Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы управления муниципальной собственностью

 

Конституция Российской Федерации закрепляет за органами местного самоуправления право от имени муниципального образования владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом.

Владение– это фактическое господство субъекта над объектом, т. е. не до конца выраженное присвоение, дающее собственнику возможность физического или хозяйственного воздействия на объект. Собственник может сам владеть объектом, а может передать данное право по договору другому субъекту (на хранение, в наем, в залог и т. п.).

Пользование представляет собой процесс извлечения полезных свойств из объекта, т. е. непосредственное применение, эксплуатацию объекта собственности.

Распоряжение – процесс управления объектом собственности, предполагающий, что распорядитель осуществляет различные манипуляции с объектом в интересах собственника. Это исключительное право собственника, в соответствии с которым он может продать объект, обменять, заложить, сдать в аренду и т. д. Иными словами, распоряжение суть управления объектами собственности.

Среди современных принципов управления муниципальной собственностьювозможно выделить следующие:

а) принцип номинального владения означает, что органы местного самоуправления не являются собственниками муниципального имущества, а лишь управляют им от лица и в интересах жителей муниципального образования;

б) принцип доходности: муниципальная собственность должна приносить доход, особенно имущество, находящееся в хозяйственном управлении (муниципальные предприятия ЖКХ, транспорта, связи и т. п.);

в) принцип оптимизации расходов или сокращения затрат;

г) принцип адаптивности, т. е. приспособления к внешним и внутренним факторам;

д) принцип контроля и отчетности (перед государственными органами);

е) принцип публичности. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводит обязательность рассмотрения некоторых экономических вопросов (например, принятие программ экономического развития муниципального образования и отчетов об их исполнения) на публичных слушаниях.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать имущество и совершать иные сделки. Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе и межмуниципальных.

В частности Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с послед. изм.) учреждает порядок, способы приватизации муниципального имущества, а также особенности приватизации отдельных видов имущества. В соответствии с данным Законом (ст. 1) под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц. Закон 2001 г. (ст. 13) закрепляет следующие способы приватизации муниципального имущества:

1) продажа муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

2) продажа муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями;

3) продажа акций, созданных в процессе приватизации открытых обществ, их работникам;

4) выкуп арендованного муниципального имущества;

5) преобразование муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100 % акций которых находятся в муниципальной собственности;

6) внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ;

7) отчуждение находящихся в муниципальной собственности акций, созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ, владельцам муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций и т. п.

Приватизация муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей муниципального имущества и открытости деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и юридических лиц только на возмездной основе или посредством передачи в муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставной капитал которых вносится муниципальное имущество.

Важнейшим документом в области приватизации муниципального имущества является местная программа приватизации. В Законе Московской области от 10 июля 1996 г. «Об общих принципах формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в Московской области» (ст. 8) закрепляется, что местные программы приватизации могут вводить дополнительные условия. Например, ограничения на приватизацию отдельных объектов муниципальной собственности; критерии выбора способа приватизации объектов муниципальной собственности; обоснование выбора объектов муниципальной собственности для приватизации; дополнительные льготы при приватизации муниципального имущества, предоставляемые определенным социальным группам; прогноз поступления средств от приватизации; направления использования денежных средств, поступивших от приватизации, а также иные положения.

В качестве примера подобных документов можно привести Положение Тольяттинской городской Думы «О разработке программы приватизации муниципального имущества г. Тольятти» (2003 г.), Положение Камышинской городской Думы «Об утверждении программы приватизации до 2009 г.» (2005 г.) и т. п.

Следует отметить, что, как правило, планы по приватизации муниципальных объектов не только выполняются в срок, но и перевыполняются. Например, в г. Камышине уже в первом квартале 2005 г. план по приватизации муниципальной собственности был выполнен на 140 %.[102] Это объясняется тем, что г. Камышин занимал одно из первых мест области по числу объектов муниципальной собственности, в городе были муниципальные гостиницы, муниципальный хлебокомбинат и другие муниципальные предприятия.

Торги объектами муниципальной собственностью ведутся на конкурсной основе. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в местные бюджеты и используются на решение вопросов местного значения: на целевые программы, поддержку здравоохранения, образования, ремонт дорог, развитие коммунальных предприятий и т. п.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает право органов местного самоуправления создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

В настоящее время в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (муниципальное предприятие);

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (муниципальное казенное предприятие).

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом (ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации). Муниципальные предприятия и учреждения управляют закрепленным за ними имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Вопросы создания и деятельности муниципальных предприятийрегулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» 2002 г. (с послед. изм.), в соответствии с которыми, возможно создание муниципальных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

Вопросы создания и функционирования муниципальных учреждений также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 120) и Федеральным законом «О некоммерческих организациях» 1996 г. (с послед. изм.), в соответствии с которыми, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

В соответствии с уставом муниципального образования органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления как собственники имеют право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Соответственно органы местного самоуправления также отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Доходы от использования муниципального имущества поступают в местный бюджет.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1) Что такое муниципальная собственность? В чем ее отличие от иных форм собственности?

2) Из чего состоит муниципальная собственность?

3) В чем значение муниципальной собственности?

4) Какие возможны способы формирования муниципальной собственности?

5) Каковы принципы формирования муниципальной собственности?

6) Что означает принцип экономической самостоятельности местного самоуправления? В каких нормативных актах он закреплен?

7) Что позволяет учитывать критерий значимости при формировании муниципальной собственности?

8) Приведите принципы управления муниципальной собственностью.

9) Какие возможны способы приватизации муниципальной собственности в современных условиях?

10) В чем заключается сущность триады: владение-пользование-распоряжение?

 

Тесты

Выберите правильный вариант

 

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют:

1) имущество, находящееся в муниципальной собственности

2) средства местного бюджета;

3) имущественные права муниципального образования;

4) все вышеперечисленное.

 

2. Муниципальная собственность – это:

1) собственность муниципального образования;

2) собственность муниципальных предприятий,

3) собственность муниципальных учреждений и предприятий;

4) собственность, расположенная на территории муниципального образования.

 

3. К способам формирования муниципальной собственности относятся:

1) муниципализация;

2) покупка, дарение, строительство, передача по судебному решению;

3) захват бесхозных объектов, изъятие объектов для муниципальных нужд;

4) все вышеперечисленное.

 

4. В собственности муниципального образования может находиться:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения

2) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих и муниципальных работников;

3) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

4) все вышеперечисленное.

 

5. Органы местного самоуправления:

1) являются собственниками муниципального имущества;

2) только управляют муниципальным имуществом;

3) все вышеперечисленное

4) не решают вопросы, связанные с муниципальным имуществом.

 

6. Собственником муниципального имущества является:

1) представительный орган муниципального образования;

2) местная администрация как исполнительно-распорядительный орган;

3) глава муниципального образования как главный распорядитель бюджетных средств

4) население муниципального образования.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...