Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты рынка и их взаимодействие

Субъекты рынка и их взаимодействие

В состав рынка входят предприниматели, работники, продающие свой труд, конечные потребители, владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы:

Домашние хозяйства; Фирмы; Государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек. В рамках домашнего хозяйства потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Домашние хозяйства являются собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике.
Полученные от продажи услуг труда, капитала и др. деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей.

Фирмы – это экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли). Она предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Фирма является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Государство – представлено главным образом различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики, для осуществления контроля над хозяйственной деятельностью.

Каждый из субъектов рыночных отношений может действовать одновременно, как покупатель и как продавец. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя непрерывный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги.

В качестве товаров выступают не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля и капитал); услуги и даже духовные ценности.

В качестве денег – все финансовые средства.

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.
Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:
1. Что производить?
2. Как производить?
3. Для кого производить?
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Предложение и факторы, влияющие на него

Предложением называется количество товара или услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение изменяется в прямой зависимости от изменения цены. По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие.

 

Рис. 4. График предложения:

P – цена товара; Q – величина предложения товара.

Кривая предложения S показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены. Кривая предложения обычно возрастающая. Изменение значения цены влияет на изменение объема предложения. Это изменение находит отражение на кривой предложения.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, предприятия занятые в отрасли, при повышении цены задействуют новые мощности, что приводит к увеличению предложения. Во-вторых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители (и капиталы), что еще более увеличит производство и предложение.

Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства, а расширение мощностей и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном периоде за по­вышением цены всегда следует увеличение предложения.

Предложение, также как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов, к которым относятся:- изменение издержек в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;- выход на рынок новых предприятий увеличит предложение вне зависи­мости от цен;

- изменение цен на другие товары, приводящие к переливу ресурсов: уход предприятий уменьшит предложение;- природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения.

Минимальную цену, по которой продавец все еще может продать свой товар, называют ценой предложения.

Рис. 11. Спрос абсолютно эластичен

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса, например цены на хлеб, соль. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпен­дикулярная горизонтальной оси (рис. 12)

 

Р
D

 
 
 

 

 


 

Q
Q  

 

Рис. 12. Спрос абсолютно неэластичен

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

1<| EP |≤∞ - спрос эластичен;

0≤| EP |<1 - спрос неэластичен;

|EP |=1 - спрос с единичной эластичностью.

Для измерения эластичности спроса по цене необходимо подсчитать процентное изменение величины спроса, процентное изменение цены и соотнести их:

EP = (Q1-Q0) / Qo : (Р1 – Ро) / Ро

где Q0 и Q1 – спрос до и после изменения цены;

Р0 и Р1 – цены до и после изменения.

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продук­тов, призванных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможность для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос менее эластичен, чем в долгосрочном.

Для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара используется понятие перекрестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластичности - это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара В: E C = ((Q1A – Q 0A )/ Q 0A):(( P1В– P0 В)/ P0 В)

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары мы рассматриваем - взаимозаменяемые или взаимодополняемые.

Если товары взаимозаменяемые, коэффициент перекрестной эластичности будет положительным. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин. Если товары являются взаимодополняемыми (автомобиль и бензин), величина спроса на них будет изменяться в том же направлении, что и цены, а коэффициент эластичности будет отрицательным. В случае, когда товары являются независимыми, коэффициент перекрестной эластичности равен нулю.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и, соответственно, как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой предприятием, может сказаться на спросе на другие виды продукции того же предприятия. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Для оценки эластичности спроса может быть выбрана не только цена, но и другие экономические переменные, например доход. Эластичность спроса по доходу измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар к процентному изменению доходов потребителей. Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных (когда рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).

ЗАКОН ГОССЕНА, ПЕРВЫЙ

Предельная полезность любого товара уменьшается по мере того, как этот товар потребляется. 2) В одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает; при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. З. Г., п. позволяет вывести новое понятие - предельная полезность.

ЗАКОН ГОССЕНА, ВТОРОЙ

1) Лицо максимизирует свою полезность, когда распределяет имеющиеся у него денежные средства между различными благами так, что достигает равного удовлетворения от последней единицы денег, истраченной на каждый из товаров. 2) Чтобы получить максимум полезности от потребления заданного набора благ за ограниченный период времени, нужно каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине. З. Г., в. позволяет сформулировать правило поведения потребителя: каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара должна приносить одинаковую предельную полезность.

Свойства кривых безразличия

Кривые безразличия никогда не пересекаются друг с другом (они параллельны), а значит, через любую точку можно провести только одну кривую безразличия

Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, отражает большую величину полезности, чем предыдущая.

Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат

Предельная норма замещения MRS одного блага другим уменьшается при движении вдоль кривой безразличия.

Предельная норма замещения  
     
     
     
     
     
     
     
     

Предельная норма замещения - количество одного товара (например, Y), которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от некоторого количества другого товара (например, X), т.е. для того, чтобы потребитель имел такой же уровень благосостояния (полезности), как и до замещения.

Этот показатель можно рассматривать как угол наклона кривой безразличия, который равен отношению предельных полезностей рассматриваемых благ, т.е.

MRSxy = MUx , MUy
   
     

где MRS - предельная норма замещения; MUx - предельная полезность блага x; MUy - предельная полезность блага y.

Этот термин впервые был применен Дж.Р. Хиксом в его работе "Ценность и капитал". Другие авторы предпочитают иную терминологию, и иногда можно встретить выражения "личная норма замещения" и "норма замещения товаров".

Рис. 2.17 Бюджетная линия

О X'

Рис. 2.18 Оптимум (равновесие) потребителя

 

Бюджетная линия пересекает оси координат в точках А =I/Py и В = I/Px. показываю­щих максимально возможные количества X и Y, которые можно купить на данный доход при данных ценах.

Наклон бюджетной линии (рис. 2.17) равен отношению цен соответствующих товаров. Данная величина (на рис 2.17 это tg a) показывает количество товара Yот которого потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы товара X.

Все товарные наборы, расположенные внутри бюджетной линии доступны потребите­лю. Все товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии недоступны для потребителя. Заштрихованный треугольник (рис. 2.18) показывает бюджетное пространство (множество допустимых потребительских наборов из товаров X и У).

Наложим на бюджетное пространство карту кривых безразличия. Поскольку (соглас­но свойству кривых безразличия) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров, то найдется такая кривая безразличия, которая будет касать­ся, а не пересекать бюджетную линию. Это т. А на U3. По первому свойству кривых без­различия, наборы, лежащие на самой удаленной от начала координат кривой являются более предпочтительными.

Следовательно, набор А>B,C,D,E. Можно сказать, что потребитель находится в равновесии (или достигает своего потребительского оптимума), когда достигается наи­больший из возможных уровень полезности, при данных доходе и ценах товаров X и Y. Это возможно, когда угол наклона бюджетной линии х/ Ру) равен углу наклона кривой безразличия (MRSxr).

Следовательно в точке потребительского оптимума А:

MRSxy=Px/Ру

Выполнение этого условия подразумевает, что потребитель максимизирует полезность в рамках бюджетного ограничения. Такое равновесие называют внутренним равновесием.

Люди не всегда принимают решение купить все те товары, которые предлагает рынок В жизни достаточно возникают ситуации, когда потребитель вынужден отказаться от по­купки того или иного товара. Анализ кривых безразличия может быть использован для объяснения условий, при которых потребитель сделает выбор одного товара за счет отказа от покупки других.

Равновесие потребителя, при котором один из товаров не потребляется вообще, назы­вают угловым равновесием. Оно имеет место на одной из осей, в вершине угла, образуе­мого бюджетной линией (рис. 2.19)

 

 


 

а)

 

б)

 

Рис. 2,19 Угловое равновесие потребителя

На рис 2.19, а потребитель достигает наивысшей из доступных кривых безразличия в т. А, где

MRSxy <=Px/Py и расходует все свои денежные средства на приобретение товарных наборов Y (X - 0). При данных предпочтениях и соотношением цен потребитель для мак­симизации своей полезности отказывается от покупки блага X.

На рис. 2.19, 6 в оптимальный набор В входит только определенное количество товаров Х и У равны 0. В данном случае MRSxy >=Px/Py.

Однако теория потребительского выбора рассматривает главным образом внутреннее равновесие, считая равенство MRSxy =Px/Py — условием оптимума потребителя.

Свойства функций потребления.

Функция Предельная склонность к потреблению Средняя склонность к потреблению Автоно-мное по-требле-ние Зависимость между С и уv
Краткосрочного периода падает с ростом дохода падает с ростом дохода >0 непропор-циональная
Долгосрочного периода постоянная постоянная пропорцио-нальная
Подоходная падает с ростом дохода падает с ростом дохода >0 непропор-циональная

Поскольку сбережения есть непотреблённая часть дохода, каждой функции потребления соответствует своя функция сбережений, которая выводится посредством вычитания из функции располагаемого дохода функции потребления.

Функции денег

Деньги - это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом, то есть выражающий стоимость всех других товаров. Они возникли на определенной ступени развития обще-ства. Их возникновение связано с обменом.

Сущность денег проявляется в их функциях. Выделяют пять функций денег.

Деньги как мера стоимости - это приравнивание товара к определенной сумме денег, что является количественным выражением его стоимости. Стоимость товара, выраженная в деньгах, является его ценой.

Мера стоимости - это денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимости товаров и услуг. Функция меры стоимости реализуется на основе масштаба цен. Правительство каждой страны обычно устанавливает свою собственную меру стоимости. При золотомонетном обращении масштабом цен являлось золото, содержащееся в денежной единице. В США мерой стоимости является доллар, в Германии - евро, в России - рубль.

Правительство любой страны может изменить установленный ранее масштаб цен. Такие изменения называются денежной реформой-это переход от одной меры стоимости к другой, сопровождаемый уменьшением общего количества денег.

Деньги как средство обращения используются для - оплаты товаров и услуг, а также для уплаты долгов. Альтернативой использования денег в качестве средства обращения является бартер - обмен одного товара на другой без денег. Замена бартерных сделок механизмом, использующим деньги как средство обращения, приводит к снижению издержек обращения. Денежный обмен требует гораздо меньших усилий и времени, чем бартер.

Деньги предоставляют их владельцу всеобщую покупательную способность, являющуюся весьма важным преимуществом. Использование денег позволяет гибко выбирать тип и количество приобретаемых товаров, время и место совершения покупки, а также партнеров для сделки.

Деньги выполняют функцию средства накопления, когда они выступают в виде финансового актива, сохраняющегося у субъекта рыночного хозяйства после продажи им товаров и услуг.

Функция средства накопления означает, что деньги являются особого рода активом, сохраняемым после продажи товаров и услуг и обеспечивающим его владельцу покупательную способность в будущем. Деньги больше подходят для выполнения этой функции, поскольку им присуща высокая ликвидность.

Товары не всегда продаются за наличные деньги. Иногда они реализуются в кредит. Несовпадение во времени покупок и продаж порождает функцию денег как средства платежа. Если товар продается в кредит, средством обращения служат не сами деньги, а выраженные в деньгах долговые обязательства, например векселя. Однако по истечении срока кредита покупатель, являющийся одновременно должником, обязан уплатить продавцу-кредитору сумму денег, выраженную в долговом обязательстве. Являясь инструментом погашения долгового обязательства, деньги выполняют функцию средства платежа.

Обычно выделяется и функция мировых денег, когда деньги используются в международном обороте. Эта функция выполняется с помощью валютного курса выражения денежной единицы одной страны в валюте другой страны.

На стоимость денег оказывают влияние следующие факторы

1) Приемлемость денег. Она отчасти основана на законе - государство объявило наличные деньги законным платежным средством. Другими словами, деньги потому являются деньгами, что люди воспринимают их таковыми;

2) Относительная редкость денег. Стоимость денег определя-ется их редкостью по отношению к их полезности. Чем больше денег находится в обращении, тем ниже их стоимость. Когда предложение денег ограниченно, их стоимость возрастает;

3) Покупательная способность денег. Реальная стоимость, или покупательная способность денег, - это количество товаров и услуг, которые можно купить за денежную единицу.

Стоимость денег обратно пропорциональна уровню цен. Если уровень цен всех товаров и услуг удваивается, стоимость денег уменьшается наполовину.

Под универсальным словом «деньги» понимается множество их разновидностей, различающихся видом «денежного материала», способами обращения, использования, учета денежной массы, возможностью превращения в другие формы денег. В странах с рыночной экономикой денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег.

Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты и казначейские билеты.

Под безналичными деньгами понимаются записи на счетах в центральном банке и его отделениях, но, прежде всего это вклады в коммерческих банках, которые также вклады называются банковскими деньгами.

Денежное обращение обслуживается и кредитными деньгами в форме банкнот, выпускаемых центральным банком страны; казначейских билетов, выпускаемых государственным казначейством, следящим за кассовым исполнением государственного бюджета.

В экономической литературе встречается понятие «символические деньги». Они представляют собой денежное средство, стоимость и покупательная способность которого как денег существенно выше, чем издержки его выпуска (стоимость чеканки, печатания), а также выше, чем возможная выручка от продажи материала, из которого изготовлены денежные знаки, или от их реализации в качестве сувениров. Почти все бумажные деньги и большинство металлических с полным основанием могут быть названы символическими, декретными. Они стали деньгами лишь благодаря тому, что государство декретировало их в этой роли.

Весьма значительное место в денежной системе и денежном обращении развитых стран заняли денежные чеки. Чек - это приказ банку о выдаче денег со счета владельца чека его предъявителю. Чеки правомерно воспринимаются как одна из форм денег в связи с тем, что, не являясь собственно деньгами в наличной форме, они в полной мере реализуют их функции как платежного средства.

В последнее время широкое развитие получили «электронные деньги». К ним относятся пластиковые карточки - кредитные и дебетовые. Дебетовая карточка предполагает внесение приобретающим клиентом определенной суммы денег на счет в банке, в рамках которой он может впоследствии осуществлять свои расходы. Кредитная карточка предоставляет кредит в течение некоторого небольшого промежутка времени и в оговоренной заранее сумме.

Спрос на деньги.

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей. Спрос на деньги включает: 1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики; 2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы; 3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

 

В теории денег традиционно существуют два основных подхода к оценке факторов, формирующих спрос на деньги. Первый подход основан на классической количественной теории денег, представленной в виде формулы:

М х V = Р х Q,

где М — количество денег, находящихся в обращении; V — скорость обращения одной денежной единицы в среднем за год; Р - уровень цен; Q - физический объем товаров. Отсюда следует, что величина спроса на деньги зависит от следующих основных факторов: а) скорости обращения денег (чем выше скорость обращения денег, тем меньше при прочих равных условиях спрос на деньги); б) абсолютного уровня цен (чем выше уровень цен, тем выше спрос на деньги, и наоборот); в) уровня реального объема производства (с ростом производства увеличивается количество сделок, следовательно, увеличивается спрос на деньги). Второй подход основан на том, что изменение уровня цен и объемов производства происходит под воздействием различных факторов, в числе которых количество денег и скорость их обращения не всегда являются главными. Большое внимание уделяется политике государственных расходов, стимулированию производства посредством налоговых льгот и других финансовых преференций.

r % - процентная ставка.

Dm – кривая совокупного спроса на деньги.

Qm – количество денежной массы.

В современных теориях спроса на деньги в числе факторов, формирующих спрос на деньги, рассматриваются также такие, как: спрос на финансовые активы; динамика процентной ставки; применение современных финансовых и банковских технологий. Кроме того, современная теория денег учитывает фактор инфляции, четко разграничивая при этом такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальная и номинальная ставка процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

 

 

Предложение денег.

В современной рыночной экономике предложение денег Обеспечивается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны. Центральный банк выпускает в обращение бумажные деньги разного достоинства и монеты. Коммерческие банки участвуют в денежном обращении, предоставляя ссуды бизнесу и населению. Наличие всех денег в экономике называется предложением денег. Предложение денег — количество денег, находящихся в обращении в экономике страны. Размер предложения денег выступает важнейшим фактором, определяющим масштабы расходов в народном хозяйстве.

Для измерения объема денежного предложения используются следующие показатели (агрегаты):

 

 

Денежные агрегаты расположены в порядке убывания степени ликвидности. Количество и состав используемых денежных агрегатов различаются по странам мира. В США и России расчет денежного предложения ведется по четырем денежным агрегатам, в Японии и Германии — по трем, в Англии и Франции — по двум.

Вопрос о том, какой агрегат является деньгами, дискуссионный. Однако большинство экономистов считает, что подлинными деньгами является агрегат М1, так как его компоненты могут быть безотлагательно израсходованы. Агрегат M1 называют деньгами в узком смысле слова. В развитых странах на долю металлических денег приходится 2—3 %, а бумажных денег — 25 % денежной массы М1. Безналичные деньги стали основной формой денег в современной экономике.

Срочные вклады физических лиц, депозиты предприятий, депозитные сертификаты и облигации государственных займов, являющиеся компонентами денежных агрегатов М2 и M3, — высоколиквидные финансовые активы. Хотя они и не функционируют непосредственно как средство обращения, но могут легко переводиться в наличные и безналичные деньги. Поэтому центральный банк рассчитывает денежные агрегаты M2 и M3 и учитывает их величину при регулировании денежного предложения.

Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).

 

Угол наклона кривой предложения денег зависит от тактической цели, определяемой центральным банком страны.

На величину денежного предложения влияют три ключевых фактора:

· размер денежной которую формирует Центробанк страны;

· соотношение резервы-вклады, показывающее возможность коммерческих банков по увеличению денежной массы;

· коэффициент депонирования, отражающий способность населения вкладывать деньги в коммерческие банки.

 

Равновесие на денежном рынке.

В результате взаимодействия спроса и предложения денег возникает их рыночное равновесие, т. е. обеспечивается равенство количества предлагаемых на рынке денег той общей сумме, которую желает иметь у себя население (рис. 54.3)

Рис. 54.3. Равновесие на денежном рынке

MS – предложение денег;

MD – денежная масса.

Особенность денежного равновесия по сравнению с товарным и ресурсным рынками заключается в том, что оно является на рынке постоянным; в противном случае возникают серьезные сбои, нередко приводящие к финансовому кризису (как в августе 1998 г.).

Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Например, если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, а следовательно, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.

Один из самых распространенных способов государственного воздействия на экономику получил название кейнсианской денежной политики, которая заключается в систематическом нарушении равновесия денежного рынка.

Эта политика используется государством для воздействия на реальный сектор экономики путем изменения уровня процентных ставок, который в свою очередь оказывает влияние на инвестиции, занятость, объем производства и уровень доходов. Однако активное использование данной политики может привести к попаданию экономики в ликвидную ловушку.

Ликвидная ловушка-эта такая ситуация в экономике, когда процентные ставки находятся на минимально возможном уровне и дальнейшее увеличение предложения денег не способно оказать на них никакого влияния, в результате чего происходит разрыв между товарным и денежным рынками, растет спрос на деньги и усиливается инфляция.

Выход из ликвидной ловушки возможен лишь силами государства с использованием активной финансовой ловушки. Денежная политика в условиях ликвидной ловушки оказывается непригодной.

 

Виды инфляции

Для классификации инфляции необходимо выделить критерии классификации. В данной работе дается классификация инфляции по нескольким параметрам: с позиции темпа роста цен, с точки зрения сбалансированности роста цен, с позиций предсказуемости инфляции и исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы.

С точки зрения темпов роста цен (т.е. количественно) инфляцию делят на:

· Ползучая (умеренная) инфляция

·Галопирующая инфляция

· Гиперинфляция

· Ползучая (умеренная) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% в год. Этот рост цен, не оказывает существенного негативного влияния на экономическую жизнь. Сбережения остаются прибыльными (процентный доход выше инфляции), риски при осуществлении инвестиций почти не возрастают, уровень жизни понижается незначительно. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.

· Галопирующая инфляция (темп роста цен - до 300-500% в год). Месячные темпы роста измеряются в двухзначных числах. Такая инфляция оказывает негативное влияние на экономику: сбережения становятся убыточными (процент по вкладам ниже темпов инфляции), долгосрочные инвестиции становятся слишком рискованными, уровень жизни населения значительно понижается. Она характерна для стран со слабой экономикой или стран с переходной экономикой.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
       
         

Гиперинфляция (темп роста более 50% в месяц, в годовом исчислении - более 10000%.). Такая инфляция действует разрушительно на экономику, уничтожая сбережения, инвестиционный механизм, производство в целом. Цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия (МВФ за гиперинфляцию сейчас принимает 50%-й рост цен в месяц). Потребители пытаются избавиться от «горячих денег», превращая их в материальные ценности. Процветает спекуляция. Гиперинфляция, помимо негативных экономических последствий, опасна еще тем, что, как правило, остановить ее можно только неэкономическими мерами: жестким контролем цен, принудительным изъятием продовольствия у производителей и т. п.

С точки зрения критерия- соотносительности роста цен по различным товарным группам различают:

· сбалансированная инфляция;

· несбалансированная инфляция.

Присбалансированнойинфляции цены различных товаров неизменны относительно друг друга, а при несбалансированной- цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

С точки зрения ожидаемости или предсказуемости инфляции выделяют:

· ожидаемую;

· неожидаемую.

Ожидаемая инфляция предсказана и спрогнозирована заранее, с достаточной степенью надежности.Неожидаемая - явление стихийное, спорадическое, прогноз в данном случае невозможен.

Если исходить из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию также подразделяют на:

· открытую;

· подавляемую.

Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавляемойинфляцией подразумевается правительственный контроль над ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно

Формы инфляции

 

Применительно к рыночной экономике выделяют две основные формы инфляции — спроса и издержек. Инфляция спроса.Суть этой формы инфляцииможно выразить достаточно образно: слишком много денег «охотится» за малым количеством товара, т.е. совокупный спрос заметно превосходит совокупное предложение. Иначе говоря, дефицит не носит глобального характера, а наблюдается лишь в отдельных отраслях. Дальнейшее увеличение спроса на продукцию не может компенсироваться за счет роста объема производства, поэтому в соответствии с законом спроса и предложения приходится увеличивать цены Р. Инфляция издержек. В классическом варианте данная форма инфляции означает, что совокупный спрос практически не растет, а, может быть, даже уменьшается, а издержки и цены повышаются. Из-за увеличения удельных издержек АТС при прочих равных условиях происходит снижение объема прибыли, а следовательно, и объема производства, так как нет возможности поддерживать его на прежнем уровне и тем более расширять. В результате уменьшается предложение товаров и увеличиваю

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...