Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О ЗВУКОВОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКАПРОИЗНОШЕНИЕ Мир звуков Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида Класс
УДК 376(075) ББК 74.3 Ч 76 Допущено Министерством образования Российской Федерации Подготовлено при содействии НФПК — Национального фонда подготовки кадров Победитель конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проводимого НФПК — Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Ч 76 Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с. ISBN 5-89415-330-1 Данное пособие является методическим сопровождением к учебнику Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. для 2 класса специальных (коррекционных) школ V вида, которое включает концепцию организации материала учебника, информацию для учителя о звуковом строе русского языка, а также содержание работы по формированию звуковой стороны речи у детей данной категории, приемы, методы, упражнения. УДК 376(075) ББК 74.3 ©Чиркина Г.В., Российская ISBN 5-89415-330-1 © АРКТИ, 2003 ВВЕДЕНИЕ Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи. В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п. Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространенную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку. В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы: 1) обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;
2) реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка; 3) создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности; 4) обучение русскому языку на основе формирования практическихязыковых обобщений; 5) этапность и концентричность в подаче учебного материала. В соответствии с перечисленными принципами авторами разработан учебник по обучению произношению — «Мир звуков». Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями программы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебник является результатом изучения и обобщения опыта работы ученых в области логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида г. Москвы № 45; 28; 60; 573 и школы для детей с нарушениями слуха и речи при ИКП РАО. Методическая основа обучения произношению по данному учебнику включает: • построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков; • обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями); • применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов; • использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений; • изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка; • формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания. (Навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте.) Особо отметим, что в данный учебник для 2-го класса широко вводятся тексты для чтения, т.к. к этому этапу обучения учащиеся знают все буквы алфавита и умеют читать. Принципиальные положения учебного комплекта апробированы в специальных (коррекционных) школах V вида, что подтвердило их надежность и результативность. ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА Фонетическая организация языкового материала учебника не является произвольной — она подчинена необходимости автоматизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематического восприятия. По мере возможности учитываются коммуникативные потребности учащихся, сфера их общения. Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет некоторую минимизацию лексики и грамматических форм в текстах. Структурно материал учебника включает четырнадцать тем, часть из которых направлена на повторение и обобщение изученного в 1-м классе материала; большая часть (23 урока) — на овладение навыками более тонкой дифференциации звуков. В учебнике для 2-го класса сохраняются условные обозначения, принятые в 1-м классе. Материал учебника разделен на отдельные уроки, что облегчает работу учителя-логопеда при организации фронтальных занятий над произносительной стороной речи. При разработке уроков авторы руководствовались следующим принципом: ход и содержательная сторона каждого урока ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками. Уроки составлялись с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми второклассники должны были овладеть в процессе логопедических занятий в 1-м классе. Такое распределение позволяет, с одной стороны, избежать дублирования уже известного материала, с другой — отработать и усовершенствовать слу- хо-произносительные навыки в более сложных лексико-грам-матических условиях. Основными типами уроков, представленных в учебнике, являются уроки, построенные по традиционной схеме: • повторение; • объяснение нового материала; • закрепление материала; • домашнее задание. Дидактический материал учебника подобран с учетом того, что, наряду с решением основной задачи каждого урока — формирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результате перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п. Таким образом, при организации учебного материала осуществлена попытка более тесно связать работу над произношением с другими разделами программы русского языка: развитием речи и обучением грамоте (коррекционно-лингвистическим курсом). Так, значительное количество текстов учебника, предлагаемых для прочтения или аудирования, подготавливают усвоение познавательного материала таких разделов «Развития речи», как «Природа», «Охрана природы (Экология)». В учебник включены тексты: «Интересное растение — рис», «Розовыйпеликан», «Колибри», «Мирцветов», «Берегителес», «Человек — царь природы», которые имеют полифункциональную направленность: с одной стороны, данные тексты, в соответствии с фонетическим принципом отбора материала, содержат речевой материал с изучаемыми звуками, с другой — их чтение или аудирование расширяет лексический запас учащихся, задает правильные грамматические образцы, формирует установки бережного отношения к природе. В учебник включены также тексты общепознавательного характера (« Г.-X. Андерсен», «Ословарях», «Знаки и символы вокруг нас», «Компьютер», «О скрипках» и т.д.), которые не только позволяют закрепить навыки нормативного произношения, но и расширяют кругозор учащихся, формируют мотивацию к чтению и обучению в целом. Включение материала по развитию речи способствует воспроизведению и самостоятельному употреблению разных видов интонации. Включены в учебник и тексты русских мастеров слова: С. Аксакова, К. Чуковского, Г. Скребицкого, С. Маршака и др. — как примеры образной русской речи. Кроме того, такие тексты создают у детей определенный позитивный эмоциональный настрой. Чтобы привлечь внимание второклассников к чтению, в ряд уроков включена «реклама» книги: приводится короткая справка об авторе, других его произведениях, рекомендуется ознакомиться с ним. Помимо текстов-описаний, в учебнике есть тексты, требующие определенной оценки использования в них эмоционально-выразительных средств. Кроме того, в целях формирования навыков речевого этикета представлены мини-диалоги с набором устойчивых коммуникативных формул в различных ситуациях. В учебнике достаточно много заданий и упражнений для ва-риативного закрепления отрабатываемых звуков на уровне различных языковых единиц с учетом речевого развития и возможностей учащихся данного возраста. Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акусти-ко-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.). Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции. Работа над правильным построением предложений и семан-тизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи». Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полноеусвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков. В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов. Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях. Очевидна необходимость преемственности в усложнении речевого материала и переходе от словосочетаний к предложениям и текстам в учебниках по произношению 1-го и 2-го класса (см. табл.). Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это необходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и эффективными. Учитывая особенности класса и результаты усвоения детьми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение». Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использовать частично или составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не ограничивает учителя в отборе материала, выборе формы его подачи, приемов и видов работ, определении композиционной структуры урока, его этапов и т.п. Пример усложнения речевого материала иллюстрирует таблица.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Л-ЛЬ
Звук Л — переднеязычный щелевой. Передняя часть языка вместе с кончиком упирается в верхние зубы, создавая преграду. Поперек полости рта образуется щель. Струя воздуха выходит по бокам языка, края которого опускаются. В момент произношения задняя часть спинки языка приподнимается, а средняя оказывается прогнутой. Мягкое нёбо поднято и закрывает21 проход в носовую полость. Губы приоткрыты, не растянуты, слегка присобраны в уголках. Незначительно могут быть видны зубы и язык. Голосовые складки сомкнуты. Отмечается вокализация в позиции между гласными. Правильное произношение звука Л закрепляется в окружении опорных звуков. Например: ЫЛЫ, УЛУ,ОЛО и т.д. Удобной позицией является сочетание с заднеязычными согласными: КЛУ, ГЛУ,УЛЫ и т.д. Акустико-артикуляционная близость Л с гласным У провоцирует их смешение или замену губно-губными. Чтобы избежать лабиализации звука, следует придерживать уголки губ. При произношении мягкого ЛЬ язык заметно продвигается вперед, образуя выпуклость в передней части ротовой полости. Кончик языка и передняя часть его спинки соприкасаются с участком начала твердого нёба. Звук ЛЬ слегка похож на звук И. Возможен вариант, когда кончик языка упирается в нижние зубы, а смычку производит передняя часть языка. Оба варианта равноправны. Р-РЬ При артикуляции РЬязык продвигается вперед и принимает выпуклую форму в передне-средней части. Кончик языка не загибается к твердому нёбу и слабо вибрирует в проходящей воздушной струе. Конфигурация языка напоминает звук ЛЬ. Признаки РЬлучше всего выражены в начале слова перед гласным; наибольшую трудность представляет произнесение РЬ в конце слова (январь, гарь и т.д.). Смешение и неразличение Р и Л провоцируется тем, что при артикуляции положения языка сходны. Основное различие этих звуков в способе артикуляции: Р — дрожащий, а Л — щелевой. Неразличение твердых Л и Р приводит к смешению соответствующей пары мягких звуков. При этом различие в способе артикуляции у мягкой пары выражено слабее. В этой связи при коррекции несколько утрируется артикуляция РЬкак дрожащего звука. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Щ
р — переднеязычный дрожащий твердый звук. Кончик языка, загнутый кверху, вибрирует в проходящей воздушной струе. Задняя часть спинки языка имеет выпуклую форму и оттянута назад. Конфигурация языка такая же, как при произнесении звуков Ш, Ж. Губы раскрыты свободно. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки напряжены. Независимой позицией является изолированное произнесение звука Р. В других позициях звук Р выступает как одно- и двухударный звук. В начале слова перед шумным согласным Р может произноситься раскатисто — до трех ударов. Звук Щ — переднеязычный глухой шипящий долгий мягкий. В момент его образования вся масса языка продвигается вперед. Кончик языка упирается в основание передних нижних зубов, его передняя часть приподнята. Средняя часть языка имеет выпуклую форму и приподнята к твердому нёбу, что вызывает при произнесении оттенок звука И. Губы вытянуты в меньшей степени, чем при Ш, и слегка растянуты в уголках. Звук Щ отличается от Ш палатализацией и долготой. При коррекции используется интервокальная позиция с гласным И. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ц АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКА Ч
Звук Ц представляет собой однофокусную переднеязычную глухую аффрикату и имеет сложную слитную артикуляцию. В момент образования звука передняя часть спинки языка соприкасается с участком твердого нёба у верхних резцов — создает смычный элемент (Т).Затем смычка раскрывается и возникает щелевой звук (С). В итоге образуется звук Ц. Спинка языка имеет плоскую форму, края языка плотно прижаты к боковым зубам. Мягкое нёбо поднято, носовой резонатор закрыт, голосовые связки не вибрируют. Губы раскрыты слегка, язык не виден, т.к. при артикуляции Ц раствор челюстей небольшой. Однако при демонстрации логопедом артикуляции звука язык может быть незначительно виден в межзубной щели. При работе над постановкой звука необходимо сохранение двух позиций артикуляции — смычки и щели. Если отсутствует смычка, появляется звук С; если отсутствует щель — звук Т. Следует обращать внимание на свистящий характер звука (в отличие от аффрикаты Ч). При коррекции произношения внимание должно быть сосредоточено на образовании Т-образной смычки, которая постепенно раскрывается и заканчивается щелевым С-образным элементом артикуляции. Наиболее часты замены фонологического характера: Ц—С, ц-ч, ц-сь, ц-т, ть. В соответствии с программой по произношению постановка артикуляции звука Ц осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях. На уроках произношения ведется работа над автоматизацией звука в различных фонетических позициях, формированием фонематического восприятия, овладением практическими навыками звуко-слогового анализа. Звук Ч — мягкая переднеязычная глухая аффриката. При произношении передняя часть спинки языка вместе с его кончиком соприкасается с альвеолами и участком твердого нёба. Спинка принимает выпуклую форму — образует смычный элемент звука Ч — ТЬ. Кончик языка может находиться у нижних зубов. Смычка раскрывается и образует шум в виде шипящего звука Щ (Ш долгий мягкий). Т.е. звук Ч состоит из двух элементов. В процессе произношения звука Ч губы выпячены вперед, раскрыты. При постановке Ч обращается внимание на элементы его артикуляции. Постановка осуществляется только после того, как хорошо отработаны в произношении звуки ТЬ и Щ. Возможны отклонения от произносительной нормы, которые не ведут к смешению звуков. Но более частыми являются ошибки фонематического типа, такие как Ч=ТЬ, Ч=Щ, Ч=Ц.Они провоцируются сходством артикуляции этих звуков. Звук Ч заменяется Щ, т.к. утрачивается первый смычный элемент (ТЬ).Необходимо настроиться на артикуляцию звука ТЬ.При замене Щ звуком Ч надо обратить внимание на то, что выходящая струя воздуха не заперта в полости рта и звук произносится длительно. Звуки Ч и Ц начинаются с переднеязычного смычного элемента. Но при артикуляции Ч он мягкий, а при Ц — твердый. Имеются различия и в губной артикуляции: при Ч губы слегка выпячены, при Ц — нейтральны или слегка растянуты. Если длительно протянуть аффрикаты, то Ц заканчивается, как С, а Ч — как Щ.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАДНЕЯЗЫЧНЫХ СОГЛАСНЫХ г-к х Заднеязычные согласные — смычные глухие К—КЬ, звонкие Г—ГЬ и глухие щелевые X—ХЬ. Глухие звуки произносятся более напряженно, сила воздушной струи больше, чем при звонких. Артикуляция мягких КЬ, ГЬ, ХЬбольше отличается от соответствующих твердых. Продвижение языка вперед выражено в большей степени, чем в других мягких согласных. Фокус артикуляции перемещается к границе твердого и мягкого нёба. Приподнимается средняя часть языка, площадь касания языка с нёбом увеличивается. В произношении отмечаются: — фонетические ошибки — произношение с продвинутой или более глубокой артикуляцией, произношение глоточных звуков, аспирация (придыхание); — фонематические ошибки — смешение и неразличение К-Х, КЬ-ХЬ, Г-К, ГЬ-КЬ, КЬ-К, Г-ГЬ,замена К-Т. При произношении звука К язык оттянут назад и приподнимается задней частью к нёбу. Смычка захватывает область мягкого нёба до шш!а, который поднят. Губы свободно раскрыты, зубы слегка разомкнуты. Кончик языка находится у нижних резцов, но может быть приподнят в сочетаниях со звуками Ш и Л. Артикуляция звука Г такая же, но звук менее напряжен. В сочетании с К (к городу; к губам) произносится долгий звук Г. Согласные К—Г ярко противопоставлены по участию — неучастию голоса, особенно в начале слова. Труднее дифференцировать эти звуки в сочетании с Л (глуп — клуб). Для коррекции артикуляции К—Г в случае аспирации следует усилить смычку и ослабить воздушную струю. КЬ — сильно смягченный звук (больше, чем другие мягкие согласные), т.к. фокус артикуляции сильно смещен в палатальную зону. Для уточнения артикуляции используется позиция с гласным И. Произносится И.....КЬ.....И, затем — ИКИ, КИ. Звук X — заднеязычный щелевой глухой твердый. В процессе артикуляции язык вместе с кончиком оттягивается назад и задняя часть языка приподнимается к мягкому нёбу (к самому его началу). Образуется преграда — сужение на пути выходящей воздушной струи. Оттянутость языка придает изолированному звуку X окраску Ы. Мягкое нёбо поднято. Губы слегка приоткрыты, видны несомкнутые зубы. В литературном произношении согласный X не имеет парного звонкого согласного (пара встречается только в диалектах), поэтому постановка звука X осуществляется в произношении слов шепотом. Встречается гортанный призвук (увулярный звук), который возникает из-за дрожания маленького язычка (тги1а). Для коррекции следует уменьшить раствор челюстей и продвинуть язык несколько вниз. Дети с ринолалией часто произносят фарингальный звук (п). Язык в этом случае не приподнимается, а лежит на дне полости рта. Нужно поднять заднюю часть спинки языка в момент произнесения звука. Чтобы сделать это движение ощутимым моментом артикуляции, следует образовать смычку, как при К, задержать ее, ощутив положение языка, и плавно опустить язык, усилив напор воздушной струи. Получится звук КХ. Затем время смычки нужно свести до минимума. Произносятся слоги КХО-ХО, КХУ-ХУ и т.д. Звук ХЬ — сильно смягченный. Язык продвинут вперед, щель ближе к твердому нёбу. Мягкое нёбо поднято. Губы раскрыты несколько больше, чем при X, и растянуты в уголках. Звук ХЬ — наименее частотный в русской речи. Подъем средней части спинки языка вызывается в момент произнесения гласного И. Фиксируется это положение, затем усиливается напор струи при выдохе и протягивается образовавшийся щелевой звук. Снова произносятся И....ХЬ...И...ИХИ...ХИ. Тренируют произношение слогов ИХИ-ХИ, ИХИ-ХЕ и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности. Наиболее эффективной формой организации работы по формированию произношения является сочетание фронтальных занятий (уроков произношения) и индивидуальных логопедических занятий. Индивидуальные часы предназначаются преимущественно для коррекции произношения звуков и комплекса упражнений, связанных с ней. Существенной их особенностью в младших классах является предваряющая отработка звуков до изучения их в классе на уроках по обучению произношению. Такое сочетание индивидуальной и фронтальной работы обеспечивает поступательное развитие учащихся. На индивидуальных занятиях формируются процессы, которые находятся в стадии становления и требуют строго индивидуального подхода. Уроки по произношению (с учетом, разумеется, индивидуального подхода) должны обеспечить коллективность в работе, создать условия для обучения в едином темпе и достижения определенного уровня в овладении звукопроизносительными умениями и навыками. При планировании фронтальной работы учитель-логопед основное внимание должен акцентировать на особенностях звуковой стороны речи учащихся, характерных для ОНР (I, II и III уровни развития речи). Специфические же особенности артикулирования и воспроизведения звуков, обусловленные различными формами речевой патологии, устраняются на индивидуальных занятиях. При этом учитывается сложный и неоднородный состав учащихся. Наряду с детьми, обучавшимися в специализированных ДОУ или речевых группах при ДОУ массового вида, и учащимися, переходящими из 1-го класса, во 2-й класс зачисляются неуспевающие учащиеся из общеобразовательной школы. Их речь характеризуется общей невнятностью, нечеткостью и, как правило, фонематическим недоразвитием. При обследовании необходимо выявить состояние произношения и различения звуков, воспроизведения слов различной слоговой структуры и предложений, темпа и плавности речи, а также фонематического восприятия, чтения и письма. На этом основании составляются индивидуальные планы, на основе которых планируется преодоление индивидуальных речевых затруднений учащихся. Основные направления логопедической работы на индивидуальных занятиях: 1) развитие движений артикуляционного аппарата, необходимых для правильного и четкого произношения звуков. Для детей с выраженными нарушениями моторики артикуля-
ционного аппарата проводятся специальные упражнения (в течение года); 2) автоматизация навыков правильного произношения скор-ригированных звуков и их дифференциация; 3) формирование навыков правильного произношения звуков у вновь поступивших учащихся в соответствии с индивидуальными планами; 4) преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава (со стечением 2—3 согласных, четырех- и пятисложных слов и т.п.) и предложений; 5) преодоление индивидуальных затруднений, связанных с анализом звукового состава слова; 6) устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении у вновь поступивших учащихся с особо сложными нарушениями речи (эта проблема решается специальными приемами, рассмотрение которых не входит в данное пособие). Содержание фронтальной работыво 2-м классе включает формирование произношения и восприятия звуков в сложных фонетических условиях. В течение года проводится работа в следующих направлениях: — закрепление произношения и различения гласных (А, У, О, Ы, И, Э), а также твердых и мягких согласных; — формирование навыков дифференциации звуков Ш—Ж— С-3, Щ-Ч-Т', Ц-Щ-Ч, Щ-Ч-С'-С-Ц, Р-Р'-Л-Л'. Содержание фронтальных занятий включает: 1) правильное, четкое произношение гласных и согласных звуков в словах различной сложности; уточнение произношения мягких звуков; 2) повторение глухих и звонких, дифференциация твердых и мягких звуков, глухих и звонких; 3) умение различать на слух и выделять из слов любой сложности мягкие и твердые звуки, глухие и звонкие; 4) повторение шипящих звуков и аффрикат, ] в условиях стечения; 5) дифференциация С-Ц, Ц-ТЬ, Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-СЬ,Ш-Щ, Щ—Ч (в связи с закреплением навыка письма слов с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ). Усложняется работа по формированию навыков произношения слов. Предъявляется требование четкого, слитного с пра- вильным ударением произношения многосложных слов, состоящих из правильно произносимых звуков: а) трех-четырехсложных из открытых и закрытых слогов (постоянно; понедельник; трехугольный...); б) со стечением 2-3 согласных в составе слова; в) слитное произношение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде; под крышей; в дремучем лесу). Работа над правильным построением предложений проводится с учетом программы развития речи. Внимание обращается на умение четко произносить окончания слов в связи с изменением их форм (в соответствии с требованиями программы по развитию речи). Автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи. Учащиеся систематически упражняются в составлении и четком произнесении простых распространенных предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения. Развитие слуховой памяти включает: — умение повторить в данной последовательности слоговой ряд, состоящий из 3-4 сочетаний; — умение запомнить в данной последовательности 4-6 слов; — заучивание наизусть скороговорок, пословиц, поговорок, стихотворений и текстов (до 10 предложений). Работа над плавностью, темпом и выразительностью речи проводится на материале небольших рассказов и стихотворений, приведенных в учебнике. Словарный материал, предложения и тексты соотнесены с программами по правописанию, развитию речи, математике и другим учебным предметам. В отдельных упражнениях отбор языкового материала превышает уровень понимания учащимися их лексического значения в активной речи. Это сделано намеренно, т.к. проговаривание, аритикулирова-ние подготавливает их восприятие, тренирует слуховую память, создает привычные звуковые образы. Усвоение фонетической информации на этом уровне усиливается зрительной рецепцией, т.к. ученики уже могут прочитать слово, словосочетание, текст. Осуществляется связь двух рецептивных видов речевой деятельности — аудирования и чтения с артикулированием. В то же время к опережающему усвоению фонетического каркаса слов, еще не семантизированных, следует подходить осторожно.
На заключительном этапе происходит совершенствование навыков произношения в самостоятельной связной речи. К этому времени у учащихся под влиянием специального обучения и возросшей речевой практики уже сформированы механизмы восприятия фонем (фонемной идентификации слышимой речи) и правильной артикуляции звуков. Актуальной остается автоматизация этих навыков в связной речи, причем процесс автоматизации навыков идет по пути уменьшения участия сознания при произношении. На этом этапе обучения значительно повышаются требования к ритмико-интонационной организации речи. Интонация, являясь звуковым средством языка, обладает свойством изменять смысл предложения, она многофункционально используется для различных типов предложений, для связи синтагм, а также для передачи отношения и эмоционального состояния говорящего и т.п. Для повышения культуры речи учащихся в процессе обучения формируются средства интонационного оформления высказывания: повышение или понижение голоса, изменение темпа, увеличение или ослабление громкости. Для этого привлекается более сложный речевой материал (в тесной связи с программой по развитию речи). Для воспитания интонационного многообразия речи необходимо сочетание собственно интонационных средств с разнообразным лексическим и синтаксическим оформлением высказываний. В таблице представлено поурочное планирование. ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содержат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной ст |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |