Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Собираемость НДС. Налоговая система России и зарубежных стран

Говоря о связи налоговой ставки и уровня собираемости налога (в данном случае под собираемостью понимается отношение величины налоговых доходов к некоторой прогнозной величине, которая формируется как исходя из 100-процентного исполнения налогового законодательства, так и динамики налоговой базы), нельзя не упомянуть известную в экономической теории взаимосвязь (т.н. «кривая Лаффера»). Однако, прогнозировать, в какой степени это теоретическое положение может быть применимо к налогу на добавленную стоимость, а также о причинно-следственной связи между снижением ставки и ростом собираемости, крайне проблематично. Более того, следует отметить, что рост собираемости зависит, в первую очередь, от полноты налоговой базы, для чего требуется минимизировать существующие освобождения от уплаты НДС и налоговые льготы, а также от возможностей манипуляций с различными ставками налога, повышения качества контрольной работы налоговых органов, от размеров теневого сектора экономики в целом. Только через комплексное решение этих вопросов возможно повышение собираемости налога.

 

На фоне благоприятной конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, относительно быстрого экономического роста в России и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации объективно существующие проблемы администрирования НДС и резкое снижение доходов от налога (в 2006 г.) явились аргументом в пользу обоснования необходимости снижения базовой ставки НДС до уровня 12-13% с одновременной ликвидацией пониженной ставки НДС. Предполагается, что данная мера позволит существенным образом повысить инвестиционную активность предприятий обрабатывающего сектора экономики и способствовать инновационному развитию производств с высокой добавленной стоимостью на территории страны.

Однако, по мнению Минфина России, проблемы с администрированием НДС в части использования льготных ставок и предоставления возмещений, объективно существующие во всех странах, применяющих данный налог, отнюдь не является основанием для снижения размера базовой (номинальной) ставки НДС, который в России вполне соответствует уровню ставок в большинстве стран ЕС. Отдельно отметим, что в развитых странах ЕС в последние десятилетия наблюдается тенденция не к снижению ставок НДС, а, напротив, к ее повышению.

 

Таблица 8

Динамика изменения базовой ставки НДС в странах ОЭСР, %

 
Австралия - - - - -
Австрия
Бельгия 20,5
Великобритания 17,5 17,5 17,5 17,5
Венгрия - - -
Германия
Греция - - -
Дания
Ирландия 19,5
Исландия - - - 24,5 24,5 24,5 24,5
Испания - - -
Италия
Канада - - - -
Корея -
Люксембург
Мексика -
Нидерланды 18,5 17,5 17,5
Новая Зеландия - - - 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5
Норвегия -
Польша - - - -
Португалия - - -
Словакия - - - -
США - - - - - - - -
Турция - - -
Финляндия - - - -
Франция 17,6 18,6 18,6 20,6 20,6 19,6 19,6
Чехия - - - -
Швеция 17,65 20,63 23,46 23,46
Швейцария - - - - 6,5 7,5 7,6 7,6
Япония - - -

Источник: OECD Revenue Statistics

 

В международной практике для анализа качества администрирования налога традиционно рассчитывается коэффициент эффективности НДС (С-efficiency), как отношение фактических поступлений налога к расчетной величине поступлений при применении базовой ставки НДС:

Высокое значение этого показателя предполагает равномерное применение НДС к широкой базе при высоком качестве администрирования налога, в то время как низкое значение данного показателя отражает размытую налоговую базу ввиду освобождений или льготных ставок, а также низкое качество его администрирования. Так, по данным стран ЕС этот показатель варьировался в пределах 42-65% (см. рис.). Исключение составляли развитые страны с крайне низкой базовой ставкой налога (Япония, Канада, Корея, Новая Зеландия) и широкой налоговой базой.

Рисунок 6

Коэффициент эффективности НДС в странах ОЭСР и Российской Федерации

(средние значения за период 2002-2004)

Источник: OECD Consumption Tax Trends 2006 and OECD calculations.

Таблица 9

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...