Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

Формирование навыков правильного произношения прохо­дит несколько стадий.

На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и актив­ной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слого­вые упражнения. Эти виды предусматривают в основном разви­тие моторики артикуляционного аппарата.

Второй этап — развитие фонематического восприятия — очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференциро­вать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соот­ветствии с позиционными условиями.

Заключительный этап — автоматизация, т.е. переход пра­вильного произношения в привычное настолько, что оно не тре­бует специального контроля. Названные этапы занимают дли­тельный период и обеспечиваются двумя категориями факто­ров: бессознательными — посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными — посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

Для формирования звуковой стороны речи широко использует­ся концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи. Усложнение требований, предъявляемых к произношению, отражено в учебниках 1 и 2-го классов.

Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хоро­шо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с ана­лизом звукового состава слова.

Непрерывность артикуляционных движений во время про­изнесения речевого отрезка — слога, слова, сочетания слов


и т.п. — приводит к тому, что на артикуляцию одного звука вли­яет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляци-онные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных та­ким условием считается их изолированное произнесение, для согласных — произнесение перед гласным. В слоговом сочета­нии типа ГС гласный и согласный звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа СГ [5]. Для успешного восприя­тия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в раз­ных фонетических позициях.

При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим:

— изучаемый звук вводится во все доступные на данном уровне сочетания;

— материал максимально насыщается изучаемым звуком;

— не включаются звуки, неправильно произносимые детьми;

— одновременно учитывается доступность слогового соста­ва слов и степень сложности предложений (лексичес­кий и грамматический строй).

Воспроизведение и производство звуковых единиц (звуков, слов, фраз, текста) происходит в единстве и предполагает од­новременное обучение слушанию и говорению. Фонематичес­кое восприятие совершенствуется под влиянием правильного артикулирования. При постановке правильного произноше­ния рекомендуется сочетание различных способов: имитации и описания.

Ученик при обучении артикулированию звуков должен осо­знавать произносительные операции как изолированно, так и в различных сочетаниях. В этой связи широко применяются опи­сания артикуляции изучаемых звуков с использованием средств наглядности: схем, фотографий, демонстраций положений ре­чевых органов с помощью рисунков, модулей, пиктограмм, дви­жений руки. В настоящее время широко используется компью­терная поддержка. Для создания в долговременной памяти учеников звуковых образов фонем, интонем очень важно посто­янство воспринимаемых звуков, которое можно обеспечить с помощью фонограмм. Дети должны слушать эталонный обра­зец звучания, выполнять с опорой на слуховой анализатор уп­ражнения на дифференциацию звуков и т.п.


При этом нужно учитывать, что работа с фонограммой утом­ляет слуховой анализатор, поэтому необходимо чередовать виды заданий с участием моторного и зрительного анализаторов. Бла­годаря синтезу звука и изображения аудиовизуальные средства относятся к числу наиболее эффективных средств обучения.

Различение звуков на слух является необходимым условием правильного употребления их в речи. После того как правильная артикуляция того или иного звука усвоена учащимися и звук произносится ими четко и правильно в простейших сочетаниях, проводятся упражнения по различению звуков. Каждый изучае­мый в данный момент звук может быть сопоставлен в артикуля­ции и на слух с ранее пройденными. Со звуками, еще не прой­денными, но артикуляция которых достаточно подготовлена, можно также упражняться в сопоставлении, однако в данном слу­чае — только на слух, исключая проговаривание [16].

От сравнения отдельных звуков или слогов во 2-м классе бы­стро переходят к сравнению звуков, входящих в состав слогов типа СГ, ССГ и т.п. и слов. В тех случаях, когда изучаемый звук сопоставляется с уже пройденным, правильность восприятия контролируют чаще всего повторением, а также жестом или показом картинок-символов и т.п.

В случаях сравнения изучаемого звука с еще не пройден­ным повторение не рекомендуется!

Работа по различению звуков не ограничивается сравнением каждого изучаемого звука на слух со всеми прочими звуками речи. После того как отдельные звуки будут отработаны в произношении, для дальнейшей дифференциации выделяют пары звуков, близкие по акустико-артикуляционным призна­кам — проводятся упражнения не только в различении, но и в правильном употреблении в речи пар оппозиционных звуков.

На противопоставление парных согласных по твердости-мягкости обращается особое внимание. А.А. Реформатский от­мечает, что оппозиция твердых и мягких согласных для рус­ской фонетики — «это обязательный и... самый существенный момент звукового строя, это основа русской фонологической системы» [28].

В процессе обучения упражнения на закрепление правиль­ного произношения чередуются с теми, цель которых — научить детей различать звуки. Тренировке правильного произноше­ния особенно много внимания уделяется в часы индивидуаль-


ных занятий непосредственно после постановки звука. При этом используются разнообразные слоговые упражнения, по­добранные так, чтобы закрепляемый звук находился в различ­ных сочетаниях со всеми правильно произносимыми звуками, с учетом имеющихся у детей структурных трудностей.

При введении в лексикон учащихся новых слов постоянно применяется метод заучивания слов по слогам с опорой на ут­рированное артикулирование. Это значительно облегчает про­говаривание ребенком трудных для него слов и развивает кинестетические ощущения (т.е. способность чувствовать по­ложение и движение своих органов, в данном случае — артику­ляцию). Дети рассматривают артикуляцию учителя и подража­ют ей. Одновременно учитель привлекает их внимание к звуча­нию. Иногда для контроля правильности артикулирования применяют зеркало. При заучивании слов по слогам можно ис­пользовать приемы, которые рекомендуются при делении слов на слоги, т.е. «отхлопывание», «дирижирование» и т.п. При за­учивании четырех-пятисложных слов используется схема сло­ва, нарисованная на доске или выложенная из полосок бумаги. Для заучивания с соблюдением нужного ритма и ударения под­бирают рифмованные фразы с четким ритмом.

Обязательным требованием при проведении всех упражне­ний является отчетливое произнесение каждого звука, поэто­му в состав слогов включаются только хорошо усвоенные звуки. Подобные упражнения усложняются в следующих направ­лениях:

— постепенно ускоряется темп (до нормального или даже несколько утрированного); при этом не должна снижать­ся четкость произнесения каждого отдельного звука;

— увеличивается число элементов ряда от 2-3 до 5-6;

— усложняется состав отдельных элементов ряда, т.е. от прямых слогов переходят к обратным или к сочетанию прямых и обратных, включая закрытые слоги со стече­нием согласных типа ССГ, а также сочетание с интер­вокальным положением согласного звука. Эти упражнения особенно эффективны для преодоления дис-праксии (нарушения программирования тонких произвольных движений артикуляционного аппарата).

В зависимости от конкретного состава класса усложнение слогового состава слов может проходить по-разному. С детьми,




 


имеющими значительные структурные затруднения, матери­ал следует усложнять постепенно. При менее выраженных за­труднениях при подборе слогового и словарного материала мож­но вводить слоговые сочетания и слова более сложного состава. Овладение звуковым составом слова достигается значительно быстрее в тех случаях, когда ребенок умеет отличать в собственной речи правильное звучание каждого слова от неправильного. В осу­ществлении этой задачи ведущую роль играет осознанный анализ и синтез звукового состава речи. С самого начала обучения по соот­ветствующей системе проводят упражнения, в результате кото­рых дети должны овладеть следующими навыками:

— выделять из состава слова любые звуки — как соглас­ные, так и гласные;

— определять последовательность звуков в слове;

— делить слова на слоги и определять звуковой состав любого слога.

Переход к полному звуко-слоговому анализу слов осуществ­ляется постепенно: в 1-м классе идет работа над односложными и двусложными словами, во 2-м — трех-, четырехсложными.

В результате обучения дети овладевают определенным объе­мом знаний и навыков, касающихся звуковой стороны речи. Кроме того, за это время в значительной мере уточняется и рас­ширяется их словарь, большой сдвиг происходит в развитии грамматически правильной речи. Все это обеспечивает относи­тельную готовность детей к усвоению грамматики и правописа­ния. Подбор материала для чтения и письма зависит от произ­носительных возможностей учащихся.

По мере овладения детьми звуковым анализом постепенно ус­ложняются упражнения, направленные на различение звуков. Например, если в начале обучения звуки сравнивают в ряду или однотипных слогах, то позже — в составе разнообразных слогов (предлагается услышать звук Ш в слогах ША, ЖУ, СЫ, АШ, ЩА) или в составе слов (предлагается услышать звук ТТТ в словах щет­ка, печка, кошка, нос, душ, жук и т.п.).

Работа по анализу и синтезу звукового состава речи перено­сится на уроки грамматики и правописания. На уроках обуче­ния произношению навык анализа и синтеза формируется пре­имущественно при нахождении изучаемого звука в слове, опре­делении его места в слове, подборе слов с данным звуком; продолжаются также упражнения по составлению схемы сло-


ва. При этом анализируемые с помощью схемы слова всегда должны быть более сложными, чем те, которые дети читают и пишут на уроках правописания. Тем самым их подготавливают к письму более сложных слов. Кроме того, на уроках по произ­ношению продолжается практическое знакомство с предложе­нием: учащиеся по заданию составляют предложения с теми или иными звуками, заканчивают начатые учителем предложения, заучивают их и т.п.

Во 2-м классе работа над звуко-слоговой и ритмической структурой речи приобретает несколько иной характер. По мере овладения учащимися произносительными навыками по­степенно теряют свое значение наглядные методы: сопровож­дение произношения жестами или показом картинок. На дан­ном этапе обучения акцент делается на использовании симво­лов, схем и пиктограмм.

Программой регламентируется усвоение произношения сле­дующих типов ритмической и звуко-слоговой структуры слова:

— различных сочетаний звуков и слогов; ряда гласных звуков типа аиу-аиу-аиу... , уоэ-ауо-эау... ;

— слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю; све-сви-свя-свю; вле-кле-мле-пле; мя-ня-вя-ря;

слоговых сочетаний с мягкими и твердыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-ать; кра-кря-кла-кля;

слоговых сочетаний, включающих звук []]: пя-пя-пъя; пъя-пъе-пъю; пъя-въя-лъю;

слоговых сочетаний, включающих оппозиционные зву­ки: ша-са-за-жа; шва-жва-зва-сва; саш-шас; ча-ща-тя-ся; сяща-чаща-цача;

слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменени­ем последовательности: сасошу-сасошу..., татянататя-на... тятанатятана... , с разным ударением: тата, татата, татата.

Таким образом, постепенно усложняется звуковой состав слов; для различения подбираются слова, сходные по звуковому составу. Большое внимание уделяется произношению слов раз­личного слогового состава: слова трехсложные и четырехслож­ные различного звуко-слогового состава, слова со стечением со-




 


гласных, отдельные слова пяти- и шестисложные (разноцвет­ный, электрический и т.п.). По мере овладения детьми новыми словами они постепенно вводятся в состав предложений. Ре­комендуется составлять предложения по сюжетным картинкам, по вопросам, по опорным словам, по демонстрации; дети состав­ляют и заучивают также небольшие тексты. Появляется возмож­ность включать пройденные слова в заучиваемые стихотворе­ния. Осуществляется переход к плавному и четкому произно­шению.

При переходе от скандированного к плавному произноше­нию слов большое значение имеет уже начатая работа над уда­рением.Дети должны уметь на слух отличать ударные слоги от безударных. К хорошо усвоенным в произносительном от­ношении словам предъявляются требования правильного уда­рения. Следует заметить, что при заучивании трудных слов по слогам воспроизводится не слуховой, а графический об­раз слова(т.е. не сабана, а собака), в то время как при отра­ботке плавного произнесения слова с нужным ударением об­разец для произнесения дается учащимся в соответствии с правилами орфоэпии.Такой порядок при усвоении слов име­ет большое значение для формирования у детей готовности к усвоению правил правописания. Для более эффективного ус­воения некоторых орфоэпических норм учитель может ши­роко использовать знаки и символы. Приведем некоторые примеры.

1. Произношение безударных гласных и оглушение звонких согласных (в середине слова, перед глухими согласными) мож­но обозначить надстрочными символами:

А Т Ф

ТОПÓР ПЛОД ВКЛЮЧÁТЬ

2. Произношение удвоенных согласных обозначено над­строчным символом ——. Учащимся объясняют, что удвоенная буква в словах произносится как один долгий звук: АННА.

3. При произношении глаголов с возвратным суффиксом -СЯ сочетания ТСЯ, ТЬСЯ проговариваются как ЦА, что также мож­но обозначить посредством надстрочных символов.

4. Слитное произношение предлогов обозначено подстроч­ным символом и:


В ШАЛАШЕ; НА БАШНЕ; ПО ШОССЕ; ПОД СТОЛОМ.

и и и и

Умение быстро и осознанно находить нужное ударение в сло­ве является одним из необходимых условий для понимания чи­таемого текста. Кроме того, развитие у учащихся навыка быст­рого определения места лексического ударения важно для усво­ения правила правописания безударных гласных.

Преодоление скандированного, послогового произношения слов имеет большое значение и для понимания читаемого тек­ста. Своевременно начать работу над ударением необходимо еще и для того, чтобы подготовить учащихся к письму слов с безу­дарными гласными.

Проводятся также упражнения, направленные на выработ­ку нормального темпа и плавности речи. К ним относятся уп­ражнения на повторение различных звукосочетаний с постепен­ным переходом от замедленного темпа к нормальному и даже несколько ускоренному. Предлагается материал (скороговорок, поговорок, пословиц, коротких стихотворений) для проговари-вания в медленном и быстром темпе:

Повтори медленно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Повтори быстро и слитно:

Дятел дуб продалбливает. Этого Кузьму я и сам возьму.

Далее предлагается выполнить аналогичные упражнения с промежуточной скоростью произношения, которая обозначает­ся в инструкции: «Говори в нормальном темпе».

Повтори медленно:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Повтори в нормальном темпе:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.


Повтори быстро:

Чащи чаще в нашей пуще. В нашей пуще чащи гуще.

Из этих примеров видно, что, кроме слоговых сочетаний, для произношения предлагаются простые, короткие пословицы и поговорки. Вводят и разнообразные упражнения, способствую­щие правильному употреблению в активной речи слов в различ­ной грамматической форме (в соответствии с программой «Раз­витие речи»).

Работа над усвоением звукового состава речи заканчивается, когда завершается переход от скандированного произношения к плавному. Требования правильного произношения должны предъявляться на всех, без исключения, уроках. Оставшиеся у отдельных учащихся затруднения преодолеваются преимуще­ственно в часы индивидуальных занятий.

Задача дальнейшего обучения — совершенствовать и укреп­лять приобретенные навыки произношения отдельных звуков, слов, предложений.

ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

При обучении русскому произношению применяют разные типы тренировочных и речевых упражнений, объединенных в определенную систему. Под системой упражнений понимается «организация взаимосвязанных действий, расположенных в по­рядке нарастания трудностей, с учетом последовательности ста­новления умений и навыков в том или ином виде речевой дея­тельности» [7].

Специфика использования системы упражнений на уроках произношения во 2-м классе специальной (коррекционной) школы V вида заключается в том, чтобы:

— правильное произношение, достигнутое в 1-м классе на ограниченном лексическом материале, перенести на постоянно расширяющийся объем лексического и грам­матического материала;

— закрепить это правильное произношение в различных видах речевой деятельности.


Поэтому изменяется соотношение рецептивных упражне­ний, направленных на формирование восприятия, и репродук­тивных упражнений, направленных на порождение речи.

Уменьшается роль подготовительных рецептивных упражне­ний (в различении звуков слов, интонационных структур, иден­тификации фонетических явлений). Повышается роль упраж­нений в имитации, трансформации, дифференциации и комби­нировании звуков, слов, интонационных структур. По способу выполнения различают индивидуальные, парные, коллективные (хоровые) упражнения. Индивидуальные упражнения являют­ся преобладающими в условиях немногочисленного по числу уче­ников класса, но разнородного по этиологии речевых расстройств. В то же время хоровые упражнения стимулируют детей с нару­шениями артикуляционной моторики.

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

Опора на ощутимые моменты артикуляции. Такими мо­ментами являются: форма губ (округлены, вытянуты, растяну­ты в стороны); артикуляция языка (положение кончика языка: поднят — опущен); место преграды, если она образуется с по­мощью передней части языка (движения языка вперед — на­зад); контакт боковых краев языка с зубами, напряжение ор­ганов речи, степень раствора рта (расстояние между верхними и нижними зубами); работа голосовых складок (сомкнуты — разомкнуты); сила и характер воздушной струи (теплая — хо­лодная, узкая — широкая, направлена вверх на нёбо — вниз). Эти признаки необходимо использовать и для дифференциации некоторых смешиваемых звуков. Полезные приемы:

1) произнесение и распознавание звука на слух;

2) изображение изолированного звука схемой: учитель поясняет, что на схемах отдельный звук обозначен в виде значка: гласный звук — это красный треугольник; соглас­ный мягкий звук — зеленый квадрат; согласный твердый звук — синий квадрат. Данные условные обозначения, используемые в учебнике, аналогичны условным обозначениям в «Букваре» (ав­торы: Н.Л. Крылова, И.Б. Писарева, Н.Л. Ипатова);

3) утрированность артикуляции (усиливается четкость движе­ний). Данный прием используют при закреплении понятия об изолированном звуке. Ученики упражняются в отчетливом про-




 


изнесении изолированных звуков. Одновременно с произнесени­ем звука на наборное полотно выставляются картинки-символы;

4) распознавание на слух и выделение звуков из слов:ученики ставят на наборное полотно карточки с синими, зе­леными квадратиками и красными треугольниками;

5) фиксирование артикуляциипутем задержки положения речевых органов, которая усиливает кинестетические ощуще­ния при фонации.

Иногда используют прием запоминания с закрытыми (на 3-5 секунд) глазами для большего осознания позиции звука.

Эффективным является прием ускорения или замедления темпа речи. При отработке слогов типа ССГи СССГиспользу­ется постепенное ускорение темпа для редуцирования призву­ков гласных между согласными; замедление — для выделения нужной фазы артикуляции.

ВОСПИТАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

В процессе коррекционной работы происходят перестройка привычной артикуляции звука и автоматизация нового способа произношения на основе тренировочных упражнений. Одновре­менно с усвоением правильной артикуляционной установки уче­ник должен усвоить, а затем запомнить сопряженный с нею но­вый акустический эффект, который, как правило, отличается от прежнего чрезвычайно тонкими характеристиками. Если этого не происходит, ученик легко возвращается к прежнему, привыч­ному произношению. Особенно часто это «соскальзывание» на­блюдается в случаях легких («стертых») искажений артикуля­ции, когда суррогат звука выполняет фонологическую функцию.

Наиболее известный прием — подражание образцу произно­шения логопеда основан на тренировочных упражнениях, что не всегда предупреждает возврат к прежней артикуляции.

Научно аргументированные наблюдения свидетельствуют о том, что воспитанию самоконтроля мешает тренировка несу­щественных элементов артикуляции, изменяющихся в рече­вом потоке под влиянием соседних звуков (явление коартику-ляции). Избыток побочных тренировочных упражнений при нормальной подвижности речевого аппарата отвлекает вни­мание от более существенных для данного звука элементов артикуляции.


Эти трудности на этапе автоматизации можно уменьшить, если включить в уроки произношения или в индивидуальные логопедические занятия упражнения для осознанного восприя­тия собственных речевых кинестезии, для воспитания кинесте­тического контроля (см.: Методы коррекции нарушений звуко­вого строя речи у детей/ Под ред. Р.Е. Левиной. — К., 1979; Сав­ченко М.А. Некоторые приемы воспитания кинестетического контроля при исправлении недостатков произношения).

Основные средства, обеспечивающие положения органов ар­тикуляции, — это восприятие движений речевого аппарата ло­гопеда в зеркале и его словесные пояснения. Целесообразно ис­пользовать специальные приемы воспитания кинестетическо­го контроля. Поясним, что они наиболее эффективны для детей, имеющих так называемые антропофонические дефекты произ­ношения и трудности в автоматизации правильных артикуля­ций. Основная цель этих приемов — формирование ощущений положения органов артикуляции.

Известные в логопедической практике приемы:

— определение участков работающих и пассивных органов артикуляции по следам прикосновения зондом, шпате­лем и др.;

— воспроизведение позиции органа артикуляции при про­изнесении сохранных звуков;

— утрированное произношение звуков;

— задержка артикуляционной позы на 3-5 секунд;

— сравнение правильной и неправильной артикуляции;

— словесное описание позиции органа артикуляции или его части;

— выполнение отдельных движений по словесной инст­рукции логопеда;

— показ отдельных элементов артикуляции на схеме, муляже;

— определение различий в артикуляционной позиции при произнесении контрастных звуков (П — Т, Ф — Си др.). При этом следует учитывать, что при произнесении хорошо ощущаются артикуляция губ, кончика языка, движение всего языка вперед и назад. Трудноощутимы движения задней и сред­ней части языка, мягкого нёба.

Наиболее распространенными способами образования соглас­ных в русском языке являются смыкание (смычка) и сближение




 


(щель). Поэтому полезно применять упражнения в произношении звуков П, Б, Т, Д, К, Г (как правило, не нарушенных у учащихся) и определять'органы, образующие смычку и преграду на пути вы­дыхаемого воздуха. При этом толчок воздуха ощущается рукой. Для ощущения «щелевой» артикуляции используются звуки Ф, В, X (также, как правило, ненарушенные) и акцентируется вни­мание на напряжении отдельных групп мышц и интенсивной струе воздуха. Эти звуки можно тянуть, что создает благоприят­ные условия для фиксации уклада речевых органов и контроля акустического эффекта. Чем дольше ученик может протянуть фрикативный звук, тем больше уверенность логопеда в том, что искомая артикуляция этого звука ощущается ребенком.

Затем предъявляют упражнения в поочередном чередовании взрывных (смычных) и щелевых звуков и определении способа и места их образования: «Какие органы артикуляции образова­ли "смычку" или "щель"»?; «Определи место образования пре­грады» и т.д.

Приведенные виды упражнений полезно использовать на начальном этапе коррекции звуков и постепенно их расширять. Они особенно важны при коррекции велярного звука Р, боково­го сигматизма, двугубного звука Л и других недостатков, для которых основным дифференциальным признаком являются различия в месте образования органами артикуляции или их частями смычки и щели.

Сравнение ощущений, возникающих при правильной и за­крепившейся неправильной артикуляции, помогает сначала осознанной регуляции тонких движений, а затем постепенно «свертывается» и начинает осуществляться по механизму «вра-щивания» (Выготский Л.С.). Кроме того, успешное овладение самоконтролем усиливает мотивацию ребенка к активному уча­стию в процессе коррекции.

ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ

Ударение в русском языке характеризуется сильноцентра­лизующим характером. Это значит, что безударные слоги в сло­ве произносятся с ослабленным мышечным напряжением, с ре­дукцией, т.е. они «притягиваются» к ударному слогу. Произ­ношение ударного слога отличается большей длительностью, напряженностью, четкостью и полнотой артикуляции. 50


Другими особенностями русского ударения является его под­вижность и разноместность.

Усвоению ударения предшествуют ритмические модели, которые представлены в учебниках 1 и 2-го классов. Они фор­мируют специфику образования слова путем произношения со­четаний согласных, их оглушения и озвончения, переключе­ния артикуляции с твердого звука на мягкий и др.

Работа с ритмическими моделями начинается с момента ус­воения двусложных слогов типа: ТАта, таТА. Далее переходят к работе над трехсложными словами. Последовательность их усвоения следующая: ТАтата, таТАта, татаТА.

Используют графическую модель такого вида: ии — ТАта. Модель сначала озвучивается учителем, а затем сочетается с ее простукиванием, которое хорошо отражает разницу между удар­ным и безударным слогом. Затем ученики простукивают рит­мическую модель и озвучивают ее. В процессе такой работы ис­пользуют только хорошо произносимые звуки. В то же время длительное использование приема утрирования ударного слога может осложнить работу над интонацией. Используются раз­личные сочетания согласных, смена открытых и закрытых сло­гов, звуков различной артикуляционной трудности (например, обращается внимание на сочетания оппозиционных звуков: аффрикат, свистящих — шипящих, звонких — глухих и др.)-

Практическое изучение интонации становится возможным, когда нормализуются фонетические средства, с помощью кото­рых происходит интонационное оформление:

— изменение частоты колебания голосовых складок, кото­рое воспринимается как изменение высоты (мелодика);

— изменение скорости артикуляции, которое воспринима­ется как изменение темпа речи;

— изменение силы артикуляции, которое воспринимает­ся как изменение громкости;

— прекращение фонации — пауза.

Главную роль при интонационном оформлении играет мело­дика. Любое высказывание выражается одним и тем же набо­ром интонационных средств.

К интонационным типам русского языка относятся:

повествовательная, или завершающая, интонация. Происходит понижение основного тона на ударном сло­ге слова, который стоит под фразовым ударением. К кон-


цу фразы уменьшается интенсивность и увеличивается длительность ударного гласного;

вопросительная интонация характеризуется повыше­нием основного тона ударного гласного слова, который стоит под ударением. На заударных гласных основной тон понижается;

интонация незавершенности близка к интонации воп­роса (меньше подъем основного тона на главном удар­ном гласном);

интонация восклицательная (эмоциональной выделен-ности) реализуется повышением частоты основного тона голоса, увеличением интенсивности или длительности на главном ударном слоге.

Овладение этими просодическими характеристиками речи достигается во 2-м классе путем наблюдения над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации. Ученики овладевают выразительным отраженным проговари-ванием вслед за логопедом, сопоставляют с помощью сигналь­ных карточек (? ! .) различную просодическую окраску. При этом обращается внимание на смысловую связь между отрезка­ми предложения (синтагмами) и мелодикой, паузой и темпом. Дети учатся объяснять, почему смысловое ударение падает на определенное слово и именно это слово мы выделяем голосом. Для обогащения интонации используются выразительное чте­ние стихов с изучаемыми звуками, которые широко представ­лены в учебнике, а также короткие диалоги.

На овладение интонационными средствами влияют регуляр­ные упражнения по определению слого-ритмической структу­ры слова. У учащихся развивается «чувство ударения», совер­шенствуется кинестетическая основа речи. Наибольшее внима­ние при формировании просодических характеристик следует уделять детям с алалией, дизартрией и заиканием.


МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

Материалы, приведенные в данном разделе пособия, содер­жат разноуровневый дидактический материал, направленный на формирование произносительной стороны речи, и предпола­гают творческий подход учителя-логопеда к подготовке конс­пекта урока. Они могут быть модифицированы в зависимости от уровня речевого развития и особенностей психической сфе­ры детей с разными формами речевой патологией. Учитель-лого­пед определяет объем усваивамого материала, способы текуще­го контроля за качеством речи, что во многом зависит от особен­ностей состава класса и уровня владения языковыми навыками и умениями, выработанными ранее в процессе прохождения учебного материала.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

Структура уроков произношения определяется необходимо­стью сформировать звуковую и звуко-слоговую структуру речи, обеспечить возможности полноценной речевой коммуникации.

Распределение материала внутри урока может быть различ­ным: оно зависит от этапа обучения, от сложности усвоения артикуляции, восприятия и дифференциации звуков, от инди­видуальных особенностей состава учащихся, систематичнос­ти коррекционного процесса и других факторов. В этой связи предлагаемые структурные элементы не следует воспринимать как шаблон. Урок произношения не должен быть однообраз­ным и утомительным. Огромную роль играют средства нагляд­ности и использование игровых приемов, элементы соревнова­ния. Тщательно продумывается посильность предлагаемых уп­ражнений и возможные индивидуальные затруднения. В то же время необходимо усложнять речевой материал в соответ­ствии с программой.



 


ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (1 ЧАС)

Урок 1

Цель: закреплять знания о гласных звуках и буквах; разви­вать умение различать гласные по их характерным особеннос­тям; учить детей правильно произносить гласные звуки, наблю­дать за слогообразующей и смыслоразличительной ролью глас­ных звуков.

1. Урок целесообразно начать с рассматривания учебника и объяснения системы его организации.

2. Повторение гласных звуков.

3. Отличительные признаки гласных звуков.

4. Условное обозначение гласного звука (красный треугольник).

5. Четкое повторение гласных звуков за учителем.

6. Самостоятельное называние гласных звуков с использова­нием таблицы. Упражнение направлено одновременно на раз­витие внимания и логического мышления. Дети самостоятель­но или с помощью учителя должны выявить буквенную после­довательность и назвать звук вместо знака.

7. Определение роли гласных звуков в русском языке.

8. Чтение слогов, слов различной слоговой структуры. Сло­ва, состоящие из четырех слогов, для облегчения прочтения и правильного произношения разбиты на слоги.

9. Гласные буквы. Их количество в русском языке.

10. Сравнение гласных и йотированных гласных звуков: изо­лированно, в слогах, словах при повторении и чтении.

11. Определение слов с заданным гласным звуком.

12. Выразительное чтение стихотворений и диалогов. Расширить задания урока учитель-логопед может за счет:

— организации лингвистических наблюдений за произно­шением гласных звуков и игровых приемов типа: «Кто быстрее назовет все буквы для обозначения гласных звуков?»;

— записывания слов и предложений, подчеркивания глас­ных.

Итог урока:

Как отличить гласный звук от согласного?

— Какие признаки гласных вы можете назвать?


МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (4 ЧАСА)

Уроки 2-5

Цель: закрепить знания детей об особенностях мягких со­гласных звуков; показать смыслоразличительную функцию со­гласных в слове; развивать навыки различения мягких соглас­ных звуков в слове, обозначать их буквами.

1. Называние картинок.

2. Определение первого звука в словах.

3. Моделирование проблемной ситуации: «Все названные звуки разные, но чем они похожи?».

Во-первых, все названные звуки — согласные. Во-вторых, все они мягкие. Следует обратить внимание детей на обозначе­ние мягкого согласного (зеленый квадрат).

4. Произношение мягких согласных звуков. Буквенное обо­значение мягкости согласных.

5. Отработка навыка произношения и чтения мягких соглас­ных в слогах.

6. Мягкий знак и гласные Я, Ё, Ю, Е, И. Особый звук И и схема образования йотированных гласных. Воспроизведение слогов с мягкими согласными звуками, воспринятых на слух; чтение звуковых схем.

7. Чтение слов, систематизированных по слоговой структуре и содержащих мягкие согласные звуки.

Расширить содержание задания учитель-логопед может, предложив учащимся самостоятельно подобрать слово к схеме, содержащее один, два, три мягких согласных звука.

8. Закрепление четкого произношения <

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...