Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для тем об особенностях осуществления технологических процессов

1. Сущность технологического процесса.

2. Последовательность осуществления отдельных технологических этапов.

3. Характеристики этапов и используемое оборудование.

4. Требования к осуществлению технологических этапов и процессу в целом.

Для тем об особенностях конструкции технических систем

1. Определение и назначение технической системы (ТС).

2. Классификация ТС.

3. Устройство и принцип действия ТС.

5. Условно-графическое обозначение ТС.

6. Характеристики ТС (режимы работы, погрешности, класс точности)

7. Маркировка ТС.

8. Выбор ТС.

9. Область применения ТС.

10. Достоинства и недостатки ТС.

Для тем о параметрах процессов

1. Определение и обозначение параметра процесса (ПП).

2. Математическое выражение ПП.

3. Единицы измерения ПП.

4. Способы измерения ПП.

5. Методы расчета ПП.

6. Примеры расчета ПП.

Для тем, рассматривающих законы, уравнения

1. Формулировка закона, уравнения (З,У).

2. Математическое выражение З,У.

3. Физическая сущность.

4. Методы определения параметров.

5. Примеры.

Для тем о специфике осуществления трудовых процессов

1. Значение трудового процесса (ТП).

2. Особенности осуществления ТП.

3. Операции, составляющие ТП и их последовательность.

4. Инструменты и приспособления, используемые при выполнении операций.

5. Требования к качеству работ, выполняемых персоналом.

6. Техника безопасности.

 

3. Выбор уровня сложности плана.

На степень сложности плана и число пунктов влияют:

особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации (число структурных единиц, которые может удержать человек в памяти и припомнить, не делая ошибок, равно примерно 7; поэтому, считается нормальным, когда технический текст с количеством сверхфразовых единств, не превышающим семи, относится к одной рубрике; в противном случае, следует разделить объемный текст соподчиненными заголовками);

базовый уровень подготовки учащихся (чем подготовка слабее и текст труднее, тем предпочтительнее одно- или двухступенчатая рубрикация; основаниями для многоступенной рубрикации, кроме хорошей подготовки учащихся, являются широкий, многообразный круг вопросов, охватываемых преподавателем, и большой объем текста);

целевое назначение текста (мнемонические планы /для запоминания/ содержат пунктов в два раза больше, чем познавательные; значит, деление текста на структурные единицы должно быть частым; в то же время, при делении его на слишком маленькие части может быть утеряна целостность материала).

На основе плана может быть получен текст путем подробного раскрытия всех его пунктов. Осуществляется построение и согласование всех текстовых структур, кроме аспектной: логической, семантической, коммуникативной, функционально-смысловой, рубрикационно-графической, информативной, синтаксической.

К тексту предъявляются требования: доступности, последовательности, логичности, связности, убедительности, истинности информации, смысловой завершенности и т.д. (табл. 5.10).

 


 

Таблица 5.10

Требования, предъявляемые к тексту

Требования к тексту Способы выполнения требований к тексту и примеры их реализации (или нарушения)
Доступность 1. Использование терминов, смысл которых известен учащимся; своевременное пояснение вводимых терминов. 2. Построение определений согласно правилам: · взаимозаменимость определяемого и определяющего понятий (ОШИБКА СЛИШКОМ ШИРОКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Окружность – это фигура, которая описывается движущимся концом отрезка, когда другой его конец закреплен, или фигура, которая образована движущимся концом циркуля»;ОШИБКА УЗКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ: «Электрическая машина – устройство, предназначенное для преобразования электрической энергии в механическую» или «Производительными силами называются орудия труда, а также сами люди с умениями и приемами труда» («орудия труда» следует заменить на «средства производства»)); · запрет порочного круга (КРУГ В ОПРЕДЕЛЕНИИ: «Трансформатор – устройство, трансформирующее электроэнергию» или «Количество – это характеристика предмета с его количественной стороны»); · однозначность /одному определяемому понятию могут соответствовать несколько определяющих, но не наоборот/ (например, «Квадрат – параллелограмм с равными между собой сторонами и прямыми углами», «Квадрат – равносторонний прямоугольник»); · неотрицательность /указание только на признаки, присущие предмету/ (пример исключения: «Параллельными называются такие линии, которые не пересекаются, сколько б мы их не продолжали». 3. Выражение мысли преимущественно простыми предложениями. 4. Устранение искажений (стилистические ошибки, нечеткие формулировки) и шумов (ошибки в расчетах, необоснованные выводы и рекомендации, некорректно трактуемые результаты экспериментов). 5. Наличие необходимой базовой информации, способствующей восприятию и пониманию новой.
Последовательность изложения материала 1. Перечисление признаков объекта в последовательности движения обрабатываемой детали, движения взгляда наблюдателя, маршрута движения, уменьшения или увеличения признака. 2. Обеспечение соответствия последовательности повествования развитию действий, событий, состояний объекта. 3. Осуществление доказательства по мере привлечения аргументов.
Логичность 1. Построение умозаключений согласно правилам: хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением, в противном случае истинное заключение получить невозможно (например, «1. У асинхронной машины неодинаковые частоты вращения ротора и магнитного поля статора. 2. Изучаемая эл. машина не является асинхронной. Следовательно,...»); - если одна из посылок – отрицательное суждение, то изаключение отрицательное суждение (например, «1. У повышающих трансформаторов первичное напряжение меньше вторичного. 2. Данный трансформатор не является повышающим. Следовательно, у данного трансформатора не может быть первичное напряжение меньше вторичного.»); · хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением /касаться всего класса предметов/, в противном случае получить истинное заключение невозможно (например, «1. Некоторые трансформаторы являются повышающими. 2. Некоторые трансформаторы являются однофазными. Следовательно,...»); · если одна из посылок – частное суждение, то и заключение – частное суждение (например, «1. Действие трансформаторов основано на принципе электромагнитной индукции. 2. Данное устройство – трансформатор. Следовательно, действие данного устройства основано на принципе электромагнитной индукции»).
Связность 1. Изменение порядка слов в предложениях. 2. Предусмотрение повторов, соотнесенности видо-временных форм глаголов, использования слов: аналогичный, данный, этот, другой, прочий, в итоге, итак, таким образом, более того, вдобавок, впрочем, другими словами, примером, отсюда, следовательно и т.д.
Истинность учебной информации 1. Использование как можно большего числа источников необходимой информации, сопоставление конкретных данных из них. 2. Соотнесение некоторых данных с содержанием текста. 3. Проверка выполнения правил умозаключения и доказательства.
Убедитель-ность 1. Построение доказательств (рассуждений) согласно правилам: · тезис (доказываемое положение) должен быть сформулирован ясно и точно; · тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства; · аргументы должны быть истинными суждениями; · аргументы должны быть достаточными основаниями для тезиса; · способ построения доказательства должен подчиняться правилам умозаключения.
Учет условий организации обучения 1. Согласно специфике содержания темы и формулируемому образовательному уровню осуществляется выбор способа представления содержания понятия: определение, характеристика, описание и т.д. 2. Выбор типа определения: · вербальное (словесное) или остенсивное (путем показа); · полное (определяющее понятие в исчерпывающем виде представляет существенные признаки) или неполное (не все из основных перечислены признаки предмета в силу неподготовленности обучаемого или отсутствия необходимости в углубленном изучении материала); абсолютное (определяющее понятие не содержит в своем составе определяемое, например: «Логика – наука, изучающая законы и формы мышления») или неабсолютное (определяющее понятие содержит в своем составе определяемое, например: «Асинхронная электрическая машина – это электрическая машина переменного тока, у которой частота вращения ротора не равна частоте вращения магнитного поля статора»); - классификационное (через указание класса, которому принадлежит рассматриваемый объект, с последующим перечислением существенных признаков, например: «Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от одной точки – центра окружности -, лежащей в той же плоскости, что и кривая»; «Ромб – это плоский четырехугольник, у которого все стороны равны») или генетическое (через указание особенностей создания объекта, например: «Окружность – замкнутая кривая, образованная вращением на плоскости отрезка прямой АВ вокруг неподвижной точки А; при этом, точка В и опишет кривую, называемую окружностью». 3. Выбор степени обобщенности знаний (развернутые или сокращенные умозаключения; представление всего доказательства или указание на способы его осуществления и т.д.).

На основе текста создается конспект учебной темы путем свертывания каждой текстовой структуры. Структурные элементы исключаются|выключаются|, заменяются|меняются|, обобщаются. По объему представляемой информации конспекты делятся|делящийся| на полные и контурные (опорные), а по способу представления информации – на планы-конспекты и конспекты-схемы.

В полном конспекте содержится, преимущественно, вся новая основная информация (определения, классификация, УГО|, перечень|перечисление| параметров, режимов работы, алгоритм осуществления деятельности и др.). В контурном (опорном) же конспекте содержатся только ключевые положения новой основной информации, выраженные с помощью|посредством| таблиц, графиков, аббревиатуры, разного|различного| рода обозначений, акцентов.

По определению В.Ф. Шаталова, опорный конспект – это схема, в которой|какой| разными|различными| символами «закодировано» содержание темы. Чтение кода, работа с конспектом возможны лишь|только| при глубоком понимании материала. Основная цель опорного конспекта – доступное и взаимосвязанное изложение учебного материала, которое способствует|содействует| его быстрому|скорому| запоминанию и усвоению. Как отмечает В.Ф. Шаталов, во время составления|складывания,сдачи| конспекта следует придерживаться таких принципов:

принцип лаконичности (реализуется высокая информационная емкость слов, знаков, незаконченных фраз; графическая емкость конспекта – 300 знаков, время воссоздания|воспроизводства,воспроизведения| – не более 10–12 минут);

принцип блочности| (предусматривает такую структуру расположения блоков, которая|какая| является удобной как для запоминания, так и для воссоздания|воспроизводства,воспроизведения| и проверки знаний);

принцип акцента (предусматривает, что в конспекте каждый элемент имеет определенную смысловую нагрузку и является «рельефным» для запоминания; при этом, возможным является использование|употребление| разных|различных| знаков, стрелок, разнообразное|разнообразное| расположение слов и тому подобное);

принцип ассоциаций и стереотипов, использование|употребления| бытовых сравнений, известных афоризмов.

План-конспект кратко представляет содержание каждого из|с| пунктов плана (больше подходит для тем «Основные сведения о трансформаторах», «Устройство оборудования» и др.). Конспект-схема – это иерархия понятий темы, упорядоченных в соответствии с планом и дополненных основными сведениями|ведомостями| (подходит для тем «Ремонт электрических машин», «Монтаж оборудования» и др.).

 


Опорные схемы для повторения

Учебная информация
Теоретический материал
Воспитательный материал
Дидактический материал
Предметная информация
Педагогическая информация
Фактический материал
Методологический материал

Источники неточностей в учебной литературе
Исследователь предметов, процессов, явлений в технической отрасли
Автор учебно-методической литературы
Учебник  
Словарь  
Учебное пособие  
Альбом  
Практикум  
Раздаточный материал к лекции  
Курсы (тексты) лекций  
Памятка  
Конспект лекцій  
Методические реко-мендации и указания
Хрестоматия  
Инструкция  
Сборник наукових праць    
Монография  
Практическое руководствово    
Справочник  


Основи формирования учебного материала
Основания для осуществления деятельности по конструированию содержания обучения
Структурные элементы деятельность по разработке дидактичеких материалов и их содержание
Наличие противоречий в системе ПТО
между объемом учебной информации и отведенным на ее усвоение временем
Проблемы, которые вынужден решать инженер-педагог
какой объем учебной информации считать необходимым и достаточным
между качеством учебного материала и требованиями, которые|какие| к|до| нему предъявляются  
каким образом необходимо подать учебную информа-цию, чтобы она была истиной, доступной  
субъект  
цель  
предмет  
средства  
процесс  
продукт  
инженер-педагог  
оптимизировать учебную информацию  
учебно- и научно-технические источники информацииінформації  
Педагогические, технические, лингвистические, психологические знания и умения  
1. Отбор источников|родников,истоков| содержания обучения|обучения,учения|. 2. Выявление|обнаружение| содержательных элементов по теме (фактов, событий, понятий, объектов); 3. Определение способов взаимосвязи элементов и последовательности их изложения. 4. Выбор уровня сложности плана и формулировка заголовков. 5. Раскрытие|вскрытие| в полном объеме каждого из|с| пунктов плана, что сопровождается выбором способа построения предложений, новой и базовой для обучаемых информации, видов определений, способов доказательства утверждений, конкретизации содержательных фрагментов. 6. Определение ключевых положений основной информации и выбор способов их представления.  
дидактические материалы (план, текст, конспект)  
План изложения учебной темы и особенности его разработки  
Понятие плана – набор кратких наименований логически|логически| завершенных частей учебной информации, последовательностью которых|каких| учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учеников (базовый и формируемый)  
Виды планів  
в зависимости от степени конкретизации пунктов  
в зависимости от способа раскрытия темы  
простой  
сложный
индуктивный  
дедуктивный  
Последовательность разработки плана  
1. Отбор учебно- и научно-технических источников информации.
2. Выявление содержательных элементов по теме: событий, понятий, объектов, фактов и др.  
3. Установление связей между содержательными элементами.
4. Выбор последовательности изложения содержательных элементов темы и формулировка заголовков, которые их объединяют по однородным признакам
5. Вибор уровня сложности плана
средства
знания основ лингвистики (функцио-нально-смысловая, коммуникативная, синтаксическая, информативная структуры текста), теории реферирования (аспектная структура текста)
знания библиографии, теории реферирования (аспектная структура текста), теории редактирования (рубрикационно-графическая структура текста), основ педагогики и психологии  
знания законов и правил: - формальной логики (логическая структура текста); - семантики (семантическая структура текста)  
знания внешних и внутренних признаков технических текстов  

 

 


 


Нарушения правил деления
Способы устранения ошибок
Выявление содержательных элементов и установление их взаимосвязей с использованием знаний формальной логики
Законы формальной логики
Объем понятий как предметы, которые им отражаются
Закон тождества
Закон достаточного основания
Закон исключенного третьего
Закон противоречия
Содержание поня-тия как совокуп-ность существен-ных признаков объекта.
Способ раскрытия объема поняття
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключе-ние
Операция деления
Правила делення
Непол-ное деление
Деление с лишними членами
Члены деле-ния находятся в отношении пересечения
Скачок в делении
Ошибка перекрест-ного деления
характеристики
Компенсация отсутствующих членов деления путем обращения к дополнительным источникам|родникам,истокам| информации
Раскрытие|вскрытие| содержания членов деления и устранения из|с| их ряда того понятия, которое|какое| отображает объекты с другими содержательными признаками  
Раскрытие|вскрытие| содержания членов деления и устранения из|с| их ряда тех, которые|какие| связаны|повязаны| с делимым понятием другими признаками, в отличие от указанного Раскрытие|вскрытие| содержания членов деления и устранения из|с| их ряда тех, которые|какие| связаны|повязаны| с деленным понятием другими признаками, в отличие от той, что указана  
Раскрытие|вскрытие| содержания членов деления и классификация их по признакам объекта, который рассматривается    
Раскрытие содержания всех понятий и объединение тех видовых, которые представляют один класс, в родовое    

 

 


Знания семантики как средство разработки плана изложения темы
Типы семантических отношений
Подбор знаковых систем, которые выражают|высказывают| точное значение  
Установление всех возможных связей между значениями знаковых систем  
Установление недостаточного количества взаимосвязей между значениями, или несуществующих взаимосвязей
Искривление знаковых систем  
Направление проверки адекватности семантической структуры сущности процессов, предметов, явлений действительности предметів, явищ дійсності
Целое - часть
Объект - параметры
Класс - подкласс
Процесс - свойство
Явление - характеристика
Множество - элемент
- соотношение значений с темой текста, с предусмотренными автором взаимосвязями значений, со средствами выражения тех же значений ранее|ранее| в тексте, с базовыми знаниями; - проверка фактического материала с помощью|посредством| других источников|родников,истоков|    
Способы устранения ошибок
Причина - следствие
Суть - явление
Закон - проявленне
Цель – средства достижения
Условие - действие
проверка истинности | фактического материала и корректировка текстовых взаимосвязей под созданное представление  
Выбор последовательности изложения содержательных элементов и формулировки заголовков, которые|какие| объединяют содержательные элементы по однородным признакам  
Выбор аспектной сетки (структуры) материала темы (то есть существующего шаблона плана)
Определение последо-вательности располо-жения пунктов плана изложения учебной темы викладення навчальної теми
Проверка адекватности выделенных в логико-семантической структуре свойств объекта, который|какой| рассматривается, пунктам шаблона плана; дополнение (исключение) пунктов  
- постепенное привлечение аргументов во время обоснования какого-то утверждения; - соблюдение порядка осуществления действий во времени; - перечисление|перечисление| постоянных или однородных признаков в последовательности продиктованной целью; - описание (движение детали, которая|какая| обрабатывается, движение взгляда наблюдателя, уменьшение или увеличение признаков, классификационный принцип с многообразными|разнообразным| основаниями для деления|распределения| на части)  
- выбор дедуктивного плана, который|какой| допускает|припускает| получение (подтверждение) обучаемыми некоторых|некоих| конкретных знаний на основе известных общих; - выбор индуктивного плана, который|какой| предусматривает получение обучаемыми некоторых|некоих| общих знаний на основе известных конкретных    
особенности восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации  
условия обучения (уровень сформированности базовых знаний)  
дидактическая цель (уровень, который|какой| формируется)  

 


 

Выбор уровня сложности плана
Выявление|обнаружение| тех пунктов плана изложения темы, которые|какие| при раскрытии|вскрытии| вмещают не более чем|больше чем| 9 новых для обучаемых понятий  
Регулирование коли-чества вертикалей в рубрикационно-графи-ческой структуре дидактичного материала (плана)  
Выделение в объемных пунктах не менее чем двух подпунктов, которые|какие| не повторяют своими наименованиями наименования самих пунктов  
Уровень подготовки обучаемых  
- низкий уровень предусматривает одно-| и двухступенчатую рубрикацию; - высокий уровень допускает выбор многоступенчатой рубрикации  
Оформление плана
Назначение материала относительно|в отношении,касательно| цели  
мнемонические планы (для запоминания) предусматривают частое деление|распределение| на пункты одной вертикали в отличие от познавательных планов  

 


 

Конспект учебной темы и особенности его разработки
Понятие конспекта – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы
Принцип получения конспекта – определение основных положений информации и выбор способов их представления  
Виды конспектов
По объему предоставленной информации
Полный
Контурный
Новая основная информация: определения, классификации, УГО|, перечень|перечисление| параметров, режимов работы, алгоритм осуществления деятельности и тому подобное  
Ключевые положения новой основной информации, которые|какая| подаются|дается| в виде таблиц, графиков, аббревиатур, с помощью|посредством| разнообразных видов отметок|меток|, акцентов  
По способу представления информации
План-конспект
Конспект-схема
Краткое содержание каждого из пунктов плана
Иерархия понятий темы, которые|какие| упорядочены согласно плана и дополнены основными сведениями|ведомостями|  
“Основные све-дения о техни-ческой системе”, “Конструкция технических систем”
“Ремонт техни-ческих систем”; “Монтаж оборудования”
Текст учебной темы и особенности его проектирования  
Понятие текста - система грамматических, графичес-ких, математических знаков, которые|какие| обеспечиваютсчерпывающее представление об объекте.  
Принцип получения текста - раскрытие|вскрытие| в полном объеме каждого из|с| пунктов плана, который|какой| сопровождается выбором: - вида определений; - способа построения предложений; - способа построения новой и базовой для обучаемых информации; - способа обоснования утверждений; - способа конкретизации содержательных фрагментов  
Требования к тексту
1. Использование терминов|терминов|, значение которых|каких| известно обучаемым; своевременное объяснение терминов|терминов|, которые вводятся. 2. Построение определений согласно правил. 3. Выражение мысли|мнения,суждения| преимущественно простыми предложениями. 4. Устранение искажений (стилистические ошибки, нечеткие формулировки) и шумов (ошибки в расчетах, результатах экспериментов). 5.Наличие необходимой базовой информации, содействующей|способствующей| восприятию и пониманию новой.  
1.Построение умозаключений согласно правил.
1. Использование как можно большего числа источников|родников,истоков| необходимой информации, сопоставление конкретных данных. 2. Соотношение некоторых|некоих| данных с содержанием текста. 3. Проверка выполнения правил умозаключения и доказательства.
1. Перечень|перечисление| признаков объекта в последовательности обработки детали, движения взгляда наблюдателя, маршрута движения, уменьшения или увеличения признака. 2.Обеспечение соответствия последовательности рассказа развитию действий, событиям, состояниям|станов| объекта. 3.Осуществление доказательства по мере привлечения аргументов.
1. Изменение|смена| порядка слов в предложениях. 2. Предупреждение повторов путем использования слов: аналогичный, данный, этот, следовательно|итак|, таким образом|прикладом|, отсюда Согласно специфики содержания темы и образовательному уровню осуществляется выбор способа представления содержания понятия: определение, характеристика, описание и т.д. тощо
1.Построение доказательств (рассуждений) согласно правил  
1.Согласно специфике содержания темы и образовательному уровню осуществляется выбор способа представления содержания понятия: определение, характеристика, описаение т. д. 2.Выбор типа определения. 3. Выбор степени обощенности знаний (развернутые или сокращенные выводы; предоставление всего доказательства или указание на способ его осуществления).  
Доступность
Логичность
Истинность учебной информации
Последовательность изложения материала
Связность
Убедительность
Учет условий обучения

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...