Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текстовые структуры, с которыми работает инженер-педагог в процессе конструирования содержания обучения

Текстовая структура Элементы текстовой структуры, их взаимосвязи и характеристика
Логическая|логичная|   Понятие – результат обобщения однородных предметов по их существенным признакам. Понятие – основной элемент логико-семантической структуры, создает инженер-педагог во время разработки плана изложения учебной темы. Понятия могут находиться между собой в отношении: равнозначности, пересечения|, подчинения, соподчинения, противоположности или противоречия|противоречивости|. Их характеризуют объем и содержание. Объем раскрывается с помощью|посредством| операции деления, а содержание – путем построения определений, характеристик и т.д. Во время деления следует придерживаться определенных правил, которые|какие| приводятся в подразделе|подразделении| 5.3, посвященном разработке каждого из|с| дидактичных материалов. Суждение – это форма мышления, в которой|какой| путем утверждения или отрицания отражаются связи предметов, процессов или их соотношение. Если с помощью|посредством| понятия отражается совокупность наиболее существенных признаков предмета познания|опознания| и раскрывается его сущность, то через|из-за| суждение раскрывается какая-то одна из сторон этого предмета. Другой особенностью суждения является то, что оно может быть как истинным, так и ошибочным. Языковой формой суждения является либо|или| повествовательное предложение, либо|или| риторический вопрос. Суждения состоят из двух частей – субъекта и предиката. Субъектом выступает тот объект, который выносится на обсуждение, а предикатом – тот, который содержит признаки субъекта. Умозаключение – новое суждение, которое образуется путем логического|логичного| вывода из|с| одного или нескольких суждений. В зависимости от логического|логичного| соотношения между посылками и выводом различают дедуктивные и индуктивные умозаключения. Правильность получения умозаключений устанавливается с помощью|посредством| правил терминов и посылок, которые|какие| приводятся в подразделе|подразделении| 5.3, посвященном разработке каждого из|с| дидактичных материалов.
Лингвистическая Словосочетание – соединение двух или нескольких слов, объединенных починенной|подчинительной| связью. Предложение – синтаксически и интонационно оформленная конструкция, которая выражает сообщение. Сложное синтаксическое целое (ССЦ|) – совокупность предложений, соединенных|сочетаемых| определенной мыслью|мнением,суждением|. Первое предложение ССЦ| автосемантическое, а другие, которые раскрывают его суть|сущность|, - синсемантические|. Проектирование конспекта осуществляется на уровне ССЦ|. Если стоит задача в процессе свертывания повысить уровень метаинформативности| ССЦ|, из|с| него следует последовательно удалить синсемантические| предложения, одновременно заменив слова-заместители|заступники| (типа эти, такой, подобный, они и т.д.) на соответствующие им смысловые элементы. В противном случае свернутое ССЦ| потеряет свое смысловое единство.
Коммуникативная Тема (Т) – о чем рассказывается в тексте. Рема (R) – что именно рассказывается в тексте.
Наименование коммуникативной структуры текста Буквенное представление коммуникативной структуры
Простая линейная корреляция Т1– R1   Т2(=R1)–> R2   Т3(=R2)–> R3 и т.д.
Последовательная корреляция Т и R с постоянной темой Т1– R1   Т1– R2   Т1– R3
Параллельная связь между предложениями текста Т     Т1– R1 Т2– R2 Т3– R3
Структура смешанного типа а)Т1– R1 б) Т1– R1 в) Т1   Т2– R2 Т2– R2 R1 R2 R3 R4   Т2– R3 Т3– R3 и т.д Т2– R5   R6

Наиболее удобным для свертывания информации при проектировании конспекта является отношение последовательной корреляции Т и R с постоянной темой. В этом случае исключается|выключается| каждое повторное упоминание темы. Однозначно не подлежит изменениям|сменам| отношение простой линейной корреляции Т и R.

Рубрикационно-графическая Элементами являются рубрики, которые своими названиями, содержанием и объемом устанавливают определенные смысловые единицы текста. Графический компонент структуры проявляется в способах представления названий и оформлении текста рубрик. Это могут быть отступления|отступы|, выделения, применения знаков, подчеркиваний, цветов и тому подобное.
Аспектная Элементами являются содержательные аспекты, набор которых|каких| в достаточной степени универсальный для однотипных документов. Можно выделить два вида содержательных аспектов: первый отражает структуру (логику) вида документа, например статьи, патентного описания, другой – структуру (логику) той или иной области знания или группы объектов. Поскольку в ходе обучения решается задача сформировать у будущих специалистов представления о явлениях действительности и их закономерностях, особенностях функционирования технических систем, осуществления трудовых и технологических процессов, то инженером-педагогом должен быть выбран второй вид аспектных сеток. Разработка второго вида аспектной структуры для каждой из|с| категорий исследуемых объектов действительности позволит инженеру-педагогу реализовать такой принцип обучения|обучения,учения|, как одноплановое изложение однохарактерных тем.
Функционально-смысловая Описание, рассказ, рассуждение и оценка как функциональные типы технических текстов были рассмотрены ранее|ранее|. Описательный текст легче поддается|подвергается| сокращению, чем текст-рассуждение, поскольку в многочисленной конъюнкции высказываний не все из|с| них имеют равнозначную важность и релевантность|. И эти менее важные и релевантные высказывания могут быть в ряде случаев опущены без вреда|ущерба| для общего содержания текста (хотя информативность в этом случае обычно уменьшается). В случае свертывания текста-рассуждения, в котором|каком| связь между элементами более крепкая, устранение даже одного из компонентов логической|логичной| конструкции может привести к|до| перекручиванию содержания. Поэтому|оттого| при свертывании текстов подобного типа допустимы лишь|только| такие сокращения, которые|какие| основаны на ентимематическом| (сокращенном) характере умозаключения.
Информативная Элементами является новая и полезная известная информация, а также помехи. К помехам относятся шумы (дезинформация, вольно или невольно закравшаяся в текст, ошибки в расчетах и обобщениях, предвзятые, необоснованные выводы и рекомендации, недостаточно корректно трактуемые результаты экспериментов и т.д.), искажения (различные стилистические ошибки, нечеткие формулировки и др.), нерелевантная избыточная информация (известная информация, но в данном случае затрудняющая восприятие новой). Шумы и искажения могут иметь разную|различную| природу: семантическую, синтаксическую и т.д., что определяет способы их преодоления.

 

В процессе разработки дидактичных материалов выделяются два этапа:

поиск учебно-| и научно-технических источников|родников,истоков| необходимой информации, их изучение и отбор из них наилучших;

разработка на основе информации отобранных источников|родников,истоков| дидактичных материалов.

Процесс обозначенной деятельности завершается получением плана изложения учебной темы, текста и конспекта по теме.

План – это набор кратких наименований логически завершенных частей учебной темы, последовательностью которых учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учащихся (базовый и формируемый). Получению плана предшествует создание логико-семантической структуры ученого материала, которой далее будет уделяться особое внимание.

Текст – это система грамматических, графических, математических знаков, обеспечивающих исчерпывающее представление об интересующем объекте.

Конспект – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...