Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика и структура начисленного налога и налоговых вычетов при формировании налоговой базы налога на добавленную стоимость в 2003-2007 гг.

Однако с 2007 г. в составе вычетов стали учитываться вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, которые ранее (до перехода на заявительный порядок возмещения НДС) относились непосредственно к статье возмещений. Поэтому приводя к сопоставимым сравнительным данным (см. приложение 2), можно отметить, что удельный вес вычетов в начислениях в 2007 г. принципиально не изменился, составив 88,05%. А, следовательно, и темпы прироста начислений и налоговых вычетов в 2007 г. в целом совпадали.

В свою очередь, ускорение опережающих темпов роста налоговых вычетов, пришедшееся на 2006 г., было преимущественно связано со вступившими в силу с 1 января 2006 г. нововведениями в законодательстве, регламентирующими порядок исчисления и уплаты НДС.

Так, во-первых, был осуществлен переход на обязательное использование метода начислений как при определении момента возникновения налоговых обязательств, так и при возникновении права на налоговый вычет. Если до 1 января 2006 г. нормы главы «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации предусматривали для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, возможность использования метода начисления только в части определения сумм налога по отгруженным (переданным) налогоплательщиком товарам (работам, услугам), т.е. только в отношении «исходящего» НДС, то после перехода на обязательное использование метода начислений подобные налогоплательщики получили возможность без оплаты принять все суммы НДС по кредиторской задолженности, существовавшей на 1 января 2006 г., к вычету равными долями в течение первого полугодия 2006 г.[4]

В результате, переход на новый порядок исчисления НДС привел к существенным бюджетным потерям в первом полугодии 2006 г., так как достаточно большой группе налогоплательщиков, которые и так определяли налоговую базу по методу начислений (т.е. для которых с точки зрения начисленного НДС ситуация не поменялась), было разрешено дополнительно увеличить объем своих налоговых вычетов. Если, по оценкам ФНС России, сумма недопоступивших бюджетных доходов по этой причине в январе – июне 2006 г. составила 116 млрд. руб., или 0,96% ВВП, то в целом по 2006 г. ситуация несколько выровнялась, и бюджет недополучил 0,66% ВВП (176 млрд. руб.).

Другой причиной роста налоговых вычетов в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом стало вступление в силу с 1 января 2006 г. нового порядка применения налоговых вычетов в части НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при осуществлении капитального строительства, позволяющего налогоплательщикам принимать к вычету указанные суммы налога в том налоговом периоде, в котором были осуществлены соответствующие затраты (т.е. в общем порядке). Результатом данного нововведения стало более чем 2,6-кратное увеличение сумм вычетов по НДС при проведении капитального строительства в абсолютном исчислении по сравнению с данными 2005 г., что эквивалентно приросту сумм вычетов на 0,60% ВВП.

 

В 2007 г. налоговые вычеты, предъявляемые подрядными организациями при проведении капитального строительства, по-прежнему остаются на высоком уровне (1,03% ВВП в 2007 г. против 1,12% ВВП в 2006 г. и 0,52% ВВП в 2005 г.), в результате чего поступление НДС на товары, реализуемые на территории страны, снизилось на сумму около 341,2 млрд. руб. Однако следует заметить, что на фоне существенного повышения инвестиционной активности и увеличения темпов роста импорта товаров инвестиционного назначения темпы роста налоговых вычетов в 2007 г. были меньше чем в 2006 г., что позволяет говорить о достижении последними своего «максимума» при данном уровне организации и структуры инвестиций в основной капитал в стране. Вероятнее всего, и в 2008 г. налоговые вычеты по данному основанию не превысят отметки в 1,1% ВВП.

 


Рисунок 5

Динамика налоговых вычетов в части НДС при осуществлении капитального строительства, динамика импорта машин и оборудования, % ВВП

Возмещение НДС из бюджета

При анализе динамики поступлений НДС в федеральный бюджет и разработке мер по совершенствованию системы администрирования данного налога необходимо также обратить внимание на динамику возмещения данного налога из бюджета. Следует отметить, что с одной стороны, рост сумм возмещения НДС налогоплательщикам из бюджета всегда вызывает больше вопросов, т.к. возмещение непосредственно связано с расходованием бюджетных средств, то есть выплатой налогоплательщикам сумм, уже поступивших в бюджет. Однако с другой стороны, с точки зрения общего объема бюджетных доходов суммы НДС к возмещению входят в общую сумму налоговых вычетов, анализ динамики которой был проведен выше, а сам факт предъявления сумм возмещения не оказывает влияния на динамику доходов от НДС, отличающегося от влияния налоговых вычетов. Потребность в возмещении налога возникает лишь в случае недостаточности объемов НДС, начисленного налогоплательщиком, для покрытия всей суммы налога, принимаемого к вычету в данном налоговом периоде.

Основные показатели, характеризующие динамику фактического возмещения налога на добавленную стоимость, а также принятие решений налоговыми органами о возмещении и об отказе в возмещении налога представлены в Таблице 4. Из данных, представленных в таблице, видно, что в течение 2004 – 2007 гг. наблюдался незначительный рост сумм налога, заявленного к возмещению из бюджета (с 3,4% ВВП до 3,8% ВВП). При этом суммы налога, в отношении которых налоговыми органами было принято положительное решение о возмещении, возросли с 3,1% ВВП в 2004 году до 3,5% ВВП по итогам 2007 года. Что касается сумм, по которым было принято решение об отказе в возмещении, то они также на протяжении всего рассматриваемого периода колебались в пределах 0,3% – 0,4% ВВП. Также относительно стабильной оставалась ситуация и с возмещением НДС через решения арбитражных судов. При этом следует отметить, что доля сумм возмещения НДС, по которым налоговыми органами принято решение об отказе в возмещении, в общем объеме заявленных к возмещению сумм остается стабильной на уровне около 9%, а доля возмещения через судебные решения не превышает 4% заявленных к возмещению сумм.


Таблица 4

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...