Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6.13. Мышление как процесс постановки и решения

задач (3 часа)

Задача как объект мышления. Структура задачи: требование, условия, цель. Неопределенность цели и условий как характеристика мыслительной задачи. Соотношение понятий "задача", "проблема" и " проблемная ситуация". Факторы, определяющие объективную и субъективную " сложность" задачи. Понятие "творческая задача". Влияние формулировки задачи на успешность ее решения.

Феномены и закономерности эмоциональной регуляции процесса решения. Оценочная и эвристическая функции эмоций в мышлении. Интеллектуальные эмоции.

Мотивационная регуляция мышления. Мотивация мышления и целеобразование.

Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов процесса поиска решения. Инсайт как психологический феномен. Механизмы интуитивных решений. Экспериментальное изучение решения творческих задач с применением метода подсказки. Интуиция и логика. Исследование формирования общих и конкретных целей.

Экспериментальные исследования влияния установок на решение задач.

Проблема выделения творческого мышления: специфика психологических критериев. Продуктивное (творческое) и репродуктивное (шаблонное): виды мышления или компоненты единого мыслительного процесса. Этапы творческого мышления. Проблема соотношения творческого и критического мышления. Воображение и творческое мышление. Виды воображения. Творческое мышление и творческая личность.

Тема 8.14. Классификация задач и виды мышления (2 часа)

Критерии классификации задач:

1) форма представления материала задачи (реальная ситуация, изображение, словесное описание);

2) предметная отнесенность (математические задачи, педагогические, юридические, управленческие и т.д.);

3) степень полноты представленных условий;

4) степень абстрактности условий;

5) степень неопределенности условий и требования задачи;

6) источник возникновения задачи.

Полиморфность процессов мышления, их зависимость от характера задач.

Характеристика и сравнение основных видов мышления, выделенных по предметному критерию – форме представления материала задачи:

1) наглядно-действенное, наглядно-образное и логико-понятийное (словеснологическое) мышление;

2) образное, визуальное и пространственное мышление;

3) практическое и теоретическое мышление.

Классификация видов мышления по степени абстрактности:

конкретное и абстрактное мышление.

Виды мышления, выделяемые по операциональному критерию: логическое, пралогическое, ассоциативное и метафорическое.

Виды мышления, выделяемые по критерию рациональности

(адекватности отношения к реальности): аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое.

Виды мышления, выделяемые по рефлексивному критерию: интуитивное и дискурсивное.

Виды мышления, выделяемые по характеру регуляции: произвольное и непроизвольное.

 

Тема 6.15. Теории мышления. Классическая психология сознания. Ассоциативизм. Гештальтпсихология (2 часа)

Описание мыслительного процесса в классической психологии сознания. Методы исследований. Мышление и речь как ассоциации представлений, виды ассоциаций. Понятие творческой (А.Бэн) . Определение мышления (У.Джемс) . Механизмы развития мышления.

Критика ассоциативной теории мышления как репродукции прошлого опыта.

Концепция вюрцбургской школы (Кюльпе О., Марбе К.). Мышление как акт усмотрения отношений. Метод ретроспекции. Понимание - основной объект изучения. Специфические характеристики мышления: активность,целенаправленность, безобразный характер.

"Теория комплексов" О.Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Проблема взаимодействия продуктивных и репродуктивных процессов.

Изучение мышления с позиций гештальтпсихологии. Продуктивное мышление (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Дункер) . Метод «рассуждения вслух» и способы его обработки ( «построение дерева решений»). Экспериментальные исследования процесса решения творческой задачи. Феноменологическая интерпретация мышления как акта переструктурирования ситуации. Понятия «инсайт», конфликт, функциональное решение. Стадии решения творческой задачи.

Связь функционального решения, функционального значения и окончательного решения. Проблема влияния прошлого опыта на решение задач: эксперименты Майера и Секкели.

Законы феноменального поля и процесс завершения гештальта в мышлении.

 

6.16. Теории мышления. Психоанализ. Экзистенциальное и гуманистическое направление (2 часа)

Мышление как процесс согласования требований «принципа удовольствия» и «принципа реальности». Проблема мотивации мышления. Роль защитных механизмов в искажении процесса и результатов мышления. Особые продукты мышления - мотивировки и рационализации.

Творческое мышление и художественное творчество в концепции З.Фрейда. Сублимация - источник направленности мышления творческой личности (феномен Ф.М.Достоевского с позиций теории З.Фрейда и А.Адлера). Полемика К.Юнга с теорией З. Фрейда об источниках творчества. К.Юнг о роли архетипов в творчестве и индивидуальной типологии мышления.

Проблема мышления и творчества в экзистенциальной и гуманистической психологии ( К.Роджерс, Н.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй) . Стремление к самореализации как источник творчества. Комплекс Ионы. Личностные особенности творческого человека. Личностная зрелость и психическое здоровье как условия творчества.

Тема 6.17. Анализ мышления с позиций бихевиоризма, необихевиоризма, когнитивного подхода (2 часа)

Бихевиоризм. Понимание функции мышления как решения новых задач. Изучение поведения в новых условиях («проблемные ящики» Торндайка). Проблема внешней детерминации мышления. Концепция " проб и ошибок" и мышление. Мышление и научение. Мышление и подкрепление. Мышление и речь.

Исследования мышления в необихевиоризме. " Промежуточные переменные" как детерминанты регуляции мышления – цели, планы, знания, когнитивные схемы. Роль мышления в адаптации к новизне (К. Прибрам, Б.Скиннер, А.Бандура).

Изучение мышления как познавательного процесса в когнитивной психологии. Генетическая эпистемология Ж. Пиаже. Система понятий и исследовательских процедур (операции, когнитивные схемы, процессы ассимиляции и аккомодации). Критерии и механизмы развития интеллекта и его роль в адаптации.

Мышление и речь как системы обработки информации с целью получения новых знаний (Дж.Брунер, Г.Саймон, М.Минский).

Исследования Канемана. Информационнаяи психологическая теория мышления. Метод моделирования. "Искусственный интеллект" и

мышление человека.

 

Тема 6.18. Проблема развития мышления и речи в фило - , антропо- и онтогенезе (3 часа)

Биологическая предыстория мышления человека. Развитие мышления в филогенезе. Интеллектуальная стадия в развитии психики. Основные направления исследования интеллекта животных. Особенности решения задач животными. «Речь» животных. Генетические корни мышления и речи (по Л.С.Выготскому)

Развитие мышления в антропогенезе. Труд как условие становления особой формы познавательной деятельности мышления как отдельного психического процесса (по А.Н.Леонтьеву).

Культурно – исторический подход к проблеме развития мышления и речи человека (Л.Леви-Брюль, К.Леви-Стросс, Ж. Пиаже, Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Психологическая характеристика " первобытного", архаического мышления.

Роль культуры и форм практической деятельности в развитии языка и мышления. Сравнительная характеристика мышления в разных культурах ( исследования А.Р.Лурия, М.Коула).

Онтогенез мышления, речи и представления мира ребенком (Дж.Брунер, Ж. Пиаже). Экспериментальные исследования онтогенеза мышления и речи. Стадии развития интеллекта (концепция Ж. Пиаже). Исследования развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления ребенка. Значение генетического подхода для разработки общепсихологической теории мышления и речи.

 

Тема 6.19. Развитие мышления как высшей психической функции

(3 часа)

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского и проблема становления речевого мышления. Условия и механизмы развития речевого (понятийного) мышления. Значение слова как «единица анализа» речевого мышления (единство общения и обобщения). Значение и смысл слова.

Эгоцентрическая и внутренняя речь: полемика Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о структуре, функциях и судьбе эгоцентрической речи. Виды и функции речи. Характеристика процесса воплощения мысли в речевом высказывании (по Л.С. Выготскому).

Процесс и условия развития речевого мышления. Основные этапы развития значений по Л.С. Выготскому: синкреты, комплексы, понятия. Развитие научных и житейских понятий.

Современные проблемы изучения взаимосвязи мышления и речи. Динамика внутренней речи при решении задач

(А.Н.Соколов). Этапы формирования умственных действий (концепция П.Я.Гальперина).

 

Тема 6.20. Индивидуальные особенности мышления: интеллект и креативность, когнитивный стиль (3 часа)

Основные подходы к пониманию интеллекта: история и современное состояние. Структура интеллекта и проблема измерения уровня его развития: понятие «коэффициент интеллекта» (IQ) , интеллектуальные способности (Бине-Симон, Векслер, Равен, Амтхауэр, Стенберг, Гарднер). Диагностические возможности интеллектуальных тестов.

Понятие « креативность». Соотношение креативности и творческого мышления: проблема тестирования. Тесты Гилфорда на дивергентное мышление. Куб интеллекта Гилфорда. Соотношение уровня развития интеллекта и креативности. Связь креативности и реального творчества.

Понятие «когнитивный стиль». Параметры когнитивного стиля: гибкость-ригидность, импульсивность-рефлексивность, склонность к риску-осторожность, полезависимость - поленезависимость, диапозон эквивалентности. Связь параметров когнитивного стиля с особенностями мыслительной деятельности.

Тема 6.21. Воображение (3 часа)

Понятие воображения. Воображение как преобразование реальности. Основные функции воображения, значение воображения для перехода от чувственного к рациональному познанию. Отличие образов воображения от образов восприятия и памяти. Роль воображения в мыслительном процессе. Различные подходы к объяснению природы воображения в истории психологии.

Связь воображения с действительностью. Связь с эмоциями, физиологическими основами и органическими явлениями.

Виды воображения: воссоздающее и творческое, активное и пассивное.

Развитие воображения у детей. Проблема соотношения воображения и мышления в онтогенезе. Воображение и речь. Методы исследования и развития воображения.

Проблема творчества в психологии. Особенности воображения в научном, художественном, литературном творчестве.

Воображение и творческие способности, креативность личности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...