Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Антифеодальные, восстания сикхов и джатовАнтифеодальные восстания сикхов и джатов В Пенджабе антифеодальные восстания развертывались под религиозным знаменем сикхизма. Еще в начале XVI в. в городах Пенджаба была основана индуистская секта сикхов («сикх» — букв, «ученик»). Ее основатель и первый гуру (титул главы сикхов, доел, «учитель»), Нанак (1469—1538), обличал мусульманское духовенство и индусских жрецов. Сикхи отвергали сослов-но-кастовые привилегии, провозглашая равенство людей перед богом. Одной из своих задач они объявили примирение индусов и мусульман. Первоначальный сикхизм отражал умеренную оппозицию феодалам зажиточных слоев городского населения Пенджаба. Но со второй половины XVII в. состав сикхской секты начал изменяться. Тяжесть феодальной эксплуатации, общий упадок экономики привели к тому, что в секту начали вливаться тысячи обездоленных крестьян и ремесленников. Деятельность ее приобретает боевой антифеодальный характер. Десятый гуру, Говйнд Сингх (1675—1708), отказался от своей неограниченной власти. С этого времени все сикхи, объединенные в свою религиозную общину — хальсу, стали пользоваться равными правами. Дела хальсы решались сообща ее членами. Она стала военно-демократической организацией сикхов. Говйнд Сингх призвал к решительной вооруженной борьбе с мусульманскими и индусскими феодалами за «истинное царство», где земля будет принадлежать сикхам. В одном из своих обращений он заявлял: «Мы разрушим угнетательское царство Моголов; тогда я дам всю страну, от Лахора до Пешавара, моим сикхам». При Говйнд Сингхе сикхизм стал знаменем антифеодальной борьбы. К сикхам присоединялись крестьяне и ремесленники иа мусульман и индусов. Сикхизм превратился из секты в самостоятельную религию. Принимавших сикхизм подвергали специальному обряду. Их окропляли водой, взболтанной обоюдоострым кинжалом. Сикхи отпускали длинные волосы и бороду. Они должны были всегда иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке. К имени сикха добавлялось слово «сингх» («лев»). После смерти Говйнд Сингха секту возглавил крестьянин Банда. Руководимое им восстание охватило значительную часть Пенджаба. Только бросив все свои войска против сикхов, правительство Могола могло победить повстанцев. Банда был казнен. Часть сикхов ушла в горы, продолжая оттуда партизанскую борьбу. Восстание сикхов, несмотря на временное поражение, серьезно подорвало силы империи Моголов и господство феодалов в Северной Индии. В дальнейшем сикхи не раз вновь брались за оружие. После длительной борьбы им удалось установить в Пенджабе свою власть и провозгласить там создание независимого государства. Земля была объявлена общей собственностью хальсы. И хотя постепенно у сикхов сформировалась новая феодальная знать из военных вождей — сердаров, феодальная эксплуатация крестьянства в Пенджабе по сравнению с другими областями Индостана была значительно ограничена. Если в движении сикхов сочетались антифеодальная борьба крестьянства и стремление пенджабцев освободиться от власти Великих Моголов и создать свое государство, то другое крупное народное движение — восстание джатов — имело прежде всего антифеодальную направленность. Джаты — земледельческая каста на северо-западе Индии. В последней трети XVII и начале XVIII в. джаты района Агра — Дели несколько раз восставали против могольской власти под руководством своих старшин — представителей общинной верхушки деревни. Наиболее крупным было восстание 1672 г., когда повстанцы двинулись на Дели. Хотя выступление джатов было подавлено, повстанцам удалось изгнать из нескольких округов феодалов и сборщиков налогов. В силу исторических условий того времени восстания сикхов и джатов не могли привести к ликвидации феодальных порядков, но эти движения нанесли чувствительные удары по империи Моголов. Восстания маратхов. Образование маратхекого государства У маратхов антифеодальное движение крестьянства тесно переплеталось с борьбой маратхекого народа за освобождение от гнета Могольской империи. После включения в состав империи Моголов страна маратхов — Махараштра — была разделена на крупные джагиры, переданные мусульманским феодалам. Это привело не только к усилению эксплуатации крестьянства, но и к известному ущемлению интересов маратхской феодальной верхушки, которая должна была теперь отдавать джагирдарам значительную часть своих доходов. Поэтому к начавшемуся в середине XVII в. восстанию крестьян присоединились мелкие и средние феодалы, боровшиеся за отделение от Могольской империи и образование самостоятельного государства. В развернувшейся борьбе проявились и религиозные противоречия между маратхами, исповедовавшими индуизм, и мусульманскими правителями империи Великих Моголов. Выдающимся руководителем восставших маратхов стал представитель их феодальной верхушки Шйваджи Бхонсле (1627—1680). Массовое участие крестьян в борьбе за независимость Махараштры позволило Шйваджи создать сильную армию. Каждая крестьянская община выделяла и снаряжала определенное количество воинов. Единые по национальному составу, подвижные, хорошо знающие местность, отряды маратхских кавалеристов брали верх над наемными армиями падишаха. К 1674 г. большая часть маратхских земель была освобождена, и Шйваджи торжественно короновался как независимый государь Махараштры. «Мараты,— отмечал К. Маркс,— стали таким образом уже народом, управляемым независимым монархом» *. * К. Маркс. Хронологические выписки по истории Индии. Госполит-издат, 1947, с. 37. Шйваджи и маратхским феодалам приходилось считаться с вооруженным крестьянством. После изгнания мусульманских джагирдаров рента-налог была снижена с 50—60 до 30—40% урожая. Но в Махараштре постепенно вновь появилось крупное феодальное землевладение. Это привело к тому, что после смерти Шйваджи начались усобицы между маратхскими феодалами, облегчившие военные действия могольского правительства. Сын и преемник Шйваджи был взят в плен и казнен, а его наследник — малолетний Шаху — увезен в Дели. Дальнейшее ослабление Могольской империи позволило ма-ратхам в начале XVIII в. восстановить свою государственность. Шаху был отпущен на родину и стал номинальным государем маратхов. Фактическая же власть принадлежала одному из влиятельных маратхских феодалов, принявшему титул пёшвы (главного министра). В дальнейшем страной правила династия пешв, превративших преемников Шаху на троне махараджи в своих марионеток. С 1725 г. столицей пешв стал город Пуна. Теперь государство маратхов базировалось уже на крупном феодальном землевладении. Положение маратхского крестьянствазаметно ухудшилось по сравнению с временами Шйваджи, йо все же оно было лучше положения крестьян в других райо-йах Индостана. В первой трети XVIII в. в результате завоевательных походов маратхских феодалов владения маратхов значительно расширились, охватив большую часть Центральной Индии — от Гуджарата до Бенгальского залива. Территориальные захваты вели к созданию фактически независимых от пешв новых государственных образований. Так возникли четыре крупных княжества — Нагпур, Гвалияр, Индаур и Барода, — Объединившиеся вокруг Махараштры в конфедерацию, главой которой считался пешва. Маратхи превратились в силу, претендовавшую на подчинение всей Индии. Завоеватели составили правящую феодальную верхушку, чуждую местному населению этнически. Только в Нагпуре было значительное маратхское население. Распад империи Моголов В условиях глубокого экономического и политического кризиса феодальной Индии, непрекращавшихся войн и восстаний резко сократилась торговля между различными частями Индии, начался упадок городов. Усилилось обособление различных областей и районов страны. Власть центрального правительства постепенно становилась чисто номинальной. К началу XVIII в. наместники крупнейших областей империи, носившие титулы субадаров и навабов, превратились в независимых правителей. Помимо Пенджаба и владений маратхов фактически самостоятельными государствами стали в первой трети XVIII в. Бенгалия (включая Бихар и Ориссу), Ауд, Хайдарабад. Восстановили самостоятельность княжества Раджастхана. К северо-востоку от Дели создали свое княжество выходцы из Афганистана — рохилы. Южнее Дели находилось княжество, возникшее в результате восстаний джатов. Моголь-ские падишахи продолжали считаться верховными правителями страны, но на деле их власть не распространялась за пределы ближайших окрестностей Дели. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |