Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм разработики дидактических материалов

ЗНАКОМСТВО С ВОПРОСАМИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Выявление содержательных элементов по теме и установление типов их взаимосвязей (построение логико-семантической структуры)
Элементы логической структуры: понятия Способы соотношения понятий: равнозначность, пересечение, подчинение, противоположность, противоречие
ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С ТЕМ ИЛИ ИНЫМ РАЗДЕЛОМ НАУКИ, ДИСЦИПЛИНЫ
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СПОСОБОВ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ
Элементы семантической структуры:понятия, явления, процессы, объекты. Способы соотношения понятий: целое – часть, множество – элемент, класс – подкласс, объект – параметры, процесс – свойство, явление – характеристика, причина – следствие, суть – явление, закон – проявление, цель – средство достижения, условие - действие
УСТАНОВЛЕНИЕ ВИДОВ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ, ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ИСТОЧНИКОВ
формулирование заголовков содержательных фрагментов и определение степени сложности плана
определение последовательности изложения материала
Учитываемые условия при определении степени сложности плана: – особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации; – уровень подготовки обучаемых
Использование шаблонов планов, существующих для каждой из категорий однохарактерных тем
Учитываемые условия: – особенности восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации; – уровень сформированности базовых знаний; – требования к специалисту
ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ: – ФУНКЦИИ РЕЧИ; – СТИЛЬ; – ФОРМА
ВОСПРИЯТИЯ, ПОНИМАНИЯ И ЗАПОМИНАНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЕМЫМИ
Требование соподчиненности рубрик
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА (СТЕПЕНЬ КОНКРЕТИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, УЧЕТ ОБЪЕМА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ)
Требование соблюдения правил деления понятий, истинности фактических данных, достоверности взаимосвязей
ОТБОР ИЗ ВСЕГО МНОЖЕСТВА ОБНАРУЖЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ТЕХ ИЗ НИХ, КОТОРЫЕ МАКСИМАЛЬНО СООТВЕТСТВУЮТ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
Проектирование текста по теме путем выбора: – способа связи наименования пункта и обозначенных им содержательных фрагментов; – способа взаимосвязи содержательных фрагментов, относящихся к одному пункту; – способа раскрытия содержания понятия; – способа построения определения понятия; – последовательности представления повествования, рассуждения, описания, характера оценки; – способа построения доказательства (опровержения) утверждений; – количества релевантной информации; – способа построения предложений  
Проектирование конспекта по теме – разделение текстовой информации на основную и дополнительную; выбор способов представления основной информации; – определение ключевых положений основной информации и способов их представления  

 


Словарь темы Учебник- содержит систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе.   Учебное пособие- раскрывает теоретическую часть дисциплины, тем самым, дополняя учебник, но точно не следует типовой программе дисциплины.   Практикум- теоретическая часть: полная автономия содержания каждого раздела, что не предполагает обязательной проработки предшествующих конкретной теме разделов.   Тексты лекций- содержат только информационную часть дисциплины.   Конспект лекций- по структуре соответствует плану учебной книги или программе дисциплины. Содержит основные данные лекционной части дисциплины без лишних подробностей и второстепенных деталей.   Хрестоматия- сборник систематически подобранных научных материалов или отрывков из них, а также различных документов.   Альбом- книжное или листовое издание с кратким пояснительным текстом, включающее рисунки, научные фотографии, схемы и т.д.   Раздаточный материал к|до| лекции- включает таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, копии статей, страницы книг, описания изобретений, служебные материалы и другие удобные формы подачи информации об изучаемых фактах, явлениях, событиях, предметах.   Памятка- представляет краткие, самые важные сведения, необходимые для выполнения заданий, поручений или определенного вида работ. Справочник с соответствующими методическими пояснениями, например, о порядке использования представленной информации.   Инструкция- содержит точно сформулированные отдельные нумерованные положения, указания, регламентирующие некоторую деятельность.    

Методические рекомендации и указания - поясняют характер действий при выполнении определенного задания, причем, указания предполагают обязательное исполнение, а рекомендации – свободу принятия решений.   Монография - Содержит полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.   Сборник научных трудов - Содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, имеющим принципиальное научное значение и практическую ценность.   Практическое руководство - Производственное издание, содержащее, преимущественно, описательно-эмпирический материал и служащее повышению квалификации специалистов или рассчитанное на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы.   Словарь, справочник - Содержит сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения. Дидактические материалы - систему объектов, каждый из|с| которых|каких|: во-первых|в первых|, предназначен для использования в процессе обучения в качествах материальной или материализованной модели того или иного компонента общественного знания и опыта; во-вторых, является средством решения некоторой|некоей| дидактичной задачи. Материальная модель – это действующая модель некоторого|некоего| механизма. Материализованная модель – это чертеж|черчение| или словесное описание. Идеальная модель – представление о механизме или понятие о принципе его действия. План – это набор кратких наименований логически завершенных частей учебной темы, последовательностью которых учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учащихся (базовый и формируемый). Текст – это система грамматических, графических, математических знаков, обеспечивающих исчерпывающее представление об интересующем объекте.  

Конспект – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы. Логика – это наука, которая изучает законы и формы мышления. Понятие– результат обобщения однородных предметов по их существенным признакам. Суждение - это форма мышления, с помощью которой путем утверждения или отрицания отражаются связи предметов, процессов или их соотношения. Умозаключение – новое суждение, которое образуется путем логического вывода из одного или нескольких других суждений. Существенные признаки принадлежат одному предмету и отличают его от других, несущественные признаки принадлежат одновременно нескольким предметам. Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета. Объем понятия – отражаемые понятием предметы. Семантика –это наука, которая изучает смысловую сторону языка слов, частей слова, словосочетаний. Словосочетания– соединение двух или нескольких слов, объединенных подчиненной связью. Предложения– синтаксически и интонационно оформленная конструкция, которая выражает сообщение. Сложное синтаксическое| целое| (ССЦ|) – совокупность предложений, соединенных|сочетаемых| определенной мыслью|мнением,суждением|. Тема (Т) – о чем рассказывается в тексте. Рема (R) - что именно рассказывается в тексте. Шумы– дезинформация|, которая свободно или невольно оказалась в тексте, ошибки в расчетах и обобщениях, предвзятые|предубежденные|, необоснованные выводы и рекомендации, результаты экспериментов, которые|какие| недостаточно корректно сформулированы. Искажения– это разные|различные| стилистические ошибки, нечеткие формулировки. Помехи– это шумы, перекручивания, нерелевантная| избыточная информация. Нерелевантная избыточная информация| -известная информация, которая затрудняет восприятие новой.  

Вопросы и задания для контроля

1. Вопросы на знание теоретического материала

№ воп-роса Формулировка вопроса в общем виде Варьируемые элементы
Охарактеризуйте заданное противоречие, которое существует в системе профессионального образования. а) противоречие между объемом учебной информации и временем, отводимым на ее изучение; б) противоречие между состоянием источников содержания обучения и требованиями восприятия, понимания, запоминания учащимися новой информации.
Раскройте содержание заданного структурного компонента деятельности по проектированию дидактических материалов. а) субъект; б) цель; в) предмет; г) средства; д) процесс; е) продукт.
Дайте определение следующему понятию и приведите его пример.   а) «дидактические материалы»; б) «модели материальные, материализованные, идеальные»; в) «логико-семантическая структура»; г) «план»; д) «план простой, сложный, индуктивный, дедуктивный»; е) «текст»; ж) «конспект»; з) «конспект полный, контурный, план-конспект, конспект-схема»; и) «формальная логика»; к) «понятие»; л) «суждение»; м) «умозаключение»; н) «признаки предмета существенные и несущественные»; о) «содержание понятия»; п) «объем понятия»; р) «семантика»; с) «определение»; т) «определение вербальное, остенсивное, полное, неполное, абсолютное, неабсолютное, классификационное, генетическое»; у) «деление»; ф) «повествование»; х) «рассуждение»; ц) «оценка»; ч) «описание» ш) «релевантная информация».
Раскройте принципы проектирования данного дидактического материала. а) план изложения темы; б) текст темы; в) конспект темы.
Охарактеризуйте заданный тип логических или семантических отношений, существующих между содержательными элементами темы. Приведите примеры их реализации. а) равнозначность (тождество); б) пересечение; в) подчинение; г) соподчинение; д) противоположность; е) противоречие; ж) целое – часть; з) множество – элемент; и) класс – подкласс; к) объект – параметры; л) процесс – свойство; м) явление – характеристика; н) причина – следствие; о) суть – явление; п) закон - проявление; р) цель – средство достижения; с) условие – действие.
Объясните суть заданного правила осуществления той или иной логической операции. Подтвердите свои соображения примерами. а) деление должно быть соразмерным; б) при одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание; в) члены деления должны исключать друг друга; г) деление должно быть непрерывным; д) взаимозаменимость определяемого и определяющего понятий в дефиниции; е) запрет порочного круга в дефиниции; ж) однозначность в дефиниции; з) неотрицательность в дефиниции; и) хотя бы одна из посылок умозаключения должна быть утвердительным суждением; к) если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение – отрицательное суждение л) хотя бы одна из посылок умозаключения должна быть общим суждением; м) если одна из посылок – частное суждение, то и заключение – частное суждение.
Укажите способы выполнения заданных требований к тексту. а) связность; б) доступность; в) смысловая завершенность; г) последовательность; д) логичность; е) истинность учебной информации; ж) убедительность; з) соответствие условиям организации процесса обучения.
Обоснуйте выбранный Вами способ построения обозначенного дидактического материала в рамках индивидуального задания, выполненного при изучении темы «Основы формирования учебного материала». а) логико-семантическая структура; б) план изложения темы; в) конспект темы.

 

2. Задания на умение применять сформированные знания

Вариант 1

1. Обобщите данные понятия: водород, кислород, азот.

2. Укажите в правом знаменателе ключевое слово, которое приведет обе дроби к смысловому тождеству:

трансформатор предохранитель

-------------------- ; --------------------------------------------------------------------------

обмотка плавкая вставка, пробочный предохранитель, номинальный

ток, разрыв цепи, небольшой размер

3. Укажите тип логического отношения между данными понятиями:

трансформатор – кручение; тиристор – полупроводниковый прибор.

Типы отношений а) несравнимость; б) равнозначность; в) пересечение;

г) подчинение; д) соподчинение; е) противоположность; ж) противоречие.

4. Выберите верное заключение для данных посылок:

1п. А больше Б в 4 раза

2п. Б меньше В в 3 раза

--------------------------------

Следовательно, а) В=А;

б) В>А;

в) В<А.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...