Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выбор ученика для изучения. Цель изученияВозрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.—2-е изд., испр и перераб.—М., 1979.—С. 5—20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политическая литература, 1975.—С. 235—302. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:Политиздат, 1983. Темы рефератов или докладов 1. Актуальные проблемы педагогической психологии в свете Основных направлений реформы школы. 2. Возрастная динамика психического развития — актуальная проблема современной возрастной психологии. 3. Единство возрастной и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке: его развитии, обучении и воспитании. 4. Проблемы развития психики в «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского. 5. Роль психологических концепций П.П. Блонского, Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна в развитии возрастной и педагогической психологии. 6. Межличностное понимание и его роль в педагогическом общении. Решение психологических задач Задача 1 Советская психология, решая проблему формирования личности нового человека с позиций марксизма-ленинизма, учит, что источником активности личности являются ее потребности. Но потребности человека как социального существа не являются врожденными, они формируются и развиваются в процессе его целенаправленного взаимодействия с окружающим миром, усвоения социального опыта, воспитания. «Процесс усвоения личностью социального опыта, — пишет профессор А. В. Петровский, — осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что делается с ним. Активность проявляется в характерных для личности мотивах поведения, установке и способах действия, шире — в многообразной деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности. Творческая активность личности находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает, осознавая свое положение и место в жизни». Высокий уровень развития нравственного самосознания личности — важнейший фактор ее гражданской зрелости как сознательного субъекта познания и активного преобразователя действительности. Внимательно прочитайте высказывание И.Б. Шкариной и А. Прохорова и ответьте на вопросы. И. Б. Шкарина: «Нигде так не значимо творчество учителя, как в идейно-воспитательной работе. Мы, историки, — на первой линии борьбы за формирование гражданской зрелости, коммунистической убежденности юношества. Наша обязанность — выработать у воспитанников умение отражать идеологические атаки империалистической пропаганды, отвергать, разбивать обывательские суждения. Конечно, у нас, учителей, богатейший идейный арсенал: марксистско-ленинская теория, великий пример жизни и деятельности В.И. Ленина, партийные документы <. . .> Сама наша жизнь, реальная социалистическая действительность. И это идейное богатство мы призваны донести до юношества эмоционально, образно, наглядно, убедительно. Мы отлично понимаем, что серость, трафарет категорически противопоказаны идеологической работе. И все же порой слова учителя «отскакивают» от сознания учеников, не доходят до их сердец. Нельзя не учитывать и враждебных идеологических диверсий, которые приносят из-за рубежа различные технические средства, и обывательских разговоров, что ученики порой слышат дома, на улице. Наш долг—научить школьника самому осмысливать события общественной жизни с партийных, классовых позиций. А для этого очень нужна их самостоятельная работа, особенно на уроках истории, обществоведения. Уметь сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы — все это очень важно. Считаю исключительно важным хорошо знать каждого ученика, причем не то, каким он кажется, а каков он на самом деле. Дойти до каждого—вот важнейшее умение преподавателя предметов общественного цикла»2. А. Прохоров: «Часто слышишь в селах: стройте нам клубы, Дома культуры. И они нужны. Но клуб-то еще не культура. А вот молодые, необломанные деревья вдоль улицы—это уже культуpa. Деревенский парень в джинсах с транзистором или магнитофоном — это неплохо, но, увы, это еще не культура. А вот тот же парень на тракторе, бережно объезжающий цветущий луг, — это уже культура. Духовные потоки идут из деревни в город в той же степени, как и обратно»[6]. 1. Укажите, какими знаниями и умениями должен обладать советский учитель, чтобы обеспечить формирование у учащейся молодежи гражданской зрелости и коммунистической убежденности, выработать у воспитанников умение отражать идеологические атаки империалистической пропаганды, отвергать, разбивать обывательские суждения. 2. Докажите, почему учителю, как пишет учительница И.Б. Шкарина, необходимо хорошо знать каждого ученика, причем не то, каким он кажется, а какой он на самом деле». Задача 2 Психологическая наука рассматривает личность как функционально-динамическую систему психических процессов, свойств, отношений и социальных действий человека в их единстве. В процессе постоянного взаимодействия человека с природой и социальной средой не только возрастает его активность, но и, в зависимости от условий, характера деятельности (учение, общение, труд), складываются относительно устойчивые черты его личности, формируется индивидуальный стиль сознательного деятеля социального прогресса. Внимательно прочитайте выдержки из рассказа Георгия Яковлева «Мать» и дайте ответы на сформулированные ниже вопросы. Г. Яковлев; «Давным-давно, когда и в помине не было Кировского района в городе Донецке, а была Собачевка, когда уголь на здешней шахте добывали обушком и вывозили саночники и не было ни электричества, ни радио, ни школ и клубов, пришла наниматься на работу двенадцатилетняя девчушка. Пришла потому, что погиб в шахте отец и осталось их, детей, семеро, а она, Дуся, старшая <. . .> Откуда только брались силенки у девчонки с тонкими руками! Споро выхватывала породные комки, швыряла в ящик, такой глубокий, что вроде бы в нем и дна не было. И вот что удивительно. Всю свою трудовую жизнь, а на пенсию Королева оформилась в 87 лет, занимала она «самые почетные должности» — работала плитовой, стволовой, лебедчицей, и породу выбирала, и техничкой в бане была. Лишь однажды, после того, как прогнали фашистов и шахтеры вернулись из Караганды, назначили Королеву комендантом жилотдела шахты, но через неделю она сбежала на выборку породы, как сказала сама: «Поближе к угольку». В Караганде в военные годы возглавлял шахту Алексей Стаханов. Шальной, дикий прямо до работы — так вспоминает о нем Королева. Ну зато и любили его! Никто слова поперек не говорил. И хоть заботы об угле без остатка забирали Стаханова, нашел все же он время, договорился с властями, открыл при шахте ФЗО для эвакуированных ребятишек. Ну а Королева женсовет возглавляла, над новичками шефствовала: как живут, что едят, носят. Первое, что сделала, — организовала сбор денег для детдома, сама и открывала его здесь. Но все хлопоты, конечно, уже после смены, а ведь тогда часов не считали, и работа была у нее тяжелая, в шахте. Но запомнилась она всем все же веселой—напористая, в красной «делегатской» косынке, всегда среди людей (...) А тогда, в 43-м, вернулась Евдокия в родную Рутчепковку после эвакуации. Бог ты мой, что натворили злодеи. Все разбито, разрушено; в выработках вода; инструмента нет; а уголь — вынь из-под земли да положь. А шахта 17—17-бис еще не пущена. Нечем в забоях работать. Пошла Королева с бабами по дворам. Раскрывали сараи, смотрели, что может пригодиться. Собрали 120 угольных лопат да больше сотни тяжелых лопат породных, полтораста шахтерских лампочек, обушки, кайла, запчасти всякие для насосов, моторов... По пояс в воде тогда работали, себя не жалели, но давали уголек, хоть мало, но давали, да еще после смены на стройку шли. Ведь ни общежития, ни яслей, ни магазина... Сделали все своими руками. Во всем этом немалая заслуга Королевой была, так что когда прошли на семнадцатой первый бремсберг—большую выработку,—то нарекли его Королевским. Так и значился он на горных картах <.. .> До всего ей было дело... Однажды знатного бригадира слесарей "веяла в оборот: «Ты, ударник, чего такой грязный ходишь?» — «Работа, мать, такая, слесарю все же». — «Грязнодыр ты, а не бригадир, детей скоро тобой пугать станут». Явился на следующий наряд в пиджаке, при галстуке, а тут как на грех авария, срочно в шахту надо. Спустился в чистом, как был. После вместе с Королевой смеялись... Она была депутатом городского и областного Советов, членом парткома, шахткома и, что любопытно, никогда не выходила на трибуну, а становилась перед первым рядом, внизу, и глаза в глаза говорила о наболевшем, о том, что жгло душу. «А бывало, — спрашиваю,—что обижались, возражали?.. — Правду когда говорила, кто же против правды пойдет?» Последний раз получала Евдокия Федоровна депутатский мандат в райсовете, когда исполнилось 84 года. Получила и сказала: «Хватит сыны. Молодых выбирайте, а я и так поактивничаю» <•. •> Вся жизнь Королевой связана с историей советского Донбасса, судьба угольного района отразилась в заботах этой прекрасной русской женщины. Так сказал о Королевой на столетнем ее юбилее секретарь парткома шахты. Сам юбилей вылился в праздник района, всей старой Рутченковки. Горняки «Кировской» встали на трудовую вахту в ее честь. В Дом культуры шахты приезжали чествовать Королеву со всего Донецка, а многие пришли взглянуть на нее. Она сидела в президиуме в своем форменном шахтерском кителе, что надевала лишь в торжественных случаях, с орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», знаком «Шахтерская слава», в своей всегдашней серой шальке. Достойно сидела. А сколько вокруг было ее «сынов», с кем делила радость и горе, заботы и волнения, никогда не думая о славе, наградах, и искренне удивлялась, когда они приходили. Ведь жила она просто, среди людей и для людей»[7]. 1. Какие факты, приведенные автором рассказа, наиболее полно характеризуют положительные черты личности нового человека, воплотившиеся в характере Е. Королевой? 2. Укажите, какие мотивы побуждали Евдокию Королеву к активной общественно полезной деятельности на разных этапах ее жизненного пути. 3. Докажите, что индивидуальный стиль деятельности личности формируется и развивается в процессе практической деятельности, направленной на решение жизненно важных и общественно значимых задач. Задача 3 Психологическая наука утверждает, что «в детском и школьном возрасте личность формируется под решающим влиянием воспитания»[8]. Воспитание—это правильная организация деятельности ребенка в соответствии с четко сформулированными целями, с использованием специальных средств и методов воздействии, обеспечивающих формирование целостной личности, ее подготовки к общественной жизни и общественно полезному труду. Для успешной деятельности педагога-воспитателя важное значение имеет его умение раскрыть внутреннее психологическое содержание деятельности школьника, в процессе которой совершается его развитие, складывается его ум, формируются мотивы поведения и психические свойства его личности. Внимательно прочтите высказывание профессора С.Л. Рубинштейна и учителя-методиста 33-й школы г. Воронежа Г. Слуцкого и ответьте на вопросы. С.Л. Рубинштейн: «Внешне, результативно один и тот же акт поведения детей — соблюдение или несоблюдение ими определенного правила, совершение и несовершение определенной ошибки — может, если вскрыть его внутреннее содержание, оказаться но существу совершенно различным поступком. Так, например, жалоба или заявление ребенка-дошкольника воспитательнице о нарушении товарищем какого-либо правила в одних случаях может быть способом убедиться в том, что нарушенное товарищем правило сохраняет свою силу, и, таким образом, в результате восстановления правила воспитательницей укрепиться самому в нем. В другом случае... может быть сознательным средством установления дисциплины в группе. Иной раз она есть способ легальной борьбы за свои интересы, а затем — по мере их осознания — и за свои права, иногда она может быть, однако, и жалобой, продиктованной желанием подвести другого ребенка под неприятность»[9]. Г. Слуцкий: «В любой школе нынче есть план работы с «трудными». Заглянешь — чего в нем только нет! И изучение личности подростка, и знание особенностей его характера, увлечений, и знакомство с семьей, и многое другое. Почему же не «срабатывают» планы? Да потому, что все они, как правило, рассчитаны на «среднетрудного», «общетрудного». А уж если благополучные дети все разные, то что ж говорить о «трудных»? Здесь не просто характеры, а характеры «за семью печатями». Попробуй открой, узнай, поправь, исходя из общего плана. И все же есть в этих делах нечто общее. Известно, например, что у таких учеников не развита ответственность. А мы, учителя, стремимся проводить с ними беседы, убеждаем, наставляем, взываем к долгу. Мы взываем, а они... не меняются. Невольно возникает вопрос: не лучше ли от слов-требований переходить к делам? Помнится, как-то после очередногоЧП —драки — на зачинщика ее Андрея в классном стенном листке появилась карикатура. Самолюбие задиры было уязвлено, и на глазах одноклассников он порвал листок. Как быть? Читать мораль, стыдить? Я посоветовал ребятам самим ответить на этот вопрос. Строго говорили с Андреем, обязали: извиниться перед редактором, редколлегией и в течение 3 дней восстановить стенгазету. Паренек кинулся ко мне жаловаться. Но я сказал, что целиком согласен с решением совета отряда. Класс почувствовал себя коллективом, способным повлиять на того, кто не подчиняется его требованиям. Да и сам Андрей был поставлен в особые условия — ему предстояло делом загладить свой поступок. Далось пареньку это нелегко. Шутка ли — самому на себя нарисовать карикатуру.Онвыполнил требования совета. Отношения с классом были восстановлены. Я же при этом не преминул отметить его художественные способности и то, что он, «оказывается, человек волевой». ...Гена часто опаздывал на уроки, самовольно уходил с дежурства, пренебрегал общественными делами. На первый взгляд не очень серьезные поступки. Но опыт и практика подтверждают, если на такие «мелочи» не обращать внимания, они разовьются со временем в серьезные недостатки. Но как заставить 12-летнего мальчика перемениться? — А что если вам выбрать его звеньевым? — осторожно намекнул я ребятам. — Кого, Генку? Да он все дело завалит. — А вы попробуйте, скажите, что верите ему, надеетесь, что он будет хорошим вожаком. Гену выбрали звеньевым. Чувство ответственности вкупе с инициативой и энергией сильно изменили подростка. «Трудные» ученики. Сколько хлопот, волнений, тревог вызывают они у нас, педагогов. Им неуютно в коллективе. Им неласково дома. От кого же как не от нас, учителей, должны они получить то, чем обделила их семья. Ведь трудные дети — это, как правило, и трудные семьи. Подсказать, помочь взрослым, их родителям—тоже наша забота»[10]. 1. Укажите, какие особенности деятельности ребенка имеют в виду авторы, говоря о различиях во внутреннем психологическом содержании одних и тех же актов поведения детей. 2. Почему оценка поступка ребенка, основанная только на внешней, результативной стороне деятельности, является недостаточной и в значительной мере формальной? 3. Докажите, что без глубокого понимания внутреннего содержания деятельности ребенка, отношения к задачам, которые перед ним ставятся, и мотивов его действий деятельность воспитателя будет формальной: не зная ребенка, он не сможет оценить и результаты своего воспитательного воздействия. Приведите примеры из личных наблюдений. Темы курсовых исследований 1. Овладение ребенком социальным опытом человечества — основа умственного развития и формирования личности. 2. Исследование динамики психического развития в онтогенезе — актуальная проблема современной возрастной психологии. 3. Восприятие и понимание речи как фактор умственного развития и воспитания школьника. 4. Прогнозирование учителем межличностных отношений между учащимися в их совместной учебной деятельности — важнейшее условие управления процессом формирования коллективных отношений. 5. Психологические особенности педагогического общения как средства управления процессом воспитания учащихся.
Тема 2. Методы возрастной и педагогической психологии Методические указания Изучение данной темы в курсе возрастной и педагогической психологии имеет своей целью ознакомление студентов с методологией и методикой исследования психики ребенка, школьника в разные возрастные периоды; формирование навыков правильного использования различных методов и выработку умения самостоятельно организовывать психолого-педагогическое исследование с целью решения конкретных учебно-воспитательных задач. Первое (семинарское) занятие посвящается основным методологическим принципам психологического исследования в области возрастной и педагогической психологии. Рассмотренные в курсе общей психологии методологические принципы построения психологического исследования остаются неизменными в любой отрасли психологии, в том числе в возрастной и педагогической. На данном занятии прежде всего необходимо раскрыть связь между предметом науки и содержанием методологических принципов исследования. Раскрывая содержание принципа детерминизма, необходимо обратить внимание на специфику детерминант психического развития ребенка, показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности. Анализируя принцип детерминизма в плане соотношения внешних и внутренних условий психической деятельности, в качестве важнейших факторов, через которые преломляются обучающие и воспитывающие воздействия, следует рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Так, известно, что в каждый из возрастных периодов рефлекторная деятельность имеет свои особенности: преобладание безусловно-рефлекторной деятельности в первые полгода жизни, формирование условных рефлексов на слово в преддошкольном возрасте, образование систем условных рефлексов, связанных с предметной деятельностью у дошкольника и т. д. Согласно рефлекторной теории психической деятельности «психические явления возникают в процессе взаимодействия индивида, его мозга с внешним миром, взаимодействия, начинающегося с воздействия внешнего мира на мозг»'. Значит, особенности рефлекторной деятельности в тот или иной возрастной период также детерминированы внешними воздействиями на ребенка: особенностями общения с ним, организацией его предметной и учебной деятельности и др. Реализация принципа детерминизма при изучении ребенка и предполагает создание в исследовании условий, обеспечивающих учет особенностей как внешних воздействий, так и рефлекторной деятельности, характерной для того или иного возрастного периода. Наконец, третьим аспектом принципа детерминизма, который можно выделить в связи со спецификой предмета возрастной и педагогической психологии, является влияние предыдущих этапов психического развития на последующие. Оно выражается в положительных и отрицательных эффектах (последние особо рассматриваются педагогической психологией при анализе проблем переучивания и перевоспитания). В содержании принципа единства психики и деятельности также можно выделить ряд центральных с точки зрения возрастной и педагогической психологии аспектов. Во-первых, это связь психического развития ребенка и ведущей деятельности, т. е. такой деятельности, которая обусловливает важнейшие изменения в психических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Доказательства влияния деятельности на проявления психики ребенка получены в исследованиях Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова и др. Например, при изучении игровой деятельности дошкольников было установлено, что произвольная регуляция поведения в игре намного выше, чем вне ее. Во-вторых, принцип единства психики и деятельности в рам- В-третьих, принцип единства психики и деятельности обязы- В традиционном содержании принципа объективности в воз- При анализе экспериментального материала необходимо об- Традиционное содержание принципа развития, заключающееся РубинштейнС, Л, Бытие и сознание.—М., 1967.—С. 9. 'Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.—М., 1976.—с. 16. рассматривать изучаемое явление в системе трех координат: ак- При рассмотрении принципа развития важно показать, что для На этом же занятии целесообразно рассмотреть вопрос о един- Методика как инструмент осуществления того или иного ме- та а в другом—для изучения организаторских способностей, то Анализируя методологические принципы возрастной и педаго- При проведении практических занятий следует обратить вни- лонгитюдная или «срезовая». Эти требования определят и выбор — привлекательность деятельности, выполняемой ребенком в — кратковременность экспериментальной процедуры; — постоянство стимульного материала по содержанию на про- — легкость овладения формальной стороной выполняемой и — возможность завершения каждого экспериментального за- Специфика метода беседы в возрастной и педагогической пси- в общей психологии, по существу они меняются. Так, требование Изменяются требования и к регистрации ответов испытуемого: недопустимой становится запись ответов самим экспериментато- К каждому практическому занятию предусмотрено домашнее Практическое занятие можно организовать следующим обра- Задания построены таким образом, что позволяют формиро- в какой мере он целесообразен, удовлетворяет ли методологиче- Для каждого практического занятия приводится достаточно При изучении курса возрастной и педагогической психологии ника как организатора классного коллектива; изучения дошколь- Шестая тема — изучение классного коллектива и составление Две темы посвящены анализу урока: одна из работ выполня- Цель учебных исследований—формирование умений решать В соответствии с задачами исследования должна быть спла- Этапы выполнения самостоятельного учебного исследования: 1. Теоретическое изучение предмета исследования. 2. Сбор предварительных сведений об объекте изучения (уче- 3. Постановка задач исследования, планирование исследова- 4. Проведение исследования. 5. Анализ полученных фактов и их интерпретация в соответ- В практикуме даны схемы отчета о выполненной работе; в них Планы семинарских и практических занятий Первое занятие (семинарское) Методология, метод, методика и их соотношение в исследованиях 1. Методологические основы психологического исследования 2. Методы организации исследования в возрастной и педагоги- 3. Методы и методики сбора фактического материала в воз- 4. Задание для самостоятельной подготовки к занятию «Ме- Задание 1 Наблюдение проводится с целью определения особенностей б) выполнение одного из классных заданий учителя на уроке ма- Схема наблюдения
|