не в силах быстро успокоиться. Исходя из этого, при преобладании холериков в группе, процесс обучения должен быть, направлен на укрепление процесса торможения: выработка умения сдерживать свои реакции, спокойный тон преподавателя, более мягкая активизация познавательной деятельности.

При этом целесообразно вести занятия в быстром темпе, оперировать крупными блоками информации, переключаться с одного вида работы на другой. В процессе обучения личностей такого типа следует уходить от стрессов, от резких объяснений, противопоставлений себя аудитории.

Сангвиник – подвижный, жизнерадостный, живой, увлекающийся человек, имеющий четкую и рациональную реакцию, способный активно работать

Для такого типа темперамента приемлемы любые формы и методы организации учебного процесса. Но наибольший эффект дает активизация и мотивация познавательной деятельности, использование рациональных обоснованных приемов и методов обучения.

Меланхолик – человек, склонный к угнетенному состоянию, мрачным мыслям. У него процессы торможения и возбуждения снижены, он теряется в сложных ситуациях, неохотно принимает ответственные решения, быстро устает.

Для меланхоликов необходим размеренный ритм и организация учебного процесса, упорядочение системы его организации. При этом целесообразно использовать традиционные методы и формы обучения, ведение материала неторопливое, основательное. При этом можно учитывать, что один раз усвоенный материал будет помниться долго.

Флегматик – невозмутимость, граничащая с хладнокровием. Человек со слабой активностью, терпеливый, хладнокровный. Процесс возбуждения ослаблен, процесс торможения усилен, реакции замедлены, быстрота такого человека раздражает.

Данные студенты адаптируются к обстановке труднее всего. Для их адаптации в новом курсе нужны специальные меры: разъяснение целей и задач, описание графика изучения курса, темы.

Но при этом данный тип темперамента способствует основательности усвоения. При правильной организации учебного процесса меланхолик и флегматик могут основательно и на длительный срок усвоить учебный материал.

Указанные типы темперамента очень редко встречаются в чистом виде. В данном случае речь идет о преобладании тех или иных черт характера, которые следует учитывать в процессе обучения.

Основные рекомендации в работе с группами, в которых преобладают определенные типы темперамента:

· при организации работы в группах следует учитывать характер взаимодействия различных темпераментов (сангвиник лучше всего уживается с холериком, флегматик с меланхоликом, флегматик не уживется с холериком);

· занятия в быстром темпе и с соответствующей переменой видов деятельности следует вести с холериками и сангвиниками, но это неприемлемо с меланхоликами и флегматиками;

· при работе с флегматиками и меланхоликами следует вводить учебный материал неторопливо, основательно, глубоко.

По степени стойкости психики люди разделяются на экстравертов и интровертов.

Экстраверты люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любящие движение и риск. Для них характерна импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность.

Интроверты люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Для них свои теории и оценки реальности важнее, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, необщительны, замкнуты, испытывают трудности в социальной адаптации, часто социально пассивные.

„У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы”, – так охарактеризовал значение мышления один из его наиболее интересных исследователей. К. Дункер.

Что же такое мышление? Каковы его отличия от других способов познания человеком действительности?

Прежде всего мышление является высшим познавательным процессом.Оно представляет собой порождение нового зна­ния, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.

Мышление –это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. На рис. 4.5 представлены основные виды мышления. Рассмотрим их подробнее.

Рис. 4.5 Виды мышления

Основные характеристики всех видов мышления приведены в табл. 4.6.

Таблица 4.6

Основные характеристики всех видов мышления

Типы мышления Характеристика Особенности и условия применения
Теоретическое понятийное мышление Такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств Данное мышление наиболее характерно для исследователей, теоретиков, инженеров
Теоретическое образное мышление При данном типе мышления материалом, который использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением Обычно преобладает у работников литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами
Наглядно-практическое образное мышление Отличительная особенность состоит в том, что мыслительный процесс при данном типе мышления непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представлен у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практической работой
Практическое наглядно-действенное мышление Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, резуль­татом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта

 

Тип мышления формируется у человека с момента его рождения и переходит постепенно от одного уровня к другому.

Утверждают, что существует три уровня мышления:

Первый уровень– наглядно-предметный;

Второй уровень– наглядно образный или образное мышление на уровне представлений;

Третий уровень– словесно-логический или творческий.

Процесс формирования творческого мышления идет постепенно в процессе обучения.

Возможны два варианта формирования мышления:

Первый вариант – без учета перехода от одного типа мышления к другому.

Задание следующее: пересказать статью, текст на том уровне, на котором им преподаватель владеет сам – на третьем уровне.

Второй вариант – при учете процесса перехода типов мышления от уровня к уровню.

На начальном этапе дается алгоритм понимания текста и композиционно-смысловой структуры научно-технического текста (при наглядно-предметном уровне – алгоритм лежит перед студентом). Далее студент осваивает текст в соответствии с алгоритмом (наглядно-образный уровень).

В настоящее время психологами отмечается преобладание у личностей образного или наглядно-предметного мышления, словесно-логи­ческого, комбинированного типов мышления. Каждому из данных типов мышления присущи определенные формы и методы освоения информации.

При образном мышлении человек лучше воспринимает образную, красиво представленную информацию в форме картинок, красочных описаний, повествований. В этом случае память и мышление осваивает эту информацию путем сопоставления с уже известными и хранящимися в памяти образами.

При логическом типе мышления человек воспринимает только структурированную, логически описанную информацию в форме графиков, таблиц, алгоритмов, эвристических алгоритмов.

Рекомендации по выбору технологий обучения в зависимости от типа мышления:

При наглядном (образном) типе мышления следует использовать эмоциональные повествования, включая в них яркие, красочные примеры. Следует использовать картинки, макеты, образцы. При этом наиболее важно не соблюдение логических закономерностей построения информации, а приведение ярких и эмоциональных примеров.

При логическом мышлении следует соблюдать логическую структуру построения учебного материала, следует использовать графики, схемы, таблицы, средства систематизации и обобщения, следует обязательно приводить алгоритмы деятельности.

Таким образом, психофизиологические особенности учащегося влияют существенным образом на выбор технологий обучения. Зная все это, преподаватель может успешно организовывать процесс обучения. Ушинский К.Д. призывал педагогов использовать все имеющиеся знания для успешного построения системы обучения: «Мы не говорим педагогам, поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Для определения психологических характеристик возможны следующие способы анализа в процессе обучения:

· наблюдение;

· тестирование;

· психодиагностика.

В современной педагогике и психологии применяются различные методы психодиагностики личности,которые также могут применяться при анализе базовой характеристики личности.

Одно из значений термина «диагноз» в переводе с греческого языка – распознание. Диагностика понимается как распознание чего-либо. Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях психики человека.

В настоящее время диагностические методики все шире входят в нашу жизнь. Их активно используют при профориентационной работе, приеме в некоторые высшие учебные заведения.

Преподаватель-пользователь методикой обязан выполнять ряд правил, которые являются его основными обязанностями.

1. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной области, о том, какие именно методики могут быть использованы для решения поставленных задач.

2. Если психологи предупреждают о том, что правильное применение методик требует специальных психологических знаний, следует отказаться от методики, либо привлечь для проведения тестирования и анализа психолога.

3. Преподаватель, имеющий доступ к психодиагностическим методикам и использующий их автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

4. Преподаватель следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемым, он не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать их о том, как будет использована информация.

5. Методики, не обеспеченные стандартной однозначной инструкцией, требующие параллельного применения высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами не психологами.

6. Преподаватель содействует психологам в соблюдении процедурных нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного применения методик.

Алгоритм деятельности преподавателя по определению начальных требований включает ряд этапов:

Первый этап– предварительный формальный анализ личностей в группе. Данный анализ включает:

· определение социодемографических характеристик (на основе анализа документации – карточек и личных дел студентов);

· определение среднего уровня обучения (на основе анализа документации – ведомостей, бесед с коллегами), абсолютную и относительную успеваемость по отдельным предметам, связанным с данным предметом.

Абсолютная успеваемость характеризуется отношением числа суммы положительных оценок к общим оценкам.

Относительная успеваемость характеризуется отношением числа оценок «хорошо», «отлично» к общему числу оценок.

Определение профессиональной пригодности и профессиональной направленности обучаемых (на основе тестирования).

Второй этап. Выбор базового материала, определение начального уровня знаний по базовому материалу и проектирование средств формирования» коррекции» базовых умений.

Третий этап. Анализ психологической характеристики личности (память, мышление, речь, характер) и группы (сплоченность, наличие лидера и т.д.). Данный алгоритм приведен на рис. 4.6.

 

 

Рис. 4.6 Алгоритм деятельности преподавателя
по определению начальных требований

 


 

 

Опорные схемы для повторения

Рис. 4.7 Анализ и диагностика состояния учебного процесса

 

Рис. 4.8 Условия обучения

 

Рис. 4.9 Условия обучения

 

Рис. 4.10 Пути проведения анализа начальных условий

 

Рис. 4.11 Методика изучения базового материала

 

 

 

Рис. 4.12 Классификация связей в обучении

 

 

 

Рис. 4.13 Деятельность преподавателей по анализу
базовых знаний и опыта обучаемых

 

  Холерик
  Холерик
Типы центральной нервной системы
  Холерик
  Сангвиник
  Меланхолик
  Флегматик

 

Рис. 4.14 Типы темперамента


Таблица 4.7

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...