Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Практическое занятие № 2. (тема 1.2.)Содержание стр. с1. Пояснительная записка……………………………………………………4 2. Планируемые результаты обучения дисциплины……………………….6 3. Тематический план учебной дисциплины………………………………..7 4. Основное содержание дисциплины………………………………...…….8 5. Критерии оценки знаний, умений и навыков…………………………...44 6. Перечень литературы и средств обучения……………….…...………....49 6.1. Основная литература………………………………………..…...……...49 6.2. Дополнительная литература…………………………………..…..…....49
Пояснительная записка Типовая учебная программа по дисциплине «Полезные ископаемые» составлена на основе государственного общеобязательного стандарта образования по специальности 0701000 «Геологическая съемка, поиск и разведка месторождений полезных ископаемых». Рабочая учебная программа предназначена для обучающихся на базе основного и среднего общего образования по уровням квалификации повышенного и специалиста среднего звена. Настоящая учебная программа предусматривает изучение вопросов о морфологии, составе, строении, условиях образования и залегания месторождений полезных ископаемых; генетической классификации месторождений полезных ископаемых; областях применения минерального сырья. Настоящая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам «Общая химия», «География», «Физика», «Основы экономики», «Общая геология», «Кристаллография, минералогия и петрография», «Структурная геология и геокартографирование». При изучении дисциплины «Полезные ископаемые» необходимо проводить интеграцию с дисциплинами: методикой поисков и разведки МПИ, с технологической и преддипломной практиками. Рабочая учебная программа включает шесть разделов: пояснительную записку; планируемые результаты обучения дисциплины; основное содержание дисциплины; требования к условиям организации и реализации образовательного процесса; контроль планируемого результата обучения; список основной и дополнительной литературы. Изучение учебного материала следует излагать с учетом единства терминологии и обозначений, принятых Международными организациями в области геологических наук. При пользовании различными химическими, физическими, метрическими единицами, строго следовать стандартам Международной системы измерений. Точное выполнение требований стандартов, умение пользоваться действующими нормативными документами и методическими руководствами повышать научность и достоверность любого исследования, в том числе и геологоразведочного. Рабочим учебным планом предусмотрено 181 часов (91 час теории, 90 часов практики) для обязательного изучения дисциплины «Полезные ископаемые» на третьем и четвертом курсе для обучающихся на базе основного общего образования. Рекомендуется изучать дисциплину в течение одного семестра в объеме 8 учебных часов в неделю, провести 2 обязательные контрольные работы, итоговая форма контроля – экзамен. Все изменения вносятся по решению предметных (цикловых) комиссии образовательных учреждений и утверждаются заместителем директора по учебной работе.
Изучение дисциплины «Полезные ископаемые» направлено на формирование следующих компетенций:
Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время; - соблюдать морально-нравственные нормы;. - собирать и систематизировать необходимую информацию; - обладать коммуникативными способностями, культурой мышления и поведения. Профессиональные: - строить разрезы и оформлять графические приложения в соответствии с инструктивными требованиями; - определять на геологических картах возраст, формы залегания пород и виды разрывных нарушений; - использовать методы полевого макроскопического определения минералов, руд и горных пород; - применять диагностические признаки для определения минералов и горных пород; - использовать знания о парагенезисе минералов при поисках месторождений полезных ископаемых.
Специальные: - оформлять работы на персональном компьютере; - определять основные элементы, характеризующие форму и размеры рудных тел, устанавливать условия их образования.
2. Планируемые результаты обучения дисциплины
3. Тематический план учебной дисциплины
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Содержание и значение учебной дисциплины «Полезные ископаемые». Связь учения о полезных ископаемых с другими направлениями геологической науки. Значение полезных ископаемых в экономике. Основные сведения из истории развития учения о полезных ископаемых. Выдающиеся ученые в области полезных ископаемых. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - значение учебной дисциплины и ее место среди других направлений геологических знаний; - имена крупнейших ученых-геологов прошлых лет и современности и основные области их деятельности; Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время. Контрольные вопросы: 1. Значение полезных ископаемых в экономике страны. 2. Выдающиеся ученые в области учении о полезных ископаемых и их труды.
Раздел 1 Общая и генетическая часть Тема 1.1 Основные понятия, площади распространения, морфология, состав и строение и условия залегания месторождений полезных ископаемых. Полезное ископаемое. Руда. Рудное тело. Месторождение полезного ископаемого. Основные формы рудных тел и их характеристика. Условия залегания рудных тел и их элементы залегания. Разрывные и складчатые нарушения рудных тел. Минеральный и химический состав рудных тел. Основные структуры и текстуры руд. Методы исследования рудных тел. Комплексное использование минерального сырья. Понятие об обогащении руды и применяемые способы обогащения. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - Основные формы рудных тел; - элементы, характеризующие пространственное положение рудных тел и их размеры; - понятия, характеризующие вещественный состав руд. Уметь: - Производить замеры элемента залегания рудных тел в естественных обнажениях, разведочных выработках, на геологической графике; - Отличать по образцам понятия структуры и текстуры. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время; - соблюдать морально-нравственные нормы;. - собирать и систематизировать необходимую информацию. Профессиональные: - применять диагностические признаки для определения минералов и горных пород Специальные: - определять основные элементы, характеризующие форму и размеры рудных тел, устанавливать условия их образования. Контрольные вопросы:
Тема 1.2 Геологические и геохимические условия образования месторождений полезных ископаемых Строение и состав Земли и земной коры. Металлогенные и петрогенные элементы. Миграция, концентрация и рассеяние химических элементов в земной коре и образование при этом процессе месторождений полезных ископаемых. Образование парагенетических ассоциаций химических элементов и минералов с различными по составу горными породами. Эндогенные, экзогенные и метаморфогенные процессы рудообразования; их общая характеристика, особенности и взаимодействие. Структурные, магматические, стратиграфические, литологические и палеогеографические факторы рудообразования. Глубинность образования месторождений полезных ископаемых. Источники вещества месторождений полезных ископаемых. Длительность формирования месторождений полезных ископаемых. Геохимические условия образования месторождений полезных ископаемых. Понятие о геохимических барьерах. Термодинамические, восстановительные, сорбционные, испарительные факторы, факторы механической и биохимической садки, коагуляции коллоидных растворов и другие факторы отложения руд месторождений полезных ископаемых. Этапы и стадии рудообразования. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - основные геологические предпосылки рудообразования; - парагенетические ассоциации химических элементов, минералов и горных пород разного состава; - особенности рудообразования геосинклиналей, платформ, океанов. Уметь: - сделать вывод по анализу литолого-петрографического состава горных пород, имеющихся структур, стратиграфии рассматриваемого на карте региона, о возможности нахождения соответствующих месторождений полезных ископаемых. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат. Профессиональные: - определять на геологических картах возраст, формы залегания пород и виды разрывных нарушений; - использовать методы полевого макроскопического определения минералов, руд и горных пород; - применять диагностические признаки для определения минералов и горных пород; Специальные: - определять основные элементы, характеризующие форму и размеры рудных тел, устанавливать условия их образования. Контрольные вопросы:
Тема 1.3 Подразделение месторождений полезных ископаемых. Сущность и значение классификаций. Основа классификаций. Генетическая классификация месторождений полезных ископаемых и ее основные классификационные признаки. Эндогенные, экзогенные и метаморфогенные месторождения. Сингенетические и эпигенетические месторождения. Промышленная классификация месторождений полезных ископаемых. Промышленные и непромышленные месторождения. Понятие о кондициях. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - классификации месторождений полезных ископаемых по генетическому признаку и по промышленному использованию. Формируемые компетенции: Базовые: - собирать и систематизировать необходимую информацию; - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни. Контрольные вопросы:
Тема 1.4 Образование эндогенных месторождений полезных ископаемых Общая характеристика эндогенных процессов рудообразования и их классификация. Магматические месторождения: физико-химические и геологические условия образования; классификация месторождений; особенности образования, условия залегания, формы рудных тел, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руд раннемагматических, позднемагматических и ликвационных месторождений; примеры месторождений. Пегматитовые месторождения: общие сведения; физико-химические и геологические условия; гипотезы образования пегматитов; условия залегания, формы тел, состав и строение пегматитовых тел, структура и текстура руды; подразделение пегматитовых месторождений; примеры месторождений. Карбонатитовые месторождения: определение, распространение и подразделение карбонатитов; физико-химические и геологические условия; гипотезы образования карбонатитов; условия залегания, формы рудных тел, особенности их строения и состава, структуры и текстуры руды; примеры месторождений. Скарновые месторождения: определение скарнов; типы контактового метаморфизма; метасоматоз; физико-химические и геологические условия; гипотезы образования скарнов; условия залегания, морфология, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руды; примеры месторождений. Альбитит-грейзеновые месторождения: особенности месторождений; физико-химические и геологические условия образования; формы, условия залегания, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руды; примеры месторождений. Гидротермальные месторождения: физико-химические условия образования; определение и общие вопросы (природа гидротермальных растворов; источники воды; источники минерального вещества; температура и давление при образовании гидротермальных месторождений; гипотезы образования гидротермальных месторождений; магматогенная гипотеза; отделение гидротермальных растворов из магмы; физико-химическая характеристика растворов; формы переноса минеральных соединений гидротермальными растворами; причины их передвижения в земной коре; причины и способы отложения веществ из растворов); геологические условия образования месторождений (связь с формациями магматических пород); зональность гидротермальных месторождений; гидротермальное изменение горных пород вмещающих рудные тела; условия залегания, формы, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руды; классификация гидротермальных месторождений: плутоногенные, вулканогенные и амагматогенные месторождения и их краткая характеристика; примеры месторождений. Колчеданные месторождения: особенности месторождений; физико-химические и геологические условия образования; морфология, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руды; примеры месторождений. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - особенности геологических условий образования месторождений полезных ископаемых различных генетических групп и классов; - основные формы рудных тел месторождений различного происхождения; - формы и условия залегания рудных тел месторождений различных классов эндогенной группы; - основные структуры и текстуры руд, различных по происхождению месторождений; - наиболее представительные месторождения различного генезиса. Уметь: - определять элементы залегания рудных тел; - измерять параметры, характеризующие их размеры; - определять и опознавать образцы руд и горных пород, характеризующих разные условия их образования; - использовать данные: парагенетической связи полезных ископаемых с различными типами горных пород; - особенности структурной, стратиграфической и литологической приуроченности отдельных месторождений различных генетических групп и классов для возможностей прогнозирования месторождений в аналогичных условиях других регионов; - отличать структурные и текстурные особенности руд месторождений руд разных по происхождению. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время; - собирать и систематизировать необходимую информацию. Профессиональные: - строить разрезы и оформлять графические приложения в соответствии с инструктивными требованиями; - определять на геологических картах возраст, формы залегания пород и виды разрывных нарушений; - использовать методы полевого макроскопического определения минералов, руд и горных пород; - применять диагностические признаки для определения минералов и горных пород; - использовать знания о парагенезисе минералов при поисках месторождений полезных ископаемых. Контрольные вопросы:
Тема 1.5 Образование экзогенных месторождений полезных ископаемых Общая характеристика экзогенных процессов рудообразования, классификация экзогенных месторождений полезных ископаемых. Месторождения выветривания: физико-химические и геологические условия образования месторождений выветривания; профили и зональность коры выветривания; гипотезы формирования коры выветривания; минеральные образования коры выветривания; подразделение месторождений коры выветривания; остаточные и инфильтрационные месторождения; процессы образования, морфология, условия залегания, состав и строение рудных тел, структуры и текстуры руд; примеры месторождений. Изменение приповерхностных частей месторождений полезных ископаемых в зоне выветривания; химические изменения приповерхностных частей месторождений; текстурные особенности окисленных руд; выделение отдельных групп месторождений по степени устойчивости рудообразующих минералов в зоне окисления; зона вторичного обогащения рудных месторождений; механические изменения рудных тел и выходов. Россыпные месторождения: особенности формирования россыпей различного генезиса; подразделение россыпных месторождений по их генезису; геологические условия образования россыпей; морфология и условия залегания россыпей; примеры месторождений. Осадочные месторождения: особенности осадочных месторождений; физико-химические и геологические условия образования месторождений; роль механической дифференциации осадков в образовании месторождений; месторождения механических осадков; роль химической дифференциации осадков в образовании месторождений; месторождения химических осадков; фациальный состав осадков, условия залегания, структуры, текстуры руд; примеры месторождений; биохимические осадочные месторождения, условия их образования, морфология условия залегания, строение рудных тел; примеры месторождений. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - геологические условия формирования всех генетических групп экзогенных месторождений; - основные формы и условия залегания, строение и состав рудных тел генетических классов экзогенных месторождений; - элементы залегания рудных тел; - минералогические и текстурно-структурные отличия зон кор выветривания различного профиля, зон окисления и вторичного обогащения сульфидных месторождений; - основные формации осадочных пород, с которыми связаны промышленные месторождения полезных ископаемых; - особенности строения и состава рудных тел месторождений различных генетических групп экзогенной серии. Уметь: - составлять схемы рудообразования различных групп экзогенных месторождений; - схемы механической и химической дифференциации осадков; - определять основные характерные структуры и текстуры руд групп экзогенных месторождений; - графически изображать пространственное положение рудных тел в различных проекциях. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время; - собирать и систематизировать необходимую информацию. Профессиональные: - строить разрезы и оформлять графические приложения в соответствии с инструктивными требованиями; - определять на геологических картах возраст, формы залегания пород и виды разрывных нарушений; - использовать методы полевого макроскопического определения минералов, руд и горных пород Специальные: - определять основные элементы, характеризующие форму и размеры рудных тел, устанавливать условия их образования. Контрольные вопросы:
Тема 1.6 Образование метаморфогенных месторождений Полезных ископаемых. Общая характеристика метаморфогенных процессов рудообразования, классификация метаморфогенных месторождений; физико-химические и геологические условия образования метаморфогенных месторождений; метаморфизованные и метаморфические месторождения; условия их залегания, морфология, строение и состав рудных тел; структуры и текстуры руд; примеры месторождений. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - геологические условия образования метаморфогенных месторождений; - особенности их состава; формы и условия залегания рудных тел; - характерные структуры и текстуры руды. Уметь: - определять структуры и текстуры руды, основные минералы, входящие в состав руды. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время; Профессиональные: - определять на геологических картах возраст, формы залегания пород и виды разрывных нарушений; - использовать знания о парагенезисе минералов при поисках месторождений полезных ископаемых. Контрольные вопросы:
Рекомендуемые практические занятия: Практическое занятие № 1. (тема 1.1.) Изучение основных форм рудных тел (на макетах, по геологическим картам, геологическим разрезам). Графическое изображение (зарисовка) основных форм рудных тел на геологических картах, горизонтальных и вертикальных проекциях. Определение элементов залегания рудных тел с помощью горного компаса. Изучение вещественного состава руд. Описание образцов. Тема 4.2 Месторождения торфа Условия накопления исходного вещества торфа. Классификация торфяников. Торфообразование. Строение и состав торфяных пластов. Закономерности распространения торфонакопления на Земле. По завершении темы обучающийся должен: Знать: - основные факторы торфонакопления; - виды исходного вещества торфа; - строение и состав торфа и торфяников. Уметь: - пределять тип торфяника, выполнить его описание; - определять состав торфа и его строение. Формируемые компетенции: Базовые: - обновлять свои знания и навыки в течение всей жизни; - работать качественно на результат; - планировать рабочее время.
Профессиональные: - строить разрезы и оформлять графические приложения в соответствии с инструктивными требованиями. Контрольные вопросы: 1. Дать определение торфа. 2. Условия образования торфа. 3. Основные области применения торфа. 4. Районы распространения месторождений торфа.
За устный (письменный ответ) «5» (отлично) – за глубокое овладение содержанием учебного материала, в котором учащийся легко ориентируется, владение понятийным аппаратом, умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи и обосновывать свои суждения. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа без наводящих вопросов, качественное оформление. «4» (хорошо) – за полное усвоение учебного материала, владение понятийным аппаратом, ориентирование в изученном материале, осознание применения знаний для решения практических задач, грамотное изложение материала, но содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, требующие не более 3-4 наводящих вопросов. «3» (удовлетворительно) – за знание и понимание основных положений учебного материала, но допущенное при этом в значительной части его не полное, непоследовательное изложение и имеющиеся неточности в определенных основных понятий, для доказательного обоснования своих суждений обучающийся нуждается в 6-8 наводящих вопросах, затрудняется в применении знаний для решения практических задач. «2» (неудовлетворительно) – за разрозненные, бессистемные знания, невладение материалом без наводящих вопросов, неумение выделять главное и второстепенное, ошибки в определении понятий, искажающие их слоги, беспорядочное и неуверенное изложение материала, неумение применять знания для решения практических задач. За практическую работу «5» (отлично) – за грамотное полное изложение темы, отсутствие ошибок в расчетной части, соответствие графических приложений требованиям действующих инструкций и стандартов. Оптимальное технико-экономическое обоснование принятых решений. Использование современных достижений науки и техники. «4» (хорошо) – за грамотное, полное изложение темы, наличие ошибок в работе или расчетной части и незначительные отклонения графических приложений от требований действующих инструкций и стандартов, нерациональное технико-экономическое обоснование принятых решений. < |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |