Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БЕЗОПАСНОСТЬ И ЭКОЛОГИЧНОСТЬ ПРОЕКТА

 

Слесарь должен соблюдать требования инструкции по охране труда,

разработанных с учетом требований, изложенных в типовых инструкциях по охране труда:

— при вывешивании автомобиля и работе под ним;

— при снятии и установке колес автомобиля;

— при передвижении по территории и производственным помещениям автотранспортного предприятия;

— по предупреждению пожаров и предотвращению ожогов.

Заметив нарушение требований безопасности другим работником, слесарь должен предупредить его о необходимости их соблюдения.

Слесарь должен выполнять также указания представителя совместного комитета (комиссии) по охране труда или уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профсоюзного комитета.

Слесарь должен знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях.

Слесарь не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа.

4.1. Общие требования безопасности

К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в 3 месяца), не должен приступать к работе.

· Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

· Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40ч в неделю.


· Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

· Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными
производственными факторами, действующими на него при проведение технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

— автомобиль, его узлы и детали;

— оборудование, инструмент и приспособления;

— электрический ток;

— этилированный бензин;

— освещенность рабочего места.

· Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию. Гаражно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления - применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию.

· Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

· Электрический ток – при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрические знаки, электрометаллизация кожи), электроударов. Бензин, особенно этилированный - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.

· Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата - недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

· Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае
необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

· В соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются:

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном
бензине:

— костюм вискозно-лавсановый;

— фартук резиновый;

— сапоги резиновые;

— перчатки резиновые.

При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому
обслуживанию автомобилей и агрегатов:

— костюм вискозно-лавсановый; рукавицы комбинированные.

При работе с этилированным бензином дополнительно:

— фартук прорезиненный;

— перчатки резиновые.

На наружных работах зимой дополнительно:

— куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке;

— брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке.

· Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь
пользоваться средствами пожаротушения.

· Курить разрешается только в специально отведенных местах.

· Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

· О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

· Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи или курением необходимо мыть руки с мылом, а при работе с деталями автомобиля, работавшего на этилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.

· Для питья пользоваться водой из специально предназначенных для этой цели устройств (сатураторы, питьевые баки, фонтанчики и т.п.).

За невыполнение требований инструкции, слесарь несет ответственность согласно действующему законодательству.

 

Правила пожарной безопасности

 

Исключение причин возникновения пожаров – одно из важнейших условий пожарной безопасности на предприятии.

Специальные места для курения рекомендуется обо­рудовать на видных местах. Там устанавливают урну для окурков, вешают огнетушитель. Желательно побли­зости организовать уголок пожарной безопасности, обя­зательно вывешивать объявления типа «Место для ку­рения», «Курить только здесь». В других местах выве­шиваются объявления «Не курить», «Курить воспре­щается».

Для создания повышенной пожарной безопасности керосинные ванны для мойки деталей желательно рас­полагать в отдельном помещении с индивидуальной вентиляцией. На время перерывов ванны следует закрывать плотными крышками, а после окончания работы запи­рать. Детали после мойки керосином следует просуши­вать, протирать на столах, обитых железом, или в сушильных шкафах. Часто причиной пожара в производ­ственном помещении является неправильное применение бензина и керосина, например для стирки спецодежды. Спецодежду следует очищать только в химчистках или специальных прачечных.

Нельзя применять жидкое топливо для мытья полов и стен помещений и канав, так как при этом образу­ется большое количество легковоспламеняющихся па­ров.

Промасленные обтирочные, концы и спецодежда при определенных условиях самовозгораются. Поэтому обти­рочные концы в течение рабочей смены собирают в стальные ящики с плотными крышками, а в конце сме­ны выносят на специально оборудованные свалки, от­куда их отправляют на уничтожение. Спецодежда меж­ду сменами должна храниться в расправленном состоянии, а главное, ее следует своевременно очищать от за­масливания.

Одной из наиболее частых причин возникновения пожара является неправильное устройство и эксплуата­ция электроустановок. Необходимо следить, чтобы к отдельным группам кабелей не было произвольно при­соединено больше электропотребителей, чем позволяют эти кабели. В противном случае в электрических щитах произойдут перегрев и разрушение изоляции проводов, возникнут короткое замыкание и пожар.

Небрежное обращение с легковоспламеняющимися жидкостями, несоблюдение элементарных правил тех­ники безопасности чреваты серьезными последствиями. Жидкое топливо нельзя хранить в наземных резервуа­рах на территории предприятия. Порожнюю тару следует хранить отдельно.

Легковоспламеняющиеся жидкости должны выда­ваться со складов в производство в количествах, удов­летворяющих сменную потребность в них. На местах потребления их хранят в специально оборудованных за­пирающихся емкостях. Разлитые легковоспламеняющие­ся жидкости немедленно засыпают песком и убирают из помещения.

В производственных и складских помещениях при наличии в них горючих материалов а также изделий в сгораемой упаковке электрические светильники долж­ны быть в закрытом или защищенном исполнении (со стеклянным колпаком, препятствующим выпадению колб электроламп). Светильники не должны соприкасаться со сгораемыми конструкциями зданий и горючими ма­териалами.

Запрещается использовать электроустановки, поверхностный нагрев которых при работе превышает темпе­ратуру окружающего воздуха на 40°С (если к ним не предъявляются другие требования); электронагреватель­ные приборы без огнестойких подставок, а также оставлять их длительное время включенными в сеть без при­смотра; применять для отопления помещений нестан­дартные (самодельные) нагревательные электропечи или электролампы накаливания; оставлять под напряжением электрические провода или кабели с неизолированными концами; пользоваться поврежденными ро­зетками, осветительными приборами и соединительны­ми коробками, рубильниками и другими электроустановочными изделиями. Светильники аварийного освещения присоединяют к независимому источнику питания.

В помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта запрещается:

- устанавливать транспортные средства в количестве, превышающем норму, нарушать план их расстановки, уменьшать расстояние между автомобилями;

- загромождать выездные ворота и проезды;

- производить кузнечные, термические, сварочные, малярные и деревообделочные работы, а также промывку деталей с использованием ЛВЖ и ГЖ;

- держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла;

- заправлять транспортные средства горючим и сливать из них топливо;

- хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла (кроме гаражей индивидуального транспорта);

- подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;

- подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;

- устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ и ГЖ, а также ГГ.

На предприятии применяются углекислотные огнетушители ОУ-8.

 

Экологическая безопасность

Основной задачей экологической безопасности является сведения к минимуму применение вредных и отравляющих веществ. Предприятие должно иметь очистные сооружения, оснащенные маслобензоуловителями, для того, чтобы не допустить попадание горюче-смазочных материалов в сточные воды. Большое внимание надо уделять регулировке системы питания автомобиля, т.к. нарушение регулировок ведет к увеличению количества вредных веществ в отработавших газах.

 

Электробезопасность

Причины несчастных случаев от электротока разнообразны и многочис­ленны, но основными из них при работе с электроустановками напряжением до 1000 В можно считать:

· случайное прикосновение к токоведущим частям, находящимся под напряжением;

· прикосновение к нетоковедущим частям электроустановок, случайно оказавшимся под напряжением вследствие повреждения изоляции или другой неисправности;

· попадание под напряжение во время проведения ремонтных работ на отключенном электрооборудовании из-за ошибочного его включения;

· замыкание провода на землю и возникновение шагового напряжения на поверхности земли или основания, на котором находится человек.

Мероприятия по защите обеспечивают:

· недоступность токоведущих частей для случайного прикосновения;

· пониженное напряжение;

· за­земление и зануление электроустановок;

· автоматическое отключение;

· индивидуальную защиту и др.

Недоступность токоведущих частей электроустановок обеспечивается размещением их на необходимой высоте, ограждением от случайного при­косновения, изоляцией токоведущих частей.

Внутри производственных зданий, в цехах, зонах, на участках неогражденные провода, не имеющие изоляции, троллейные провода и другие токоведущие части подвешивают на высоте не менее 3,5 м. Провода воздушных электрических линий, прокладываемых вне зданий, подвешиваются над землей на высоте не менее 6 м.Ограждение токоведущих частей обычно предусматривается конструкцией электрооборудования, наличие этих ограждений в условиях эксплуатации является обязательным. Провода, не имеющие изоляции, шины, приборы и аппараты с незащищенными токоведущими частями, помещают в специальные ящики, шкафы, камеры и другие устройства, закрывающиеся сплошными или сетчатыми ограждениями.

Изоляция токоведущих частей препятствует прохождению тока нежела­тельными путями, обеспечивает защиту от поражения током при случайном прикосновении к токоведущим частям. Применение изоляции токоведущих проводов и изделий является обязательным для электроустановок, распола­гаемых в производственных помещениях.

Пониженное напряжение применяют при пользовании ручными машинами, а также переносными лампами с электропитанием, когда работающий имеет длительный контакт с корпусом этого оборудования. В случае появления на­пряжения на корпусе возможность поражения током резко возрастает, осо­бенно если работа проводится в помещении с повышенной опасностью или особо опасном. Безопасность в этих условиях обеспечивается применением пониженного до 36 В напряжения, а в особо опасных помещениях —до 12 В. Последняя величина напряжения принимается также при соприкосновении работающего с большими, хорошо заземленными поверхностями при не­удобных работах: работа внутри металлических сосудов, в смотровой канаве и т. пониженное напряжение (36 В) должно применяться в помещениях повышенной опасностью или особо опасных для местного освещения, а также для общего освещения при размещении светильников на высоте менее 2,5 м от пола токи пониженного напряжения применяют в электросварочных аппаратах. Для обеспечения безопасности в ручных машинах с элект­роприводом применяются токи повышенной частоты (200—2000 Гц). Защитные заземления. Защитное заземление — это преднамеренное электрическое соединение с землей или ее эквивалентом металлических нетоковедущих частей электрического и технологического оборудования, которые могут оказаться под напряжением. Защитное заземление является простым, эффективным и широко распространенным способом защиты человека от поражения электрическим током при прикосновении к металлическим поверхностям оказавшимся под напряжением

Заземлители могут быть естественные и искусственные. В качестве естественных заземлителей могут применяться:

· расположенные под землей водопроводные и другие металлические трубопроводы, за исключением трубопроводов горючих жидкостей, а также горючих или взрывоопасных газов;

· металлические конструкции зданий и сооружений, имеющие соедине­ние с землей;

· обсадные трубы, металлические шпунты гидротехнических сооруже­ний

· свинцовые оболочки кабелей, проложенных под землей. Естественные заземлители необходимо связывать с заземляющей сетью не менее чем двумя проводниками, присоединенными к заземлителю в разных местах.

Если естественные заземлители обеспечивают требуемое сопротивление аземления, то устройство дополнительного искусственного заземления не требуется.

В качестве искусственных заземлителей могут применяться:

· вертикально забитые стальные трубы длиной 2—3 м и диаметром 25—62

мм; стальные прутки диаметром 10—12 мм, стальные уголки 60 Х 60 мм и близкие к ним;

· горизонтально уложенные стальные полосы и круглые проводники и др.

Сопротивление заземляющего устройства для установок напряжением до 1000 В должно быть не более 4 Ом; если мощность источника тока меньше 100 кВа, то допускается 10 Ом.

При устройстве искусственного заземления в землю вертикально забивают трубы, стержни и сталь углового профиля, обеспечивая надлежащий контакт с грунтом. Заземлители обычно имеют длину 2,5— 3,0 м, при заглублении их верхний конец располагается на уровне грунта или несколько ниже элементы искусственного заземления (трубы, полосы и т. п.) следует размещать так, чтобы было достигнуто возможно более равномерное распределение напряжения относительно земли. При устройстве контурного заземления, заземлители располагают по внешнему периметру защищаемого здания на расстоянии 1,0—2,0 м от него.

Заземление электроустановок необходимо выполнять: при напряжении 500 В и выше переменного и постоянного тока — во всех случаях; при напряжении выше 36 В переменного и 110 В постоянного тока — в помещениях с повышенной опасностью, особо опасных и в наружных электроустановках; при всех напряжениях переменного и постоянного тока — во взрывоопасных помещениях.

Заземление электроустановок не требуется при номинальных значениях напряжения 36 В и ниже переменного и 110 В и ниже постоянного тока во всех случаях, за исключением взрывоопасных установок.

Использование земли в качестве фазного или нулевого провода запрещается.

Присоединение заземляющих проводников к заземлителям и заземляемым конструкциям выполняется только сваркой, а к корпусам аппаратов, машин и др. —сваркой или надежным болтовым соединением. За­земляющие проводники необходимо защитить от коррозии. Открыто проложенные голые проводники, а также сети окрашивают в черный цвет. Допускается их окраска в иные цвета в соответствии с оформлением помещения. Однако при этом в местах присоединений и ответвлений должны быть нанесены не менее чем две полосы черного цвета на расстоянии 150 мм друг от друга. Располагать заземляющие проводники в помещениях необходимо так, чтобы они были доступны для осмотра.

Зануление является одним из средств, обеспечивающих безопасную эксплуатацию электроустановок. Оно выполняется присоединением к неоднократно заземленному нулевому проводу корпусов и других конструктивных металлических частей электрооборудования; которые нормально не находятся под напряжением, но могут оказаться под ним при повреждении изоляции.

Зануление, как и защитное заземление, предназначено для устранения опасности поражения людей электрическим током при пробое изоляции и переходе напряжения на корпус. Но выполняется эта задача другим способом — автоматическим отключением оборудования поврежденной установки от сети. Зануление применяется в трехфазных четырехпроводных сетях напряжением до 1000 В с заземленной нейтралью.

Для нулевых проводов допускается использование стальных полос, а также металлических оболочек кабелей, подкрановых путей, металлоконструкций зданий. Защитное отключение осуществляется посредством выключателей или контакторов, снабженных специальным отключающим реле. Защитное отключение выполняется в дополнение или взамен заземления. Отключение осуществляется автоматами. Защитное отключение рекомендуется в тех случаях, когда безопасность не может быть обеспечена путем устройства заземления или когда его трудно выполнить.

На участке возможны случаи пробоя изоляции оборудования на корпус в результате чего корпус в результате чего корпус оказывается под опасным напряжением. Для защиты человека при прикосновении к корпусу принять зануление. Как известно, зануление обеспечивает максимальный ток в месте повреждения изоляции, в результате чего, защита от короткого замыкания оборудования срабатывает и отключает приемник.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...