Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления деятельности органов муниципального направления

 

Применительно к органам публичной власти предметы ведения – это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Предметы ведения муниципального образования – сферы общественной жизни, в которых действуют органы местного самоуправления и в которых они юридически компетентны.

Необходимым условием создания и функционирования органов местного самоуправления является их наделение собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Компетенция – это совокупность юридически закрепленных полномочий, предоставленных органу или должностному лицу местного самоуправления для осуществления своих функций; это сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей, функций управления.

Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования.[66] Полномочия являются составной частью понятия «компетенция», включающего также предметы ведения, т. е. сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган.[67] Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:

1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;

2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.

Понятие «полномочия» также тесно связано с понятием «вопросы местного значения». Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14, 15, 16) отдельно закрепляет перечень вопросов местного значения для всех типов муниципальных образований. Особенностью Закона 2003 г. является то, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения городского и сельского поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Данное нововведение исправило существовавшую до недавнего времени ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями и миллионный город, и поселение с числом жителей всего несколько сотен человек обладали одинаковыми вопросами местного значения, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических ресурсов и потенциалов.

В настоящее время Законом 2003 г. к ведению городских и сельских поселений отнесен круг вопросов, связанных с повседневным жизнеобеспечением населения. Это вопросы содержания жилищного фонда, жилищного строительства, обеспечения жильем, застройки территории, землепользования, благоустройства и озеленения территории, охраны исторических памятников, сохранение объектов культурного наследия, организации досуга, развития физкультуры и спорта, пожарной безопасности, уличного освещения.

Вопросы электро- и газоснабжения, содержание и строительства автомобильных дорог, сбора и переработки отходов, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения, формирования и содержания архивов, предоставление транспортных услуг, услуг связи, общественного питания, торговли, бытового и библиотечного обслуживания, участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства разграничены между поселениями и муниципальными районами. Разделение вопросов местного значения произведено по такому принципу: что в границах поселения, за то отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

Вопросы предоставления образования, оказания медицинской помощи, охраны общественного порядка, охраны окружающей среды, т. е. те вопросы, решение которых требует наличие развитой инфраструктуры и крупных финансовых затрат, отнесены исключительно на районный уровень. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического состава, учебные пособия, средства технического обеспечения и т. п.) возложены на органы государственной власти субъекта РФ. Эта мера призвана гарантировать качество предоставляемых образовательных услуг во всех муниципальных образованиях независимо от состояния их доходной базы.

К вопросам местного значения городского округа отнесен комплекс вопросов местного значения поселения и муниципального района. При наличии собственных материальных и финансовых ресурсов органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к данным вопросам местного значения в том случае, если они не являются компетенцией соседних муниципальных образований и других уровней власти.

Учитывая разные возможности муниципальных образований, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разрешает органам местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в его состав, заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие порядок и основания прекращения их действия, порядок определения объема субвенций и финансовые санкции за неисполнение соглашений. Данная норма позволяет экономически слабому сельскому поселению передать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселению принять на себя ряд функций муниципального района.

Полномочия органов местного значения по решению вопросов местного значения выделены в отдельную статью Закона 2003 г. (ст. 17). Эти полномочия являются общими для всех типов муниципальных образований и включают в себя такие пункты, как а) принятие уставов муниципальных образований и иных муниципальных правовых актов; б) установление официальных символов муниципальных образований; в) создание муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на их услуги; г) формирование и размещение муниципального заказа; д) проведение муниципальных выборов, референдумов и голосований; е) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований; ж) учреждение муниципальных средств массовой информации и другие.

Таким образом, вопросы местного значенияможно сгруппировать следующим образом:

1. Вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления Конституцией РФ. К ним относится владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; охрана общественного порядка.

2. Вопросы, отнесенные к ведению органов местного самоуправления федеральными и региональными законами как вопросы местного значения.

3. Отдельные вопросы государственного значения, переданные органам местного самоуправления.

4. Вопросы, решение которых передано органам местного самоуправления соглашениями с органами местного самоуправления другого уровня.

5. Вопросы, принятые к своему ведению органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.[68]

Кроме того, все вопросы местного значения также можно разбить на две большие группы:

1) вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций (например, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; пользование и распоряжение муниципальным имуществом). Данные вопросы местного значения являются общими для всех типов муниципальных образований;

2) вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением муниципальных образований и оказанием муниципальных услуг населению. Именно эти вопросы местного значения разграничены по типам муниципальных образований. [69]

В свою очередь вопросы местного значения второй группы можно также классифицировать по степени участия органов местного самоуправления в их решении, выделяя среди них следующие вопросы:

а) организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения; содержание и строительство местных автомобильных дорог; обеспечение первичных мер пожарной безопасности; организация библиотечного обслуживания населения, формирование архивных фондов и т. п. В данном случае используются термины «организация», «обеспечение», «формирование», «содержание», что предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за решение данных вопросов местного значения и частичное или полное финансирование из средств местного бюджета.

б) создание условий для обеспечения населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества и т. п. Федеральный законодатель употребляет термины «создание условий», «участие», что предполагает, что муниципальная власть не должна сама предоставлять услуги населению, ее задача – создать условия для их предоставления. Соответственно, в данном случае отсутствует обязательное бюджетное финансирование.

Вопросы местного значения выражаются в конкретных функциях органов местного самоуправления. Функции(от лат. functio – исполнение, осуществление) – это основные направления деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления по осуществлению конкретных целей и задач; это комплекс однородных работ, направленный на достижение цели органа или его структурного подразделения.

В системе местного самоуправления можно выделить не только функции органов и должностных лиц местного самоуправления, но и функции местного самоуправления в целом. Функции местного самоуправления определяют его основные, наиболее важные направления деятельности, носят комплексный, собирательный характер. Содержание каждой функции местного самоуправления складывается из совокупности однородных направлений деятельности, объединяясь в одну функцию, исходя из специфики тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

Функции местного самоуправления обусловлены его природой, задачами и целями, стоящими перед местными сообществами на конкретной этапе их исторического развития. Функции местного самоуправления представляют собой единство содержания компетенции, полномочий, основных направлений, форм и методов осуществления муниципальной деятельности. Функции первичны по отношению к компетенции и полномочиям органов местного самоуправления. Компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, а особенно отдельные полномочия подвержены более частным изменениям. Функции же более стабильны по сравнению с компетенцией, т. к. отражают исторически обусловленную природу местного самоуправления.[70]

Природа местного самоуправления – основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (современная модель).[71]

В функциях местного самоуправления выражается его сущность, та роль, которую органы местного самоуправления играют при решении вопросов местного значения, удовлетворении потребностей населения и повышения качества его жизни, а также развитии муниципального образования. В настоящее время к функциям местного самоуправления относится:

1) обеспечение непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, учет и координация интересов различных групп населения;

2) обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

3) управление муниципальной собственностью и местными финансами;

4) осуществление социальной политики местного самоуправления, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

5) охрана окружающей среды;

6) обеспечение общественного порядка.

В функциях органов муниципального управления выражается их сущность, та роль, которую они играют в осуществлении местного самоуправления. В зависимости от характера основных функций органы местного самоуправления подразделяются на представительные, исполнительные, контрольные и избирательные комиссии.

Функции органов местного самоуправления обозначают их определенные виды деятельности, связанные с выполнением поставленных перед ними целей и задач. Вместе с тем, большинству органов муниципального управления присущи функции, имеющие универсальный характер, например, прогнозирование, планирование, регулирование, координация, кадровое дело, финансирование, контроль, учет и т. п. Основные направления деятельности и перечень функций органов и должностных лиц местного самоуправления закреплены в муниципальных правовых актах.

 

6.3. Исключительная роль представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления

 

В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность в введении института представительства. Представительный орган местного самоуправления – это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет, что представительный орган муниципального образования является правомочным только при избрании не менее двух третей от установленной численности депутатов. Данная норма обеспечивает коллегиальность в работе представительного органа муниципального образования. В том случае, если муниципальные выборы на части территории муниципального образования не состоялись или были признаны недействительными, и две трети от установленной численности депутатов не были избраны, назначаются довыборы в представительный орган муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет два способа формирования представительного органа муниципального района:

1) может избираться на муниципальных выборах;

2) может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) устанавливает минимальную численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов следующим образом:

· на численность жителей менее 1000 человек - 7 депутатов и более;

· на численность жителей от 1000 до 10 000 человек - 10 депутатов и более;

· на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек - 15 депутатов и более;

· на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек - 20 депутатов и более;

· на численность жителей от 100 000 до 500 000 человек - 25 депутатов и более;

· на численность жителей свыше 500 000 человек - 35 депутатов и более.

Следует отметить, что Закон 1995 г. не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До настоящего времени численность депутатов представительных органов местного самоуправления зависела от размера муниципального образования, исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляла от 5 до 60 человек.

Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам за это имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.Вопросы исключительного ведения представительного органа– это вопросы, не требующие проведения референдумов, опросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан, и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган. Именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся следующие вопросы:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В старой редакции закона данное полномочие было закреплено в более широкой формулировке: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. В данном случае имелась в виду вся система местных нормативных актов, среди которых главное место занимал устав муниципального образования. Формулировка Федерального закона от 6 октября 2003 г. более четкая и конкретная, позволяющая подчеркнуть значение устава муниципального образования как важнейшего муниципального правового акта.

Устав муниципального образования является нормативно-учредительным актом, основным правовым документом муниципального образования, закрепляющим организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории муниципального образования. Следует отметить, что в отличие от Закона 1995 г. Закон 2003 г. не предусматривает возможности принятия устава муниципального образования на местном референдуме. Следовательно, полномочия по принятию устава и внесению в него изменений и дополнений принадлежат исключительно представительному органу муниципального образования.

Вместе с тем Закон 2003 г. предоставляет возможность жителям участвовать в обсуждении проекта устава муниципального образования, а также проектов муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в устав через публичные слушания.

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Данное полномочие представительного органа было отнесено к исключительным и в Законе 1995 года (ст. 15). Решение вопросов местного значения требует определенных финансовых затрат, и эти затраты, за исключением непредвиденных случаев, должны быть предусмотрены в местном бюджете. Представительный орган муниципального образования не только принимает местный бюджет, но и по завершению финансового года утверждают отчет о его исполнении, который исполнительные органы представляют в обязательном порядке. Формирование и исполнение местного бюджета имеет большое значение для жителей муниципального образования, которые вправе участвовать в этом процессе через публичные слушания.

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Решение данного вопроса также являлось исключительным полномочием представительного органа местного самоуправления и в соответствии с Законом 1995 года (ст. 15). Вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов напрямую затрагивают финансовые, т. е. наиболее существенные, интересы жителей муниципальных образований, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории муниципального образования.

В соответствии с новой редакцией Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами признаются налоги, которые устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоговый кодекс Российской Федерации от 9 июля 2004 г. (ст. 12) устанавливает только два местных налога: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

Именно представительные органы местного самоуправления определяют основные направления развития муниципального образования в различных сферах и отраслях муниципальной деятельности: социально-бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, жилищного строительства, использования земель и т. п. Под эти направления представительный орган выделяет средства из местного бюджета. Соответственно исполнительные органы местного самоуправления предоставляют в представительный орган отчеты об исполнении планов и программ развития муниципального образования и расходовании финансовых средств.

Планы и программы развития муниципального образования имеют большое социально-экономическое значение, именно поэтому Закон 2003 г. впервые предоставляет возможность жителям муниципального образования принимать участие в обсуждении их проектов на публичных слушаниях.

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Закон 1995 г. (ст. 15) также относил к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления представляет собой сложную систему отношений, складывающихся в результате владения, пользования и распоряжения экономическими и финансовыми объектами муниципального образования. Решение вопросов оперативного управление и распоряжение объектами муниципальной собственности осуществляют исполнительные органы местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования выполняет более важную, стратегическую функцию: определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а уже в соответствии с данным порядком строят свою деятельность все другие органы местного самоуправления.

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.

Решение о создании, реорганизации или ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установление тарифов на их услуги осуществляется исполнительными органами местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования в данном случае определяет порядок принятия таких решений.

Следует отметить, что в соответствии с Законом 1995 г. (ст. 31) такими полномочиями представительный орган местного самоуправления обладал и раньше, но они не были отнесены к исключительной компетенции. Эти полномочия получили свое отражение и в уставах муниципальных образований.

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества.

Закон 1995 г. (ст. 10) также предоставлял право муниципальным образованиям на объединение и осуществление межмуниципального сотрудничества. Закон 2003 г. решение данного вопроса закрепляет за представительным органом в качестве исключительного полномочия. Именно представительные органы муниципальных образований рассматривают и решают вопрос о необходимости объединения друг с другом и о формах данного объединения. Так, для решения совместных хозяйственных вопросов представительные органы получают право учреждать межмуниципальные хозяйственные общества, а в целях организации межмуниципального сотрудничества право создавать некоммерческие организации муниципальных образований.

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Под материально-техническим и организационным обеспечением может пониматься решение очень широкого круга вопросов, например, обеспечение органов местного самоуправления необходимыми помещениями, оборудованием, оргтехникой, транспортом, предоставление необходимых информационных, методических и справочных материалов и т. п. Поэтому целесообразность включения данного полномочия в перечень исключительных полномочий представительного органа муниципального образования вызывает определенные сомнения.

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Формы организационного контроля представительного органа местного самоуправления могут определяться в уставах муниципальных образований или других муниципальных правовых актах. Порядок осуществления контрольной деятельности устанавливается Регламентом городской Думы. В частности, в нем определены объекты контроля – деятельность администрации города, ее структурных подразделений и должностных лиц, исполнение решений Думы и другие. Контроль осуществляется в форме запросов, заслушивания информации, отчетов структурных подразделений администрации города о работе и других формах.

Кроме организационного контроля представительный орган муниципального образования также вправе осуществлять и финансовый контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (Устав г. Саратова от 18 декабря 2005 г.). Устав г. Самары от 30 апреля 1996 г. в целях осуществления контроля предоставляет Думе право создавать специальные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские и иные проверки, проводить публичные слушания.

Следует отметить, что сужение данного перечня исключительных полномочий представительного органа муниципального образования не допускается. Кроме приведенного выше перечня исключительных полномочий представительный орган муниципального образования также осуществляет иные полномочия, которые закрепляются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством.

Например, Устав Балашихинского района Московской области содержит следующий перечень иных полномочий Совета депутатов:

1) утверждает генеральные планы, проекты планировки и застройки района в соответствии с порядком, установленным законодательством Московской области;

2) устанавливает порядок владения, пользования, распоряжения и управления муниципальными землями;

3) устанавливает порядок контроля за использованием и охраной земель, участвует в установленном законом порядке в рассмотрении (согласовании) вопросов о размещении на территории района объектов, за исключением объектов, размещение которых производится без согласования местного сообщества;

4) определяет порядок организации дополнительной социальной поддержки населения сверх установленной законодательством и государственными программами за счет собственных и привлеченных средств района;

5) устанавливает правила бытового и торгового обслуживания населения района;

6) утверждает положения о порядке присвоения почетных званий;

7) определяет порядок передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления района органам территориального общественного самоуправления;

8) принимает регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и т. д.

Согласно статье Уставу Домодедовского района Московской области к другим полномочиям Совета депутатов района, в том числе, относится: рассмотрение актов прокурорского реагирования на решения Совета; дача разрешения на безвозмездную передачу объектов муниципальной собственности в государственную собственность Московской области или федеральную собственность; принятие решения о приватизации объектов, находящихся в муниципальной собственности; внесение законопроектов в Московскую областную Думу в порядке законодательной инициативы; принятие решений по исполнению депутатских наказов и о признании обращений депутатов Совета депутатов депутатскими запросами и т. п.

Уставы муниципальных образований к иным полномочиям Городской Думы, как правило, относят:

1) финансовый контроль;

2) избрание главы города и его заместителя;

3) учреждение органов местного самоуправления города, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации города с правами юридического лица и утверждение положений о них по представлению главы администрации города;

4) принятие решений о выборах в органы местного самоуправления города в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

5) формирование избирательной комиссии города в соответствии с действующим законодательством;

6) определение в соответствии с действующим законодательством порядка предоставления, изъятия, использования земельных участков и распоряжения земельными участками;

7) принятие концепции развития, утверждение генерального плана города, правил землепользования и застройки на территории города;

8) внесение в органы государственной власти области законодательных инициатив, оформленных в виде решений городской Думы;

9) определение порядка формирования, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа;

10) принятие решений о привлечении жителей города к социально значимым для города работам;

11) принятие решений об осуществлении муниципальных заимствований в порядке, установленном действующим законодательством;

12) согласование назначений заместителей главы администрации города, глав администраций районов города, руководителя финансового органа и главного архитектора города.

Структура представительного органа местного самоуправления – внутреннее строение органа, которое по законодательству определяется населением муниципального образования самостоятельно. К структурным элементам представительного органа местного самоуправления, как правило, относятся:

1) руководящее звено (председатель);

2) функционально-отраслевые подразделения (постоянные и временные комиссии);

3) территориальные структуры (депутатские группы) или политические фракции;

4) рабочий аппарат.[72]

Председатель организует работу представительного органа: созывает и ведет заседания; контролирует и обеспечивает выполнение регламента; подписывает решения, протоколы заседаний; организует выполнение решений представительного органа; координирует деятельность постоянных и иных комиссий; решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены представительным органом или возложены действующим законодательством.

Постоянные комиссиикак функционально-отраслевое структурное подразделение представительного органа местного самоуправления занимают особое место в структуре органа. К задачам постоянных комиссий представительного органа местного самоуправления относятся следующиевопросы:

а) разработка предложений для рассмотрения на заседаниях представительного органа;

б) подготовка заключений и проектов решений по вопросам ведения представительного органа;

в) содействие органам местного самоуправления и депутатам в их работе по осуществлению решений представительного органа;

г) контроль в пределах полномочий представительного органа за деятельностью городской администрации, ее структурных территориальных подразделений, а также за работой предприятий, учреждений и организаций по выполнению решений представительного органа.

Рабочий аппарат состоит из отделов и лиц, оказывающих содействие работе представительного органа. Как правило, в него входят общий отдел, организационный отдел, юридическая служба, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и т. п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) предусмотрел особый порядок внесения в представительный орган муниципального образования проектов муниципальных правовых актов, касающихся системы местных налогов и сборов, а также связанных с осуществлением расходов из средств местного бюджета. Такие проекты вносятся только по инициативе главы местной администрации либо при наличии его заключения. В том случае, если эти условия не выполнены, данные проекты не могут рассматриваться представительным органом муниципального образования.

Возможно, такое ограничение связано с тем, что изменение системы местных налогов и сборов или запланированных расходов местного бюджета неизбежно отразится на исполнении местного бюджета, которое осуществляет местная администрация. Подобное нововведение призвано укрепить взаимосвязь между органами и должностными лицами местного самоуправления в финансовой сфере.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 35) закрепляет процедуру подписания муниципальных правовых актов и механизм преодоления вето главы муниципального образования. Глава муниципального образования подписывает и отвечает за обнародование принятых представительным органом нормативных правовых актов, независимо от того, возглавляет ли он представительный орган или местную администрацию.

Во втором случае он обладает так называемым «правом вето», то есть своим решением может отклонить принятый представительным органом нормативный правовой акт. При этом он обязан в течение 10 дней представить в представительный орган мотивированное обоснование отклонения правового акта либо предложения по его изменению или дополнению. Нормы ст. 35 также устанавливают необходимое число голосов депутатов представительного органа для преодоления ве

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...