Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Антифеодальные, восстания сикхов и джатов

Антифеодальные восстания сикхов и джатов

В Пенджабе антифеодальные восстания развертывались под ре­лигиозным знаменем сикхизма. Еще в начале XVI в. в городах Пенджаба была основана индуистская секта сикхов («сикх» — букв, «ученик»). Ее основатель и первый гуру (титул главы сик­хов, доел, «учитель»), Нанак (1469—1538), обличал мусульман­ское духовенство и индусских жрецов. Сикхи отвергали сослов-но-кастовые привилегии, провозглашая равенство людей перед богом. Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман.

Первоначальный сикхизм отражал умеренную оппозицию феодалам зажиточных слоев городского населения Пенджаба. Но со второй половины XVII в. состав сикхской секты начал изменяться. Тяжесть феодальной эксплуатации, общий упадок экономики привели к тому, что в секту начали вливаться тыся­чи обездоленных крестьян и ремесленников. Деятельность ее приобретает боевой антифеодальный характер. Десятый гуру, Говйнд Сингх (1675—1708), отказался от своей неограничен­ной власти. С этого времени все сикхи, объединенные в свою религиозную общину — хальсу, стали пользоваться равными правами. Дела хальсы решались сообща ее членами. Она стала военно-демократической организацией сикхов. Говйнд Сингх призвал к решительной вооруженной борьбе с мусульманскими и индусскими феодалами за «истинное царство», где земля бу­дет принадлежать сикхам. В одном из своих обращений он за­являл: «Мы разрушим угнетательское царство Моголов; тогда я дам всю страну, от Лахора до Пешавара, моим сикхам».

При Говйнд Сингхе сикхизм стал знаменем антифеодальной борьбы. К сикхам присоединялись крестьяне и ремесленники иа мусульман и индусов. Сикхизм превратился из секты в само­стоятельную религию. Принимавших сикхизм подвергали спе­циальному обряду. Их окропляли водой, взболтанной обоюдоост­рым кинжалом. Сикхи отпускали длинные волосы и бороду. Они должны были всегда иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке. К имени сикха добавлялось слово «сингх» («лев»).

После смерти Говйнд Сингха секту возглавил крестьянин Банда. Руководимое им восстание охватило значительную часть Пенджаба. Только бросив все свои войска против сикхов, пра­вительство Могола могло победить повстанцев. Банда был каз­нен. Часть сикхов ушла в горы, продолжая оттуда партизан­скую борьбу.

Восстание сикхов, несмотря на временное поражение, серьезно подорвало силы империи Моголов и господство феодалов в Северной Индии. В дальнейшем сикхи не раз вновь брались за оружие. После длительной борьбы им удалось установить в Пенджабе свою власть и провозгласить там создание независи­мого государства. Земля была объявлена общей собственностью хальсы. И хотя постепенно у сикхов сформировалась новая фео­дальная знать из военных вождей — сердаров, феодальная экс­плуатация крестьянства в Пенджабе по сравнению с другими областями Индостана была значительно ограничена.

Если в движении сикхов сочетались антифеодальная борьба крестьянства и стремление пенджабцев освободиться от власти Великих Моголов и создать свое государство, то другое круп­ное народное движение — восстание джатов — имело прежде всего антифеодальную направленность.

Джаты — земледельческая каста на северо-западе Индии. В последней трети XVII и начале XVIII в. джаты района Агра — Дели несколько раз восставали против могольской вла­сти под руководством своих старшин — представителей общин­ной верхушки деревни. Наиболее крупным было восстание 1672 г., когда повстанцы двинулись на Дели. Хотя выступление джатов было подавлено, повстанцам удалось изгнать из не­скольких округов феодалов и сборщиков налогов.

В силу исторических условий того времени восстания сикхов и джатов не могли привести к ликвидации феодальных поряд­ков, но эти движения нанесли чувствительные удары по импе­рии Моголов.

Восстания маратхов. Образование маратхекого государства

У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно пе­реплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи.

После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, кото­рая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в. восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образова­ние самостоятельного государства. В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, ис­поведовавшими индуизм, и мусульманскими правителями им­перии Великих Моголов. Выдающимся руководителем восстав­ших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680).

Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Ма­хараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каж­дая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвиж­ные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалери­стов брали верх над наемными армиями падишаха.

К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобож­дена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры. «Мараты,— отмечал К. Маркс,— стали таким образом уже народом, управляемым независимым мо­нархом» *.

* К. Маркс. Хронологические выписки по истории Индии. Госполит-издат, 1947, с. 37.

Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение. Это привело к тому, что после смер­ти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодала­ми, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели.

Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов. Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра). В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г. столицей пешв стал город Пуна.

Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянствазаметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана.

В первой трети XVIII в. в результате завоевательных похо­дов маратхских феодалов владения маратхов значительно рас­ширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых го­сударственных образований. Так возникли четыре крупных кня­жества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившие­ся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой счи­тался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически. Только в Нагпуре было значительное маратхское население.

Распад империи Моголов

В условиях глубокого экономического и политического кризиса феодальной Индии, непрекращавшихся войн и восстаний резко сократилась торговля между различными частями Индии, на­чался упадок городов. Усилилось обособление различных обла­стей и районов страны. Власть центрального правительства постепенно становилась чисто номинальной.

К началу XVIII в. наместники крупнейших областей импе­рии, носившие титулы субадаров и навабов, превратились в не­зависимых правителей. Помимо Пенджаба и владений марат­хов фактически самостоятельными государствами стали в пер­вой трети XVIII в. Бенгалия (включая Бихар и Ориссу), Ауд, Хайдарабад. Восстановили самостоятельность княжества Рад­жастхана. К северо-востоку от Дели создали свое княжество выходцы из Афганистана — рохилы. Южнее Дели находилось княжество, возникшее в результате восстаний джатов. Моголь-ские падишахи продолжали считаться верховными правителями страны, но на деле их власть не распространялась за пределы ближайших окрестностей Дели.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...