Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регулирование местного самоуправления на уровне

Субъектов Российской Федерации

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности к ним относится:

а) правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным законом;

б) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;

в) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

г) правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

Кроме указанных основных полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за органами государственной власти субъекта Российской Федерации целый комплекс функций:

1) установление границ территорий муниципальных образований (ст. 10);

2) наделение городских поселений статусом городского округа (ст. 11);

3) изменение границ муниципальных образований (ст. 12);

4) преобразование муниципальных образований (ст.13);

5) изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа (ст. 13);

6) упразднение муниципального образования (ст.13.1);

7) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и контроль за их исполнением (ст.ст. 19-21);

8) определения порядка проведения местного референдума (ст.22);

9) определение порядка проведения муниципальных выборов (ст. 23);

10) определение порядка проведения голосования по отзыву депутата, выборного должностного лица местного самоуправления (ст. 24);

11) порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

12) определение наименований представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, местной администрации (ст. 34);

13) иные полномочия представительных органов муниципальных образований (ст. 35);

14) установление дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района и городского округа (ст. 37);

15) утверждение условий контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 37);

16) установление персонального состава конкурсной комиссии муниципального района (городского округа) (ст. 37);

17) инициирование расторжения контракта с главой местной администрации (ст. 37);

18) правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы (ст. 42);

19) порядок организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (43.1);

20) требования по формированию, утверждению, исполнению местного бюджета и контролю за его исполнением (ст. 52);

21) установление нормативов отчислений от региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты муниципальных образований (ст. 58);

22) распределение дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений и (или) заменяющие данные дотации дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты поселений (ст. 60);

23) порядок образования районных и региональных фондов финансовой поддержки поселений и предоставления из них дотаций (ст. 60, 61);

24) порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений в отчетном финансовом году, определения размеров указанных субвенций, централизации части доходов от местных налогов и сборов и (или) снижения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов (ст.60, 61);

25) определение общего размера субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 63);

26) временное осуществление полномочий органов местного самоуправления (ст. 75) и т. п.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» временное осуществление органами государственной власти субъекта РФ полномочий органов местного самоуправления возможно в трех случаях:

1) когда в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы местного самоуправления отсутствуют и (или) не могут быть сформированы;

2) если долги муниципального образования превысили на 30 % собственные доходы («банкротство муниципального образования»);

3) если допущено нецелевое расходование субвенций.

Правовую основу местного самоуправления на региональном уровне, как правило, составляют:

а) Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации,

б) законы о местном самоуправлении;

в) о референдумах;

г) о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований;

д) о правовых актах органов местного самоуправления;

е) о порядке регистрации уставов муниципальных образований;

ж) о порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации;

з) о собраниях, конференциях граждан;

и) об осуществлении права законодательной инициативы представительными органами местного самоуправления;

к) о муниципальной службе;

л) о порядке отзыва депутата представительного органа и иных выборных лиц местного самоуправления;

м) об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления;

н) о материальной и финансовой основах местного самоуправления;

о) о бюджетном устройстве и бюджетном процессе,

п) о порядке ведения реестра объектов, находящихся в муниципальной собственности и другие.[41]

Законы о местном самоуправлении приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. В них, как правило, устанавливаются:

1) общие принципы и формы осуществления местного самоуправления;

2) предметы ведения муниципальных образований;

3) территориальная основа местного самоуправления;

4) экономическая база местного самоуправления;

5) финансовые средства местного самоуправления;

6) система органов местного самоуправления;

7) порядок и способы формирования органов местного самоуправления;

8) полномочия органов местного самоуправления;

9) формы взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти;

10) гарантии местного самоуправления;

11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов и местных референдумов. Осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законодательства.

В то же время качество регионального законодательства достаточно часто вызывает серьезную критику юристов. Анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации, принятых до вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. позволяет выделить следующие типичные нарушения федерального законодательства.

1. Установление региональными правовыми актами ограничений на самостоятельность местного самоуправления по вопросам, подлежащим регулированию исключительно на федеральном уровне.

2. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления.

3. Превышение региональными правовыми актами пределов правового регулирования решения вопросов местного значения, установленных в федеральных законах.

4. Передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без передачи необходимых финансовых средств.

5. Выведение отдельных территорий из-под действия законодательства о местном самоуправлении.[42]

В Республиках Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан, Татарстан было предусмотрено создание местных органов государственной власти, фактически подменявших органы местного самоуправления. В Республиках Коми, Ингушетия, Карелия установлено параллельное существование местного самоуправления и местного государственного управления. Имели место также положения законов, нарушающие избирательные права граждан.[43]

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень, сроки и порядок осуществления правовых и организационных мероприятий, проводимых органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью обеспечения реализации муниципальной реформы. Кроме того, определяет перечень и сроки принятия субъектами РФ нормативных правовых актов, необходимых для реализации Закона 2003 г. К ним относятся следующие законы:

1) устанавливающие границы муниципальных образований и наделяющие соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района;

2) регулирующие порядок формирования представительных органов местного самоуправления. Субъекты РФ устанавливают численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и сроки их полномочий, определяют порядок формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных районов, определяют дату выборов в представительные органы вновь образованных муниципальных образований, а также обеспечивают проведение указанных выборов;

3) регулирующие порядок формирования других органов местного самоуправления. Субъекты РФ устанавливают сроки полномочий главы, определяют дату выборов глав вновь образованных муниципальных образований, обеспечивают проведение указанных выборов, определяют дату выборов выборных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, предусмотренных структурой органов местного самоуправления, установленной по итогам референдума (схода граждан). Кроме того, законами субъектов РФ может устанавливаться порядок избрания глав вновь образованных муниципальных образований на первый срок их полномочий и статус указанной должности в структуре органов местного самоуправления в случае, если она не определена на местном референдуме (сходе граждан);

4) предусматривающие формирование и наделение полномочиями избирательных комиссий, а также утверждение схемы избирательных округов для проведения муниципальных выборов;

5) обеспечивающие безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта РФ имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.[44]

В настоящее время в условиях проводимых в России реформ и преобразований, с принятием нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации активизировалась работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации.

 

Муниципальное нормотворчество

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. В отличие от государственных муниципальный правовой акт обладает следующими признаками:

а) в большинстве случаев принимается по вопросам местного значения; как исключение он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

б) существует два основных способа принятия: 1) непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе и 2) органом или должностным лицом местного самоуправления;

в) должен быть документально оформлен, т. е. он должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов: в нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

г) обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

д) устанавливает, изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер. В первом случае это нормативный акт, во втором – акт применения права.

Нормативные актыприменяются неоднократно, не имеют конкретных адресатов, действуют достаточно продолжительное время вне зависимости от исполнения содержащихся в них требований. Нормативные акты устанавливают общие положения, адресованные широкому кругу субъектов, регламентируют наиболее важные общественные отношения. Ненормативные акты не содержат норм права, это акты применения таких норм, они, как правило, носят индивидуальный характер. Например, ненормативные акты принимаются при решении кадровых вопросов в органах местного самоуправления.

Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципальных правовых актов. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным правовым актам относятся:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

4) правовые акты главы муниципального образования;

5) постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Некоторые уставы муниципальных образований расширяют данный перечень. Например, Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г. (ст. 43) также включает в него распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений администрации города в соответствии с положениями о структурных подразделениях.

Таким образом, к субъектам, обладающим правом принимать муниципальные правовые акты, относятся:

а) население муниципального образования;

б) представительный орган муниципального образования;

в) глава муниципального образования;

г) глава местной администрации;

д) иные органы и должностные лица местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования).

1. Устав муниципального образования – основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования. Как и конституция, устав муниципального образования обладает рядом особенностей:

а) предполагает наличие особого субъекта, от имени которого принимается устав (население муниципального образования);

б) имеет учредительный характер (устав придает юридический характер сложившимся муниципальным отношениям);

в) имеет всеобъемлющий и всеохватывающий характер правового регулирования (устав регулирует все стороны жизнедеятельности местного сообщества);

г) обладает высшей юридической силой среди муниципальных правовых актов (все муниципальные правовые акты должны соответствовать уставу, а также заложенной в нем концепции, принципам и нормам);

д) является основой для дальнейшего нормотворчества (для реализации устава необходимо принятие иных муниципальных правовых актов);

е) обладает особым порядком принятия;

ж) является одним из правовых средств, обеспечивающих реализацию самостоятельности местного самоуправления.[45]

Таким образом, устав муниципального образования – это своеобразный свод норм, регламентирующих жизнь местного сообщества. Устав муниципального образования составляет правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные муниципальные правовые акты, осуществляют свою деятельность органы местного самоуправления.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены требования, предъявляемые к уставу муниципального образования, он должен определять:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения (поскольку перечень вопросов местного значения, установленный главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является исчерпывающим и может быть расширен на местном уровне, если муниципальное образование обладает достаточными финансовыми ресурсами для этого);

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления (одной из главных составляющих устава являются положения о статусе органов местного самоуправления, порядке и способах их формирования, их структуре, статусе выборных должностных лиц местного самоуправления);

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (в уставе конкретизируется срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления);

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В этих целях Законом 2003 г. предусмотрено создание специального контрольного органа муниципального образования;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.[46]

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменяет порядок принятия устава муниципального образования. Устав может быть принят двумя способами:

1) представительным органом муниципального образования(две трети голосов от установленной численности депутатов);

2) на сходе граждан в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек.

В соответствии с Законом 2003 г. устав муниципального образования больше не может быть принят на местном референдуме. Вместе с тем, следует отметить, что Закон 2003 г. (ст. 28) предусмотрел обязательное участие населения в обсуждении устава, введя публичные слушания. Предложения по проекту устава или вносимым в него изменениям и дополнениям могут вносить не только отдельные граждане и органы местной власти, но и другие субъекты местного самоуправления – органы территориального общественного самоуправления, руководители предприятий, учреждений и организаций, некоммерческие организации и т. п.

Процедура регистрации уставов муниципальных образований приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в соответствии с которыми, это право должно осуществляться органами юстиции.

Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования.

Отказ в государственной регистрации или нарушение срока регистрации устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

Действующее законодательство закрепляет два способа вступления в силу устава муниципального образованияи изменений или дополнений в него:

1) публикация в средствах массовой информации;

2) обнародование, т. е. доведение до сведения населения муниципального образования иным способом.

Подобным образом вступают в силу все нормативно-правовые акты.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет два основных способа принятия решений путем прямого волеизъявления граждан: на местном референдуме и сходе граждан.

Многие специалисты отмечают, что в России население не привыкло участвовать в местном нормотворчестве, не понимает необходимость этого и не стремиться к реализации своих прав. Свидетельством тому является, например, низкая явка населения на референдумы. С другой стороны в законах отдельных субъектов Российской Федерации не предусматривается возможность для полноценного участия населения в принятии решений. В частности закрепляется, что решения схода носят рекомендательный характер (Владимирская область), право граждан на принятие решений путем референдума ограничивается рамками только наиболее важных вопросов (Нижний Новгород, Надым)[47].

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязывает органы и должностные лица местного самоуправления принимать (издавать) муниципальные правовые акты, необходимые для реализации решения (его конкретизации, определения механизмов реализации и т. п.), принятого путем прямого волеизъявления населения муниципального образования и устанавливает сроки подготовки и принятия (издания) данных актов.

Нарушение срока издания муниципального правого акта, необходимого для реализации решения, принятого на местном референдуме или сходе граждан, может служить основанием для ответственности органов местного самоуправления: а) отзыва выборного должностного лица местного самоуправления; б) увольнения главы местной администрации; в) досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления.

Актам высшей юридической силы: уставу муниципального образования и актам, принятым на местном референдуме или сходе граждан присущи следующие характерные черты:

а) прямое действие, что означает, что они подлежат реализации независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих нормативных актов, их нормы применяются непосредственно;

б) территориальная ограниченность действия: они действуют только на территории конкретного муниципального образования;

в) обладают высшей юридической силой по сравнению с другими муниципальными правовыми актами, то есть, иные муниципальные правовые акты не должны им противоречить. За принятие (издание) муниципальных правовых актов, противоречащих уставу муниципального образования, предусмотрена ответственность;

г) не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.[48]

3. Муниципальные правовые акты представительного органа муниципального образованияоформляются в виде следующих решений:

1) решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (например, нормативные правовые акты, регламентирующие наиболее важные общественные отношения на местном уровне: порядок проведения муниципальных выборов, порядок управления муниципальной собственностью, организация межмуниципального сотрудничества и т. п.);

2) решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (например, регламент представительного органа муниципального образования, положения о постоянных комиссиях и т.д.).

По общему правилу решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

4. Акты, издаваемые главой муниципального образования.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает две основных организационных формы:

1) глава муниципального образования возглавляет представительный орган муниципального образования: в этом случае он издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;

2) глава муниципального образования возглавляет местную администрацию: в этом случае он издает а) постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных переданных государственных полномочий и б) распоряжения по вопросам организации деятельности местной администрации.

Как правило, в форме постановлений издаются нормативные акты, в форме распоряжений – решения по конкретным вопросам оперативного характера и индивидуальные акты.

Председатель представительного органа муниципального образованияиздает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. При определении конкретной правовой формы правовых актов председателя представительного органа – постановлений или распоряжений – применяются те же правила, что и к правовым актам главы муниципального образования.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...