Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика анализа учебной литературы

Анализ учебной литературы является очень важным этапом работы преподавателя во время его подготовки к|до| занятиям. Целью такого анализа является выявление|обнаружение| опыта преподавания|выкладывание| учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его последующего использования|употребления|. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их устранения.

Продуктом деятельности во время анализа учебной литературы является перечень|перечисление| необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка их использования|употребления|.

Идеальный учебник или комплект учебной литературы «является моделью педагогической системы» и в соответствии с|соответственно| этим должен включать все элементы педагогического процесса (целевой, смысловой, организационно-деятельностный|, аналитико-результативный).

Целевой компонент проявляется в том, что, выбирая учебник, необходимо выяснить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются учениками в ходе работы с ним, на каком уровне формируются умения и какими являются критерии оценивания деятельности учеников после освоения ими учебного материала. Эти положения должны быть детализированы относительно каждого из|с| разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к|до| учебнику с помощью|посредством| разных|различных| инструкций. В нем обязательно отмечается структура каждого из|с| разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у ученика и преподавателя должно сложиться|состоять| четкое представление относительно результатов учебной деятельности, осуществляемой с помощью|посредством| этого учебника, то есть о том конкретном приращении опыта личности, которое|какое| будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель является «диагностической».

Основными требованиями, которые|какие| выдвигаются к|до| содержанию учебной литературы, являются доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала, оптимальность объема учебника, посильность материала для изучения, научность и связь с практикой. Кроме того, определенную роль играет и правильность отражения явлений, соответствие государственным стандартам обозначений, логичность и последовательность изложения учебного материала.

Содержание учебника характеризуется также формой передачи, языком|речью| и стилем, потому что каждая отрасль знания, каждая профессия имеет свой круг идей, свою специфическую лексику, фразеологизмы и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, необходимо придерживаться таких требований:

использование|употребление| официально принятой терминологии;

соответствие терминов обозначениям;

одинаковость написания наименований и тому подобное.

Доступность учебника определяется использованием|употреблением| во время составления|складывания,сдачи| его текста главных|головных| дидактичных законов и принципов, среди которых|каких| важнейшим является принцип «от простого к|до| сложному». Простой учебный материал обязательно должен предшествовать сложному, при изучении учебной дисциплины необходимо идти|уходить| от низшей степени абстракции к|до| более высокой.

Кроме целевого и смыслового компонентов, следует анализировать еще и имеющиеся в учебной литературе организационный и контрольно-корректировочный| компоненты. Это связано|повязано| с тем, что современный учебник должен не только содержать необходимую информацию, но и установку на обучение.

Общая схема деятельности относительно изучения учебного материала может быть проиллюстрирована с помощью|посредством| формулы:

,

где Од – понятие ориентировочной основы|основания| деятельности, представленное в форме содержания учебного материала;

Ид – исполнительные действия относительно|касательно| усвоения материала, выраженные в форме задач и заданий|задач|, которые|какие| развязаны|решены| с примерами|прикладами|;

Кд – контроль действий в виде вопросов и задач для контроля знаний в соответствии с|соответственно| целью функционирования педагогической системы;

Кор – корректировка действий, которая|какая| определяет разногласие|расхождение| между целями и результатом, выраженное в форме консультации по нерешенной или решенной|решенной| с ошибками задаче.

В зависимости от того, какие из компонентов содержит структура учебника, различают разнообразные его организационные формы и назначения. Другими словами, состав формулы определяется типом учебной литературы.

Если формула содержит все составляющие ( ), то учебник предназначен для самостоятельной работы учеников. Если формула имеет вид , то учебник целесообразно использовать для работы с преподавателем в аудитории. Наконец, если , то учебник используется для работы в классе, и дома.

Выбор лучшего учебника среди изданных является показателем мастерства преподавателя и его умения охватить весь учебный процесс. Для этого преподаватель должен владеть методами анализа учебной литературы.

В наше время существует более чем 300 методов такого анализа. К ним относятся: экспериментальный,социологический, структурно-функциональный, органометрический и др.

В условиях работы профессионального учебного заведения наиболее целесообразным является органометрический метод, который базируется на использовании|употреблении| личного опыта преподавателя. Суть|сущность| этого метода заключается в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов|балов|. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он выбирает|обирает| наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, потому что, оценивая разные|различные| учебники, преподаватель обычно использует те же критерии.

Сумма баллов|балов|, которой|какой| оценивается качество учебников, подсчитывается с помощью|посредством| формулы:

 

где – общая сумма баллов|балов|;

– номер показателей качеств;

– число показателей;

– коэффициент значимости показателя;

– оценка степени реализации в учебнике показателя качества.

Результатом анализа может быть констатация того, что ни один|никакой| из учебников не отвечает требованиям преподавателя.

Для наглядности|предметности| и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представлять в виде таблицы-характеристики показателей качества учебной литературы. Наличие такой таблицы поможет преподавателю четко представить|вообразить| всю систему учебной литературы по предмету, а также порядок ее использования|употребления|.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...