Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Региональные особенности производства

 

Основополагающими принципами размещения производительных сил регионаявляются:

а) экономия общественного труда по всей технологической цепочке, начиная с добычи сырья и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю; комплексность (безотходность) при использовании сырья;

б) необходимость использования всех потенциально возможных производственных шансов, т. е. размещение на территории региона всех отраслей, развитие которых благоприятно с точки зрения природных, экономических и социальных условий;

в) решение задачи по выравниванию уровня социально-экономического развития муниципальных образований, входящих в состав региона;

г) оптимизация развития экономики и социальной сферы региона, согласование экономического роста и охраны окружающей среды.

Региональные особенности производства обусловлены рядомфакторов природного, социального, экономического и технологического характера. С учетом их влияния складываются территориальные пропорции развития производства по следующим основным группам:

1) региональное распределение природного комплекса;

2) социально-экономические региональные пропорции;

3) территориальные пропорции промышленного комплекса;

4) территориальные пропорции энергетического комплекса;

5) территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

6) территориальное распределение транспортного комплекса.

К формам концентрации производства относятся промышленные узлы и территориально-производственные комплексы. Промышленный узел – это сочетание промышленных предприятий, одного или нескольких населенных пунктов вместе с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры, размещенных на компактной территории. Соответственно транспортный узел – это пересечение транспортных коммуникаций, сочетающееся с концентрацией производства и населения. И, наконец, территориально-производственный комплекс (ТПК) представляет собой сочетание различных технологически связанных производств с общими объектами производственной и социальной инфраструктуры.

В соответствии с современной статистической методологией важнейшим показателем уровня национального производства является объем валового внутреннего продукта (ВВП), а для регионов – объем валового регионального продукта (ВРП). Госкомстат России ведет расчеты ВРП в текущих ценах с 1994 г. В течение 1990-х гг. объем промышленного производства непрерывно снижался до 1997 г. не только в целом по России, но и в каждом экономическом регионе. Причем наибольшее падение производства произошло на Северном Кавказе, наименьшее – в Северном районе. Только с 1999 г. начался процесс увеличения промышленного производства в регионах.[114]

Особенностями современной сферы оказания производственных услуг являются их неоднородность и немобильность. Исторически сложившаяся неоднородность экономического пространства России оказывает значительное влияние на эволюцию государственного и муниципального устройства, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Наоборот, усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства.

С началом рыночных реформ дифференциация регионов стала быстро усиливаться. Эти процессы вызвали следующие основные причины. Во-первых, действие рыночной конкуренции, разная адаптируемость к рынку регионов с различной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительное ослабление регулирующей роли государства (сокращение государственной финансовой поддержки, отмена большинства региональных экономических и социальных компенсаторов) и фактическое неравенство субъектов РФ в экономических отношениях с центром. Межрегиональная дифференциация является пространственным отображением растущей экономической (по формам собственности и секторам экономики) и социальной (по группам населения) дифференциации. [115]

Немобильность регионального производства предполагает совпадение места и времени их производства и потребления, поэтому необходимо выделение этих услуг в особый производственный цикл, функционирующий в рамках региональной экономики. Рыночная экономика представляет особые требования к региональному производству, поскольку от этого во многом зависят экономическая деятельность всех предприятий и организаций и уровень жизни населения региона.

Под производственной инфраструктурой, как правило, понимают многоотраслевой комплекс со сложными вертикальными и горизонтальными связями, призванный удовлетворять требования комплексного развития хозяйства и перспективы размещения производственных сил на территории региона и муниципальных образований. Оказанием производственных услуг заняты все отрасли производственной инфраструктуры. К ним относятся, в том числе, транспорт, связь и коммуникационное обслуживание, организации, занимающиеся продвижением товаров и услуг от производителя до потребителя.

Наиболее острыми проблемами в развитии объектов производственной инфраструктуры в настоящее время являются: а) организационная разобщенность; б) низкий уровень развития; в) недостаток теплоэнергетических и других мощностей; г) высокая технологическая изношенность производственных систем; д) неудовлетворительное состояние автомобильных дорог; е) слабое развитие базы обслуживания транспорта (парковка, гаражи, ремонтная база, сервисное обслуживание); ж) несовершенство погрузочно-разгрузочных механизмов; з) дефицит мощностей хранения различных видов продукции; и) низкий уровень технологического состояния коммуникаций водо-, тепло- и газоснабжения; к) отставание в развитии современных средств связи.

В этой связи основными задачами в развитии производственной инфраструктурыявляются:

1) достижение пропорциональности в развитии основных, вспомогательных и обслуживающих производств, ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры;

2) концентрация мелких хозяйств инфраструктуры и повышение на этой основе уровня эффективности производства в конкретных сферах;

3) объединение ресурсов для финансирования намечаемых к строительству на территории региона объектов производственной инфраструктуры;

4) создание межотраслевых и межхозяйственных территориально-производственных объединений в регионе;

5) рационализация систем управления развитием производственной инфраструктуры, передача нерентабельных производственных подразделений в систему региональных органов управления;

6) координация деятельности транспортных организаций, энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, объектов коммунального хозяйства.[116]

Воспроизводственные циклы в экономике региона и муниципальных образований – это части региональной и муниципальной систем, отражающие тот или иной аспект общественного воспроизводства. К региональным и муниципальным воспроизводственным циклам относится воспроизводство следующих социально-экономических факторов: а) трудовых ресурсов; б) кредитно-денежных ресурсов; в) инвестиционного процесса; г) природных ресурсов; д) производственных и социально-бытовых услуг; е) услуг рыночной инфраструктуры; ж) информационных услуг.[117]

Воспроизводственные циклы составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии. Они представляют собой основу социально-экономического взаимодействия всех субъектов региональной и муниципальной экономики.

Во всех документах государственной региональной политики Российской Федерации присутствует тезис о необходимости выравнивания регионов и муниципальных образований по уровню социально-экономического развития. Однако перспективы сближения регионов и муниципалитетов по уровню развития производства достаточно отдалены, а по многим показателям невозможны.

 

12.4. Экология, регион и муниципальные образования

 

В буквальном смысле слова «экология» означает науку о «доме» (от греч. «ойкос» – жилище, местообитание). Термин «экология» ввел немецкий зоолог Э. Геккель в 1866 г., но как наука экология возникла в начале 20 века, а в широкий обиход это слово вошло с 1960-х годов, когда стал широко обсуждаться экологический кризис как кризис во взаимоотношениях человека со средой его обитания.[118]

Научно-технический прогресс поднял на качественно новую ступень возможности человека по преобразованию окружающей его природной среды. В то же время негативные последствия современной научно-технической революции (загрязнение природной среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов и т. п.) максимально обострились. Широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием современного общества с природной средой, объединяется под общим названием социальная экология.

Возникновение социальной экологии связывают с книгой Р. Карсона «Безмолвная весна» (1961 г.), посвященной отрицательным экологическим последствиям применения ядохимикатов. С этого момента начался этап накопления данныхо негативных экологических последствиях научно-технической революции.

В 1972 г. вышла книга «Пределы роста», подготовленная группой Д. Медоуза. Ее особый успех объясняется не только футурологической направленностью и сенсационными выводами об экологической катастрофе, но и моделированием и использованием ЭВМ. Поэтому второй этап социальной экологии называют модельным. Основатель метода системной динамики Дж. Форрестер обращал внимание на необходимость использования экспериментального моделирования при построении «моделей мира»: «Наши социальные системы гораздо более сложны и трудны для понимания, чем технологические системы. Почему же мы не используем тот же метод моделирования для изучения наших социальных систем и не проводим лабораторных экспериментов с этими моделями, прежде чем попытаемся в реальной жизни проводить новые законы и правительственные программы? Ответ часто гласит: наше знание социальных систем недостаточно для построения полезных моделей. Я придерживаюсь мнения, что ниши знания достаточны для построения полезных моделей социальных систем. И, напротив, они недостаточны для создания эффективных социальных систем непосредственно без этапа предварительного экспериментального моделирования».[119]

После проведения в 1992 г. в Рио-де-Жанейро международной конференции по проблемам планеты Земля, на которой впервые мировое сообщество выработало согласованную стратегию развития, можно говорить о начале третьего – глобально-политического этапа социальной экологии.

Современная социальная экология развивается на стыке таких наук, как социология, экология, философия, медицина, этика, политика, юриспруденция, геология, география, экономика и т. д. В социальной социологии соответственно выделяют новые направления: экономика природопользования, экология человека, экологическая идеология, экологическая этика, экологическая политика, экологическое право, геологическая экология и т. п.

Целью социальной экологии является создание теории эволюции взаимоотношений человека и природы, логики и методологии преобразований природной среды. Социальная экология призвана выявить закономерности и оптимизировать механизмы взаимодействия природы и общества. Предмет социальной социологии составляют три качественно разные подсистемы: живая и неживая природа и человеческое общество. В качестве основного закона социальной экологии принимается закон соответствия производительных сил и производственных отношений состоянию природной среды, т. е. преобразование природы должно соответствовать ее адаптационным возможностям.

В этой связи на уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются, принимаются и реализуются различные региональные целевые экологические программы. Например, Областная целевая программа Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы». В последние десятилетия прошлого века в условиях интенсификации сельскохозяйственного производства немаловажное значение придавалось химизации и защите растений от вредных организмов. С 1970 г. резко возросли производство и применение химических средств защиты растений. Антропогенное воздействие на окружающую среду стало представлять серьезную угрозу нормальному функционированию различных экосистем и ландшафтов.

Исследования показали, что большинство химических соединений обладает высокой токсичностью к биологическим ресурсам и относится к наиболее опасным загрязнителям природной среды. Будучи чуждыми природе, пестициды, накапливаясь и провоцируя процессы биоаккумуляции, биотрансформации и взаимотоксификации (увеличение токсичности), неизбежно ведут к глубинным, не поддающимся прогнозированию необратимым изменениям в экосистемах, подавляют иммунитет человека и растений, губительно влияют на все живое в почве, воде, воздухе, обладают мутагенной и канцерогенной активностью.

Пестициды «мигрируют по пищевым цепям» и в результате попадают в организм человека и животных. Данный процесс сопровождается эффектом аккумуляции, т. е. в каждом последующем звене пищевой цепи концентрация пестицидов возрастает многократно с течением времени. При этом в наибольшей степени страдает человек как конечное звено пищевой цепи. По результатам исследований, проведенных Академией наук СССР, были внесены существенные коррективы в ассортимент применяющихся пестицидов, и большее их число оказалось запрещенным к применению.

Саратовская область является одним из наиболее развитых индустриально-аграрных регионов, природные комплексы которого претерпели значительные изменения вследствие интенсивного и антропогенного воздействия. Инвентаризация 2005 г. показала, что на территории Саратовской области хранилось 613,3 тонны пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов.[120] Особую опасность представляли обезличенные пестициды в смесях. Препараты и продукты их распада, хранившиеся на складах в хозяйствах, бывших объединениях «Сельхозхимия», обладали канцерогенным, мутагенным, эмбриотксичным действием на организм человека и представляли реальную угрозу для генофонда области.

В этой связи целями Областной целевой программы Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы» стали: 1) утилизация и временное захоронение на специализированных полигонах пестицидов, пришедших в негодность и запрещенных к применению, имеющихся на территории области; 2) улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки, исключение возможности загрязнения объектов окружающей среды и причинения вреда здоровью населения региона. Соответственно задачами Программами являются:

а) проведение инвентаризации непригодных и запрещенных к применению пестицидов, имеющихся на территории области;

б) проведение работ по перезатариванию пестицидов и их смесей в герметические емкости, складирование их в центральных пунктах для последующей отправки на утилизацию и захоронение;

в) транспортировка, утилизация и захоронение (на специализированных полигонах) пришедших в негодность и запрещенных к применению пестицидов, их смесей и тары за пределами области;

г) осуществление мониторинга состояния компонентов окружающей среды на объектах хранения пестицидов;

д) проведения обезвреживания складов и рекультивации участков и мест хранения пестицидов.

От данной Программы ожидается достаточно большой экологический эффект. Реализация намеченных мероприятий предотвращает бесконтрольное и несанкционированное попадание непригодных и запрещенных к применению пестицидов в природную среду: в почву, в поверхностные и подземные воды, а через них в растения и организм человека. Кроме того, исключается возникновение экологических чрезвычайных и аварийных ситуаций.

Органы местного самоуправления также обладают определенными полномочиями в сфере охраны окружающей природной среды. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 15) к вопросам местного значения муниципального района относит организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Закон 2003 г. ранее также относил к вопросам местного значения организацию и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти. В связи с совершенствованием разграничения полномочий Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ данный пункт признан утратившим силу.[121]

Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, кроме того, определены целым рядом нормативных актов. Так, Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: 1) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 2) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Полномочия органов местного самоуправления также указанны в иных законодательных актах. Так, в соответствии с Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» радиационная безопасность, в частности, обеспечивается осуществлением органами местного самоуправления мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов в области экологической экспертизы:

а) делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

б) принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

в) организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

г) организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

д) информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

е) информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

ж) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право:

1) получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

2) направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и соответственно находятся в ведении органов местного самоуправления.

Только совместными усилиями органов государственной власти и органов местного самоуправления возможно остановить загрязнение окружающей природной среды и улучшить экологическую обстановку.

Контрольные вопросы и задания:

 

1) Что включает в себя ресурсный потенциал региона и муниципальных образований?

2) Каковы социально-экономические факторы региона и муниципальных образований?

3) Как изменяется значение социально-экономических факторов развития региона с развитием рыночной экономии?

4) Приведите современные основополагающие принципы размещения производительных сил региона.

5) Что такое человеческий потенциал и человеческий ресурс?

6) Какие функции органов государственного и муниципального управления по развитию человеческого потенциала на региональном и местном уровнях являются основными?

7) Каковы задачи социальной экологии?

8) Приведите этапы развития социальной экологии.

9) Какое значение для социальной экологии имеет метод моделирования?

10) Прокомментируйте высказывание Ш. Монтескье «Власть климата есть первейшая в мире власть».

 

Тесты

Выберите правильный вариант

1. К социально-экономическим факторам развития региона и муниципальных образований относятся:

1) экономические показатели и организационные возможности;

2) географические и природные факторы;

3) исторические факторы;

4) все вышеперечисленное.

 

2. С переходом к рыночным отношениям в социально-экономических факторах развития региона происходят следующие изменения:

1) снижается значение природного и энергетического факторов;

2) сокращается степень самостоятельности субъектов Российской Федерации в распоряжении естественными богатствами;

3) появляются новые факторы: геополитические, рыночные, кризисные, экологические и т. п.;

4) снижается роль транспортного фактора.

 

3. Показателями социального развития регионов и муниципальных образований являются:

1) среднедушевые доходы;

2) покупательная способность средней заработной платы;

3) ожидаемая продолжительность жизни;

4) все вышеперечисленное.

 

4. Осуществление протекционизма (покровительства) в области культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения является обязанностью:

1) органов государственной власти;

2) органов местного самоуправления;

3) органов территориального общественного самоуправления;

4) общественных объединений.

5. Экология человека возникла на стыке следующих наук:

1) социология и экология;

2) философия и экология;

3) медицина и экология;

4) этика и экология.

 

6. Центральным понятием социальной экологии является:

1) экосистема;

2) социосистема;

3) социоэкосистема.

 

7. Какова основная задача социальной экологии:

1) открывать законы природы;

2) устанавливать законы, по которым должны жить люди;

3) формулировать законы взаимодействия человека и природы.

 

 

Литература:

1. Автономов А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. - М.: «МЗ-Пресс», 2002.

2. Атаев А.А. Научная организация управленческого труда. - М.: Экономика, 1980.

3. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Попова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002.

4. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2002.

5. Барабашев Г.В., Шеремет К.В. Советское строительство. - М.: Юристъ, 1988.

6. Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. - М.: Тип. А.А. Карцева, 1888.

7. Бородина Н.М., Подсумкова А.А. Финансово-экономические основы местного самоуправления: словарь-справочник. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2002.

8. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000.

9. Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. - СПб.: Тип. Г. Мюллера, 1869.

10. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. - Обнинск, 1995.

11. Вильямский В.С., Дедяев В.М. Муниципальные образования России в условиях рыночной экономики. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1996.

12. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М.: Юрист, 2003.

13. Геллер М.Я. История Российской Империи: В 3 т. - М.: МИК, 1997.

14. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Изд-во РАГС, 1990.

15. Горелов А.А. Экология. - М.: Юрайт-М, 2002.

16. Горохов Б. Споры, связанные с определением территорий муниципальных образований // Вопросы местного самоуправления. 2004. № 1.

17. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации. Часть 2. Правовой статус органов местного самоуправления и правовое регулирование их деятельности в бюджетной и налоговой сфере. Учебное пособие / Под ред. В.И. Новоселова, Л.А. Лукашова. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2000.

18. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ИНФРА-М, 2003.

19. Декларация «О принципах местного самоуправления в государствах-участниках СНГ». - М., 1994. 29 окт.

20. Европейская хартия местного самоуправления. - Страсбург, 1985. 15 окт.

21. Кистанов В.В.., Копылов Н.В. Региональная экономика России. - М.: ИНФРА-М, 2002.

22. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. т.е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт, 2003.

23. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Инфра-М: Норма, 1997.

24. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. - М.: «Ось-89», 2004.

25. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

26. КПСС в революциях и решениях. - М., 1986.

27. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2004.

28. Лепешкин А.И. Советы – власть трудящихся: 1917 –1936 г. - М., 1966

29. Мачульская И. Государственные полномочия местного самоуправления // Федерализм. 1998. № 3.

30. Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. С.Ю. Наумова. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2001.

31. Местное самоуправление: Спецкурс / Под ред. Ю.П. Алексеева. - М., 1997.

32. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований / Под ред. С.В. Картышова. - М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2004.

33. Мокеев М.М. Правовые и организационные основы местного самоуправления. Электронное учебно-методическое пособие. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2007.

34. Мокеев М.М., Подсумкова А.А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Электронное пособие. - М. Изд-во НЦ «Нахабино», 2006.

35. Мокрый В.С. Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти в гражданском обществе. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2003.

36. Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

37. Муниципальное право России: Учеб. пособие / Под ред. С.Е. Чаннова. - М.: Юрайт-Издат, 2007.

38. Областная целевая программа «Развитие местного самоуправления в Саратовской области на 2006 – 2008 годы».

39. Областная целевая программа Саратовской области «Утилизация и захоронение непригодных и запрещенных к применению пестицидов в Саратовской области на 2006 – 2008 годы».

40. Подсумкова А.А. Местное самоуправление: некоторые вопросы становления и развития. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008.

41. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008.

42. Подсумкова А.А., Ракевич И.В. Муниципальный менеджмент. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2000.

43. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (Постатейный). - М.: «Ось-89», 2007.

44. Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Оптимизация взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в современных условиях / Государственное и муниципальное управление в России: реформы и перспективы развития. - Волгоград, 2005.

45. Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 ноября 200 г. №15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области.

46. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М.: Изд. центр «Федоров», 1995.

47. Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований». Часть I / Под ред. В.В. Бакушева. - М.: Изд-во РАГС, 2007.

48. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право, 1999. № 9.

49. Региональная экономика / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2006.

50. Российское законодательство Х –ХХ вв: В 9 т. - М.: Юридическая литература, 1987.

51. Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2008

52. Собрание узаконений РСФСР, 1948.

53. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»

54. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

55. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономка и управление. - М.: ИНФРА-М, 2008.

56. Форрестер Дж. Мировая динамика. - М.: Наука, 1978.

57. Чунаков А.И. Все наши действия направлены на развитие города // Камертон. 2005. 5 мая.

58. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Изд-во Проспект, 2007.

59. Шугрина Е.С. Техника юридического письма. - М.: Юрайт-Издат, 2001.

60. Юридическая энциклопедия. - М.: Юринформцентр, 1997.


[1] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С.230.

[2] Таболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. С.25.

[3] Цит. по: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С.232.

 

[4] Цит. по: Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С.234.

[5] Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004. С. 16.

[6] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. Обнинск, 1995. С.236.

[7] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов, 2008. С.32.

[8] Цит. по: Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Изд-во проспект, 2004. С. 17.

[9] Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Изд-во Эксмо. 2005. С. 42.

[10] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С.66.

[11] Цит. по: Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Изд-во Проспект, 2004. С. 17-18.

[12] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С.66.

[13] Цит. по: Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М.: Изд-во Проспект, 2004. С. 15.

[14] Подсумкова А.А. Местное самоуправление: некоторые вопросы становления и развития. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С.12-13.

[15] Европейская хартия местного самоуправления. - Страсбург, 1985. 15 окт. ст. 3.

[16] Подсумкова А.А., Чаннов С.Е. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» (Постатейный). - М.: «Ось-89», 2007. С. 14.

[17] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2004.

[18] Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристъ, 2002.

[19] Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000. С. 20.

[20] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М.: Изд. Центр «Федоров», 1995. С. 18.

[21] Васильчиков А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. - СПб.: Тип. Г. Мюллера, 1869. С. 28-29.

[22] Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства. - М.: Тип. А.А. Карцева, 1888. С. 243.

[23] Геллер М.Я. История Российской Империи: В 3 т. - М.: МИК, 1997. Т.1. С. 201.

[24] Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000. С. 46.

[25] Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. - М.: Изд-во РАГС, 1990. С.57.

[26] Российское законодательство Х –ХХ вв: В 9 т. М.: Юридическая литература, 1987. Т.5. С.300.

[27] Муниципальное право России: Учеб. пособие / Под ред. С.Е. Чаннова. - М.: Юрайт-Издат, 2005. С. 27 – 28.

[28] Барабашев Г.В., Шеремет К.В. Советское строительство. - М.: Юрист, 1988. С. 17; Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2000. С. 68 и др.

[29] Лепешкин А.И. Советы – власть трудящихся: 1917 –1936 г. - М., 1966. С. 97.

[30] КПСС в революциях и решениях. - М., 1986. Т.10. С.154.

[31] Барабашев Г.В., Шеремет К.В. Советское строительство. - М.: Юрист, 1988. С. 20.

[32] Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 38.

[33] Подсумкова А.А. Местное самоуправление в России: некоторые вопросы становления и развития. - Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. С. 8.

 

[34] Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному учебно-методическому комплексу «Стратегия развития муниципальных образований». Часть I / Под ред. В.В. Бакушева. - М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 32.

 

[35] Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Постатейный / Под ред. С.Е. Чаннова. - М.: «Ось-89», 2004. С. 4.

[36] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. - М.: Юрист, 2000. С.100.

[37] Муниципальное право / Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 88.

[38] Правовое регулирование местного самоуправления в России, субъекте Российской Федерации: Пособие к электронному уче

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...