Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Легенда о возникновении исмаелитства и магометанства.I. Библейское сказание. Посмотрим прежде всего, что говорят об Исмаиле, имя которого значит Богоуслышанпый, 1 мусульманские предания средних веков. 1 ЬЫ'УОШ'' (ИШМЕ-АЛ) услышит бог. — 499 — Имя его матери Агарь * отожествляется арабами с их словом hadshara — переселение, откуда происходит и название начала магометанской эры 2 — геджара, относимое к 622 году нашей Эры... Вот первое хронологическое недоразумение — ведь и христианские и мессианские теологи относят рождение «геджа-рою» богоуслышаннаго Исмаила к 1910 году до начала нашей Эры... Хронологическая разница не малая: 1530 лет!.. Второе недоразумение заключается в том, что средневековые арабские писатели рассказывают о нем почти то же, что и христианские об Исааке — распространителе письмен, когда отец хотел припести его в жертву Громовержцу. «Когда Исмаилу минуло 13 лет, бог велел «Отцу-Риму» принести его в жертву. «Услышав об этом, Сатана тотчас же явился к Геджаре и спросил ее: — «Знаешь ли ты, куда ушел «Отец-Рим» с твоим сыном?» — «Да. Он пошел в лес нарубить дров». — «Нет! — сказал ей Сатана. — Он ушел, чтобы зарезать твоего сына>. — «Как это возможно? Ведь он его любит так же сильно, как и я». — «Он поступает так по приказанию бога». — «Если так, — ответила Геджара, — то пусть он исполнит повеление бога». После таких благочестивых слов Сатана, сконфуженный, ушел от нее, а бог послал ангела удержать руку «Отца-Рима». На этом самом месте несостоявшегося жертвоприношения и был брошен, — говорят нам, — с неба знаменитый метеорит — Черный камень святилища Каабы около Мекки, сохранившийся до сих пор. Корап называет Исмаила пророком и чудотворцем, и вся арабская духовная литература изображает его образцом правоверия, а также и выдающимся охотником. Прожив 130 лет он,— говорят нам,— умер своей смертью и был погребен близ Каабы. В агадической (т.-е. повествовательной) талмудической литературе под именем Богоуслышанного (Исмаила) разумеется \же "Un (Х.ГР), произносимое Hagar. 2 ГиршФедьд в «Jewish Encyclopedia», VI, p. 139. — 500 — — 501 —
прямо средневековой мусульманский народ - завоеватель в самое имя его «Услышит бог» толкуется в том смысле, что «бог услышит» вопли богоборцев, когда они будут находиться под мусульманским игом. Кроме того в агадической литературе Талмуда рассказывается, что у Исмаила сначала была сварливая жена, и от нее четыре сына и одна дочь, тогда как в Библии ему дается 12 сыновей. Когда «Отец-Рим» однажды приехал к нему в гости и, узнав, что Исмаила нет дома, попросил у его жены поесть, она наотрез отказалась дать ему что-нибудь, прибила своих детей и выругала мужа. Узнав об этом, Исмаил отпустил ее к родителям и женился на другой по имени Фатима, которая приняла потом Отца-Рима благосклонпо. Интересно, что и у перваго ХалиФа Али была любимая жена Фатима, дочь Магомета. Является ли это случайным совпадением имен? Рассмотрим теперь подробнее и но книге Бытие легенду об Исмаиле (гл. 16). «Чара (еще не переименованная 6 Сару, т.-е. в царицу) сказала Отцу-Риму»: — «Громовержец удерживает меня от рождения детей. Зайди к моей служапке, Геджаре, может-быть от нее буд\т у тебя дети». «Отец-Рим дослушался слов Чары и вошел к Геджаре. Она стала беременной и начала пренебрегать своей госпожей. — «Ты виноват в ее обидах мне, — сказала Чара Отцу-Риму. Пусть же будет Громовержец судьей между мною и тобою!» — «Это твоя служанка, — ответил Отец-Рим, — делай с пей что тебе угодно». — «Чара стала притеснять Геджару, и та убежала от нее в пустыню (Арабийскую). Вестник Громовержца нашел ее там у источника по дороге в Сирию 1 и сказал: — «Геджара, служанка Чары! Откуда ты пришла и куда идешь»? — «Я бегу от Чары, моей госпожи, — ответила она». 1 ")1ф (ШУР)—ограда, по греческому произношению: Сура. Гебраисты считают ее за участок земли на границе Аравии и Сирии. А по нашим сопоставлениям это была сама Сирия. — «Возвратись к ней и покорись: я умножу твое потомство до такой степени, что и не сочтешь. Вот ты беременна и родишь сына и назовешь его Богопослушный (Исмаил). Он будет как дикий осел средп людей: руки его на всех и руки всех против него и будет он жить на востоке от своих братьев». «Геджара назвала говорившего с нею Громовержца: Бог Видения» (16. 2—12). «Колодезь тот и теперь называется Бар-Леи-Рай между Кадетом и Бардом», — прибавляет какой-то корректор, очевидно, уже пе знавший аллегорического смысла этой легенды о возникновении магометанства во время одряхления Великой Римской империи, при чем бежавшая в пустыню Геджара изображает бегство Магомета, которое мусульмане относят к 15 июля 622 года нашей эры. Переименование ее в Агарь по-библейски Хегер (ХЕГР) было неизбежно, так как египетские арабы произносят аравийский звук ДЖ как Г. Это одно и то же имя, только в двух произношениях. Так слово Георг произносится англичанами Джордж, да и сама Агарь рисуется здесь, по смыслу слова: геджара, переселенкой. Характеристика ее сына Исмаила показывает кроме того, что рассказ этот написан уже в то время, когда магометане во времена хялифов стали воевать со всеми, и все воевали против них, и когда они размножились до такой степени, «что и не сочтешь». Ясно, что это не могло быть написано ранее VIII пли даже IX века нашей эры, когда все это уже было. «Двенадцать племен родятся от него, — говорит далее Громовержец Отцу-Риму, — так как я произведу от него великий народ» (17.20). И неужели это было действительное пророчество, сделанное за две тысячи лет до возникновения магометанства с его обрядом обрезанья, которое заимствовали и раввинисты? Вот как говорится тут же об этом обряде: «Отец-Рим взял своего сына Исма-Ила (Бого-послушного) п всех рожденных в своем доме, и всех купленных за деньги — весь мужской пол своего дома — и обрезал края кожи на их детородных органах в тот самый день, когда приказал ему Громовержец (т.-е. частным обрезным солнечным затмением на детородном органе Водолея). Он был в то время девяноста лет, а Исмаил тридцати» (18. 24). 34 Зак 77 — 502 — Отсюда видно, что этот экстравагантный религиозный обряд был введен в 30-м году Геджары, т.-е. около 652 года jate после смерти Магомета. И действительно в Коране о нем ни слова. Но продолжим и далее историю исмаелитства по Библии. «Когда у Отца-Рима родился сын, Распространитель письмен * Исмаил стал насмехаться над пим, и потому мать его Чара сказала Отцу-Риму: «Выгони эту рабыню (Геджару) и ее сына» (т.-е. отлучи их от своей церкви). «Это показалось очень неприятным Отцу-Риму, но боги сказали ему: — «Во всем, что бы ни сказала тебе Чара, слушайся ее И вот опять начинается не аллегорическая история, а примешанная к ней астралистика, как и следует быть, когда в дело вмешиваются боги. «Отец-Рим, — продолжает легенда, — встал ранним утром, взял хлебов и мех с водою, положил их па плечи Геджары и отпустил ее вместе с ее сыном. Она заблудилась в пустыне Кладзя Семи(БАР-ШБЕ, т.-е., астрально, около родника под Урной Водолея, из которой пьют «Семь планет») (рпс. 145), села на расстоянии полета стрелы от пего и заплакала. Но Боги услышали голос ее сына. — «Что с тобой, Геджара?»—спросил ее Вестник неба.—«Не «И вот боги открыли ее глаза, и опа увидела родник. Наполнив водою мех (астрально Урну в созвездии Водолея), она напоила своего сына, и боги были с ним. Он вырос (в символе Месяца, эмблемы мусульман) а сделался стрельцом из лука (серповидная Луна). «Он жил на Пастбище Славы, и мать взяла ему жену из Миц-Римской земли (т.-е. мусульмане завладели потом частью Восточно-Римской территории», Бытие, 21.21). Не зашифровано ли тут гороскопически время жизни Исмаила посредством схождения семп плаиет около их общего колодца «Урны Водолея»? 1 ИЦ-ХК, — от ИЦА — распространять и (ХК) — начертание. — 304 — — 505 —
Такого рода событие (Таблица 1) было как раз на 40 году жизни Магомета 1 Февраля 610 года, за 12 лет до бегства Магомета в Медину, когда оп уже начал пророчествовать в Мекке и еще 9 Февраля 373 года, как видпо из таблицы XVII. ТАБЛИЦА XVII. Схождения планет над Урной Водолея.
В эти обе даты у иебеснаго Колодца сени планет как раз и собирались все пвющие из него планеты: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Луна, Меркурий и Венера. В 610 г. новолуние в Водолее было 1 Февраля, и в это же время Венера только что вышла из своего верхнего соединения с Солнцем и едва выходила из лучей вечерней зари, точно так же как и Меркурий, шедший к нижнему соединению. Оба были вместе с остальными планетами как раз на «водопое» Водолея (около 341° эклиптикальной долготы). В 373 году их положение было хуже: новолише в Водолее было 9 Февраля и в это время и Меркурий и Венера уже перешли из Водолея в Рыб после верхисго соединения и был» около 354—358° эклиптикальной долготы. По первому ( и единственно вполне точному) определению Исмаил Библии прямо отожествляется с Магометом, его мать Геджара становится похожей па Хадпджу—первую его жену, вынянчившую пророка, которая была лет на 30 его старше. А жена, которую Геджара взяла ем\ пз Миц-Рима, т.-е. из Египетской части бывшей Латипо - Эллино - Сирийско - Егппет- ской империи, сильно напоминает одну пз главных жен Магомета — Марию Египетскую, от которой у пего был сын, Ибрагим, умерший, впрочем, еще в юности. Еслп же мы допустим, что исмаелитство было не магометанство, а аравийское меесиан-ство, первая из культурных религий проникших в Аравню и влиявшая в молодости на Магомета, то, хотя это и хуже, нам придется взять 373 год, когда был еще жив «Великий Царь». Этот же Колодезь Семи Планет Фигурирует не раз и в других местах Библии и всегда в аллегорическом смысле, так как реальное устройство какого-то колодца, конечно, не такое всемирно-историческое событие даже и в самой древней «всемирной истории», чтобы его захотели специально отметить в ней. Вот, например, в той же самой главе и об этом же схождеиип всех плаиет около их «колодца» говорится под символом семи овец в таком виде (21. 22—24): «Случилось в то время, что Царственный-Отец (Абп-Мелек) с его военачальником «Пасть истребления» * сказал Отцу-Риму: — «Во всем что ты ни делаешь, с тобою боги. Поклянись же мпе ими, что ты не поступишь несправедливо ни с» мной, ни с моим сыном, ни с внуками, а всегда хорошо, как п я с тобою». — «Клянусь»! — ответил Отец-Рим и упрекнул Царствепного-Отца за колодезь с водою, который отняли его рабы. — «Не знаю, кто это/сделал, — сказал Царственный-Отец. — Я даже ничего не слыхал об этом до сих пор». Тогда Отец-Рим дал ему мелкого и крупного скота и поставил. особо семь агниц из мелких. — «На что здесь эти семь агниц»? — спросил его Царственный-Отец. — «Для того, чтобы ты взял их из моей руки в свидетельство, что именно я выкопал этот колодезь (а не твои слуш)п. — «Поэтому и назвал оп то место «Колодезь Семи». Они клялись пм (т.-е. схождением семи планет у Водолея, как небесного символа омобенья водою) и заключили союз между собою,. после чего Царственпый-Отец со своими восначальоиками встал и возвратился в землю кочевников (астрально—туч). Он посадил nb3"sB ^ФИ-КЛЕ) от ФИ-КЛ)—пасть истребления. — 506 — — 507 _
Тамариск при Колодце Семи и призвал там имя Громовержца, бога Вечного. И много дней жил Отец-Рим в земле кочевииков». Смысл этого явно символического рассказа состоит в том, что между римскими христианами и какой-то из других религиозных сект был заключен какой-то договор в 610 году. Отмечу еще, что при молодости Магомета через северную Аравию проходило исключительно много солнечных затмений в полном пли кольцеобразном виде, и из них 26 декабря 604 года кольцеобразное шло почти через самую Медину как раз при Солнце и Луне у Урны Водолея. Неполные затмения первоначально считались, повидимому, тогда за символ обряда обрезания. И. Метеоритная теория магометанской религии. Да позволит мне читатель, прежде чем итгп далее, сделать здесь маленький историко-психологический очерк. Представьте себе, что все исторические документы, относящиеся к придворной Французской истории, исчезли, и нам приходится восстанавливать ее по романам Александра Дюма-Отца. Я думаю, что никто из наших современников не сумел бы отличить в них действительное от сочипепного самим автором. Но можем ли мы ручаться за то, что будущий мыслящий человек не окажется обладателем достаточного знания законов нашего Фантастического творчества, чтобы сделать такую разборку и сказать после некоторого размышления: это выдумка, а это взято из реальности? Мне кажется, что мы не имеем никакого права быть уверенными в таком бессилии будущих мыслителей, особенно после того, как мы сами уже во множестве случаев можем делать такие разборки в произведениях первобытных писателей и даже показать их законы. Первый основной закон, как я уже говорил и ранее, тот, что человеческая Фантазия не может творить таких деталей, каких никогда не было в действительности; что она может только причудливо комбинировать \же виденное или слышанное людьми или воспринятое другими органами внутренних или внешних чувств человека. Так она может присоединить к туловищу быка человеческую голову и дать этой небывалой комбинации еще и крылья птицы, но все такие детали автор обязательно должен получить из внешних реальных впечатлений, и он может снабдить такую комбинацию лишь теми внутренними чувствами, которые уже узнал из своей собственной внутренней психической деятельности. Второй и не менее важный закон тот, что при передаче рассказа из уст в уста и из головы в голову варьируются не только отдельные слова и обороты речи, но и самые мозговые импрессии слушающих, и после ряда последовательных устных передач первопачальный рассказ всегда будет неузнаваем. А если он к тому же перешел из одпой страны в другую пли из одной исторической эпохи того же народа в другую, то неизбежно примет колорит той страны и характер того времепи, в которые он был, наконец, записан. Но и самая запись не гарантирует от изменений при последовательных личных переписках старых грамотеев. Переписывая для себя в качестве источника сведений и справок, а никак пе для сохранения всех устаревших и кажущихся нелепыми деталей или недосмотров оригинала, всякий воспроизводитель неизбежно выбросит из пего то, что, по его мнению, нелепо, а остальное неправит и пополнит тем, что сам л спел узнать или придумать. Именно так небольшие первоначальные рукописи и обращались в огромные книги. Восстановить выброшенное в таких документах, конечпо, редко удается, но благодаря тому, что первобытная Фантазия была много проще пашей и кажется нам детски элементарной, мы, стоящие на высшей ступени душевного проникновения, легко отличаем придуманные авторами комбинации полученных ими реальных впечатлений от естественных комбинаций этих впечатлений в тогдашней жизни. Особенно часто отмечаем мы, что события, в которых принимало участие всеобщество, персонифицировались древними умами в продукт деятельности одного человека. Я не говорю уже о таких выражениях, как «Ромул построил Рим», «Мосох» библейский МШК пли просто МШ) построил Москву * и т. д. Тут мы сразу понимаем, что отдельным людям в таких больших постройках могла принадлежать только инициатива, но легко догадываемся, что и сами эти личности лишь персонификации общих Факторов жизни. Так я уже показывал ранее, что библей- 1 Забелин. История города Москвы. — 508 — — 509 —
ское название МШ или МШК есть лишь славянское муж и мужик, при чем ж неизбежно перешло в ад, так как в библейском языке совсем нет буквы ж и она заменяется через ад. Аналогично этому я уже показывал, что первоначальное имя Авраама было Аб-Ром, т.-е. Отец-Рима (Roma) и что это имя перешло в Аб-Рама, потому что в библейской азбуке звук О часто заменяют через А (^). Сопоставляя библейские похождения этого «праотца» с тем» что мы знаем из греческих и латинских авторов (тоже дошедших до нас в полуискаженном виде), мы легко начинаем восстановлять и те детали общественной жизни, которым человеческая Фантазия лишь дала Форму приключений отдельного человека. То же самое и в других случаях. Возьмем, например, рассказы о двух сыновьях Отца Рима. Один был,—говорит нам легенда,— от его законной жены, которая сначала называлась Шари, т.-е. борющаяся, х а потом была переименована в Сару, т.-е. в царственную. 2 Имя этого сына, говорят нам, было Исаак, по-библейски Ицхок, 3 т.-е. распространитель писания, а так как это имя созвучно с библейским ЦХК 4—смех, то автор, как это любили каббалисты, и прибавляет каламбур, будто «царица Рима», кормя его грудью в престарелом возрасте, сказала: — «Всякий, кто услышит о таком деле, посмеется (ИЦХК) надо мною» (Б. 21. 7). Благодаря этому каламбуру гебраисты и говорят, что имя Исаак значит—Посмешище. Но такое имя, конечно, не могло быть дано кому бы то ни было, ранее, чем он действительно стал посмешищем, и потому нам ничего не остается как принять мой предыдущий перевод, и тогда выходит следующее (как я говорил уже ранее). У первоначального Римского государства (Аб-Рама) была жена — религия, которую первоначально называли борющейся, а потом царственной, т.-е. уже победившей своих соперниц 1 'Ittf (СРИ) —борющаяся и чаровница. 8 Л "14? (СРЕ;— княгиня, царствующая. й WT (ИЦА)—исход и рП (ХК; —устав, закон, начертание 4 рП28 (ЦХК-) — смех. и у нее был сын Распространитель Письменного Закона, т.-е. определенного кодекса. «Боги» (АЛЕИМ) приказали Риму принести его «в жертву всесожжения на горе Зрящего Громовержца, т.-е. на Везувии, i и Отец-Рим тотчас же привел туда Распространителя Закона, но, когда он был уже положен на костре и когда уже была поднята рука заклать его, «боги» отменили всесожжение и Отец-Рим заменил сына Овном. «Вот почему — прибавляет автор — и говорят: на своей горе увидит Громовержец» (Б. 22. 14). Здесь мы опять вплотную подходим к влиянию сейсмических явлений на эволюцию первого теократического законодательства, и кроме того замена Распространителя письменного закона (Исаака) Овном настолько сближает его с евангельским Спасателем, символом которого был Овен, что оставлять этого без должного внимания никак нельзя. Если имя Исаак прочесть как Иса-хак, то выйдет Исус-Законодатель, и еврейская транскрипция ИЦ-ХК вместо ИС-ХК может быть лишь ассимиляционной, подобно тому как в русских летописях город Стокгольм обратился в Стекольный, и у русских поморцев английское название see-wash (морская корова) обратилось в сивуча. Значит исааковцы — это христиане. А вот и другая религия уже не вулканического, а метеоритного происхождения. У Отца-Рима кроме Иса-ка был еще другой, от его служанки, т.-е. от нецарственной церкви Егры (ЕГР), имя которой переводят: иностранка. Но принимая во внимание, что буква Г у арабов произносится как английское g (близкое к дж), и что гласная Л произносится придыхательно, мы легко получим из этого имени Хеджару, как называется магометанская эра от 622 г. нашей эры. Но п без этого наведения рассказ приводит нас здесь — как мы уже видели— в Аравию, к внезапному источнику воды в Сурской (ШУР) пустыне, куда прогнал Геджру (иначе Агарь) Отец-Рим но наущению своей царицы — церкви. Она погибала там от жажды, — говорит нам книга Бытия (Быт. 2 1, 17), но вдруг к ней воззвал Вестник Громовержца с неба и она увидала недалеко от себя колодезь с водой. В переводе на обычный язык это значит, что упал с неба настолько боль- 1 ЛЬЛ''Л1Л"1 ")П (ХР ИЕУЕ ИРАЕ)- гора Зрящего Громовержца. 33 Зак 77 — 510 — — 311 —
шой метеорит, что выбил в земле яму, наполнившуюся водой и к нему началось даже нилигримство, Действительно, падения метеоритов обращали на себя внимание всех уже с древнейших времен. Вот несколько примеров этого. Диоген Аполлонийский говорит: «Между видимыми звездами движутся невидимые, которым потому и не дано названий. Они нередко падают на землю, подобно каменной звезде, свалившейся в воспламенении близ реки Эгос». В Галатии с древнейших времен существовало служение матери богов Кибеле, изображением которой был небеспый камень, н некоторые думают даже, что греческое слово Кибос и церковнославянское кивот—одного корня с именем этой богини, которое значит алтарь. И в других местах Греции небесные камни служили ее олицетворением. Таков был камень на Крите. Точно так же мы имеем известия, что и в Сирии выпал божественный камень Элоибал и был предметом религиознога почитания. Свет их чаще всего бывает красным или зеленым и иногда так силен, что напоминает солнечный, размеры бывали иногда больше лупного диска. Взрывы их, происходящие от раскаливания находящихся в них газов, напоминают грозовые удары. Араго в своей астрономии перечисляет до 1847 года 268 случаев падения камней, о которых имеются достоверные данные или слухи и предания. Но несмотря на такое множество свидетельств о падении камней с неба, ученые вплоть до первых годов XIX столетия принципиалшо отри па л п возможность подобных явлений. Такое отношение продолжалось до конца апреля 1803 г., когда вблизи Лэгля, в департаменте Орны, разразился настоящий каменный град, потому что всех собранных там камней оказалось до трех тысяч. Отрицать это явление, происшедшее на глазах множества свидетелей, было уже нельзя, и Парижская академия, по распоряжению министра внутренних дел, отправила на место происшествия одного из своих членов, Био, с целью расследовать обстоятельства дела. Био скоро вернулся и представил академии множество подобранных метеоритных камней, при чем сделал подробный доклад о всем явлении, ссылаясь на показания многих лично им выслушанных очевидцев. Камни были разбросаны на эллиптическом пространстве, имевшем в длину и ширину
около десятка верст. Самый большой из них весил около У килограммов, а самый маленький около 2 золотников. Все эти осколки произошли от взрыва одного и того же огненного шара, разлетевшегося вдребезги после четырех взрывов, напоминавши к пушечные выстрелы. Несмотря на то, что явление произошло днем, болид этот был виден из многих окрестных мест, удаленных друг от друга на значительное расстояние, хотя звук был слышен лишь близ места падения камней.
Только с этого времени рассказы о небесных камнях перестали считаться в новейшие скептические времена баснями, и ученые начали тща тельно собирать и изучать эти предметы, при чем оказалось, что все они могут быть отнесены к одному из четы -рех главных классов. Первый состоит исключительно из железа; второй представляет почти сплошную железную массу, в которой вкраплены каменистые зерна; третий, наоборот, состоит почти сплошь из каменной массы, в которой железо вкраплено в виде зерен и, наконец, четвертый вовсе не содержит железа. Я приведу здесь некоторые случаи падения небесных камней и в новейшее время, ' чтобы читатель мог легко узнавать эти явления и в своеобразных или суеверных древних сказаниях.
В 1865 году, 25 августа (н. с), около полудня упал камень в Алжире, близ Омала, войдя в землю у ног одного из арабов, который почти не верил, что остался в живых. Камень этот весил 61 Фунт, н перед его падением слышен был сильный звук, подобный выстрелу. Неподалеку от этого места 33* — 512 — — 513 —
найден был другой камень такою же состава, как первый. Оба опи были раздроблены арабами в мелкие кусочки и распределены между населениемкак святыня. 8 1866 году 9 июня между 4 и 5 часами вечера выпало 9 июня 1867 г. в lO'/j ч. вечера виден был яркий болид Рис. 148. Метеорит, } павший блш Гришины. и огненные брызги разлетелись в разные стороны. Осколки найдены были в Таджере близ СетиФа и замечено, что один из метеоритов, пролетая у поверхности земли, сделал в ней довольно глубокую борозду на протяжении почти целой версты (как это видим и на Луне. В 1868 г. 30 (18) января выпало очень много камней близ Пултуска, в Польше. Число их определяется более чем в сотню тысяч. В одном Парижском музее их имеется около тысячи и все они покрыты спаружи тонкой стскловидпой корой как бы черным лаком. Следующий год был чрезвычайно обилен по части небесных камней. 1 января 1869 г. в Стокгольме днем вдруг разразился взрыв, как будто выстрел из пушки, после чего начали падать мелкие камни подобно граду. Затем, 22 января в 10 ч. вечера жители селения Керапруэ, в Морбигане, вдруг с испугом заметили сильный свет на небе, так что все селение, казалось, охвачено было огнем. В то же время послышался продолжительный свист н как бы громовые раскаты, от которых дрожали почваи дома.На следующее утро в одной свежей яме был найден черноватый камень в три пуда весом, который поселяне раскололи, чтобы посмотреть, не содержит ли он в себе золота пли серебра, которых, однако, не оказалось. 5 мая того же года, близ Свейбрюккена, в Баварии, в 6% часов вечера, при совершенно яспом небе внезапно послышался взрыв, за которым последовал сильный п глухой шум, а затем раздался новый удар сильнее прежнего. На небе показался огненный шар, н на землю упал камень, глубоко вонзившийся в почву. 25 декабря того же года в Африке близ Мурзука видели огненный шар «трех Футов» в поперечнике; после взрыва он разлетелся в виде ярких искр. Толпа арабов, сопровождавшая своего шейха, приняв его за дракона, сделала по нему несколько выстрелов. Потом, 23 июля 1872 г. u 5Vo часов вечера видели болид в департаменте Лаура-Шера, близ Лансе (во Франции). Он быстро пролетел по небу, п после этого упал камень в 47 килограмм (115 Фунтов) весом, углубившийся в глиняную почву больше чем на 2 аршина. Происшедший при этом взрыв был так силен, что его слышали в трех соседних департаментах. В том же году, 31 августа к 5 ч. 15 м. утра видели болид в Риме. Огненный шар имел величину лунного диска и взорвался с такою силою, что народу казалось, будто расстреснулось все небо, а вслед за тем на землю посыпался настоящий град небесных камней. Особенно же замечательный случай падения небесных камней наблюдался 10 мая (н. с.) 1879 г. в Америке, в городке Эстервнле, в штате Айона. Около 5 часов вечера здесь послышался вдруг как будто сильный артиллерийский залп, за которым последовал более глухой шум, как от падения на землю чего-то тяжелого. Вслед затем раздались два подобные же звука, представлявшие, вероятно, эхо первых. В то же время появилась на небе огненно-красная полоса, на конце которой мгновенно образовалось какое-то облако, быстро рассеявшееся, подобно дыму при пушечном выстреле. После того с земли поднялся Христос. 33 — 514 — — 515 -
густой столб пыли, и когда очевидцы подбежали к этому месту, то заметили тут глубокую яму, шириною почти в 4 метра. В этой яме под слоем воды, на глубине 5 метров, нашли небесный камень в 213 кило, весом, засевший в слое глины. Поверхность камня была очень неровна и усеяна выпуклостями. Неподалеку от этой глыбы отысканы были другие камни, гораздо меньшей величины, по один из них весил все же 3 тонны. В 1882 году, 3 Февраля в 3 часа пополудни со страшным шумом выпал каменный град в Клаузенбурге, в Трансильванпп. Всех камней собрано было потом до 2 тысяч, и общий вес их достигал 254 кило. Перед взрывом и выпадением камней, на небе замечено было маленькое, быстро рассеявшееся, светлое облачко. В следующем году, 16 Февраля около полудня с страшным громом последовал взрыв болида в Италии, близ местечка Альфэ-ниелло, после чего большой камень весом более 200 кило ударился о землю, углубившись в почву на 1,5 метра, от чего задрожала вся почва селения,. Местные жители извлекли камень из ямы и неизвестно почему раздробили его на мелкие куски. Заведующий музеем в Болоньи купил один из них весом в 10 кило за 700 Франков (280 рублей). В 1887 году, 18/6 августа упал небесный камень в Оханске, Пермской губернии, весом в 354 кило. Он воткнулся в землю, на глубину почти 4 метра, и образчики его былп разосланы по многим музеям. В той же местности выпала и другая каменная глыба в 118 вило. В момент своего падения всякие небесные камни оказываются очень горячими на своей поверхности, между тем как внутренность их чрезвычайно холодна. Они пахпут по большей части серой, а поверхность их покрыта тонкою корою черного цвета, как будто черным лаком. Форма их не имеет никакой правильности или постоянства, но выдающиеся их части и углы обыкновенно бывают сглаженными вследствие начавшегося на поверхности плавления. В изломе камни эти представляют зернистое сложение и более светлый цвет, чем на поверхности. Так как железо в почти совершенно чистом виде не встречается на поверхности земли, то все железные глыбы, находимые в разных местах и резко отличающиеся от местных геотектонических пород, причисляются к метеоритам, хотя они, выпали может быть даже в доисторические времена. Из таких камней известна, например, глыба почти чистого железа в 690 кило весом, найденная в Сибири Палласом, часть которой хранится в музее нашей Академии Наук. Подобная же глыба в 21 тонну весом найдепа была па Шпицбергене и хранится теперь в Стокгольмском музее. Кроме того известны камни метеорного железа, найденпые в Ла-Плате, весом в 15 тонн; в Бразилии, весом один в 4, а другой в 9 тонн, в Китае, один весом более 10 тонн и в Мексике в 20 тони. Но и эти глыбы еще не самые большие, потому что в 1870 г. Норден-шильд открыл в Гренландии целых 25 глыб несомненно небесного происхождения; три из них весом в 21, в 8 и 4 тонны перевезены в Швецию. Но и остальные громадные осколки наверное составляли сперва одну глыбу. Небесные камни служили иногда причиной разного рода несчастных случаев. Так, китайские историки рассказывают, что в 616 году нашей эры было убито ими одновременно десять человек. Одна из итальянских летописей упоминает, что в 1511 г. был убит небесным камнем цирюльник в Кремоне, а в 1650 г. Францисканский монах в Милане. В 1647 г. два человека были убиты небесным камнем на корабле, в открытом море. В 1748 г. огненный тар взорвался близ корабля, шедшего в открытом море. Пять человек попадали от него на палубу, и один получил сильные ожоги. Подобные же выпадения камней причиняли нередко пожары и разные разрушения. Так, например, 7 марта 1618 г. от них произошел пожар в здании суда в Париже. В 1761 г. упавшим болидом был сожжен дом в департаменте Кот-Дор во Франции. В 1835 г. близ Лозиерского замка во Франции сгорели от болида гумна, конюшни и каретные сараи. Все эти обстоятельства, а также и многие сообщения в древних летописях заставляют нас ожидать, что следы метеоритов мы не раз найдем и в Библии, особенно внимательной к небеспым явлениям. Так это и есть. При битве Иисуса на «Холме» против язычников, — говорит нам кпига «Иисус», — когда они бежали от него, «Громовержец бросал на них с небес большие камни (рпс. 148) от Дома Норы (Бет-Орона) до Пробоины (азека) и больше было тех, которые умерли от этих камней, чем тех, которые погибли от меча богоборцев» — 516 — (Инсус, 10. 10). А менее отчетливых описаний таких случаев мы пайдем в Библии не одно. К этому же роду событий, несомненно, относится и уже упомянутый выше случай с матерью Исмаила Геджарой, когда вестпик Громовера.ца воззвал к ней (грохотом) с неба (Бытие 21. 1") и выбил ей, жаждущей, колодезь с водою, которого она перед тем не видела. Можно догадываться, что тут описан именно тот случай, когда упала с неба перед глазами всей Мекки великая святыня всего мусульманского мира—знаменитый каабский метеорит Черный камень, «принесенный ангелом из рая» по единогласному утверждению всех мусульман. Если б такое событие совершилось не в центральном пункте аравийской культуры п не перед глазами всего многочисленного населения, то случай этот, конечно, прошел бы без исключительно важных результатов. Но здесь дело, новпдимолгу, осложнилось тем обстоятельством, что до Аравии уже дошли в самом Фантастическом виде рассказы моряков о страшных извержениях Везувия, и воображение было до того настроено к восприятию всего чудесного, что этот, действительно замечательный, метеорит был принят за спедпальное знамение бога не ездить более на поклопение Громовержцу в Италию, а совершать его здесь, и тот, па чье поле он упал, конечно, тотчас же поддержал такую идею п сделался главным священником Громовержца в Аравии. В полном согласии с этим представлением является и окончание легенды: — «Ты родишь сына (т.-е. новую секту культа Громовержца), — сказал Геджаре («переселенке») тот же вестник Громовержца и дашь ему имя: Богоуслышанный (И-ШМЕ-АЛ)». Греки, не умевшие произносить звука Ш, переделали его в Исманла, и отсюда произошло название до-магометанской церкви арабов исмаелитством. Потом (Бытие 25. 12) рассказывается, что от этого «бого-услышанного» родились 12 детей: «пророчество, арабская культура, божественная печаль, душевный бальзам, послушание, безмолвие, возношение, изощрение чувств, непорочность, кру жение (вероятно дервишей), жизнь и первосостояние». Совершенно ясно, что тут приведены не реальные сыновья а те свойства и добродетели, которые, по мнению автора, быль _ 517 — последствиями «религии богоуслышанного». Каким же образом,— спрошу я,—последующий редактор этого места, очевидно, знавший значение слов, приписал: «Это имена сыновей Исмаила по их поселкам и кочевьям: двенадцать князей своих племен» Риг, 149. Огнемет Леонид 12 ноября 1894 г. (из учебника Космографии |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |