Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 7. Психология личности. Индивидуально-психологические различия людей.

Тема 7.1. Проблема личности в психологии (8 часов)

Сложность определения понятия «личность» в психологии. Сравнительный анализ теорий личности (персонализм, психоанализ, гуманистическая психология и др.). Представления о личности в отечественной психологии (А.Ф.Лазурский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов и др.). Подходы к классификации теорий личности.

Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Различные представления о структуре личности. Движущие силы развития личности. Общие закономерности развития личности. Развитие и жизненный путь личности.

Методы изучения и исследования личности.

 

Тема 7.2. Проблема типологии индивидуальных различий (7 часов)

Индивидуально-психологические особенности человека. Проблема природы индивидуальных различий между людьми. Содержательные и формально-динамические индивидуальные особенности личности.

Понятие о типологии и типах в психологии. Различные основания построения типологий индивидуальных различий. Типологии темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), конституциональные (Э. Кречмер, У. Шелдон). Связь психических особенностей с физиологическими, морфологическими, соматическими особенностями человека. Генетические предпосылки индивидуальных различий. Преимущества и недостатки типологического подхода в психологии.

Учение И.П. Павлова о типе высшей нервной деятельности как физиологической основе темперамента, его значение для психологии. Исследования связи свойств нервной системы и типов высшей нервной деятельности с психическими свойствами личности в трудах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина.

Сравнительный обзор различных типологий характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, Э. Фромм и др.) и типологий личности (Э. Шпрангер, А.Ф. Лазурский, К.Юнг и др.).

 

Тема 7. 3. Темперамент (7 часов)

Понятие темперамента, различные представления о природе темперамента в истории психологии. Темперамент как базовый компонент личности. Развитие взглядов на сущность темперамента в трудах Б.М. Теплова и Небылицына. Связь темперамента со свойствами нервной системы и типом высшей нервной деятельности (Мерлин В.С.).

Активность и эмоциональность как основные составляющие темперамента. Выделение компонентов темперамента в различных психологических теориях (эргичность, пластичность, ригидность и др.). Выделение предметного и коммуникативного аспектов темперамента (В.М. Русалов). Признаки темперамента. Интроверсия - экстраверсия и нейротизм как свойства темперамента (Г. Айзенк).

Темперамент и психическое развитие (Я. Стреляу). Понятие реактивности и ее значение для развития личности. Закономерности проявления различных свойств и типов темперамента в деятельности и общении. Особенности взаимодействия с представителями разных типов темперамента.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов). Проблема воспитания индивидуального стиля. Методы исследования темперамента.

 

Тема 7.4. Характер (7 часов)

Представления о характере в отечественной и зарубежной психологии. Соотношение понятий «характер» и «личность», «характер» и «темперамент».

Характер как система отношений человека к другим людям, к миру, к самому себе. Становление характера в процессе социализации индивида. Структура характера. Характер и волевые свойства личности. Характер и мотивация поступков человека. Проблема формирования и воспитания характера.

Акцентуации характера. Типология акцентуированных личностей К. Леонгарда. Типология акцентуаций характеров подростков А.Е. Личко. Отличие акцентуаций от психопатий. Понятие «слабого звена» или «места наименьшего сопротивления». Факторы, способствующие проявлению акцентуаций характера. Способы взаимодействия с представителями различных типов акцентуаций характера.

Понятие социального характера Э. Фромма. Выделение типов характера в теориях и Э. Фромма и Э Шостром.

Методы исследования характерологических особенностей личности.

 

Тема 7.5. Способности (7 часов)

Понятие и роль способностей в жизни человека. История развития представлений о природе способностей. Соотношение способностей, знаний, умений, навыков. Биологическое и социальное в природе способностей. Понятие задатков. Роль задатков в развитии способностей.

Структура способностей. Общие и специальные способности. Особенности педагогических, музыкальных, математических и других видов способностей. Развитие и формирование способностей в деятельности. Взаимосвязь и компенсация различных способностей. Связь способностей с индивидуально-типологическими особенностями человека.

Понятия одаренности, таланта, гениальности. Различные взгляды на причины гениальности. Психологические особенности развития личности одаренных детей. Специфика работы с одаренными детьми.

Понятие интеллекта в психологии. Модели интеллекта. Представления о структуре интеллекта. Проблема оценки способностей. Оценка общих способностей. Тесты интеллекта, измерение коэффициента интеллекта. Интеллект и личность человека. Соотношение интеллекта и творческих способностей. Развитие и оценка творческих способностей.

 

1.3.3. Семинарские занятия

 

Раздел 1. Введение в общую психологию

 

1 семестр

Семинары 1, 2. Объект и предмет психологической науки. Задачи общей психологии. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии (4 часа)

 

Цель семинара – уяснить объект, предмет, задачи психологической науки, а также ее место в системе наук и соотношение с другими отраслями психологии.

Вопросы для обсуждения

 

1. Как между собой соотносятся объект и предмет психологической науки?

2. Что изучает психологическая наука?

3. К каким наукам можно отнести психологию — к естественным или гуманитарным?

4. Специфика психологического знания о человеке.

5. Чем определяется постановка новых задач перед психологической наукой?

6. Место психологии в системе наук. Значение психологии для педагогики, медицины, других областей человеческой деятельности.

7. Психология и практика. Особенности практической психологии.

8. Отрасли психологии и критерии их выделения. Специфика задач и методов предмет и структура общей психологии.

9. Основные категории и понятия, используемые в научной психологии.

10. Соотношение житейского и научного психологического знания.

Задание 1: заполните таблицу №1 «Отрасли психологии».

Название отрасли Предмет Исследований Задачи отрасли Методы исследования Представители Основная литература
           

Задание 2: придумайте образ, который в символической форме отражал бы отношение основных отраслей психологии.

 

Литература: основная – 2,3,4,5,6,7,9 дополнительная – 75, 237

 

Семинар 3. Методы психологических исследований (2 часа)

 

Цель семинара – уяснить основные методы в психологии.

Вопросы для обсуждения

1.Методология и методологические принципы построения психологических исследований.

2. Дайте краткую характеристику каждого ypовня методологии.

3. Характеристика конкретных методов психологического исследования: наблюдение, корреляционное исследование, эксперимент. Особенности, преимущества, ограничения.

Решение психологических задач:

 

Задача 1

Из перечисленных ниже положений выбрать те, в которых содержатся:

Ø общие требования экспериментальных и не экспериментальных методов;

Ø требования, характерные только для экспериментальных методов;

Ø требования, характерные только для неэкспериментальных методов.

 

А) исследователь не вмешивается в течение психологических процессов

Б) исследователь сам создает условия для возникновения интересующих его психических явлений

В) в ходе исследования добывается знание о психике, не зависящее от субъективных качеств исследователя /таких, как его мнение, оценки и пр./

Г) изучается психика человека в процессе его обычной деятельности

Д) изучается психика по ее объективным проявлениям

Е) изучаются объективные причины и условия, от которых зависит данное психическое явление

 

Задача 2. Какие методы применены в приведенных примерах?

 

А) с целью изучения общительности испытуемого ему был задан ряд вопросов:

Вопросы экзаменаторов Ответы испытуемого
1. Вы быстро или медленно знакомитесь с новыми людьми Быстро
2. Непринужденно или натянуто ведете себя в новой компании Непринужденно
3. Много или мало у вас друзей Много
4. Разговорчивы или нет в общении с новыми людьми Разговорчив

Б) В возрасте шести с половиной лет С. Хорошо справляется с задачей, в которой требуется сопоставить два предмета, указать как «одинаковое» (общее), так и «разное». При этом, проявляя известную способность к наблюдению за собственными мыслительными операциями. С делает любопытное замечание: «Мама, а разное мне легче увидеть, чем одинаковое. Это я давно умею. А находить одинаковое интересно: оно одинаково, но не совсем» (по С.Л. Рубинштейну).

 

В) Изучаются индивидуальные особенности ритмических движений детей. Проводится веселая игра: «Танец кукол». Все идет хорошо, пока группа участвует в общем танце. Дети уверенно двигаются по кругу, делают незамысловатые па. Но вот руководительница предлагает Лене выйти на середину круга и танцевать там. Девочка отказывается. Таня хотя и не отказывается от предложения руководительницы, выйдя на середину круга, стоит, растерянно смотрит по сторонам и начинает танцевать лишь с помощью воспитательницы. Только Галя (самая бойкая девочка в группе) начинает танцевать сразу, но движения ее неуверенные, чувствуется скованность.

 

Г) Для изучения отвлекаемости внимания испытуемому предлагают для решения арифметические задачи и одновременно включают интересную передачу (отвлекающий раздражитель).

 

Д) Для изучения эмоционального состояния испытуемому предъявляют «страшные» картинки и регистрируют возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.

 

Е) Для изучения индивидуальных особенностей памяти испытуемые заучивают 10 иностранных слов. Протоколист записывает сколько слов запоминает каждый испытуемый после каждого повторения и сколько требуется повторений, чтобы запомнить 10 слов.

 

Задание 3. Придумайте методику стандартного опроса или наблюдения, в результате применения которой можно было бы судить о переживаниях или мыслях человека.

 

Задание 4. Подготовить доклад на тему: «Основные методологические принципы психологии (детерминизма, развития, единства сознания и деятельности и др.).

 

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная –9,66,68,69,137

 

Семинар 4. Эволюционное развитие психики (2 часа)

Цель семинара – рассмотреть эволюционное развитие психики.

 

Вопросы для обсуждения

1.Установление границ психического как теоретическая проблема психологии.

2.Характеристика основных форм проявления психики: психические процессы, психические состояния, психические свойства.

3.Представления о функциях и структуре психики человека.

4.Эволюция психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная стадии развития психики.

5.Гипотеза о деятельностной природе возникновения сознания.

6.Самосознание как высшая форма развития психики.

 

Самостоятельная работа

1) Заучить понятия: психология, психика, сознание, психические явления; развести понятия: психический - психологический.

2) Творческая работа на тему: Проблема предмета психологической науки

3) Составить схему структуры психики. В схеме должны быть отражены все психические явления.

4) Творческое задание: сформулируйте определение психики и ее функций с учетом того, чтобы оно было понятно:

а) ребенку пятилетнего возраста;

б) подростку;

в) взрослому человеку, не обладающему психологической подготовкой.

 

Литература: основная – 1,3,5,7 дополнительная –22,34,45,156

 

Семинар 5-6. Развитие психологической мысли античности. Развитие представлений о предмете психологии. Предпосылки образования психологии как науки.

Психология сознания (4 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть развитее предмета психологии и психологию сознания.

Вопросы для обсуждения

1. Оформление психологической проблематики в античности.

2. Особенности античной науки.

3. Философские размышления Сократа.

4. Философия Платона. Учение о врожденных идеях.

5. Философия Аристотеля. Функциональный подход к пониманию души.

6. Сознание как предмет психологии, метод интроспекции для исследования сознания.

7. Внутренние противоречия интроспективного подхода.

8. Соотношение ассоциативной психологии и интроспекционизма.

9. Основные свойства сознания, выявленные в исследованиях

интроспекционистов.

 

Задание 1: Студенты должны разбиться на группы. Каждая группа должна выбрать на свое усмотрение одного из основных представителей интроспективной психологии и представлять его взгляды. В ходе дискуссии группы должны раскрыть противоречия, существовавшие между выбранными психологами - интроспекционистами в отношении возможностей и методов исследования сознания.

 

Литература: основная – 4,7,10 дополнительная – 134,179,215

 

 

Семинар7-8. Гомеостатические представления о психике человека и предмете психологии. Бихевиоризм и психоанализ.

Гештальтпсихология и гуманистическая психология (4 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть основные направления в психологии.

 

Вопросы для обсуждения

1. Гомеостаз и гетеростаз как центральная дихотомия во взглядах на природу человека.

2. Условный рефлекс – центральное понятие бихевиоризма.

3. Потенциал и ограничения бихевиорального подхода к человеку.

4. Основные положения психоанализа.

5. Поведение как предмет психологии, объективный метод для исследования поведения.

6. Значение работ И.М.Сеченова, И.П.Павлова и В.М.Бехтерева в развитии и становлении раннего бихевиоризма.

7. Понятие «бессознательного» в психоанализе и исследование неосознаваемых психических явлений.

8. Коренные противоречия между ортодоксальным психоанализом (З.Фрейд), аналитической психологией (К.Юнг) и индивидуальной психологией (А.Адлер)

9. Понятие «гештальт» в психологии и значение целостного подхода к изучению психических явлений.

10. Какие изменения претерпел принцип холизма, сформулированный Аристотелем, в рамках гештальтпсихологии? Что прогрессивного привнесла гуманистическая психология по сравнению с предшествовавшими ей психологическими подходами? В чем идеализм гуманистической психологии?

Литература: основная – 2,5,6,9 дополнительная – 11,15,113

Семинар 9. Культурно-историческая теория. Психика как продукт культуры

(2 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть развитие психики как продукта культуры.

 

Вопросы для обсуждения

1. Натуральная и культурная психика.

2. Стадии развития Высших психических функций.

3. Активный характер Высших психических функций.

4. Кросс-культурные исследования как источник психологических знаний

 

Задание:

Составить сравнительную таблицу по основным направлениям психологической науки. В качестве критериев сравнения могут выступать: период и предпосылки возникновения направления, предмет и методы исследования, представители направления, основные положения (структурализм и функционализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология, гуманистическая психология.)

Название Направления Представитель (годы жизни) Страна Предмет психологии Задача психологии Объяснительный принцип Методы Приме- чание
               

Литература: основная –3,4,6,7 дополнительная – 5,118,200

Семинар 10. Общая характеристика мотивационной сферы (4 часа)

Цель семинара – рассмотреть мотивационную сферу человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Историческая природа потребностей человека

2. Психологическая характеристика мотивационных факторов: тенденции, установки, потребности. Их роль в формировании мотива.

3. В чем специфика исследования мотивации в разных направлениях и школах психологии (психоанализе, бихевиоризме, школе К.Левина, гуманистической психологии)?

4. Деятельностная концепция мотивации А.Н.Леонтьева.

5. Функциональное понимание мотива.

6. Мотивы и установки.

7.Специфика исследования мотивации в различных психологических школах.

8. Эмоции как субъективная форма существования мотивации.

9. Соотношение потребностей и мотивов. Опишите причинно-следственную связь потребностей и мотивации личности.

10. Что означает понятие «опредмечивание потребностей»?

 

Задания:

Составить сравнительную таблицу, отражающую представление о мотивации с точки зрения различных психологических школ (см. *Дружинин В.Н. Современная психология. -М.,1999.- 688с.).

 

Литература: основная – 1,4,5,9 дополнительная – 13,45,67,68,124

 

Семинар 11. Организация мотивационной сферы. Удовлетворение потребностей

(2 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть мотивационную сферу человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Закономерности формирования и развития мотивов. Пирамида А. Маслоу.

2. Иерархизация мотивационной сферы как механизм развития личности в теории А.Н.Леонтьева.

3. Инстинктивное поведение.

4. Проблема оптимума мотивации.

 

Литература: основная – 1,2,3,7,8,9 дополнительная – 13,45,67,68,124

Семинар12. Мотивационные системы в рамках органической мотивации

(2 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть мотивационную сферу человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Потребность во сне. Анализ эксперимента.

2. Психологическая функция сновидений. Анализ эксперимента.

3. Сексуальная мотивация. Анализ исследования.

4. Пищевая мотивация.

 

Подготовить сообщения:

1.Общая характеристика мотивационных систем человека. Потребность в поддержании оптимальной температуры тела.

2.Способы терморегуляции (пассивные и активные). Механизмы внутриклеточной и внеклеточной жажды.

 

Литература: основная – 1,2,3,7,8,9 дополнительная – 13,45,67,68,124

 

Семинар13. Система просоциальной мотивации (2 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть и уяснить систему просоциальной мотивации.

 

Вопросы для обсуждения

1. Потребность в общении и ее развитие.

2. Потребность в привязанности.

3. Аффиляция, эмпатия, альтруизм.

Литература: основная – 1,2,3,7,8,9 дополнительная – 13,45,67,68,124

 

Семинар14. Познавательная мотивация. Мотивация достижения (2 часа)

Цель семинара – рассмотреть познавательную мотивацию и мотивацию достижения.

 

Вопросы для обсуждения

1.Предпосылки формирования познавательной мотивации.

2.Мотивация достижения.

3.Проанализируйте основные подходы к пониманию источников эстетических потребностей (эстетический гедонизм, эмпатия, когнитивный подход). Каковы источники эстетических потребностей у Вас?

Литература: основная – 1,2,3,7,8,9 дополнительная – 13,45,67,68,124

Семинар15. Потребность в смысле жизни (2 часа)

 

Цель семинара – в ходе дискуссии обсудить потребность в смысле жизни.

 

Вопросы для обсуждения

1. Постановка проблемы смысла жизни в психологии 20 века.

2. Есть ли место проблематике смысла жизни в психоанализе, бихевиоризме, когнитивной психологии?

3. Жизнь бессмысленная и осмысленная.

4. Генез смысла жизни.

Литература: основная – 1,2 дополнительная – 58,116,117

 

2 семестр

Эмоции

Семинар 1. Понятие об эмоциях и чувствах. Значение эмоций в жизни человека и животных, основные функции эмоций. Связь эмоций с потребностями. Физиологические механизмы и корреляты эмоций. Развитие представлений об эмоциях в истории (4 часа)

Цель семинара – разобраться в понятиях «эмоции» и «чувства» и узнать об истории их возникновения.

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое эмоции? Разбор определения эмоций как психического процесса.
2. Структура эмоций – собственно эмоции, настроение, чувства, аффект.
3. Специфика эмоционального познания по сравнению с рациональным познанием мира.
4. Анализ функций эмоций – регулятивной, адаптивной и т.д.
5. Значение эмоций для мотивации деятельности. Каковы адаптивные и мотивирующие функции различных эмоций – гнева, страха, удивления, стыда, презрения и т.п.?
6. Сравнение эмоций человека и животных в эволюционной теории эмоций Ч.Дарвина.
7. Каковы причины появления «социальных» эмоций – стыд и вина.
8. Вклад различных теорий эмоций в современное понимание природы эмоционального отражения.
9. Физиологические основы, корреляты и объективные показатели эмоций.

 

Самостоятельная работа:

1. Составьте описательный портрет индивида, характеризующий его как «эмоционального» и «неэмоционального».

2.Подготовьте сообщения по темам:
- Эмоции в жизни человека.
- Изучение эмоций в различных психологических теориях.
- Развитие эмоциональной сферы личности.

 

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 7.18,134,182

 

Семинар 2. Современные психологические теории эмоций. Классификации эмоций. Особенности проявления, переживания, выражения отдельных эмоций. Эмоции и механизмы психологической защиты личности (4 часа)

Цель семинара – рассмотреть теории эмоций, их классификация и связь их с механизмами психологической защиты.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основания для выделения различных видов эмоций (на примере теорий К. Изарда, Р.Плутчика).
2. По каким признакам различаются основные виды эмоций.
3. Каковы причины и как происходит социализация эмоций (на примере любой эмоции)?
4. Чувства и их виды.
5. Свойства чувств.
6. Как связаны эмоции и механизмы психологической защиты личности (на примере собственной ведущей эмоции)?

 

Самостоятельная работа:
1. Составьте описания различных видов эмоций по 3 составляющим – собственные переживания, внешние проявления и физиологическая реакция.
2. Подготовьте фотографии, картинки, изображения людей, испытывающих различные эмоции. Они понадобятся для узнавания эмоциональных переживаний и составления описаний эмоционального состояния личности.

 

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 7.18,134,182

Семинар 3. Виды эмоциональных состояний. Специфические особенности состояний аффекта, стресса, тревожности, фрустрации. Понятия стресса и дистресса. Адаптационная функция стресса. Индивидуально-личностные особенности проявления эмоциональных состояний (4 часа)

Цель семинара – рассмотреть виды эмоциональных состояний и их особенности.

 

Вопросы для обсуждения

1. Эмоциональные состояния – тревожность, агрессивность и т.д.
2. Особенности аффекта как эмоционального состояния и использование способов диагностики аффекта.
3. Различия ситуационной и личностной тревожности. Нужно ли бороться с тревожностью?
4. Понятие стресса и его структура. Стресс как адаптационный синдром.
5. Соотношение понятий «стресс» и «дистресс».
6. Значение стресса в жизни человека, способы профилактики и преодоления стресса.
7. От каких индивидуальных качеств зависит поведение человека в стрессовой ситуации?

Самостоятельная работа:

1. Подготовьте сообщения о психологических особенностях поведения человека в стрессовой ситуации.
3. Проведите наблюдение за эмоциональными реакциями субъекта, воспользовавшись протоколом в Таблице.

Протокол стандартизированного систематического наблюдения за эмоциональными и иными реакциями субъекта.

Дата и время Высказывание (направленность вербальной активности; локализация, конкретизация речевой деятельности) Действие (движение, акт поведения, поступок) Экспрессивная (невербальная, двигательная) реакция (пантомимика) Вид, тип, форма (характеристика) проявляемой эмоции Выражение чувственного отношения (к явлению, процессу, объекту, другому субъекту)

3. Проведите творческое исследование и напишите эссе, анализирующее вашу ведущую эмоцию и ведущий механизм психологической защиты.

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 7.18,134,182

Воля

Семинар 1. Различные подходы к пониманию воли в истории философии и психологии. Детерминизм и свобода воли. Критерии волевого поведения. Связь воли с произвольной регуляцией движений и действий (2 часа)

Цель семинара – рассмотреть понятие «воля» и ее связь с произвольной регуляцией движений и действий.

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия «воля».
2. Как решалась проблема свободы воли в рамках различных направлений философии и психологии?
3. В чем проявляется воля?
4. В чём заключается специфика волевого психического процесса?
5. Чем отличается волевой человек от безвольного.
6. Что такое произвольность и в чем ее проявления?
7. Общее и отличия в понятиях воли и произвольности.
8. Что представляет собой высшая психическая функция произвольности/непроизвольности в протекании (в осуществлении) психических познавательных процессов?

Самостоятельная работа:
1. Проанализируйте образа героя. И. И. Обломова в одноименном произведении И.А. Гончарова.
2. Подберите методики, изучающие произвольность учащихся.

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 3,8,12,46,145,146,184,201

Семинар 2. Роль и функции воли. Воля и овладение собственным поведением. Проблема выбора цели, борьбы мотивов и принятия решений. Структура волевого действия (2 часа)

Цель семинара – рассмотреть роль и функции воли.

 

Вопросы для обсуждения

1. Основной психологический механизм волевой регуляции.
2. Структура волевого действия разных видов.
3. Опишите «построение» волевого процесса из конкретных волевых актов.
4. Сравнение простого волевого действия и привычки в жизнедеятельности индивида.
5. Какова зависимость качества волевых усилий от осознанности человеком цели его деятельности?
6. Опишите взаимосвязь воли и мотивации через целеполагание.

Самостоятельная работа: Составьте примеры простого и сложного волевых действий.

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 3,8,12,46,145,146,184,201

Семинар 3. Воля как контроль за исполнением намерения. Волевые усилия. Воля как личностный уровень регуляции. Развитие воли у человека. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли (1 час)

Цель семинара – рассмотреть различные аспекты воли.

 

Вопросы для обсуждения

1. Проблема исполнения и контроля за действием как проблема воли.
2. Способы воспитания и самовоспитания волевых качеств личности.
3. Методы изучения воли и произвольности.

Самостоятельная работа: Подберите методы изучения воли и волевых качеств личности.

Литература: основная – 1,2,3,6,7,9 дополнительная – 3,8,12,46,145,146,184,201

Внимание

Семинары 1-3. Понятие и основные функции внимания. История учений о внимании в разных направлениях психологии. Виды внимания. Социальная природа высших видов внимания. Свойства внимания. Способы исследования и развития внимания. Развитие внимания (5 часов)

Цель семинара – рассмотреть понятие, функции, виды, природу, свойства. Развитие и способы исследования внимания.

 

Вопросы для обсуждения

1. Роль внимания в жизни и деятельности человека.
2. Физиологические основы и мозговые механизмы внимания.
3. Вклад различных психологических теорий в современное понимание внимания.
4. Как в явлениях внимания соотносятся проявления доминанты, безусловных и условных рефлексов.
5. Свойства внимания.
6. Методы исследования и развития внимания.
7. Основные виды внимания и закономерности их развития в онтогенезе.
8. Способы совершенствования внимания. Формирование и развитие внимания (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.).

 

Литература: основная – 2,3,9 дополнительная – 26,44,138

Ощущения

Семинары 1, 2. Понятие ощущений как элементарного познавательного процесса. Многообразие ощущений, виды и свойства ощущений (3 часа)

Цель семинара – рассмотреть понятие, виды, свойства ощущений.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и значение ощущений.
2. Различные представления о роли ощущений в отражении реальности (теории И. Мюллера, Г. Гельмгольца и др.).
3. Строение и функции анализатора, понятия рефлекторной дуги и рефлекторного кольца.
4. Классификации ощущений. Основные характеристики зрительных, слуховых и других видов ощущений.

Самостоятельная работа: Просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документального фильма «Свет», «Незримые силы природы», «Животные — взгляд изнутри».

Литература: основная – 2,3,6,9 дополнительная – 131,134,167,168

 

Семинар 3. Проблема измерения чувствительности. Сенсорная организация человека

(2 часа)

 

Цель семинара – рассмотреть сенсорную проблему человека.

 

Вопросы для обсуждения

1. Чувствительность и ее изменения. В чем состоит отличие свойств адаптации и сенсибилизации ощущений?
2. Измерение чувствительности. Закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса.
3. В чем проявляется влияние сенсорной организации индивида на развитие личности?

Самостоятельная работа: Заполните таблицу

Вид ощущений Орган чувств Рецептор Центр в коре головного мозга Свойства  
         
         

Литература: основная – 2,3,6,9 дополнительная – 131,134,167,168

Восприятие

Семинары 1, 2. Понятие восприятия, основные подходы к изучению восприятия в истории психологии. Свойства восприятия, их проявления в иллюзиях различных видов (3 часа)

Цель семинара – рассмотреть понятие, подходы, свойства, виды восприятия и методы его исследования.

Вопросы для обсуждения

1. Специфика процесса восприятия по сравнению с процессом ощущения.
2. Психологическая интерпретация процесса восприятия в рамках ассоциативной психологии, бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивной психологии.
3. Эксперименты по исследованию особенностей восприятия.
4. Закономерности построения образа восприятия.
5. Методы исследования восприятия.
6. Свойства восприятия и их проявления в различных видах восприятия.
7. Иллюзии и галлюцинации.
8. Использование закономерностей восприятия на практике.

Самостоятельная работа: Просмотр по теме семинарского занятия фото- и видеоматериалов из следующих интернет - источников:

http://flogiston.ru/blog
http://www.psy.msu.ru/illusion/
http://webrelax.com/optical/
http://planeta.rambler.ru/community/begemotik52/
http://flogiston.ru/stat/click.php?xopoiiio.ru/

Задание 2: подготовьте подборку примеров рекламы, использующей закономерности восприятия.

Задание 3: определите, с расчетом на какие свойства восприятия зрителей создавал свои картины Сальвадор Дали.

Литература: основная –1,2,3,4, 10 дополнительная – 6,12,18,79,90

Семинар 3. Виды восприятия: восприятие пространства, времени, движения (2 часа)

Цель семинара – рассмотреть виды восприятия.

 

Вопросы для обсуждения

1. Виды восприятия, особенности классификации.
2. Что такое хронотоп?
3. Особенности восприятия пространства, времени, движения.
4. Значение «фи-феномена» в жизни человека.
5. Развитие восприятия в онтогенезе человека.

Литература: основная –1,2,3,4, 10 дополнительная – 6,12,18,79,90

3 семестр

Память

Семинары 1-3. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Теории памяти. Виды памяти. Различные основания для выделения видов. Основные процессы памяти, способы и приемы их исследования и развития (14 часов)

Цель семинара – рассмотреть понятие, подходы, свойства, виды памяти и методы ее исследования и тренировки.

 

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительный анализ различных теорий памяти и их вклада в современное понимание закономерностей памяти.
2. Роль ассоцианизма в исследованиях процессов памяти, открытие законов памяти Г. Эббингаузом.
3. Интерпретация явления персеверации в терминах ассоциативной психологии, гештальтпсихологии, психоанализа и когнитивной психологии.
4. Память и научение.
5. Физиологические, биохимические основы и механизмы памяти.
6. Выделение видов и типов памяти по различным основаниям.
7. Основные характеристики процессов памяти.
8. Закономерности перехода от кратковременной к долговременной памяти.
9. Сравнительные особенности произвольного и непроизвольного запоминания.
10. Общий обзор методов и методик исследования памяти.
11. Возможности развития памяти. Приемы совершенствования памяти.

 

Литература: основная –1,2,3,4, 10 дополнительная – 8,9,65,78,114,167,194,213

Мышление

Семинар 1-3. Понятие мышления. Теории мышления в различных направлениях философии и психологии. Виды мышления. Исследования мышления как процесса решения задач. Развитие мышления в онтогенезе. Особенности детского мышления (12 часов)

Цель семинара – рассмотреть понятие, подходы, свойства, развитие, виды мышления и методы его исследования.

 

Вопросы для обсуждения

1. Мышление как предмет психологического исследования. Сравните возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объективных методов для исследования мышления.
2. Выделение видов мышления по различным основаниям.
3. Отличие мышления от предшествующих форм познания действительности.
4. Вклад различных теорий мышления в современное понимание мышления (О.Зельц, Н.Ах, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер и др.).
5. Исследования процесса мышления и закономерностей анализа, синтеза и обобщения в школе С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.).
6. Какие компоненты мышления могут быть формализованы, а какие – нет?
7. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев).
8. Способы активизации и развития творческого мышления.
9. Индивидуальные особенности и типы мышления.
10. Особенности детского мышления (Ж.Пиаже), примеры эгоцентризма детского мышления.
11. Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
12. Развитие понятийного мышления в онтогенезе. Исследования формирования искусственных понятий (Л.С.Выготский).
13. Методы исследования мышления. Способы развития мышления в процессе обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.).

Задание 1: просмотр по теме семинарского занятия фрагментов документального фильма «Леонардо да Винчи».

Литература: основная –2,3,4,7,9 дополнительная – 24,27,32,68,94

Речь

Семинары 1-2. Речь как форма общения и как психический процесс. Соотношение мышления и речи. Значение и смысл слова (6 часов)

Цель семинара – рассмотреть понятие «речь» и его соотношение с мышлением и речью животных.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...