Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






О ЗВУКОВОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

ПРОИЗНОШЕНИЕ Мир звуков

Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида

Класс


Допущено Министерством образования Российской Федерации

МОСКВА 2003

 


УДК 376(075) ББК 74.3

Ч 76

Допущено Министерством образования Российской Федерации

Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров


Победитель конкурса по созданию

учебников нового поколения для средней школы,

проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров

и Министерством образования Российской Федерации

Чиркина Г.В., Российская Е.Н.

Ч 76 Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.

ISBN 5-89415-330-1

Данное пособие является методическим сопровождением к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. для 2 класса специ­альных (коррекционных) школ V вида, которое включает кон­цепцию организации материала учебника, информацию для учителя о звуковом строе русского языка, а также содержание работы по формированию звуковой стороны речи у детей данной категории, приемы, методы, упражнения.

УДК 376(075) ББК 74.3

©Чиркина Г.В., Российская

ISBN 5-89415-330-1 © АРКТИ, 2003


ВВЕДЕНИЕ

Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекци­онных школ V вида является одним из основных разделов спе­циального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовнос­ти к усвоению письменной речи.

В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и являет­ся пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать усло­вия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звуча­ния и лексическим значением слова, между изменением грам­матической формы и графическими знаками и т.п.

Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фо­нематического восприятия, достигнутый на предыдущей сту­пени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространен­ную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из об­щеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризу­ется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обуслови­ло их неуспеваемость по русскому языку.

В процессе формирования произношения учитываются сле­дующие дидактические принципы:

1) обучение нормативному произношению всех звуков рус­ского языка на основе учета речевого развития учащихся, ти­пичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;


 


2) реализация задач формирования у учащихся речевого об­щения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамма­тическими компонентами языка;

3) создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой дея­тельности;

4) обучение русскому языку на основе формирования прак­тическихязыковых обобщений;

5) этапность и концентричность в подаче учебного материала.

В соответствии с перечисленными принципами авторами разработан учебник по обучению произношению — «Мир зву­ков». Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями програм­мы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебник является ре­зультатом изучения и обобщения опыта работы ученых в облас­ти логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида г. Москвы № 45; 28; 60; 573 и школы для детей с нарушениями слуха и речи при ИКП РАО.

Методическая основа обучения произношению по данному учебнику включает:

• построение обучения произношению с учетом частотно­сти звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков;

• обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями);

• применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усво­ении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

• использование цветовых сигналов и графических зна­ков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов зада­ний и упражнений;

• изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;


• формирование у детей ведущих видов речевой деятель­ности — говорения и слушания. (Навыки чтения и пись­ма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте.)

Особо отметим, что в данный учебник для 2-го класса широ­ко вводятся тексты для чтения, т.к. к этому этапу обучения уча­щиеся знают все буквы алфавита и умеют читать.

Принципиальные положения учебного комплекта апробиро­ваны в специальных (коррекционных) школах V вида, что под­твердило их надежность и результативность.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА

Фонетическая организация языкового материала учебника не является произвольной — она подчинена необходимости ав­томатизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематичес­кого восприятия. По мере возможности учитываются коммуни­кативные потребности учащихся, сфера их общения.

Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет некоторую минимизацию лексики и грам­матических форм в текстах.

Структурно материал учебника включает четырнадцать тем, часть из которых направлена на повторение и обобщение изу­ченного в 1-м классе материала; большая часть (23 урока) — на овладение навыками более тонкой дифференциации звуков. В учебнике для 2-го класса сохраняются условные обозначения, принятые в 1-м классе.

Материал учебника разделен на отдельные уроки, что облег­чает работу учителя-логопеда при организации фронтальных занятий над произносительной стороной речи.

При разработке уроков авторы руководствовались следую­щим принципом: ход и содержательная сторона каждого урока ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками.

Уроки составлялись с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми второклассники должны были овладеть в процессе логопедических занятий в 1-м классе. Такое распределение позволяет, с одной стороны, избежать дублирования уже извест­ного материала, с другой — отработать и усовершенствовать слу-


хо-произносительные навыки в более сложных лексико-грам-матических условиях.

Основными типами уроков, представленных в учебнике, яв­ляются уроки, построенные по традиционной схеме:

• повторение;

• объяснение нового материала;

• закрепление материала;

• домашнее задание.

Дидактический материал учебника подобран с учетом того, что, наряду с решением основной задачи каждого урока — фор­мирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результа­те перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п.

Таким образом, при организации учебного материала осуще­ствлена попытка более тесно связать работу над произношени­ем с другими разделами программы русского языка: развитием речи и обучением грамоте (коррекционно-лингвистическим курсом). Так, значительное количество текстов учебника, пред­лагаемых для прочтения или аудирования, подготавливают ус­воение познавательного материала таких разделов «Развития речи», как «Природа», «Охрана природы (Экология)».

В учебник включены тексты: «Интересное растение — рис», «Розовыйпеликан», «Колибри», «Мирцветов», «Берегителес», «Человек — царь природы», которые имеют полифункциональ­ную направленность: с одной стороны, данные тексты, в соот­ветствии с фонетическим принципом отбора материала, содер­жат речевой материал с изучаемыми звуками, с другой — их чтение или аудирование расширяет лексический запас учащих­ся, задает правильные грамматические образцы, формирует установки бережного отношения к природе.

В учебник включены также тексты общепознавательного характера (« Г.-X. Андерсен», «Ословарях», «Знаки и символы вокруг нас», «Компьютер», «О скрипках» и т.д.), которые не только позволяют закрепить навыки нормативного произноше­ния, но и расширяют кругозор учащихся, формируют мотива­цию к чтению и обучению в целом. Включение материала по развитию речи способствует воспроизведению и самостоятель­ному употреблению разных видов интонации.


Включены в учебник и тексты русских мастеров слова: С. Ак­сакова, К. Чуковского, Г. Скребицкого, С. Маршака и др. — как примеры образной русской речи. Кроме того, такие тексты со­здают у детей определенный позитивный эмоциональный на­строй. Чтобы привлечь внимание второклассников к чтению, в ряд уроков включена «реклама» книги: приводится короткая справка об авторе, других его произведениях, рекомендуется ознакомиться с ним.

Помимо текстов-описаний, в учебнике есть тексты, требу­ющие определенной оценки использования в них эмоциональ­но-выразительных средств. Кроме того, в целях формирования навыков речевого этикета представлены мини-диалоги с набо­ром устойчивых коммуникативных формул в различных ситу­ациях.

В учебнике достаточно много заданий и упражнений для ва-риативного закрепления отрабатываемых звуков на уровне раз­личных языковых единиц с учетом речевого развития и возмож­ностей учащихся данного возраста.

Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акусти-ко-артикуляционным признакам, сформировать фонематичес­кие представления, навыки фонематического анализа и усвое­ния слоговой структуры. Учтены типичные трудности звуково­го оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).

Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения зву­ков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно про­износимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структу­ра речевого материала, дифференцируются между собой зву­ки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глу­хие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их много­кратного употребления в связной речи под контролем учите­ля. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Рас­ширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи,


речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.

Работа над правильным построением предложений и семан-тизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи».

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полноеусвоение звукового состава речи и выработка нормаль­ного ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков.

В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репро­дуктивные упражнения и повышается роль когнитивных про­цессов в формировании устной речи. Большое место отведено про­ведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую прак­тику детей и в то же время способствуют развитию навыков по­строения предложений разных функциональных типов.

Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.

Очевидна необходимость преемственности в усложнении ре­чевого материала и переходе от словосочетаний к предложени­ям и текстам в учебниках по произношению 1-го и 2-го класса (см. табл.).

Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это не­обходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учи­телю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значи­мыми и эффективными.

Учитывая особенности класса и результаты усвоения деть­ми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение».

Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использо­вать частично или составить свой вариант урока, объединить не­сколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не огра­ничивает учителя в отборе материала, выборе формы его пода­чи, приемов и видов работ, определении композиционной струк­туры урока, его этапов и т.п. Пример усложнения речевого ма­териала иллюстрирует таблица.


 

/ класс   2 класс  
Слово   Словосочетание  
Урок 25 Флот   Урок 29 Сюжетная картинка — «Морской порт» Составь рассказ. Слова-подсказки: флот, флотилия, флаги, офи­церы, фуражки, выстрел, вымпел, ветер, волны, «Варяг», «Витязь», флагман.  
Словосочетание   Предложение, текст  
Урок 23 Гудит гудок; гнать вагоны   Урок 32 Скаткино — это грузовая станция. Здесь загружают вагоны. Сюда подъедут грузовики. Выгрузят груз. Уже гудит гудок. Это гонят пустые вагоны. Рабочие загружают груз в вагоны. И поехал он дальше. Туда, где его ждут, откуда поступил на него заказ.  
Урок 34 Густые кусты   Уроки 26-28 Сирень Есть места, где особенно много сирени. Густые кусты сирени с красивыми кистями соцветий поздней весной растут на стенах старого Таллинна — столицы Эстонии. В северных странах Европы — в Финляндии и Норвегии — разводят сирень. . .  

 


ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Л-ЛЬ

 

Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая прегра­ду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выхо­дит по бокам языка, края которого опускаются. В момент про­изношения задняя часть спинки языка приподнимается, а сред­няя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает21


проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть вид­ны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается во­кализация в позиции между гласными.

Правильное произношение звука Л закрепляется в окруже­нии опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ,ОЛО и т.д. Удоб­ной позицией является сочетание с заднеязычными согласны­ми: КЛУ, ГЛУ,УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная бли­зость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ.

При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны.

Р-РЬ


При артикуляции РЬязык продвигается вперед и принима­ет выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воз­душной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ.

Признаки РЬлучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.).

Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — ще­левой.

Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответ­ствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬкак дрожа­щего звука.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Щ




 


р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик язы­ка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены.

Независимой позицией является изолированное произнесе­ние звука Р. В других позициях звук Р выступает как одно- и двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов.


Звук Щ — переднеязычный глухой шипящий долгий мяг­кий. В момент его образования вся масса языка продвигается вперед. Кончик языка упирается в основание передних ниж­них зубов, его передняя часть приподнята. Средняя часть языка имеет выпуклую форму и приподнята к твердому нёбу, что вызывает при произнесении оттенок звука И. Губы вытя­нуты в меньшей степени, чем при Ш, и слегка растянуты в уголках. Звук Щ отличается от Ш палатализацией и долго­той. При коррекции используется интервокальная позиция с гласным И.


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ц


АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ч




 


Звук Ц представляет собой однофокусную переднеязычную глухую аффрикату и имеет сложную слитную артикуляцию. В момент образования звука передняя часть спинки языка сопри­касается с участком твердого нёба у верхних резцов — создает смычный элемент (Т).Затем смычка раскрывается и возникает щелевой звук (С). В итоге образуется звук Ц. Спинка языка име­ет плоскую форму, края языка плотно прижаты к боковым зу­бам. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт, голосо­вые связки не вибрируют. Губы раскрыты слегка, язык не ви­ден, т.к. при артикуляции Ц раствор челюстей небольшой. Однако при демонстрации логопедом артикуляции звука язык может быть незначительно виден в межзубной щели.

При работе над постановкой звука необходимо сохранение двух позиций артикуляции — смычки и щели. Если отсутству­ет смычка, появляется звук С; если отсутствует щель — звук Т. Следует обращать внимание на свистящий характер звука (в отличие от аффрикаты Ч). При коррекции произношения вни­мание должно быть сосредоточено на образовании Т-образной смычки, которая постепенно раскрывается и заканчивается щелевым С-образным элементом артикуляции.

Наиболее часты замены фонологического характера: Ц—С,

ц-ч, ц-сь, ц-т, ть.

В соответствии с программой по произношению постановка артикуляции звука Ц осуществляется на индивидуальных ло­гопедических занятиях. На уроках произношения ведется ра­бота над автоматизацией звука в различных фонетических по­зициях, формированием фонематического восприятия, овладе­нием практическими навыками звуко-слогового анализа.


Звук Ч — мягкая переднеязычная глухая аффриката. При произношении передняя часть спинки языка вместе с его кон­чиком соприкасается с альвеолами и участком твердого нёба. Спинка принимает выпуклую форму — образует смычный эле­мент звука Ч — ТЬ. Кончик языка может находиться у нижних зубов. Смычка раскрывается и образует шум в виде шипящего звука Щ (Ш долгий мягкий). Т.е. звук Ч состоит из двух эле­ментов. В процессе произношения звука Ч губы выпячены впе­ред, раскрыты.

При постановке Ч обращается внимание на элементы его ар­тикуляции. Постановка осуществляется только после того, как хорошо отработаны в произношении звуки ТЬ и Щ. Возможны отклонения от произносительной нормы, которые не ведут к смешению звуков. Но более частыми являются ошибки фонема­тического типа, такие как Ч=ТЬ, Ч=Щ, Ч=Ц.Они провоциру­ются сходством артикуляции этих звуков.

Звук Ч заменяется Щ, т.к. утрачивается первый смычный элемент (ТЬ).Необходимо настроиться на артикуляцию звука ТЬ.При замене Щ звуком Ч надо обратить внимание на то, что выходящая струя воздуха не заперта в полости рта и звук произ­носится длительно.

Звуки Ч и Ц начинаются с переднеязычного смычного эле­мента. Но при артикуляции Ч он мягкий, а при Ц — твердый. Имеются различия и в губной артикуляции: при Ч губы слегка выпячены, при Ц — нейтральны или слегка растянуты. Если длительно протянуть аффрикаты, то Ц заканчивается, как С, а Ч — как Щ.




 


АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ

г-к х

Заднеязычные согласные — смычные глухие К—КЬ, звонкие Г—ГЬ и глухие щелевые X—ХЬ. Глухие звуки произносятся бо­лее напряженно, сила воздушной струи больше, чем при звон­ких. Артикуляция мягких КЬ, ГЬ, ХЬбольше отличается от соответствующих твердых. Продвижение языка вперед выра­жено в большей степени, чем в других мягких согласных. Фо­кус артикуляции перемещается к границе твердого и мягкого нёба. Приподнимается средняя часть языка, площадь касания языка с нёбом увеличивается.

В произношении отмечаются:

— фонетические ошибки — произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение гло­точных звуков, аспирация (придыхание);

— фонематические ошибки — смешение и неразличение К-Х, КЬ-ХЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, КЬ-К, Г-ГЬ,замена К-Т.

При произношении звука К язык оттянут назад и приподни­мается задней частью к нёбу. Смычка захватывает область мяг­кого нёба до шш!а, который поднят. Губы свободно раскрыты, зубы слегка разомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, но может быть приподнят в сочетаниях со звуками Ш и Л.

Артикуляция звука Г такая же, но звук менее напряжен. В сочетании с К (к городу; к губам) произносится долгий звук Г. Согласные К—Г ярко противопоставлены по участию — неучас­тию голоса, особенно в начале слова. Труднее дифференциро­вать эти звуки в сочетании с Л (глуп — клуб). Для коррекции


артикуляции К—Г в случае аспирации следует усилить смычку и ослабить воздушную струю.

КЬ — сильно смягченный звук (больше, чем другие мягкие согласные), т.к. фокус артикуляции сильно смещен в палаталь­ную зону. Для уточнения артикуляции используется позиция с гласным И. Произносится И.....КЬ.....И, затем — ИКИ, КИ.

Звук X — заднеязычный щелевой глухой твердый. В процес­се артикуляции язык вместе с кончиком оттягивается назад и задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (к самому его началу). Образуется преграда — сужение на пути выходя­щей воздушной струи. Оттянутость языка придает изолирован­ному звуку X окраску Ы. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка приоткрыты, видны несомкнутые зубы.

В литературном произношении согласный X не имеет пар­ного звонкого согласного (пара встречается только в диалектах), поэтому постановка звука X осуществляется в произношении слов шепотом. Встречается гортанный призвук (увулярный звук), который возникает из-за дрожания маленького язычка (тги1а). Для коррекции следует уменьшить раствор челюстей и продвинуть язык несколько вниз.

Дети с ринолалией часто произносят фарингальный звук (п). Язык в этом случае не приподнимается, а лежит на дне полости рта. Нужно поднять заднюю часть спинки языка в момент про­изнесения звука. Чтобы сделать это движение ощутимым мо­ментом артикуляции, следует образовать смычку, как при К, задержать ее, ощутив положение языка, и плавно опустить язык, усилив напор воздушной струи. Получится звук КХ. За­тем время смычки нужно свести до минимума. Произносятся слоги КХО-ХО, КХУ-ХУ и т.д.

Звук ХЬ — сильно смягченный. Язык продвинут вперед, щель ближе к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Губы рас­крыты несколько больше, чем при X, и растянуты в уголках. Звук ХЬ — наименее частотный в русской речи. Подъем сред­ней части спинки языка вызывается в момент произнесения гласного И. Фиксируется это положение, затем усиливается напор струи при выдохе и протягивается образовавшийся щеле­вой звук. Снова произносятся И....ХЬ...И...ИХИ...ХИ. Трениру­ют произношение слогов ИХИ-ХИ, ИХИ-ХЕ и др.



 


ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормаль­ного ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой орга­низации работы по формированию произношения является со­четание фронтальных занятий (уроков произношения) и инди­видуальных логопедических занятий.


Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражне­ний, связанных с ней. Существенной их особенностью в млад­ших классах является предваряющая отработка звуков до изу­чения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечива­ет поступательное развитие учащихся. На индивидуальных за­нятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уро­ки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определен­ного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками.

При планировании фронтальной работы учитель-логопед основное внимание должен акцентировать на особенностях зву­ковой стороны речи учащихся, характерных для ОНР (I, II и III уровни развития речи). Специфические же особенности ар­тикулирования и воспроизведения звуков, обусловленные раз­личными формами речевой патологии, устраняются на инди­видуальных занятиях. При этом учитывается сложный и не­однородный состав учащихся. Наряду с детьми, обучавшимися в специализированных ДОУ или речевых группах при ДОУ массового вида, и учащимися, переходящими из 1-го класса, во 2-й класс зачисляются неуспевающие учащиеся из общеоб­разовательной школы. Их речь характеризуется общей невнят­ностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недо­развитием.

При обследовании необходимо выявить состояние произно­шения и различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры и предложений, темпа и плавности речи, а также фонематического восприятия, чтения и письма. На этом основании составляются индивидуальные планы, на основе ко­торых планируется преодоление индивидуальных речевых за­труднений учащихся.

Основные направления логопедической работы на индиви­дуальных занятиях:

1) развитие движений артикуляционного аппарата, не­обходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуля-

 


ционного аппарата проводятся специальные упражнения (в те­чение года);

2) автоматизация навыков правильного произношения скор-ригированных звуков и их дифференциация;

3) формирование навыков правильного произношения зву­ков у вновь поступивших учащихся в соответствии с индивиду­альными планами;

4) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, четырех- и пятисложных слов и т.п.) и предложений;

5) преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова;

6) устранение индивидуальных отклонений в письме и чте­нии у вновь поступивших учащихся с особо сложными наруше­ниями речи (эта проблема решается специальными приемами, рассмотрение которых не входит в данное пособие).

Содержание фронтальной работыво 2-м классе включает формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в сле­дующих направлениях:

— закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных;

— формирование навыков дифференциации звуков Ш—Ж—

С-3, Щ-Ч-Т', Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'. Содержание фронтальных занятий включает:

1) правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произноше­ния мягких звуков;

2) повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких;

3) умение различать на слух и выделять из слов любой слож­ности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие;

4) повторение шипящих звуков и аффрикат, ] в условиях сте­чения;

5) дифференциация С-Ц, Ц-ТЬ, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-СЬ,Ш-Щ, Щ—Ч (в связи с закреплением навыка письма слов с сочетания­ми ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Усложняется работа по формированию навыков произноше­ния слов. Предъявляется требование четкого, слитного с пра-


вильным ударением произношения многосложных слов, состо­ящих из правильно произносимых звуков:

а) трех-четырехсложных из открытых и закрытых слогов (постоянно; понедельник; трехугольный...);

б) со стечением 2-3 согласных в составе слова;

в) слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде; под крышей; в дремучем лесу).

Работа над правильным построением предложений проводит­ся с учетом программы развития речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с измене­нием их форм (в соответствии с требованиями программы по раз­витию речи).

Автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи. Учащиеся систематически упражняются в состав­лении и четком произнесении простых распространенных пред­ложений из слов указанной сложности с соблюдением правиль­ной интонации и ударения.

Развитие слуховой памяти включает:

— умение повторить в данной последовательности слого­вой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний;

— умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов;

— заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов (до 10 предложений).

Работа над плавностью, темпом и выразительностью речи про­водится на материале небольших рассказов и стихотворений, приведенных в учебнике. Словарный материал, предложения и тексты соотнесены с программами по правописанию, развитию речи, математике и другим учебным предметам. В отдельных упражнениях отбор языкового материала превышает уровень по­нимания учащимися их лексического значения в активной речи. Это сделано намеренно, т.к. проговаривание, аритикулирова-ние подготавливает их восприятие, тренирует слуховую память, создает привычные звуковые образы. Усвоение фонетической информации на этом уровне усиливается зрительной рецепци­ей, т.к. ученики уже могут прочитать слово, словосочетание, текст.

Осуществляется связь двух рецептивных видов речевой дея­тельности — аудирования и чтения с артикулированием. В то же время к опережающему усвоению фонетического каркаса слов, еще не семантизированных, следует подходить осторожно.




 


 


На заключительном этапе происходит совершенствование на­выков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся под влиянием специального обучения и воз­росшей речевой практики уже сформированы механизмы вос­приятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается автома­тизация этих навыков в связной речи, причем процесс автома­тизации навыков идет по пути уменьшения участия сознания при произношении.

На этом этапе обучения значительно повышаются требова­ния к ритмико-интонационной организации речи. Интонация, являясь звуковым средством языка, обладает свойством изме­нять смысл предложения, она многофункционально использу­ется для различных типов предложений, для связи синтагм, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего и т.п.

Для повышения культуры речи учащихся в процессе обуче­ния формируются средства интонационного оформления вы­сказывания: повышение или понижение голоса, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости. Для этого при­влекается более сложный речевой материал (в тесной связи с программой по развитию речи). Для воспитания интонацион­ного многообразия речи необходимо сочетание собственно ин­тонационных средств с разнообразным лексическим и синтак­сическим оформлением высказываний.

В таблице представлено поурочное планирование.


ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока   Тема урока   Кол-во часов  
Уроки 1-9   I ЧЕТВЕРТЬ — 9 учебных недель    
Урок 1   Гласные А, У, О, Ы, И, Э    
Уроки 2-5   Мягкие согласные звуки: М', П', В', К', Н', Ф',    
    Т',Х',С',Б',Д',3',Г'      
Уроки 6-9   Дифференциация твердых и мягких звуков: М-М', П-ГГ, В-В', К-К', Н-Н', Ф-Ф', Т-Т', Х-Х', С-С', Б-Б', Д-Д', 3-3', Г-Г, Л-Л', Р-Р'    
Уроки 10-16   II ЧЕТВЕРТЬ — 7 учебных недель    
Уроки 10-11   I в начале слова после гласного и Ь    
Урок 12   Звук и буква Ж, звук и буква Ш    
Урок 13   Звук и буква Ч    
Урок 14   Звук и буква Щ    
Урок 1 5   Звук и буква Ц    
Урок 16   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Уроки 17-26   III ЧЕТВЕРТЬ— 10 недель    
Урок 17   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Урок 18   Дифференциация Ш-Ж-С-3    
Уроки 19-20   Дифференциация Щ-Ч-Т'    
Уроки 2 1-22   Дифференциация Ц-Щ-Ч    
Уроки 23-25   Дифференциация Щ-Ч-С'-С-Ц    
Урок 26   Дифференциация Р-Р '-Л-Л'    
Уроки 27-34   IV ЧЕТВЕРТЬ — 8 недель    
Урок 27   Дифференциация Р-Р'-Л-Л'    
Урок 28   Дифференциация Р-Р'-Л-Л'    
Уроки 29-34   Дифференциация звонких и глухих звуков - В-Ф; - Б-П; - Д-Т; - Г-К; - 3-С; - Ж-Ш    
    Итого:    


 


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содер­жат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной ст

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...