Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Формы и методы деятельности органов муниципального управления

7.1. Заседание как основная форма деятельности представительного органа муниципального образования

Под организацией деятельности представительного органа муниципального образования понимается весь процесс осуществления организационных действий, который включает в себя такие формы депутатской деятельности, как:

1) подготовка и проведение заседания;

2) работа в постоянных комиссиях представительного органа;

3) депутатский запрос;

4) депутатское расследование;

5) депутатские слушания;

6) работа в избирательном округе;

7) внесение предложений в соответствующие органы государственной власти и общественные объединения и т. п.

Данные формы деятельности представительного органа муниципального образования, а также порядок деятельности, основные правила и процедуры работы представительного органа и его структурных подразделений получают свою конкретизацию в законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований, положениях, регламентах представительных органов и иных муниципальных правовых актах.

Основной формой деятельности представительного органа местного самоуправления является заседание. Заседание представительного органа местного самоуправления – это собрание депутатов представительного органа местного самоуправления по решению вопросов, входящих в его компетенцию. Заседание обладает высшей нормотворческой силой.

Заседание является основной формой деятельности представительного органа муниципального образования, т. к. его итогом становиться принятие муниципального правового акта. Заседание является организационно-правовой формой, т. к. урегулировано в законодательства и имеет свое материальное и процессуальное содержание. Материальное содержание заключается в протоколе заседания. Процессуальная часть отражается в рассмотрении повестки дня депутатами представительного органа муниципального образования.

Характерными чертами заседания представительного органа муниципального образования являются:

а) регулярность или периодичность (заседание созывается через относительно одинаковые промежутки времени);

б) плановость (сроки созыва заседаний и вопросы, предлагаемые для обсуждения, предусматриваются в перспективных планах работы);

в) преемственность (тесная связь вопросов, рассматриваемых на различных заседаниях: предшествующих и последующих). [80]

Заседание признается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для данного представительного органа. Согласно регламентуСаратовской городской Думы ее заседания проводятся не менее 6 раз в год. Информацию о времени и месте проведения заседания, а также о вопросах повестки дня председатель представительного органа должен сообщать депутатам и доводить до сведения населения заблаговременно, как правило, не позднее чем за 7 дней до заседания.

Различают следующие виды заседаний представительного органа: очередные и внеочередные, открытые и закрытые, выездные и стационарные, торжественные и т. п. Наиболее часто проводят открытые заседания. В их работе могут принимать участие все желающие жители, как правило, это председатели территориального общественного самоуправления, представители общественных объединений и СМИ. Открытость деятельности представительного органа муниципального образования также выражается в возможности ознакомления жителей с принятыми решениями.

Особенностью первого заседания представительного органа муниципального образования является его организационный статус. Именно на первом заседании признаются полномочия депутатов, избирается мандатная комиссии, вручаются депутатские удостоверения, избирается председатель и секретарь представительного органа, формируется счетная комиссия и регламентная группа. Кроме того, на первом заседании формируется структура представительного органа – определяется число постоянных комиссий, основные направления их деятельности, избираются председатели постоянных комиссий.

Подготовка заседания представительного органа предполагает следующие стадии:

1) предварительное определение вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании, т. е. формирование повестки заседания;

2) изучение фактического состояния дел по рассматриваемым вопросам;

3) выявление мнения депутатов и всех заинтересованных лиц по существу подготавливаемых вопросов;

4) подготовка материалов к заседанию: докладов, содокладов, проекта решения, осуществление тиражирования и рассылки документов.

Проведение заседания представительного органа также осуществляется согласно определенному регламенту. В протоколе решения представительного органа муниципального образования указываются:

1) дата, время и место проведения заседания;

2) число депутатов:

а) число депутатов, установленное для данного представительного органа;

б) число депутатов, избранных в данный представительный орган;

в) число депутатов, присутствующих на заседании представительного органа;

3) вопросы повестки дня и фамилии докладчиков (фамилии депутатов сопровождаются указанием их избирательных округов).

К проекту решения представительного органа муниципального образования, как правило, прикладываются следующие документы:

1) пояснительная записка, содержащая обоснование необходимости принятия данного решения, прогнозы социально-экономических последствий его принятия и т. п.;

2) перечень правовых актов, принятия, изменения, дополнения или отмены которых потребуется в результате принятия данного решения;

3) заключение управления правового обеспечения;

4) заключения профильных и других структурных подразделений администрации;

5) справка, содержащая исторические данные, статистические материалы и т. п.;

6) финансово-экономическое обоснование и заключение комитета по финансам.

Организацию деятельности представительного органа осуществляет председатель представительного органа муниципального образования. В частности к его обязанностям по проведению заседания представительного органа относится:

а) соблюдение регламента и повестки дня заседания;

б) обеспечение прав депутатов в ходе проведения заседания;

в) поддержание порядка в зале заседания;

г) постановка вопросов на голосование;

д) объявление итогов голосования;

е) проявление уважительного отношения к депутатам, воздержание от замечаний, оценок и комментариев по выступлениям депутатов.

Кроме того, председатель в ходе проведения заседания имеет право: лишать выступающего слова, если он нарушает регламент, обращаться к депутатам за справками, приостанавливать незапланированные дебаты, призывать депутата к порядку и т. п.

Помимо участия в заседаниях представительного органа местного самоуправления, к формам депутатской деятельности относятся также депутатский запрос, депутатское расследование, депутатские слушания и т. п.

Депутатский запрос – требование депутата или группы депутатов представительного органа местного самоуправления, адресуемое подконтрольным органам и должностным лицам, дать ответ по фактам и обстоятельствам негативного характера. Депутатский запрос выносится на заседание представительного органа местного самоуправления. Основаниями для депутатского запроса могут являться факты принятия незаконных решений подконтрольными представительному органу местного самоуправления органами и должностными лицами, факты дезинформации депутата, сокрытие от депутата сведений, неисполнение решений представительного органа и т. п.

Депутатскому запросу предшествуют определенные действия депутата, т. е. к этапам формирования депутатского запроса относятся следующие процедуры:

1) анализ и оценка ситуации, проблемы;

2) привлечение внимания компетентных органов;

3) личные действия депутата;

4) подготовка необходимого общественного мнения;

5) внесение запроса.

Процедура внесения запроса жестко не регламентируется. В настоящее время депутатский запрос может быть внесен как в соответствии с повесткой заседания, так и вне ее; как в начале заседания, так и в его конце; как с трибуны, так и из зала. Вместе с тем достаточно четко определены элементы депутатского запроса:

а) адрес конкретного органа или должностного лица, которому адресуется депутатский запрос;

б) заявление о факте негативного характера;

в) указание на общественную значимость события;

г) вскрытие причин негативного факта;

д) прямое указание на ответственных за произошедшее лиц;

е) информирование о личных действиях депутата, предшествующих запросу, и их результатах;

ж) конструктивное предложение;

з) требование устранить негативный факт;

и) меры воздействия.

Депутатское расследование – форма деятельности депутата представительного органа с целью сбора и анализа информации по факту негативного характера. Депутатское расследование осуществляется только по вопросам, находящимся в пределах компетенции депутата.

Органы местного самоуправления, должностные лица, руководители предприятий, учреждений и организаций должны оказывать необходимое содействие в проведении депутатского расследования. Они обязаны по требованию депутата беспрепятственно предоставлять необходимые сведения и документы. Никто не вправе уклоняться от дачи объяснений депутату, ведущему депутатское расследование.

В месте с тем, в процессе депутатского расследования не допускается вмешательство депутата в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам. Результатом депутатского расследования является мотивированное заключение, решение по которому принимается на заседании представительного органа.[81]

Депутатские слушания– собрания депутатов представительного органа местного самоуправления с участием представителей средств массовой информации и общественности по наиболее спорным, сложным вопросам местного значения, которые обычно заканчиваются принятием соответствующей резолюции. Порядок проведения депутатских слушаний регулируется регламентом представительного органа местного самоуправления.

Под формами депутатской деятельности, как правило, понимают виды деятельности депутата представительного органа местного самоуправления. В настоящее время основными формами деятельности депутата являются:

1) участие в заседаниях представительного органа;

2) участие в работе постоянных, временных, а также согласительных комиссий, создаваемых представительным органом;

3) участие в слушаниях, семинарах, совещаниях, организуемых представительным органом;

4) участие в выполнении поручений представительного органа;

5) обращение с депутатским запросом;

6) депутатское расследование;

7) участие в работе депутатских групп.

8) работа с избирателями;

Соответственно формы деятельности депутата в избирательном округе – формы взаимоотношений депутата представительного органа местного самоуправления с избирателями. Основными формами работы с избирателями являются: а) обеспечение прав, свобод и законных интересов избирателей; б) рассмотрение поступивших от избирателей предложений, заявлений и жалоб; в) прием граждан; г) изучение общественного мнения; д) внесение предложений в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

Основными правилами организации деятельности представительного органа муниципального образования, повышающими его эффективность, являются:

1) четкое определение задач, функций и полномочий всех структурных подразделений представительного органа;

2) распределение задач и обязанностей каждого депутата и работника аппарата представительного органа;

3) постоянное осуществление контроля за деятельностью всех структурных подразделений;

4) установление персональной ответственности.

 

7.2. Совещание в местной администрации:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...