Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мустафа-паша Байрактар и «рущукские друзья»

Сторонники реформ группировались теперь вокруг влиятельного правителя Рущукского (Русенского) округа (Болгария) Муста-фы-паши Байрактара, командовавшего во время войны войска­ми на Дунае. Под его руководством была создана тайная груп­пировка реформаторов. Их называли «рущукскими друзьями». После того как вслед за Тильзитским миром в августе 1807 г. было подписано перемирие между Россией и Турцией, Мустафа-паша Байрактар получил возможность двинуть свои войска на Стамбул с целью восстановления на престоле Сели­ма III. Но когда в июле 1808 г. войска Байрактара подошли к столице, находившийся в заключении Селим III был убит по приказу Мустафы IV.

Вступив в Стамбул, Байрактар низложил Мустафу IV и воз­вел на престол его брата Махмуда II (1808—1839), обещавше­го поддержать реформаторскую политику. Сам Байрактар был назначен великим визирем, важнейшие государственные долж­ности заняли «рущукские друзья».

Байрактар возобновил политику реформ. Он действовал бо­лее решительно, чем Селим III. Становилось очевидным, что дело идет к уничтожению янычарского корпуса. Но «рущукские друзья», так же как и Селим III, не имели, да и не искали опо­ры в народных массах. Между тем большинство господствую­щего класса решительно выступало против реформ. В ноябре 1808 г. в Стамбуле начался мятеж янычар. Байрактар погиб, а «рущукские друзья» были отстранены от власти.

Неудача реформаторских попыток Селима III и Байрактара не была случайной. Возродить Турцию можно было только на основе коренных социальных преобразований. Они же были воз­можны лишь в результате создания на территории Османской империи жизнеспособных национальных государств. В условиях того времени большинство мероприятий реформаторов объек­тивно имело прогрессивное значение, но в целом реформы Се­лима III и Байрактара были лишь попыткой небольшой груп­пы представителей господствующего класса смягчить глубокий кризис, переживаемый Османской империей. В конечном счете целью этих реформ было сохранение существовавших поряд­ков, сохранение нежизнеспособной Османской империи.

Продолжение войны с Россией. Бухарестский мир

Весной 1809 г. возобновились военные действия с Россией. Осенью 1811 г. Кутузов разгромил войска Османской империи. Ввиду назревавшей войны с Францией Кутузов стремился уско­рить заключение мира, который и был подписан в мае 1812 г. в Бухаресте. По условиям Бухарестского мира Бессарабия осво­бождалась от османского ига и включалась в состав Русского государства. Султан подтвердил право России покровительство­вать Дунайским княжествам и обязался предоставить само­управление Сербии.

Внешнеполитические неудачи Османской империи были ре­зультатом углубления противоречий, определявших ее слабость и упадок.

 

Глава V

ФЕОДАЛЬНЫЙ КИТАЙ ПОД ВЛАСТЬЮ ЦИКСКОЙ МОНАРХИИ

В то время как Индонезия и Индия были порабощены ино­странными захватчиками и стали колониями, а Османская им­перия уже была опутана режимом капитуляций и начинала пре­вращаться в зависимую страну, Китай еще полностью сохранял свою независимость.

Это была страна, народ которой создал яркую и самобыт­ную культуру. В древности и в средние века высокого уровня развития достигла китайская литература. Китайские шелка, фарфор, изделия из лака славились на весь мир. Китайским на­родом были созданы прекрасные памятники архитектуры, скуль­птуры, живописи, самобытный театр.

Однако на рубеже нового времени феодальные порядки уже серьезно препятствовали прогрессу Китая, хотя в XVI — начале XVII в. наблюдался заметный рост городов в нижнем тече­нии Янцзы и на юго-восточном морском побережье, сопровож­давшийся подъемом ремесленного производства и торговли.

Крестьянская война XVII в.

Вопрос о степени разложения феодализма и времени зарожде­ния в Китае элементов новых экономических отношений еще не­достаточно изучен. Накопленные материалы свидетельствуют о том, что в XVI в. в феодальном Китае появились крупные купе­ческие компании, занимавшиеся торговлей тканями, фарфором, бумагой. В ряде случаев купцы-посредники подчиняли город­ских и сельских ремесленников, снабжая их сырьем. Но эти но­вые отношения наблюдались лишь на сравнительно ограничен­ных территориях в устье Янцзы и некоторых других районах, причем и здесь они сосуществовали с казенными ремесленными мастерскими и мануфактурами.

Господство феодалов препятствовало развитию китайской экономики. Помещики всячески усиливали феодальную эксплуа­тацию крестьянства, что вызывало обострение классовой борь­бы и привело к крестьянской войне.

В 1622 г. значительную территорию провинции Шаньдун охватило крестьянское восстание, руководимое тайным религи­озным обществом «Белый лотос». Вскоре после его подавления восстали крестьяне провинции Шэньси, а в 30-х годах к ним присоединилось крестьянство других провинций Северного Китая.

Крестьянское восстание развернулось, когда Китай вел вой­ну с маньчжурскими племенами, являвшимися до того в тече­ние длительного времени его вассалами и данниками. Маньч­журы, жившие на территории современного Северо-Восточного Китая, подчинили себе соседние племена и захватили обширную территорию, а затем начали вторжение во внутренние районы Китая.

Необходимость вести войну с маньчжурами и одновременно подавлять крупные крестьянские восстания крайне осложнила положение правившей в тот период Китаем династии Мин. Пра­вительство императора сняло часть войск с маньчжурского фронта и направило их против восставших крестьян. К 1638 г. правительственным войскам удалось разгромить повстанческие крестьянские армии.

Но это была временная победа. В 1639—1640 гг. восстание вспыхнуло с новой силой. В ряды повстанцев вливались не толь­ко крестьяне, но и ремесленники, городская беднота. Вождем восстания стал талантливый полководец и организатор Ли Цзычэн. Он родился в крестьянской семье, юношей поступил на должность конного курьера почтовой станции. В течение многих лет Ли Цзычэн возглавлял повстанческие отряды. Теперь ему удалось объединить разрозненное крестьянские отряды и со­здать из них сильную, боеспособную армию с единым командо­ванием.

Минские армии терпели поражения: То на одном, то на дру­гом участке правительственные войска переходили на сторону повстанцев. В апреле 1644 г. крестьянская армия вступила в Пекин. Незадолго до этого повстанцы провозгласили Ли Цзычэна императором. Минская династия перестала существовать. * Ее последний император покончил жизнь самоубийством.

К тому времени, когда повстанцы вступили в Пекин, восста­ние охватило почти весь Северный Китай. На обширной тер­ритории были отменены старые налоги, ликвидированы кабаль­ные долги. Был нанесен сильный удар по феодальным порядкам.

Расшатывая феодальные порядки, крестьянская война объ­ективно способствовала созданию более благоприятных усло­вий для развития производительных сил.

Однако, как и другие крестьянские войны средневековья, война китайских крестьян, возглавленных Ли Цзычэном, не могла привести к победе крестьянства.

Вступление повстанческих войск в Пекин было кульминаци­онным пунктом восстания. Но положение повстанцев и их пра­вительства было трудным. Крестьянские массы устали от вой­ны, их вожди не имели четкой программы. Между тем продолжалось наступление маньчжуров на Китай.

Маньчжурское завоевание

Военные действия на маньчжурском фронте вели правительст­венные войска под командованием У Саньгуя. Ли Цзычэи всту­пил в переговоры с У Саньгуем, предложив ему объединить силы для борьбы с маньчжурами. Но У Саньгуй и многие ки­тайские феодалы считали своим главным врагом восставших крестьян. Они предпочли сговориться с маньчжурскими прави­телями, став на путь прямой измены собственному народу. У Саньгуй обратился к маньчжурам за поддержкой. Объеди­ненные силы маньчжуров и предателя У Саньгуя * двинулись на Пекин. Повстанцы оставили город без боя. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. С этого времени в китайской столице утвердилась маньчжурская династия Цин.

* Имя У Саиьгуй стало в Китае синонимом подлости и предательства.

Повстанческие армии около года продолжали борьбу, но си­лы были неравны. Крестьянская война окончилась поражением. Северный Китай перешел под власть маньчжуров.

Однако и после этого китайский народ продолжал борьбу. Отступившие остатки крестьянской армии, войска и население Центрального и Южного Китая в течение нескольких лет отра­жали натиск завоевателей. Только после упорных боев мань­чжурам удалось взять в 1645 г. Янчжоу и Нанкин и вступить

затем в провинции Южного и Юго-Западного Китая. Но здесь вспыхнули восстания против захватчиков. Восставшие овладе­ли обширными районами провинций Хунань, Сычуань, Гуанси. Восстания охватили также Чжэцзян, Фуцзянь, Шэньси и Ганьсу. Благодаря поддержке значительной части китайских феода­лов маньчжуры смогли подавить эти восстания. Только насе­ление прибрежных районов Фуцзяни и о-ва Тайвань, возглав­ляемое Чжэн Чэнгуном, создало самостоятельное государство и сопротивлялось до 1683 г.

Власть династии Цин распространилась на весь Китай. Маньчжуры заставляли всех мужчин-китайцев в знак покорности обривать часть головы, а волосы на макушке заплетать в длинную косу, т. е. носить национальную маньчжурскую прическу.

Аграрный строй империи Цин

Маньчжурское завоевание знаменовало собой победу феодаль­ной реакции в Китае, оно закрепило феодальные порядки и фео­дальную отсталость страны. Вместе с тем маньчжурским и ки­тайским феодалам приходилось считаться с последствиями ве­ликой крестьянской войны, сокрушившей династию Мин.

Первое время крестьяне не вносили налогов и не выполняли повинностей. Это положительно сказалось на экономическом развитии страны. Но по мере упрочения власти феодальной мо­нархии вновь развернулся процесс концентрации земель в ру­ках помещиков.

При Цинах сохранилось и стало более четким разделение земель на две категории — государственные и частновладель­ческие. К государственным землям относились обширные по­местья императорского дома, маньчжурской аристократии (на правах пожалования, передаваемого по наследству), команди­ров «восьмизнаменных» войск (маньчжурские войска состояли из восьми корпусов — «знамен»); земли военных поселений; земли, принадлежавшие храмам, монастырям, школам. Соб­ственностью государства считались леса, горы, пастбища.

Владения императорского дома и маньчжурской аристокра­тии сформировались в результате конфискаций, проведенных после завоевания главным образом на территории столичной провинции и в Шаньдуне, а также в районах расположения «восьмизнаменных» войск. Собственностью цинского дома счи­талась вся Маньчжурия, куда доступ китайцам был закрыт. Обширные территории плодородных земель Маньчжурии пусто­вали. Земли военных поселений были расположены вдоль гра­ниц империи и на вновь завоеванных территориях. Их обраба­тывали крестьяне — военные поселенцы. Государственные зем­ли не облагались налогами.

Однако земли, в той или иной форме являвшиеся собствен­ностью феодального государства, составляли меньшую часть

обрабатываемых земель Китая. Большинство обрабатываемых земель относилось к категории частновладельческих. Их соб­ственниками были феодалы-помещики, чиновники, купцы, рос­товщики, отчасти крестьяне. При этом неуклонно сокращалась площадь земли крестьян-собственников. Наблюдался процесс концентрации земель в руках крупных помещиков, который сочетался с сохранением большого числа мелких и средних по­мещиков. Частновладельческие земли могли свободно покупать­ся и продаваться.

Таким образом, формы землевладения в Китае были ины­ми, чем в Индии и некоторых других странах Азии. Если в Ин­дии основной формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная, то в Китае верховная собствен­ность императора на землю была уже подорвана и в значитель­ной мере являлась номинальной, там преобладала помещичья собственность как одна из разновидностей феодальной собствен­ности на землю.;

После укрепления власти династии Цин были проведены переписи населения и крестьянских хозяйств, на основе которых устанавливались налоги и феодальные повинности. Деревня была связана круговой порукой, системой объединения дворов в десятки, сотни и т. д.

В этих условиях крестьяне, лишившиеся земли или владею­щие незначительными клочками, вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях, зачастую отдавая большую часть урожая и нередко выполняя целый ряд других феодальных повинностей.

Основной формой эксплуатации крестьянства была феодаль­ная рента. Иногда это была, принудительная отработочная рен­та как результат переходящей из поколения в поколение наслед­ственной задолженности крестьянина помещику. В других слу­чаях за арендуемый клочок земли крестьянин обязан был безвозмездно работать на помещика. Но наибольшее распрост­ранение имела рента продуктами, или натуральная рента, со­четавшаяся с выполнением некоторых повинностей. В отдель­ных районах помещики взимали арендную плату в денежной форме.

Хотя юридически китайский крестьянин не являлся крепост­ным, фактически он был прикреплен к земле. Обработка земли считалась государственной обязанностью крестьян. Традиции, обычаи и религия запрещали, покидать родную деревню. «...Ис­точником феодальной эксплуатации китайского крестьянина,— указывал В. И. Ленин,— было прикрепление его к земле в той или иной форме; политическими выразителями этой эксплуата­ции были феодалы, все вместе и каждый порознь с богдыханом, как главой системы» *.

* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 21, с. 404.

Уклад жизни и быт китайской деревни, основанные на гос­подстве натурального хозяйства, оставались почти неизменны­ми из поколения в поколение. Земледелие сочеталось с заняти­ем ремеслами. Каждая крестьянская семья, как правило, сама удовлетворяла свои скудные потребности в хлопчатобумажных тканях и частично в других предметах ремесленного производ­ства.

Город, ремесло и торговля

Еще в период средневековья в Китае выросли многочисленные города. В Пекине проживало более 3 млн. человек, в крупных центрах провинций насчитывались сотни тысяч жителей.

Как и большинство городов Индии, китайские города явля­лись в первую очередь административными центрами, но вместе с тем они играли важную роль как центры ремесла и торговли. Феодальный характер китайского города проявлялся в устано­влении строго регламентируемой иерархии городов от уездного центра до столицы. Даже крупные поселения городского типа, не бывшие административными центрами, официально не счи­тались городами.

Городские ремесленники, у которых занятие ремеслом пере­давалось по наследству из поколения в поколение, объединя­лись в цехи. Маньчжурские власти усилили фискальные и поли­цейские функции цехов. Купцы объединялись в гильдии. Неко­торые из них являлись крупными торговыми 1компаниями. Боль­шую роль в китайских городах играл ростовщический капитал. В них имелись банки, ломбарды, меняльные лавки. Деньги давались в долг под большие проценты.

Хотя установление маньчжурского господства усилило по­зиции феодальных элементов и феодальную реакцию в Китае, тем не менее и при Цинах продолжало расти товарное произ­водство, расширялся внутренний рынок, развивалось ремеслен­ное производство, наблюдался рост мануфактур.

В Нанкине, Ханчжоу, Сучжоу и других пунктах работали крупные императорские мануфактуры, изготовлявшие шелк, парчу, атлас, чесучу, бархат. Расширялось производство изделий из фарфора на крупных мануфактурах в провинциях Цзянси, Фуцзянь, Чжэцзян. На них существовало четко выраженное разделение труда.

Изготовление фарфора, который славился на весь мир, при­няло весьма значительные размеры. Только в Цзиндэчжэне (пров. Цзянси), даже не имевшем официального статуса горо­да, действовало 3 тыс. печей для обжига фарфора, принадле­жавших феодальному государству или частным предпринима­телям. Француз Дюгальд писал: «Сие местечко, где живут настоящие художники фарфора, столь же многолюдно, как са­мые большие города в Китае».

Товарное производство и торговля, получившие значительное распространение в феодальном Китае, являлись составным эле­ментом феодальной экономики.

Сословия. Государственный строй

Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отноше­ния. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества.

К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники импера­тора и их потомки — «желтопоясные», имевшие привилегию носить пояс императорского, желтого цвета, «краснопоясные» и, «железношлемные» — потомки приближенных первых маньч­журских императоров.

Привилегированным сословием, принадлежность к которому не передавалась по наследству, были шэньши — «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и полу­чить ученую степень. Формально правом сдавать экзамен поль­зовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники, од-«ако на подготовку к экзамену требовалось тратить многие годы, иметь средства для оплаты учителей и т. п. Сама процедура сдачи экзамена на ученую степень была чрезвычайно сложной. Обычно экзамен выдерживало не более 8—10% державших, в основном отпрысков состоятельных родителей, которые могли обеспечить своим детям возможности для продолжительной учебы и дать соответствующую мзду чиновникам и экзаменато­рам. Естественно, что получение звания шэньши в большинстве случаев стало привилегией помещиков, богатых купцов и ро­стовщиков. Зачастую помещики покупали звание шэньши, не сдавая экзаменов. Звание шэньши было в феодальном Китае своеобразной формой личного дворянства. Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чинов­ники. Европейцы прозвали их мандаринами (от португальского «мандар» — «управлять»). Большая часть шэньши не состояла на государственной службе, но являлась тем не менее влиятельной прослойкой господствующего класса.

Низшие ступени сословно-иерархической лестницы составля­ли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев. Сослов­ная и классовая принадлежность не всегда совпадали. Сословие земледельцев включало не только крестьян, но и помещиков. В сословии ремесленников числились и владельцы крупных по тому времени мастерских и мануфактур. На самом низу сослов­ной лестницы находились актеры, цирюльники, оружейные мастера, низшие служители канцелярий, рабы. Они не могли всту­пать в брак с представителями других сословий.

Цинская монархия и китайские помещики всячески укреп­ляли китайскую феодальную государственную систему как главное орудие обуздания и подчинения эксплуатируемого большинства города и деревни.

Во главе государства стоял неограниченный монарх — богдыхан. Высшей властью при богдыхане обладал Военный совет, состоявший из маньчжурской знати. Функции кабинета минис­тров осуществляли «любу» («шесть приказов»): чинов, нало­гов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ.

Собственно Китай делился на провинции, которые, в свою очередь, соответственно разделялись на области (фу), округа (чжоу), уезды (сянь). Во главе провинций стояли назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которы­ми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части также занимали представители маньчжурской знати.

Большую роль в подавлении сопротивления народных масс играла армия. Первоначально она состояла только из солдат-маньчжуров. В дальнейшем к службе в «восьмизнаменной» армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в «восьмизнаменных» войсках, независимо от своего национального происхождения, рассматривались как представи­тели привилегированного сословия. Они получали щедрое воз­награждение.

Позднее была создана армия «зеленого знамени», формиро­вавшаяся из китайцев. Ее солдаты получали малое жалованье, были плохо вооружены.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...