Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Алгоритм разработики дидактических материалов
ЗНАКОМСТВО С ВОПРОСАМИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
| Выявление содержательных элементов по теме и установление типов их взаимосвязей
(построение
логико-семантической структуры)
| Элементы логической структуры: понятия
Способы соотношения понятий: равнозначность, пересечение, подчинение, противоположность, противоречие
| ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ ВОПРОСОВ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С ТЕМ ИЛИ ИНЫМ РАЗДЕЛОМ НАУКИ, ДИСЦИПЛИНЫ
| АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ НА ПРЕДМЕТ СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СПОСОБОВ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯМ
| Элементы семантической структуры:понятия, явления, процессы, объекты.
Способы соотношения понятий: целое – часть, множество – элемент, класс – подкласс, объект – параметры, процесс – свойство, явление – характеристика, причина – следствие, суть – явление, закон – проявление, цель – средство достижения, условие - действие
| УСТАНОВЛЕНИЕ ВИДОВ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, СОДЕРЖАЩЕЙ ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ, ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ИСТОЧНИКОВ
| формулирование заголовков содержательных фрагментов и определение степени сложности плана
| определение последовательности изложения материала
| Учитываемые условия при определении степени сложности плана:
– особенности восприятия и понимания обучаемыми новой информации;
– уровень подготовки обучаемых
| Использование шаблонов планов, существующих для каждой из категорий однохарактерных тем
| Учитываемые условия:
– особенности восприятия, понимания, запоминания обучаемыми новой информации;
– уровень сформированности базовых знаний;
– требования к специалисту
| ТЕКСТООБРАЗОВАНИЯ:
– ФУНКЦИИ РЕЧИ;
– СТИЛЬ;
– ФОРМА
| ВОСПРИЯТИЯ, ПОНИМАНИЯ И
ЗАПОМИНАНИЯ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЕМЫМИ
| Требование соподчиненности рубрик
| ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
(СТЕПЕНЬ КОНКРЕТИЗАЦИИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, УЧЕТ ОБЪЕМА БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ)
| Требование соблюдения правил деления понятий, истинности фактических данных, достоверности взаимосвязей
| ОТБОР ИЗ ВСЕГО МНОЖЕСТВА ОБНАРУЖЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ТЕХ ИЗ НИХ,
КОТОРЫЕ МАКСИМАЛЬНО СООТВЕТСТВУЮТ ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫМ ТРЕБОВАНИЯМ
| Проектирование текста по теме путем выбора:
– способа связи наименования пункта и обозначенных им содержательных фрагментов;
– способа взаимосвязи содержательных фрагментов, относящихся к одному пункту;
– способа раскрытия содержания понятия;
– способа построения определения понятия;
– последовательности представления повествования, рассуждения, описания, характера оценки;
– способа построения доказательства (опровержения) утверждений;
– количества релевантной информации;
– способа построения предложений
| Проектирование конспекта по теме
– разделение текстовой информации на основную и дополнительную; выбор способов представления основной информации; – определение ключевых положений основной информации и способов их представления
|
Словарь темы
Учебник- содержит систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее учебной программе.
Учебное пособие- раскрывает теоретическую часть дисциплины, тем самым, дополняя учебник, но точно не следует типовой программе дисциплины.
Практикум- теоретическая часть: полная автономия содержания каждого раздела, что не предполагает обязательной проработки предшествующих конкретной теме разделов.
Тексты лекций- содержат только информационную часть дисциплины.
Конспект лекций- по структуре соответствует плану учебной книги или программе дисциплины. Содержит основные данные лекционной части дисциплины без лишних подробностей и второстепенных деталей.
Хрестоматия- сборник систематически подобранных научных материалов или отрывков из них, а также различных документов.
Альбом- книжное или листовое издание с кратким пояснительным текстом, включающее рисунки, научные фотографии, схемы и т.д.
Раздаточный материал к|до| лекции- включает таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, копии статей, страницы книг, описания изобретений, служебные материалы и другие удобные формы подачи информации об изучаемых фактах, явлениях, событиях, предметах.
Памятка- представляет краткие, самые важные сведения, необходимые для выполнения заданий, поручений или определенного вида работ. Справочник с соответствующими методическими пояснениями, например, о порядке использования представленной информации.
Инструкция- содержит точно сформулированные отдельные нумерованные положения, указания, регламентирующие некоторую деятельность.
| Методические рекомендации и указания - поясняют характер действий при выполнении определенного задания, причем, указания предполагают обязательное исполнение, а рекомендации – свободу принятия решений.
Монография - Содержит полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.
Сборник научных трудов - Содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам, имеющим принципиальное научное значение и практическую ценность.
Практическое руководство - Производственное издание, содержащее, преимущественно, описательно-эмпирический материал и служащее повышению квалификации специалистов или рассчитанное на лиц, желающих самостоятельно овладеть какой-либо профессией или навыками работы.
Словарь, справочник - Содержит сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого нахождения, не предназначенные для сплошного чтения.
Дидактические материалы - систему объектов, каждый из|с| которых|каких|: во-первых|в первых|, предназначен для использования в процессе обучения в качествах материальной или материализованной модели того или иного компонента общественного знания и опыта; во-вторых, является средством решения некоторой|некоей| дидактичной задачи.
Материальная модель – это действующая модель некоторого|некоего| механизма.
Материализованная модель – это чертеж|черчение| или словесное описание.
Идеальная модель – представление о механизме или понятие о принципе его действия.
План – это набор кратких наименований логически завершенных частей учебной темы, последовательностью которых учитываются как особенности самого содержания, так и уровень знаний учащихся (базовый и формируемый).
Текст – это система грамматических, графических, математических знаков, обеспечивающих исчерпывающее представление об интересующем объекте.
|
Конспект – совокупность взаимосвязанных опорных сигналов темы.
Логика – это наука, которая изучает законы и формы мышления.
Понятие– результат обобщения однородных предметов по их существенным признакам.
Суждение - это форма мышления, с помощью которой путем утверждения или отрицания отражаются связи предметов, процессов или их соотношения.
Умозаключение – новое суждение, которое образуется путем логического вывода из одного или нескольких других суждений.
Существенные признаки принадлежат одному предмету и отличают его от других, несущественные признаки принадлежат одновременно нескольким предметам.
Содержание понятия – совокупность существенных признаков предмета.
Объем понятия – отражаемые понятием предметы.
Семантика –это наука, которая изучает смысловую сторону языка слов, частей слова, словосочетаний.
Словосочетания– соединение двух или нескольких слов, объединенных подчиненной связью.
Предложения– синтаксически и интонационно оформленная конструкция, которая выражает сообщение.
Сложное синтаксическое| целое| (ССЦ|) – совокупность предложений, соединенных|сочетаемых| определенной мыслью|мнением,суждением|.
Тема (Т) – о чем рассказывается в тексте. Рема (R) - что именно рассказывается в тексте.
Шумы– дезинформация|, которая свободно или невольно оказалась в тексте, ошибки в расчетах и обобщениях, предвзятые|предубежденные|, необоснованные выводы и рекомендации, результаты экспериментов, которые|какие| недостаточно корректно сформулированы.
Искажения– это разные|различные| стилистические ошибки, нечеткие формулировки.
Помехи– это шумы, перекручивания, нерелевантная| избыточная информация.
Нерелевантная избыточная информация| -известная информация, которая затрудняет восприятие новой.
|
Вопросы и задания для контроля
1. Вопросы на знание теоретического материала
№ воп-роса
| Формулировка вопроса
в общем виде
| Варьируемые элементы
|
|
|
|
| Охарактеризуйте заданное противоречие, которое существует в системе профессионального образования.
| а) противоречие между объемом учебной информации и временем, отводимым на ее изучение;
б) противоречие между состоянием источников содержания обучения и требованиями восприятия, понимания, запоминания учащимися новой информации.
|
| Раскройте содержание заданного структурного компонента деятельности по проектированию дидактических материалов.
| а) субъект;
б) цель;
в) предмет;
г) средства;
д) процесс;
е) продукт.
|
| Дайте определение следующему понятию и приведите его пример.
| а) «дидактические материалы»;
б) «модели материальные, материализованные, идеальные»;
в) «логико-семантическая структура»;
г) «план»;
д) «план простой, сложный, индуктивный, дедуктивный»;
е) «текст»;
ж) «конспект»;
з) «конспект полный, контурный, план-конспект, конспект-схема»;
и) «формальная логика»;
к) «понятие»;
л) «суждение»;
м) «умозаключение»;
н) «признаки предмета существенные и несущественные»;
о) «содержание понятия»;
п) «объем понятия»;
р) «семантика»;
с) «определение»;
т) «определение вербальное, остенсивное, полное, неполное, абсолютное, неабсолютное, классификационное, генетическое»;
у) «деление»;
ф) «повествование»;
х) «рассуждение»;
ц) «оценка»;
ч) «описание»
ш) «релевантная информация».
|
| Раскройте принципы проектирования данного дидактического материала.
| а) план изложения темы;
б) текст темы;
в) конспект темы.
|
| Охарактеризуйте заданный тип логических или семантических отношений, существующих между содержательными элементами темы. Приведите примеры их реализации.
| а) равнозначность (тождество);
б) пересечение;
в) подчинение;
г) соподчинение;
д) противоположность;
е) противоречие;
ж) целое – часть;
з) множество – элемент;
и) класс – подкласс;
к) объект – параметры;
л) процесс – свойство;
м) явление – характеристика;
н) причина – следствие;
о) суть – явление;
п) закон - проявление;
р) цель – средство достижения;
с) условие – действие.
|
| Объясните суть заданного правила осуществления той или иной логической операции. Подтвердите свои соображения примерами.
| а) деление должно быть соразмерным;
б) при одном и том же делении необходимо применять одно и то же основание;
в) члены деления должны исключать друг друга;
г) деление должно быть непрерывным;
д) взаимозаменимость определяемого и определяющего понятий в дефиниции;
е) запрет порочного круга в дефиниции;
ж) однозначность в дефиниции;
з) неотрицательность в дефиниции;
и) хотя бы одна из посылок умозаключения должна быть утвердительным суждением;
к) если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение – отрицательное суждение
л) хотя бы одна из посылок умозаключения должна быть общим суждением;
м) если одна из посылок – частное суждение, то и заключение – частное суждение.
|
| Укажите способы выполнения заданных требований к тексту.
| а) связность;
б) доступность;
в) смысловая завершенность;
г) последовательность;
д) логичность;
е) истинность учебной информации;
ж) убедительность;
з) соответствие условиям организации процесса обучения.
|
| Обоснуйте выбранный Вами способ построения обозначенного дидактического материала в рамках индивидуального задания, выполненного при изучении темы «Основы формирования учебного материала».
| а) логико-семантическая структура;
б) план изложения темы;
в) конспект темы.
|
2. Задания на умение применять сформированные знания
Вариант 1
1. Обобщите данные понятия: водород, кислород, азот.
2. Укажите в правом знаменателе ключевое слово, которое приведет обе дроби к смысловому тождеству:
трансформатор предохранитель
-------------------- ; --------------------------------------------------------------------------
обмотка плавкая вставка, пробочный предохранитель, номинальный
ток, разрыв цепи, небольшой размер
3. Укажите тип логического отношения между данными понятиями:
трансформатор – кручение; тиристор – полупроводниковый прибор.
Типы отношений а) несравнимость; б) равнозначность; в) пересечение;
г) подчинение; д) соподчинение; е) противоположность; ж) противоречие.
4. Выберите верное заключение для данных посылок:
1п. А больше Б в 4 раза
2п. Б меньше В в 3 раза
--------------------------------
Следовательно, а) В=А;
б) В>А;
в) В<А.
|