Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень наиболее распространенных неточностей и ошибок во время анализа учебных технических текстов

№ п/п   Наименование неточностей Примеры неточностей и их анализ
Наличие в учебной литературе терминов, которые неправильно ориентируют обучаемого. Термин «транслятор» вводится не как название блока цифровой вычислительной машины, а как название программы. 2. Термины «линейный» и «нелинейный» нельзя применять к электрическим цепям, если цепью называть реально существующую вещь. Природа не может быть линейной или нелинейной. Понятия «линейный» и «нелинейный» – математические. Они относятся не к самим вещам, а к их математическим моделям. Вместо «Теория линейных цепей», «Теория нелинейных цепей» следует употреблять «Линейная теория цепей» и «Нелинейная теория цепей».
Присутствие в учебной литературе многозначных терминов. Термин «Активный» зачастую относится и к элементам электрической цепи, через которые энергия поступает в цепь, и к элементам, через которые она выводится из цепи, и к управляющим элементам усилителей, к усилителям в целом, диодам, стабилитронам, варикапам и пр.
Распространение свойств модели некоторого объекта на сам объект. Ошибочно определять, например, материальную точку или идеальный газ как некоторое тело. Под словом «тело» принято понимать некоторую объективную реальность. Таким образом, в общепринятом определении сказано, что мысль есть вещь.
Нарушение правил определения. Определение скорости как пути, пройденного за единицу времени правильным считать нельзя. Во-первых, «скорость» – это отнюдь не «путь». Данные понятия не являются тождественными, потому что. «скорость» объединяет два таких понятия, как «путь» и «время» и является результатом их отношения. Во-вторых, неясно, что следует считать единицей времени.
Наличие излишней информации. Для будущих бакалавров излишней будет информация: «Движение отдельного заряда в проводнике иногда называют микротоком, а полный ток – макротоком». К тому же далее в тексте учебника эти термины не фигурируют.
Отсутствие релевантной (базовой) информации. Примером этой ошибки в электротехнике может служить указание на то, что магнитопровод трансформатора с целью уменьшения потерь на вихревые токи собирается из тонких пластин трансформаторной стали, если отсутствует предварительное объяснение понятия «вихревые токи».
Нарушение последовательности изложения материала. Например, в учебнике по электротехнике объяснение принципа действия асинхронного двигателя предшествует сведениям об его устройстве.
Нарушение связности текста. Например, после определения магнетизма без указания на способы использования этого явления в быту и на производстве описываются особенности установки стрелки компаса и перечисляются формы магнитов.
Завышение сложности построения предложений. Примерами могут быть предложения: «Поскольку падение напряжения IR показывает, какое количество электрической энергии превратилось во внутреннюю энергию участка цепи при прохождении единичного заряда, то, если по участку цепи пройдет заряд q,увеличение внутренней энергии участка будет равно IRq, но поскольку q=It, получаем IRq=I2Rt»; «При достаточно высоком напряжении, когда напряженность поля между пластинами достигает десятков тысяч вольт на сантиметр, свободные электроны, двигаясь под действием сил поля, приобретают на длине свободного пробега столь большую кинетическую энергию, что при столкновении с молекулами газа отрывают от них электроны, т.е. ионизируют молекулы».
Несоответствие содержательных фрагментов наименованию параграфа. В параграфе учебника по электротехнике «Принцип действия асинхронного двигателя» помимо обозначенного материала собраны сведения об изобретателях асинхронного двигателя, основных его конструктивных элементах, достоинствах электрической машины, объясняется на простейшем примере магнита и медного диска явление, получившее название «диск Араго-Ленца».

 

Ис|итак|ходя из обозначенных противоречий, инженер-педагог при определении содержания обучения должен решить такие проблемы:

какой объем учебной информации считать необходимым и достаточным для будущего специалиста;

каким образом следует представить учебную информацию (последовательность, способ представления), чтобы она была истинной и доступной.

Для решения этих проблем нужно провести тщательную и научно обоснованную структуризацию всей необходимой для изучения информации. В результате этой работы разрабатываются дидактичные материалы.

Вообще под дидактичными материалами, согласно определения Г.А. Балла [3], следует понимать систему объектов, каждый из|с| которых|каких|:

во-первых|в первых|, предназначен для использования в процессе обучения в качествах материальной или материализованной модели того или иного компонента общественного знания и опыта;

во-вторых, является средством решения некоторой|некоей| дидактичной задачи.

Материальная модель – это действующая модель некоторого|некоего| механизма.

Материализованная модель – это чертеж|черчение| или словесное описание.

Следовательно|итак|, круг|окружность| материалов, которые|какие| будут называться дидактичными, достаточно широкий: это и материалы, которые|какие| инженер-педагог создает для себя, определяя содержание обучения по|с| конкретной теме, и материалы, которые|какие| он может предложить обучаемым для обеспечения доступности содержания обучения|обучения,учения|.

Мы под дидактичными материалами будем понимать только первые, которые в виде плана изложения учебной темы, текста и конспекта по теме наилучшим образом отражают содержание обучения|обучения,учения|.

Главной|головной| особенностью дидактичных материалов является наличие четкой логики построения, которая|какое| зависит от многих факторов, прежде всего: от характера деятельности будущего специалиста, целей и задач|задач| его подготовки, особенностей организации учебно-воспитательного процесса в профессиональном учебном заведении и тому подобного.

Структура деятельности инженера-педагога по разработке дидактичных материалов может быть раскрыта через|из-за| такие элементы, как: субъект, цель, предмет, средства, процесс, продукт (табл. 5.3).

 


 

Таблица 5.3

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...