Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика анализа учебной литературыАнализ учебной литературы является очень важным этапом работы преподавателя во время его подготовки к|до| занятиям. Целью такого анализа является выявление|обнаружение| опыта преподавания|выкладывание| учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его последующего использования|употребления|. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их устранения. Продуктом деятельности во время анализа учебной литературы является перечень|перечисление| необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка их использования|употребления|. Идеальный учебник или комплект учебной литературы «является моделью педагогической системы» и в соответствии с|соответственно| этим должен включать все элементы педагогического процесса (целевой, смысловой, организационно-деятельностный|, аналитико-результативный). Целевой компонент проявляется в том, что, выбирая учебник, необходимо выяснить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются учениками в ходе работы с ним, на каком уровне формируются умения и какими являются критерии оценивания деятельности учеников после освоения ими учебного материала. Эти положения должны быть детализированы относительно каждого из|с| разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к|до| учебнику с помощью|посредством| разных|различных| инструкций. В нем обязательно отмечается структура каждого из|с| разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у ученика и преподавателя должно сложиться|состоять| четкое представление относительно результатов учебной деятельности, осуществляемой с помощью|посредством| этого учебника, то есть о том конкретном приращении опыта личности, которое|какое| будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель является «диагностической». Основными требованиями, которые|какие| выдвигаются к|до| содержанию учебной литературы, являются доступность, систематичность, иллюстративность представления учебного материала, оптимальность объема учебника, посильность материала для изучения, научность и связь с практикой. Кроме того, определенную роль играет и правильность отражения явлений, соответствие государственным стандартам обозначений, логичность и последовательность изложения учебного материала. Содержание учебника характеризуется также формой передачи, языком|речью| и стилем, потому что каждая отрасль знания, каждая профессия имеет свой круг идей, свою специфическую лексику, фразеологизмы и традиционные приемы изложения материала. В техническом тексте, кроме того, необходимо придерживаться таких требований: использование|употребление| официально принятой терминологии; соответствие терминов обозначениям; одинаковость написания наименований и тому подобное. Доступность учебника определяется использованием|употреблением| во время составления|складывания,сдачи| его текста главных|головных| дидактичных законов и принципов, среди которых|каких| важнейшим является принцип «от простого к|до| сложному». Простой учебный материал обязательно должен предшествовать сложному, при изучении учебной дисциплины необходимо идти|уходить| от низшей степени абстракции к|до| более высокой. Кроме целевого и смыслового компонентов, следует анализировать еще и имеющиеся в учебной литературе организационный и контрольно-корректировочный| компоненты. Это связано|повязано| с тем, что современный учебник должен не только содержать необходимую информацию, но и установку на обучение. Общая схема деятельности относительно изучения учебного материала может быть проиллюстрирована с помощью|посредством| формулы: , где Од – понятие ориентировочной основы|основания| деятельности, представленное в форме содержания учебного материала; Ид – исполнительные действия относительно|касательно| усвоения материала, выраженные в форме задач и заданий|задач|, которые|какие| развязаны|решены| с примерами|прикладами|; Кд – контроль действий в виде вопросов и задач для контроля знаний в соответствии с|соответственно| целью функционирования педагогической системы; Кор – корректировка действий, которая|какая| определяет разногласие|расхождение| между целями и результатом, выраженное в форме консультации по нерешенной или решенной|решенной| с ошибками задаче. В зависимости от того, какие из компонентов содержит структура учебника, различают разнообразные его организационные формы и назначения. Другими словами, состав формулы определяется типом учебной литературы. Если формула содержит все составляющие ( ), то учебник предназначен для самостоятельной работы учеников. Если формула имеет вид , то учебник целесообразно использовать для работы с преподавателем в аудитории. Наконец, если , то учебник используется для работы в классе, и дома. Выбор лучшего учебника среди изданных является показателем мастерства преподавателя и его умения охватить весь учебный процесс. Для этого преподаватель должен владеть методами анализа учебной литературы. В наше время существует более чем 300 методов такого анализа. К ним относятся: экспериментальный,социологический, структурно-функциональный, органометрический и др. В условиях работы профессионального учебного заведения наиболее целесообразным является органометрический метод, который базируется на использовании|употреблении| личного опыта преподавателя. Суть|сущность| этого метода заключается в том, что преподаватель, выделив необходимые показатели качества, оценивает каждый из учебников определенной суммой баллов|балов|. Пользуясь результатами качественного и количественного анализа, он выбирает|обирает| наилучший из учебников. Точность этого метода зависит от квалификации преподавателя, но при сравнении нескольких учебников это положение не влияет на результаты, потому что, оценивая разные|различные| учебники, преподаватель обычно использует те же критерии. Сумма баллов|балов|, которой|какой| оценивается качество учебников, подсчитывается с помощью|посредством| формулы:
где – общая сумма баллов|балов|; – номер показателей качеств; – число показателей; – коэффициент значимости показателя; – оценка степени реализации в учебнике показателя качества. Результатом анализа может быть констатация того, что ни один|никакой| из учебников не отвечает требованиям преподавателя. Для наглядности|предметности| и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представлять в виде таблицы-характеристики показателей качества учебной литературы. Наличие такой таблицы поможет преподавателю четко представить|вообразить| всю систему учебной литературы по предмету, а также порядок ее использования|употребления|. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |