Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легенда о возникновении исмаелитства и магометанства.

I.

Библейское сказание.

Посмотрим прежде всего, что говорят об Исмаиле, имя которого значит Богоуслышанпый, 1 мусульманские предания сред­них веков.

1 ЬЫ'УОШ'' (ИШМЕ-АЛ) услышит бог.


— 499 —

Имя его матери Агарь * отожествляется арабами с их сло­вом hadshara — переселение, откуда происходит и название начала магометанской эры 2 — геджара, относимое к 622 году нашей Эры... Вот первое хронологическое недоразумение — ведь и хри­стианские и мессианские теологи относят рождение «геджа-рою» богоуслышаннаго Исмаила к 1910 году до начала нашей Эры... Хронологическая разница не малая: 1530 лет!..

Второе недоразумение заключается в том, что средневековые арабские писатели рассказывают о нем почти то же, что и хри­стианские об Исааке — распространителе письмен, когда отец хотел припести его в жертву Громовержцу.

«Когда Исмаилу минуло 13 лет, бог велел «Отцу-Риму» принести его в жертву.

«Услышав об этом, Сатана тотчас же явился к Геджаре и спросил ее:

— «Знаешь ли ты, куда ушел «Отец-Рим» с твоим сыном?»

— «Да. Он пошел в лес нарубить дров».

— «Нет! — сказал ей Сатана. — Он ушел, чтобы зарезать

твоего сына>.

— «Как это возможно? Ведь он его любит так же сильно,

как и я».

— «Он поступает так по приказанию бога».

— «Если так, — ответила Геджара, — то пусть он исполнит повеление бога».

После таких благочестивых слов Сатана, сконфуженный, ушел от нее, а бог послал ангела удержать руку «Отца-Рима».

На этом самом месте несостоявшегося жертвоприношения и был брошен, — говорят нам, — с неба знаменитый метеорит — Черный камень святилища Каабы около Мекки, сохранившийся до сих пор.

Корап называет Исмаила пророком и чудотворцем, и вся арабская духовная литература изображает его образцом право­верия, а также и выдающимся охотником. Прожив 130 лет он,— говорят нам,— умер своей смертью и был погребен близ Каабы.

В агадической (т.-е. повествовательной) талмудической лите­ратуре под именем Богоуслышанного (Исмаила) разумеется \же

"Un (Х.ГР), произносимое Hagar. 2 ГиршФедьд в «Jewish Encyclopedia», VI, p. 139.


— 500 —


— 501 —


 


прямо средневековой мусульманский народ - завоеватель в самое имя его «Услышит бог» толкуется в том смысле, что «бог услышит» вопли богоборцев, когда они будут находиться под мусульманским игом.

Кроме того в агадической литературе Талмуда рассказывается, что у Исмаила сначала была сварливая жена, и от нее четыре сына и одна дочь, тогда как в Библии ему дается 12 сыновей.

Когда «Отец-Рим» однажды приехал к нему в гости и, узнав, что Исмаила нет дома, попросил у его жены поесть, она на­отрез отказалась дать ему что-нибудь, прибила своих детей и выругала мужа. Узнав об этом, Исмаил отпустил ее к родителям и женился на другой по имени Фатима, которая приняла потом Отца-Рима благосклонпо.

Интересно, что и у перваго ХалиФа Али была любимая жена Фатима, дочь Магомета.

Является ли это случайным совпадением имен?

Рассмотрим теперь подробнее и но книге Бытие легенду об Исмаиле (гл. 16).

«Чара (еще не переименованная 6 Сару, т.-е. в царицу) ска­зала Отцу-Риму»:

— «Громовержец удерживает меня от рождения детей. Зайди к моей служапке, Геджаре, может-быть от нее буд\т у тебя дети».

«Отец-Рим дослушался слов Чары и вошел к Геджаре. Она стала беременной и начала пренебрегать своей госпожей.

— «Ты виноват в ее обидах мне, — сказала Чара Отцу-Риму. Пусть же будет Громовержец судьей между мною и тобою!»

— «Это твоя служанка, — ответил Отец-Рим, — делай с пей что тебе угодно».

— «Чара стала притеснять Геджару, и та убежала от нее в пустыню (Арабийскую). Вестник Громовержца нашел ее там у источника по дороге в Сирию 1 и сказал:

— «Геджара, служанка Чары! Откуда ты пришла и куда идешь»?

— «Я бегу от Чары, моей госпожи, — ответила она».

1 ")1ф (ШУР)—ограда, по греческому произношению: Сура. Гебра­исты считают ее за участок земли на границе Аравии и Сирии. А по нашим сопоставлениям это была сама Сирия.


— «Возвратись к ней и покорись: я умножу твое потомство до такой степени, что и не сочтешь. Вот ты беременна и ро­дишь сына и назовешь его Богопослушный (Исмаил). Он будет как дикий осел средп людей: руки его на всех и руки всех против него и будет он жить на востоке от своих братьев».

«Геджара назвала говорившего с нею Громовержца: Бог Видения» (16. 2—12).

«Колодезь тот и теперь называется Бар-Леи-Рай между Каде­том и Бардом», — прибавляет какой-то корректор, очевидно, уже пе знавший аллегорического смысла этой легенды о возникновении магометанства во время одряхления Великой Римской империи, при чем бежавшая в пустыню Геджара изображает бегство Маго­мета, которое мусульмане относят к 15 июля 622 года нашей эры.

Переименование ее в Агарь по-библейски Хегер (ХЕГР) было неизбежно, так как египетские арабы произносят аравий­ский звук ДЖ как Г. Это одно и то же имя, только в двух произношениях. Так слово Георг произносится англичанами Джордж, да и сама Агарь рисуется здесь, по смыслу слова: гед­жара, переселенкой.

Характеристика ее сына Исмаила показывает кроме того, что рассказ этот написан уже в то время, когда магометане во времена хялифов стали воевать со всеми, и все воевали про­тив них, и когда они размножились до такой степени, «что и не сочтешь». Ясно, что это не могло быть написано ранее VIII пли даже IX века нашей эры, когда все это уже было.

«Двенадцать племен родятся от него, — говорит далее Громо­вержец Отцу-Риму, — так как я произведу от него великий народ» (17.20).

И неужели это было действительное пророчество, сделанное за две тысячи лет до возникновения магометанства с его обрядом обрезанья, которое заимствовали и раввинисты? Вот как гово­рится тут же об этом обряде:

«Отец-Рим взял своего сына Исма-Ила (Бого-послушного) п всех рожденных в своем доме, и всех купленных за деньги — весь мужской пол своего дома — и обрезал края кожи на их детородных органах в тот самый день, когда приказал ему Гро­мовержец (т.-е. частным обрезным солнечным затмением на детородном органе Водолея). Он был в то время девяноста лет, а Исмаил тридцати» (18. 24).

34 Зак 77


— 502 —

Отсюда видно, что этот экстравагантный религиозный обряд был введен в 30-м году Геджары, т.-е. около 652 года jate после смерти Магомета. И действительно в Коране о нем ни слова.

Но продолжим и далее историю исмаелитства по Библии.

«Когда у Отца-Рима родился сын, Распространитель письмен * Исмаил стал насмехаться над пим, и потому мать его Чара ска­зала Отцу-Риму:

«Выгони эту рабыню (Геджару) и ее сына» (т.-е. отлучи их от своей церкви).

«Это показалось очень неприятным Отцу-Риму, но боги ска­зали ему:

— «Во всем, что бы ни сказала тебе Чара, слушайся ее
голоса».

И вот опять начинается не аллегорическая история, а при­мешанная к ней астралистика, как и следует быть, когда в дело вмешиваются боги.

«Отец-Рим, — продолжает легенда, — встал ранним утром, взял хлебов и мех с водою, положил их па плечи Геджары и отпустил ее вместе с ее сыном. Она заблудилась в пустыне Кладзя Семи(БАР-ШБЕ, т.-е., астрально, около родника под Урной Водолея, из которой пьют «Семь планет») (рпс. 145), села на расстоянии полета стрелы от пего и заплакала. Но Боги услышали голос ее сына.

— «Что с тобой, Геджара?»—спросил ее Вестник неба.—«Не
бойся! Возьми юношу за руку и веда».

«И вот боги открыли ее глаза, и опа увидела родник. Наполнив водою мех (астрально Урну в созвездии Водолея), она напоила своего сына, и боги были с ним. Он вырос (в символе Месяца, эмблемы мусульман) а сделался стрельцом из лука (серповидная Луна).

«Он жил на Пастбище Славы, и мать взяла ему жену из Миц-Римской земли (т.-е. мусульмане завладели потом частью Восточно-Римской территории», Бытие, 21.21).

Не зашифровано ли тут гороскопически время жизни Исмаила посредством схождения семп плаиет около их общего колодца «Урны Водолея»?

1 ИЦ-ХК, — от ИЦА — распространять и (ХК) — начертание.


— 304 —


— 505 —


 


Такого рода событие (Таблица 1) было как раз на 40 году жизни Магомета 1 Февраля 610 года, за 12 лет до бегства Маго­мета в Медину, когда оп уже начал пророчествовать в Мекке и еще 9 Февраля 373 года, как видпо из таблицы XVII.

ТАБЛИЦА XVII. Схождения планет над Урной Водолея.

 

Сатурн в Водолее. Юпитер в Водолее. Дробные остатки от прохождений Марса в феврале через Урну Водолея.
374.29 373.14 (373 . . . 0,9987). В Водолее {Ran в 1825 год}).
433.21 432.45 (432. . . 0,6296). В Раке (как в 1837 году).
492.1' 491.76 (491 . . . 0,0980). В Козероге (как в 1838 году).
551.04 551.07 (551 . . . 0,7289). В Тельце (как в 1818 году).
510.00 610.38 (610. . . 0,9907). В Водолее(как в 1825 году).
Геджщ оа с 622 г.    
668.86 669.69 (669. . . 0,6216). В Раке (как в 1837 году).
727.78 728.99 (728. . . 0.2525). В Стрельце(как в 1817году).

В эти обе даты у иебеснаго Колодца сени планет как раз и собирались все пвющие из него планеты: Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Луна, Меркурий и Венера.

В 610 г. новолуние в Водолее было 1 Февраля, и в это же время Венера только что вышла из своего верхнего соединения с Солнцем и едва выходила из лучей вечерней зари, точно так же как и Меркурий, шедший к нижнему соединению. Оба были вместе с остальными планетами как раз на «водопое» Водолея (около 341° эклиптикальной долготы).

В 373 году их положение было хуже: новолише в Водолее было 9 Февраля и в это время и Меркурий и Венера уже перешли из Водолея в Рыб после верхисго соединения и был» около 354—358° эклиптикальной долготы.

По первому ( и единственно вполне точному) определению Исмаил Библии прямо отожествляется с Магометом, его мать Геджара становится похожей па Хадпджу—первую его жену, вынянчившую пророка, которая была лет на 30 его старше. А жена, которую Геджара взяла ем\ пз Миц-Рима, т.-е. из Египетской части бывшей Латипо - Эллино - Сирийско - Егппет-


ской империи, сильно напоминает одну пз главных жен Маго­мета — Марию Египетскую, от которой у пего был сын, Ибра­гим, умерший, впрочем, еще в юности. Еслп же мы допустим, что исмаелитство было не магометанство, а аравийское меесиан-ство, первая из культурных религий проникших в Аравню и влиявшая в молодости на Магомета, то, хотя это и хуже, нам придется взять 373 год, когда был еще жив «Великий Царь».

Этот же Колодезь Семи Планет Фигурирует не раз и в дру­гих местах Библии и всегда в аллегорическом смысле, так как реальное устройство какого-то колодца, конечно, не такое все­мирно-историческое событие даже и в самой древней «всемир­ной истории», чтобы его захотели специально отметить в ней. Вот, например, в той же самой главе и об этом же схождеиип всех плаиет около их «колодца» говорится под символом семи овец в таком виде (21. 22—24):

«Случилось в то время, что Царственный-Отец (Абп-Мелек) с его военачальником «Пасть истребления» * сказал Отцу-Риму:

— «Во всем что ты ни делаешь, с тобою боги. Поклянись же мпе ими, что ты не поступишь несправедливо ни с» мной, ни с моим сыном, ни с внуками, а всегда хорошо, как п я с тобою».

— «Клянусь»! — ответил Отец-Рим и упрекнул Царствепного-Отца за колодезь с водою, который отняли его рабы.

— «Не знаю, кто это/сделал, — сказал Царственный-Отец. — Я даже ничего не слыхал об этом до сих пор».

Тогда Отец-Рим дал ему мелкого и крупного скота и поставил. особо семь агниц из мелких.

— «На что здесь эти семь агниц»? — спросил его Царствен­ный-Отец.

— «Для того, чтобы ты взял их из моей руки в свидетель­ство, что именно я выкопал этот колодезь (а не твои слуш)п.

— «Поэтому и назвал оп то место «Колодезь Семи». Они клялись пм (т.-е. схождением семи планет у Водолея, как небес­ного символа омобенья водою) и заключили союз между собою,. после чего Царственпый-Отец со своими восначальоиками встал и возвратился в землю кочевников (астральнотуч). Он посадил

nb3"sB ^ФИ-КЛЕ) от ФИ-КЛ)—пасть истребления.


— 506 —


— 507 _


 


Тамариск при Колодце Семи и призвал там имя Громовержца, бога Вечного. И много дней жил Отец-Рим в земле кочевииков».

Смысл этого явно символического рассказа состоит в том, что между римскими христианами и какой-то из других рели­гиозных сект был заключен какой-то договор в 610 году.

Отмечу еще, что при молодости Магомета через северную Аравию проходило исключительно много солнечных затмений в полном пли кольцеобразном виде, и из них 26 декабря 604 года кольцеобразное шло почти через самую Медину как раз при Солнце и Луне у Урны Водолея. Неполные затмения первона­чально считались, повидимому, тогда за символ обряда обрезания.

И. Метеоритная теория магометанской религии.

Да позволит мне читатель, прежде чем итгп далее, сделать здесь маленький историко-психологический очерк.

Представьте себе, что все исторические документы, относя­щиеся к придворной Французской истории, исчезли, и нам при­ходится восстанавливать ее по романам Александра Дюма-Отца. Я думаю, что никто из наших современников не сумел бы отличить в них действительное от сочипепного самим автором. Но можем ли мы ручаться за то, что будущий мыслящий человек не окажется обладателем достаточного знания законов нашего Фантастического творчества, чтобы сделать такую раз­борку и сказать после некоторого размышления: это выдумка, а это взято из реальности? Мне кажется, что мы не имеем никакого права быть уверенными в таком бессилии будущих мыслителей, особенно после того, как мы сами уже во множестве случаев можем делать такие разборки в произведениях перво­бытных писателей и даже показать их законы.

Первый основной закон, как я уже говорил и ранее, тот, что человеческая Фантазия не может творить таких деталей, каких никогда не было в действительности; что она может только при­чудливо комбинировать \же виденное или слышанное людьми или воспринятое другими органами внутренних или внешних чувств человека. Так она может присоединить к туловищу быка чело­веческую голову и дать этой небывалой комбинации еще и крылья птицы, но все такие детали автор обязательно должен получить


из внешних реальных впечатлений, и он может снабдить такую комбинацию лишь теми внутренними чувствами, которые уже узнал из своей собственной внутренней психической деятельности.

Второй и не менее важный закон тот, что при передаче рассказа из уст в уста и из головы в голову варьируются не только отдельные слова и обороты речи, но и самые мозговые импрессии слушающих, и после ряда последовательных устных передач первопачальный рассказ всегда будет неузнаваем. А если он к тому же перешел из одпой страны в другую пли из одной исторической эпохи того же народа в другую, то неизбежно при­мет колорит той страны и характер того времепи, в которые он был, наконец, записан.

Но и самая запись не гарантирует от изменений при после­довательных личных переписках старых грамотеев. Переписывая для себя в качестве источника сведений и справок, а никак пе для сохранения всех устаревших и кажущихся нелепыми дета­лей или недосмотров оригинала, всякий воспроизводитель неиз­бежно выбросит из пего то, что, по его мнению, нелепо, а осталь­ное неправит и пополнит тем, что сам л спел узнать или при­думать. Именно так небольшие первоначальные рукописи и обра­щались в огромные книги.

Восстановить выброшенное в таких документах, конечпо, редко удается, но благодаря тому, что первобытная Фантазия была много проще пашей и кажется нам детски элементарной, мы, стоящие на высшей ступени душевного проникновения, легко отличаем придуманные авторами комбинации полученных ими реальных впечатлений от естественных комбинаций этих впе­чатлений в тогдашней жизни.

Особенно часто отмечаем мы, что события, в которых при­нимало участие всеобщество, персонифицировались древними умами в продукт деятельности одного человека. Я не говорю уже о таких выражениях, как «Ромул построил Рим», «Мосох» библейский МШК пли просто МШ) построил Москву * и т. д. Тут мы сразу понимаем, что отдельным людям в таких больших постройках могла принадлежать только инициатива, но легко догадываемся, что и сами эти личности лишь персонификации общих Факторов жизни. Так я уже показывал ранее, что библей-

1 Забелин. История города Москвы.


— 508 —


— 509 —


 


ское название МШ или МШК есть лишь славянское муж и мужик, при чем ж неизбежно перешло в ад, так как в библейском языке совсем нет буквы ж и она заменяется через ад.

Аналогично этому я уже показывал, что первоначальное имя Авраама было Аб-Ром, т.-е. Отец-Рима (Roma) и что это имя перешло в Аб-Рама, потому что в библейской азбуке звук О часто заменяют через А (^).

Сопоставляя библейские похождения этого «праотца» с тем» что мы знаем из греческих и латинских авторов (тоже дошедших до нас в полуискаженном виде), мы легко начинаем восстановлять и те детали общественной жизни, которым чело­веческая Фантазия лишь дала Форму приключений отдельного человека.

То же самое и в других случаях.

Возьмем, например, рассказы о двух сыновьях Отца Рима. Один был,—говорит нам легенда,— от его законной жены, которая сначала называлась Шари, т.-е. борющаяся, х а потом была переименована в Сару, т.-е. в царственную. 2 Имя этого сына, говорят нам, было Исаак, по-библейски Ицхок, 3 т.-е. распространитель писания, а так как это имя созвучно с библей­ским ЦХК 4—смех, то автор, как это любили каббалисты, и при­бавляет каламбур, будто «царица Рима», кормя его грудью в пре­старелом возрасте, сказала:

— «Всякий, кто услышит о таком деле, посмеется (ИЦХК) надо мною» (Б. 21. 7).

Благодаря этому каламбуру гебраисты и говорят, что имя Исаак значит—Посмешище. Но такое имя, конечно, не могло быть дано кому бы то ни было, ранее, чем он действительно стал посмешищем, и потому нам ничего не остается как принять мой предыдущий перевод, и тогда выходит следующее (как я говорил уже ранее).

У первоначального Римского государства (Аб-Рама) была жена — религия, которую первоначально называли борющейся, а потом царственной, т.-е. уже победившей своих соперниц

1 'Ittf (СРИ) —борющаяся и чаровница.

8 Л "14? (СРЕ;— княгиня, царствующая.

й WT (ИЦА)—исход и рП (ХК; —устав, закон, начертание

4 рП28 (ЦХК-) — смех.


и у нее был сын Распространитель Письменного Закона, т.-е. определенного кодекса. «Боги» (АЛЕИМ) приказали Риму при­нести его «в жертву всесожжения на горе Зрящего Громовержца, т.-е. на Везувии, i и Отец-Рим тотчас же привел туда Распро­странителя Закона, но, когда он был уже положен на костре и когда уже была поднята рука заклать его, «боги» отменили всесожжение и Отец-Рим заменил сына Овном. «Вот почему — прибавляет автор — и говорят: на своей горе увидит Громо­вержец» (Б. 22. 14).

Здесь мы опять вплотную подходим к влиянию сейсмиче­ских явлений на эволюцию первого теократического законода­тельства, и кроме того замена Распространителя письменного закона (Исаака) Овном настолько сближает его с евангельским Спасателем, символом которого был Овен, что оставлять этого без должного внимания никак нельзя. Если имя Исаак прочесть как Иса-хак, то выйдет Исус-Законодатель, и еврейская тран­скрипция ИЦ-ХК вместо ИС-ХК может быть лишь ассимиля­ционной, подобно тому как в русских летописях город Сток­гольм обратился в Стекольный, и у русских поморцев английское название see-wash (морская корова) обратилось в сивуча. Значит исааковцы — это христиане.

А вот и другая религия уже не вулканического, а метеорит­ного происхождения.

У Отца-Рима кроме Иса-ка был еще другой, от его слу­жанки, т.-е. от нецарственной церкви Егры (ЕГР), имя кото­рой переводят: иностранка. Но принимая во внимание, что буква Г у арабов произносится как английское g (близкое к дж), и что гласная Л произносится придыхательно, мы легко полу­чим из этого имени Хеджару, как называется магометанская эра от 622 г. нашей эры. Но п без этого наведения рассказ при­водит нас здесь — как мы уже видели— в Аравию, к внезапному источнику воды в Сурской (ШУР) пустыне, куда прогнал Геджру (иначе Агарь) Отец-Рим но наущению своей царицы — церкви.

Она погибала там от жажды, — говорит нам книга Бытия (Быт. 2 1, 17), но вдруг к ней воззвал Вестник Громовержца с неба и она увидала недалеко от себя колодезь с водой. В переводе на обычный язык это значит, что упал с неба настолько боль-

1 ЛЬЛ''Л1Л"1 ")П (ХР ИЕУЕ ИРАЕ)- гора Зрящего Громовержца.

33 Зак 77


— 510 —


— 311 —


 


шой метеорит, что выбил в земле яму, наполнившуюся водой и к нему началось даже нилигримство,

Действительно, падения метеоритов обращали на себя внима­ние всех уже с древнейших времен. Вот несколько примеров этого.

Диоген Аполлонийский говорит:

«Между видимыми звездами движутся невидимые, которым потому и не дано названий. Они нередко падают на землю, подобно каменной звезде, свалившейся в воспламенении близ реки Эгос».

В Галатии с древнейших времен существовало служение матери богов Кибеле, изображением которой был небеспый камень, н некоторые думают даже, что греческое слово Кибос и церковно­славянское кивот—одного корня с именем этой богини, которое значит алтарь. И в других местах Греции небесные камни служили ее олицетворением. Таков был камень на Крите.

Точно так же мы имеем известия, что и в Сирии выпал божественный камень Элоибал и был предметом религиознога почитания.

Свет их чаще всего бывает красным или зеленым и иногда так силен, что напоминает солнечный, размеры бывали иногда больше лупного диска. Взрывы их, происходящие от раскали­вания находящихся в них газов, напоминают грозовые удары.

Араго в своей астрономии перечисляет до 1847 года 268 слу­чаев падения камней, о которых имеются достоверные данные или слухи и предания. Но несмотря на такое множество сви­детельств о падении камней с неба, ученые вплоть до первых годов XIX столетия принципиалшо отри па л п возможность подобных явлений. Такое отношение продолжалось до конца апреля 1803 г., когда вблизи Лэгля, в департаменте Орны, разразился настоя­щий каменный град, потому что всех собранных там камней оказалось до трех тысяч.

Отрицать это явление, происшедшее на глазах множества свидетелей, было уже нельзя, и Парижская академия, по распо­ряжению министра внутренних дел, отправила на место проис­шествия одного из своих членов, Био, с целью расследовать обстоятельства дела. Био скоро вернулся и представил академии множество подобранных метеоритных камней, при чем сде­лал подробный доклад о всем явлении, ссылаясь на показания многих лично им выслушанных очевидцев. Камни были разбро­саны на эллиптическом пространстве, имевшем в длину и ширину


 

около десятка верст. Самый большой из них весил около У кило­граммов, а самый маленький около 2 золотников. Все эти осколки произошли от взрыва одного и того же огненного шара, разлетевшегося вдребезги после четырех взрывов, напоминав­ши к пушечные выстрелы. Несмотря на то, что явление про­изошло днем, болид этот был виден из многих окрестных мест, удаленных друг от друга на значи­тельное расстояние, хотя звук был слышен лишь близ места падения камней.

Рис. 147. Дымный след, оставшийся на несколько минут после падении метеорита.

Только с этого времени рассказы о небесных камнях перестали счи­таться в новейшие скептические вре­мена баснями, и ученые начали тща тельно собирать и изучать эти пред­меты, при чем оказалось, что все они могут быть отнесены к одному из четы -рех главных классов. Первый состоит исключительно из железа; второй пред­ставляет почти сплошную железную массу, в которой вкраплены камени­стые зерна; третий, наоборот, состоит почти сплошь из каменной массы, в которой железо вкраплено в виде зерен и, наконец, четвертый вовсе не содержит железа.

Я приведу здесь некоторые случаи падения небесных камней и в новей­шее время, ' чтобы читатель мог

легко узнавать эти явления и в своеобразных или суеверных древних сказаниях.

1 Беру по выписке Е. Предтеч ейского в его книге «Кометы и падающие звезды». 1896.

В 1865 году, 25 августа (н. с), около полудня упал камень в Алжире, близ Омала, войдя в землю у ног одного из арабов, который почти не верил, что остался в живых. Камень этот весил 61 Фунт, н перед его падением слышен был сильный звук, подобный выстрелу. Неподалеку от этого места


33*


— 512 —


— 513 —


 


найден был другой камень такою же состава, как первый. Оба опи были раздроблены арабами в мелкие кусочки и распреде­лены между населениемкак святыня.

8 1866 году 9 июня между 4 и 5 часами вечера выпало
много камней разпой величины в местечке Княгиня в Вен­
грии, при чем был слышен сильный шум, как будто стреляли
из множества пушек. Число всех камней доходило до 2 тысяч,
и самый большой из них весил ЗЗ'Д пуда. Он углубился в почву
на 2 сажени, при чем раскололся на две почти равные части.

9 июня 1867 г. в lO'/j ч. вечера виден был яркий болид
« Алжире, в провинции Константине, при чем последовал взрыв,

Рис. 148. Метеорит, } павший блш Гришины.

и огненные брызги разлетелись в разные стороны. Осколки найдены были в Таджере близ СетиФа и замечено, что один из метеоритов, пролетая у поверхности земли, сделал в ней довольно глубокую борозду на протяжении почти целой версты (как это видим и на Луне.

В 1868 г. 30 (18) января выпало очень много камней близ Пултуска, в Польше. Число их определяется более чем в сотню тысяч. В одном Парижском музее их имеется около тысячи и все они покрыты спаружи тонкой стскловидпой корой как бы черным лаком.

Следующий год был чрезвычайно обилен по части небесных камней. 1 января 1869 г. в Стокгольме днем вдруг разразился


взрыв, как будто выстрел из пушки, после чего начали падать мелкие камни подобно граду. Затем, 22 января в 10 ч. вечера жители селения Керапруэ, в Морбигане, вдруг с испугом заметили сильный свет на небе, так что все селение, казалось, охвачено было огнем. В то же время послышался продолжительный свист н как бы громовые раскаты, от которых дрожали почваи дома.На следующее утро в одной свежей яме был найден черноватый камень в три пуда весом, который поселяне раскололи, чтобы посмотреть, не содержит ли он в себе золота пли серебра, которых, однако, не оказалось. 5 мая того же года, близ Свейбрюккена, в Баварии, в 6% часов вечера, при совершенно яспом небе внезапно послышался взрыв, за которым последовал сильный п глухой шум, а затем раздался новый удар сильнее прежнего. На небе показался огненный шар, н на землю упал камень, глубоко вонзившийся в почву. 25 декабря того же года в Африке близ Мурзука видели огненный шар «трех Футов» в поперечнике; после взрыва он разлетелся в виде ярких искр. Толпа арабов, сопровождавшая своего шейха, приняв его за дра­кона, сделала по нему несколько выстрелов. Потом, 23 июля 1872 г. u 5Vo часов вечера видели болид в департаменте Лаура-Шера, близ Лансе (во Франции). Он быстро пролетел по небу, п после этого упал камень в 47 килограмм (115 Фунтов) весом, углубившийся в глиняную почву больше чем на 2 аршина. Про­исшедший при этом взрыв был так силен, что его слышали в трех соседних департаментах. В том же году, 31 августа к 5 ч. 15 м. утра видели болид в Риме. Огненный шар имел величину лунного диска и взорвался с такою силою, что народу казалось, будто расстреснулось все небо, а вслед за тем на землю посыпался настоящий град небесных камней.

Особенно же замечательный случай падения небесных кам­ней наблюдался 10 мая (н. с.) 1879 г. в Америке, в городке Эстервнле, в штате Айона. Около 5 часов вечера здесь послы­шался вдруг как будто сильный артиллерийский залп, за кото­рым последовал более глухой шум, как от падения на землю чего-то тяжелого. Вслед затем раздались два подобные же звука, представлявшие, вероятно, эхо первых. В то же время появилась на небе огненно-красная полоса, на конце которой мгновенно образовалось какое-то облако, быстро рассеявшееся, подобно дыму при пушечном выстреле. После того с земли поднялся

Христос. 33


— 514 —


— 515 -


 


густой столб пыли, и когда очевидцы подбежали к этому месту, то заметили тут глубокую яму, шириною почти в 4 метра. В этой яме под слоем воды, на глубине 5 метров, нашли небес­ный камень в 213 кило, весом, засевший в слое глины. Поверх­ность камня была очень неровна и усеяна выпуклостями. Не­подалеку от этой глыбы отысканы были другие камни, гораздо меньшей величины, по один из них весил все же 3 тонны.

В 1882 году, 3 Февраля в 3 часа пополудни со страшным шумом выпал каменный град в Клаузенбурге, в Трансильванпп. Всех камней собрано было потом до 2 тысяч, и общий вес их дости­гал 254 кило. Перед взрывом и выпадением камней, на небе замечено было маленькое, быстро рассеявшееся, светлое облачко.

В следующем году, 16 Февраля около полудня с страшным громом последовал взрыв болида в Италии, близ местечка Альфэ-ниелло, после чего большой камень весом более 200 кило уда­рился о землю, углубившись в почву на 1,5 метра, от чего задро­жала вся почва селения,. Местные жители извлекли камень из ямы и неизвестно почему раздробили его на мелкие куски. Заведующий музеем в Болоньи купил один из них весом в 10 кило за 700 Франков (280 рублей).

В 1887 году, 18/6 августа упал небесный камень в Оханске, Пермской губернии, весом в 354 кило. Он воткнулся в землю, на глубину почти 4 метра, и образчики его былп разосланы по многим музеям. В той же местности выпала и другая камен­ная глыба в 118 вило.

В момент своего падения всякие небесные камни оказы­ваются очень горячими на своей поверхности, между тем как внутренность их чрезвычайно холодна. Они пахпут по большей части серой, а поверхность их покрыта тонкою корою черного цвета, как будто черным лаком. Форма их не имеет никакой правильности или постоянства, но выдающиеся их части и углы обыкновенно бывают сглаженными вследствие начавшегося на поверхности плавления. В изломе камни эти представляют зер­нистое сложение и более светлый цвет, чем на поверхности.

Так как железо в почти совершенно чистом виде не встре­чается на поверхности земли, то все железные глыбы, находи­мые в разных местах и резко отличающиеся от местных геотек­тонических пород, причисляются к метеоритам, хотя они,


выпали может быть даже в доисторические времена. Из таких камней известна, например, глыба почти чистого железа в 690 кило весом, найденная в Сибири Палласом, часть которой хранится в музее нашей Академии Наук. Подобная же глыба в 21 тонну весом найдепа была па Шпицбергене и хранится теперь в Стокгольмском музее. Кроме того известны камни метеор­ного железа, найденпые в Ла-Плате, весом в 15 тонн; в Бразилии, весом один в 4, а другой в 9 тонн, в Китае, один весом более 10 тонн и в Мексике в 20 тони. Но и эти глыбы еще не самые большие, потому что в 1870 г. Норден-шильд открыл в Гренландии целых 25 глыб несомненно небесного происхождения; три из них весом в 21, в 8 и 4 тонны перевезены в Швецию. Но и остальные громадные осколки наверное составляли сперва одну глыбу.

Небесные камни служили иногда причиной разного рода несчастных случаев. Так, китайские историки рассказывают, что в 616 году нашей эры было убито ими одновременно десять человек. Одна из итальянских летописей упоминает, что в 1511 г. был убит небесным камнем цирюльник в Кремоне, а в 1650 г. Францисканский монах в Милане.

В 1647 г. два человека были убиты небесным камнем на корабле, в открытом море. В 1748 г. огненный тар взорвался близ корабля, шедшего в открытом море. Пять человек попа­дали от него на палубу, и один получил сильные ожоги.

Подобные же выпадения камней причиняли нередко пожары и разные разрушения. Так, например, 7 марта 1618 г. от них произошел пожар в здании суда в Париже. В 1761 г. упавшим болидом был сожжен дом в департаменте Кот-Дор во Франции. В 1835 г. близ Лозиерского замка во Франции сгорели от болида гумна, конюшни и каретные сараи. Все эти обстоятельства, а также и многие сообщения в древних летописях заставляют нас ожидать, что следы метеоритов мы не раз найдем и в Биб­лии, особенно внимательной к небеспым явлениям.

Так это и есть.

При битве Иисуса на «Холме» против язычников, — говорит нам кпига «Иисус», — когда они бежали от него, «Громовержец бросал на них с небес большие камни (рпс. 148) от Дома Норы (Бет-Орона) до Пробоины (азека) и больше было тех, которые умерли от этих камней, чем тех, которые погибли от меча богоборцев»


— 516 —

(Инсус, 10. 10). А менее отчетливых описаний таких случаев мы пайдем в Библии не одно.

К этому же роду событий, несомненно, относится и уже упомянутый выше случай с матерью Исмаила Геджарой, когда вестпик Громовера.ца воззвал к ней (грохотом) с неба (Бытие 21. 1") и выбил ей, жаждущей, колодезь с водою, которого она перед тем не видела.

Можно догадываться, что тут описан именно тот случай, когда упала с неба перед глазами всей Мекки великая святыня всего мусульманского мира—знаменитый каабский метеорит Черный камень, «принесенный ангелом из рая» по единогласному утверждению всех мусульман. Если б такое событие совершилось не в центральном пункте аравийской культуры п не перед глазами всего многочисленного населения, то случай этот, конечно, про­шел бы без исключительно важных результатов. Но здесь дело, новпдимолгу, осложнилось тем обстоятельством, что до Аравии уже дошли в самом Фантастическом виде рассказы моряков о страшных извержениях Везувия, и воображение было до того настроено к восприятию всего чудесного, что этот, действительно замечательный, метеорит был принят за спедпальное знамение бога не ездить более на поклопение Громовержцу в Италию, а совершать его здесь, и тот, па чье поле он упал, конечно, тотчас же поддержал такую идею п сделался главным священником Громо­вержца в Аравии.

В полном согласии с этим представлением является и окон­чание легенды:

— «Ты родишь сына (т.-е. новую секту культа Громо­вержца), — сказал Геджаре («переселенке») тот же вестник Громо­вержца и дашь ему имя: Богоуслышанный (И-ШМЕ-АЛ)».

Греки, не умевшие произносить звука Ш, переделали его в Исманла, и отсюда произошло название до-магометанской церкви арабов исмаелитством.

Потом (Бытие 25. 12) рассказывается, что от этого «бого-услышанного» родились 12 детей: «пророчество, арабская куль­тура, божественная печаль, душевный бальзам, послушание, безмолвие, возношение, изощрение чувств, непорочность, кру жение (вероятно дервишей), жизнь и первосостояние».

Совершенно ясно, что тут приведены не реальные сыновья а те свойства и добродетели, которые, по мнению автора, быль


_ 517 —

последствиями «религии богоуслышанного». Каким же образом,— спрошу я,—последующий редактор этого места, очевидно, знавший значение слов, приписал: «Это имена сыновей Исмаила по их поселкам и кочевьям: двенадцать князей своих племен»

Риг, 149.

Огнемет Леонид 12 ноября 1894 г. (из учебника Космографии

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...