Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика речи технических текстов
Признаки текстовой речи
| Обобщенная характеристика речи технических текстов
| Уточненная характеристика речи технических тестов (требования, предъявляемые к
техническим текстам)
|
|
|
| По форме выражения мысли
| Внешняя письменная
| Отсутствие таких внеязыковых средств выражения информации, как жесты, мимика, интонация налагают ответственность за передачу полных достоверных сведений на грамматические, графические и математические средства языка.
| По характеру взаимодействия участников общения
| Монологическая
| Одностороння связь автора и читателя ведет к их опосредованной контактности, а следовательно, и предъявляет к тексту требования развернутости, последовательности, логичности, смысловой завершенности, полноструктурности, линейности, связности, доступности, убедительности, доказательности и т.д.
| По функциональному типу
| Рассуждение
| Конструктивные элементы: тезис, доказательство, вывод.
Объясняемые факты, события соединены причинно-следственными связями.
| Повествование
| Составные части: начало действия, развитие действия, острый момент, конец действия.
Сообщение о действиях предмета в определенной последовательности предполагает, как правило, цепной способ связи предложений.
Соблюдается строгая последовательность глаголов-сказуемых в соответствии с порядком обозначаемых ими действий.
| Описание
| Составные части: признаки рассматриваемого объекта и оценка.
Кроме знаков, обозначений носителями информации могут быть рисунки, фотографии. Перечисление постоянных или однородных признаков осуществляется в последовательности, продиктованной целью описания (движение обрабатываемой детали, движение взора наблюдателя по объекту описания, маршрут движения, убывание или возрастание признака, классификационный принцип с различными основаниями для деления на части).
|
| Оценка
| Указания на достоинства и недостатки, исключительно, объективного характера.
| По стилю
| Научная
| Организующие признаки: точность передаваемой информации, подчеркнуто информативный характер, строгая логическая последовательность изложения, убедительность доказательств, отсутствие активного деятеля, семантическая ясность и однозначность, весьма незначительное количество экспрессивных и оценочных элементов [37].
Преобладают в тексте сложные предложения, развита сеть союзов и отыменных предлогов, широкое употребление находят причастные и деепричастные обороты, страдательные конструкции [28]
Каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета.
Используется большое количество терминов.
Формами являются статьи, монографии, научный доклад.
| Учебно-научная
| Цель учебных материалов предполагает размещение фактов от простого к сложному, от известного к новому.
В текстах излагаются научные истины, положения, уже доказанные ранее, сообщается накопленный на сегодняшний день объем информации в определенной области знания, объясняется историческая ретроспектива исследовательского процесса в этой области.
Текстам присущи ясность и доступность изложения в сочетании с логической последовательностью и обоснованностью изложений [40].
В большом количестве присутствуют определения, пояснения, сравнения, примеры.
Отсутствует гипотетичность, полемичность.
Используются неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные синтаксические конструкции.
|
Вся информация, которая содержится в учебной литературе, разделяется на два функционально самостоятельных, но взаимосвязанных|повязанных| компонента – предметный и педагогический материал. Предметный материал может быть фактическим, теоретическим и методологическим.
Фактический материал содержит необходимые технические сведения|ведомости| о технических системах и технологических процессах на производстве, требования стандартов и норм, справочные и другие сведения|ведомости|. Он должен быть полным, достоверным и отвечать целям обучения|обучение,учение|.
Теоретический материал содержит описание основных законов и закономерностей, а также физическую сущность производственных процессов. Источниками|родниками,истоками| теоретического материала является учебно- и научно-техническая литература, профессиональный опыт и теоретические знания преподавателя.
Методологический материал отражает производственный опыт, накопленный в необходимом направлении, степень изученности тех или иных вопросов, проблемы и перспективы их дальнейшего развития. Его источниками|родниками,истоками| является научно-техническая литература, основная документация отрасли, опыт и экономические|экономичные|, политические,|политичные| технические знания преподавателя.
Педагогическая информация закладывается в учебную литературу и содержит воспитательный, а также дидактический компоненты. Воспитательный компонент, как правило, не имеет четких структурных единиц и отражается через|из-за| содержание предметной информации. Дидактичный компонент отражается через|из-за| способ представления предметного материала (использование|употребление| определенных видов аспектной, рубрикационно-графической, функционально-смысловой, лингвистической и других структур текста), а также через|из-за| сопровождающие сравнения, объяснения, рекомендации, указания, предлагаемые задания|задачи|, критерии оценки полученных знаний обучаемых и тому подобное.
Средствами являются те знания и умения, которые|какие| позволят инженеру-педагогу влиять на структуры и содержание исходного|выходного| текста, обеспечивая его соответствие требованиям к|до| учебному тексту. Любой|какой-нибудь| текст можно рассматривать со стороны многих структур и требований относительно|касательно| их конструкции (табл. 5.5).
Таблица 5.5
|