Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние центральной нервной системы на восприятие информации человеком
Рис. 4.15 Виды мышления
Рис. 4.16 Алгоритм деятельности преподавателя
Словарь по теме Условия обучения или состояние учебного процесса охватывают материально-технические и дидактические нормы организации учебного процесса (средства обучения), базовые знания учащихся, психофизиологические характеристики учебной группы (начальные требования). Начальные требования понимаем как характеристику учащихся, их базовые знания и опыт, эмоциональное отношение к учебному процессу, социодемографические и психологические характеристики. Средства обучения понимаем как технические и дидактические средства, которые позволяют оптимизировать процесс обучения. Социодемографические характеристики: · местожительство; · пол, возраст; · финансово-экономическое положение семьи. Эмоциональное отношение к учебному курсу и будущей профессии учащегося: · профессиональная направленность (склонность к определенным типам профессий); · мотивация учебной деятельности (отношение к учебному курсу, дисциплине, профессии). Базовые знания и опыт: · кругозор и эрудиция; · опыт обучения, который охватывает общие теоретические и практические умения в разных отраслях знаний (гуманитарной, философской, исторической, фундаментальной и тому подобное), приемы учебной работы, навыки самообразования; · базовые умения, необходимые для освоения темы, раздела, дисциплины, профессии. Психологические характеристики отдельных учащихся и учебной группы в целом: · способность к обучению (лабильность мышления); · память; · тип мышления; · вещание. Межтемные связи – это те связи, которые существуют между отдельными темами одной дисциплины. Межпредметные связи – это те связи, которые существуют между темами разных дисциплин.
Объективные связи оказываются в содержании образования, в трактовке понятий, законов и терминологии. Субъективные связи – это те связи, которые зависят от личности преподавателя и способностей учащихся. Предыдущие связи во время реализации в памяти учащихся появляются раньше изученого материала. Сопутствующие связи оказываются во время изучения той же темы в смежных дисциплинах. Перспективные связи оказываются в отображении содержания учебного материала в будущей деятельности специалиста. Виды повторения: вступительное, текущее, заключительное. Мышление – это особенная теоретическая и практическая деятельность, которая предусматривает систему действий и операций ориентировочно-исследовательского, превращающего и познавательного характера. Теоретическо- понятийное мышление – это мышление, пользуясь которым, человек в процессе решения задания обращается к понятиям, выполняет действия мысленно, не имея опыт, который мы получаем с помощью органов чувств. Человек обсуждает и отыскивает решение заданий, от начала и до конца пользуясь готовыми знаниями, выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений, полученными другими людьми. Этот тип мышления свойствен исследователям, теоретикам, инженерам. Теоретическо-образное мышление - материалом, который использует человек для решения заданий, является не понятие, суждение или умозаключения, а образы. Они или непосредственно изымаются из памяти, или воспроизводятся воображением. В ходе решения умственных заданий соответствующие образы мысленно превращаются так, чтоб человек в результате манипулирования ими смог непосредственно увидеть решение задания, которое его интересует. Обычно этот тип мышления преобладает у людей творческого труда. Наглядно-образное мышление заключается в том, что умственный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него происходить не может. Когда человек мыслит наглядно-образно, она привязана к действительности, а необходимые для мышления образы представлены в ее кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого, образы для теоретического образного мышления изымаются из долговременной памяти и потом превращаются). Этот вид мышления наиболее полно и развернуто представленный у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых – среди людей, занятых практическим трудом. Он развит в тех, кому часто приходится принимать решение относительно предметов своей деятельности, непосредственно не касаясь их, а только наблюдая за ними. Наглядно-действенное мышлениезаключается в том, что процесс мышления составляет практическую превращающую деятельность человека с реальными предметами. Основным условием решения задания в этом случае являются правильные действия по соответствующим предметам. Этот вид мышления характерен для людей, которые занимаются реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материала. Флегматик– невозмутимый, постоянный в стремлениях и настроениях, душевные состояния внешне слабо выражены; этот тип темперамента характеризуется низким уровнем психической активности, медленностью, невыразительностью мимики. Такой человек трудно переключается из одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новым условиям. У флегматика преобладает спокойное ровное настроение. Меланхолик – впечатлительный, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и вещание, быстрой утомляемостью. Его выделяют высокая эмоциональная чувствительность к событиям, которые с ним происходят, повышена тревожность, глубина и стойкость эмоций из-за слабого их внешнего проявления, причем преобладают негативные эмоции. Неблагоприятные условия могут привести к развитию у меланхолика повышенной эмоциональной впечатлительности, замкнутости, отчужденности, опасения новых ситуаций, людей и разных испытаний. Экстраверты – люди, ориентированные на окружающий мир, непосредственные, активные, открытые в эмоциональных проявлениях, любят движение и риск. Им свойственная импульсивность, гибкость поведения, общительность и социальная адаптированность. Интроверты – люди, для которых наибольший интерес представляют явления собственного внутреннего мира. Для них свои теории и оценки реальности более важны, чем сама реальность. Они склонны к размышлениям, самоанализу, нетоварищеские, замкнутые, испытывают трудности в социальной адаптации, часто социально пассивные. Неформальные отношения – это система симпатий и антипатий, притяжения и отталкивания, любви и враждебности, которые чувствуют друг к другу члены первичной группы, реализуя свои прямые служебные и общественные функции. Искусство руководить – это не только умение общаться и взаимодействовать с каждым членом коллектива, это еще и умение сотрудничать с лидерами, использовать их влияния на коллектив с целью его сплочения, создавать в нем здоровую творческую атмосферу.
Инструментальный лидер – это тот член группы, который берет на себя инициативу в специфических видах деятельности (благодаря своей особенной компетенции в тех или других делах) и координирует общие усилия для достижения целей. Совпадение лидера и руководителя в одном лице в общем труде, обучении, общественной деятельности и отдыхе наблюдается редко. Чаще всего специфическая сфера деятельности (обучение, труд, общественная деятельность, досуг) выдвигает своего инструментального лидера. Универсальный лидер – это тот член коллектива, который совмещает в себе черты инструментального и эмоционального лидера. Популистский лидер – это член коллектива, который на каком-то этапе своего развития, апеллируя к определенной части коллектива и, собственно, идя у нее на поводу (часто заигрывая с ней), добивается популярности путем «левых» лозунгов и демаршей. Как правило, направленность таких лидеров узкоэгоистическая. Коллектив он обычно использует в качестве объекта для достижения своей цели или целей своей группировки.
Вопросы и задания для контроля 1. С каким этапами управления процессом обучения связан этап анализа состояния процесса обучения? 2. Определите содержание понятия «состояние процесса обучения». Какие аспекты входят в данное понятие? 3. Что включают начальные требования к обучению? 4. Какие средства обучения Вам известны? 5. Какова цель этапа формирования и анализа начальных требований в процессе управления обучением? 6. Что является предметом деятельности при анализе начальных требований? 7. Какие элементы базовой характеристики личности следует анализировать при подготовке к занятиям? 8. Какие социографические характеристики личности являются важными в процессе подготовки преподавателя к занятиям? 9. Какова технология анализа базового материала? 10. Какие виды межтемных связей Вам известны и каковы способы их реализации? 11. Опишите алгоритм деятельности преподавателя по анализу базовых знаний и умений. 12. Каковы способы формирования базового материала? 13. Опишите каждый из способов формирования базового материала, указав их достоинства и недостатки, а также сформулировав условия применения каждого из них на занятии. 14. Какие требования предъявляются к повторению учебного материала? 15. Какова цель повторения учебного материала? 16. Какие виды повторения известны, на каком из этапов учебного процесса применяется каждый из них? 17. Какие существуют методы психодиагности личности? 18. Какие из элементов структуры личности следует анализировать при построении технологии обучения? 19. Что такое тип темперамента и какие темпераменты бывают? 20. Что такое тип мышления и какие типы мышления известны? 21. Какие характеристики группы влияют на выбор технологии обучения?
Задания для самостоятельной работы
Для заданной темы учебного материала определить способы анализа и формирования базовых умений. Результаты представить в форме таблиц.
Анализ межтемных связей и выбор базового материала
Способы контроля базового материала
Выбор способов формирования базового материала
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |