Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противоречия и кризисы профессионального развития личностиА.К. Маркова (1996) и Е.А. Климов (1998) выделили виды противоречий в развитии и функционировании человека, как субъекта труда: 1) это противоречия между опытом, компетентностью человека и обязанностями, которые ему предлагают выполнять в производственной организации, или характером вакансий рынка труда; 2) противоречия внутри субъекта труда – между его мотивами, ценностями и содержанием труда; 3) между ориентацией «на себя» и «на дело», между снижением функциональных возможностей и характером выполняемых задач. Трудности процесса профессионализации личности могут быть вызваны не только возрастными изменениями психических функций, противоречиями профессионального развития, но и необходимостью участвовать в производственных конфликтах, в освоении новых форм организации труда. Э.Ф. Зеер (2003) называет кризисом личности особое состояние внутренней психической напряженности, обусловленное противоречиями личностного и профессионального развития человека. Противоречия развития человека в труде могут накапливаться постепенно или лавинообразно. Э.Ф. Зеер выделяет группы нормативных и ненормативных кризисов. К нормативным кризисам он относит типичные для большинства людей события, обусловленные организацией социальной и трудовой жизни (окончание школы, поступление в профессиональное учебное заведение, профессиональное продвижение или смена должности и т.д.). Ненормативные кризисы вызываются либо критическими событиями, имеющими смысложизненное значение, либо болезненным состоянием. Примеры нормативных кризисов: - кризис периода выбора профессии; - кризис периода начальной профессиональной адаптации, вызванный коррекцией профессиональных ожиданий; - кризис, связанный с нарушением перспектив профессионального продвижения; - кризис периода профессионального мастерства, связанный с возможным падением интереса к профессии; - кризис потери перспектив профессиональной карьеры во второй половине периода зрелости; - кризис утраты профессиональной деятельности в связи с выходом на пенсию. Причинами многих нормативных кризисов личности периода профессионализации (по Э.Ф. Зееру, 1994), являются: 1) объективные социально-экономические условия, приводящие к потере трудовой занятости; 2) возрастные психофизиологические изменения, ведущие к снижению трудоспособности; 3) постепенно накапливающиеся изменения способа выполнения трудовой деятельности; 4) неудовлетворенность человека своим социальным статусом; 5) чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью при ущербности других сфер жизни личности. Способы преодоления кризисов обсуждаются в русле составления «программ психологического сопровождения профессионализации личности». В некоторых случаях сам труд оказывает неблагоприятное влияние на развитие субъекта труда. К этой категории можно отнести реально существующие виды профессионального труда, которые актуализируют развитие одних сторон психики, личности, в то время как другие оказываются невостребованными и по общим законам биологии их функционирование снижается. Таким образом, появляются возможности формирования предпочтительно развиваемых и ущербных качеств субъекта труда, которые Е.И. Рогов (1994) предлагает обозначить как профессионально обусловленные акцентуации личности. Они проявляются в разной степени и характерны для большинства работников, вовлеченных в профессию и проработавших в ней длительное время. Более выраженные изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности Е.И. Рогов предлагает называть профессиональными деформациями. В отличие от акцентуаций профессиональные деформации оцениваются как вариант нежелательного негативного профессионального развития. С целью исследования человека как субъекта труда и изучения развития личности профессионала могут быть использованы различные методы. Так, например, психологи используют беседу, опрос, экспертные оценки, метод контент-анализа, проективные методы, поведенческие тесты и тесты-опросники, психобиографические методы (каузометрия).
Тема 2.4 Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности
Профессиональный отбор Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. Одним из этапов в реализации стремления к профессиональному мастерству на основе учета характера склонностей, интересов и возможностей конкретного индивида является проведение профессионального отбора кандидатов на обучение или на выполнение реальной деятельности. Задача подбора первоклассных работников на научной основе была впервые сформулирована Ф.У. Тейлором в начале XX в. Тесты для профотбора разрабатывались на основе достижений функциональной психологии и тесно связанной с нею дифференциальной психологии. Практика профотбора получила особенно широкое распространение после публикации опыта набора новобранцев в армию США в годы Первой мировой войны. На жизненном и профессиональном пути человека периодически возникают ситуации, требующие определения дальнейшего направления своего развития. Одной из основных задач на этом пути является выбор профессии. Эта процедура, как правило, требует психологической помощи, консультирования и поддержки. Выбор профессии является более или менее длительным процессом ориентации в мире профессий, кроме того, на жизненном пути возможна неоднократная смена профессий, - именно поэтому данная ситуация характерна не только для молодежи, но и для людей в зрелом возрасте. Основным видом психологической помощи в выборе трудовой деятельности является профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии, соответственно желаниям, склонностям и интересам человека с учетом его способностей и возможности работать в избранной профессии. Профориентация – это научно обоснованное управление процессом сознательного самоопределения людей в целях удовлетворения их личных потребностей самореализации в труде и потребностей общества в воспроизводстве трудовых ресурсов. Важнейшими направлениями профориентации являются: профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, с содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, с требованиями профессий к работнику, с возможностями профессионального роста и развития; профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия им осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества. Консультация имеет рекомендательный характер. В процессе её фиксируется соответствие состояния здоровья молодых людей профессиональным требованиям, уровню психологической готовности индивида к освоению этой профессии. С целью учета профессиональных противопоказаний и определения профессии, наиболее соответствующей личным способностям и интересам человека, проводится профессиональный отбор и профессиональный подбор. Профессиональный отбор - это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. Профессиональный отбор включает в себя изучение социальных характеристик человека и уровня его общеобразовательной и специальной подготовленности, а также медицинское и психологическое обследование, - эти направления изучения человека часто выступают как самостоятельные виды отбора, которые, однако, тесно связаны и взаимно дополняют друг друга. Профессиональный отбор - это определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту) или должности в соответствии с нормативными требованиями. Различают четыре аспекта профессионального отбора:медицинский, физиологический, педагогический и психологический. Медицинский профессиональный отбор производится на основе медицинских процедур измерения уровня развития и сформированности организма человека и его отдельных функциональных систем. Физиологический отбор учитывает конкретное функциональное состояние человека: степень его утомляемости и работоспособности, подверженности стрессогенным факторам, способности эффективно функционировать в условиях риска, ночных смен, информационной неопределенности. Педагогический профессиональный отбор направлен на оценку сформированности специальных знаний у работника, развитости у него умений и практических профессиональных навыков. Психологический отбор реализуется при помощи вербальных тестов и опросников, аппаратурных методик, личностных проективных тестов, собеседования. Такой отбор направлен на выявление задатков и способностей человека, его ценностных ориентаций, профессиональной направленности, мотивации, интересов и предпочтений. Профессиональный подбор – это предоставление человеку рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим и физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики. Человеку подбирают профессию, профессиональную сферу и те специальности, которые более всего соответствуют его индивидуально-психологическим особенностям. Для полноценной реализации своего потенциала в трудовой деятельности. Основными задачами профессионального отбора и профессионального подбора являются: - предотвратить поступление человека на работу, к которой у него имеются противопоказания (не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психофизиологическим данным); - отобрать для работы в данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для здоровья; - определить, к какому виду труда человек наиболее способен, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид деятельности. Важной целью проведения профориентационных мероприятий и профессионального отбора является удовлетворенность конкретной профессиональной деятельностью и профессиональная адаптация. Становление профессионализма работника происходит на основе действия двух групп факторов – объективных и субъективных. Объективный фактор – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличие у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств). К субъективным факторам относятся имеющиеся у данного работника задатки, способности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач. Основу профессиональной пригодности составляют профессионально важные качества личности, которые формируются в ходе длительной трудовой деятельности работника. Задатки же, потенциальные возможности осуществлять ту или иную конкретную деятельность, обусловленные индивидуально-психологическими свойствами личности, заложены в человеке изначально. Одновременно с формированием профессионально важных качеств развивается и профессиональное мышление человека, формируется его профессиональный тип с соответствующими ценностными ориентациями, характером, индивидуальными особенностями профессионального поведения и образа жизни в целом. Вопросы профотбора рассматриваются в течение многих лет и с различных позиций. Так, например, если рабочие, имеющие разные типологические особенности, показывают (благодаря формированию определенного стиля деятельности) одинаковую производительность труда, то нет необходимости отбирать людей вообще и с учетом типологических особенностей в частности. В пользу этой позиции говорит тот факт, что типологические особенности взаимно компенсируют друг друга в приспособительной деятельности, например, нетерпеливость у лиц со слабой нервной системой может быть компенсирована наличием инертности нервных процессов, и наоборот, нетерпеливость людей подвижных компенсируется у них силой нервной системы. Это дает возможность людям с разными типологическими особенностями одинаково успешно приспосабливаться к одной и той же деятельности, но не любой, а только к такой её разновидности, которая предъявляет к человеку максимальные требования. Однако, существует четкое мнение, что в профессиях, связанных с экстремальными ситуациями и большим нервным напряжением отбор все же необходим. Естественный отбор (самоотбор) Помимо специально организованного профессионального отбора существует еще и естественный профессиональный отбор, когда лица с типологическими особенностями, не подходящими для того или иного вида профессиональной деятельности, сами бросают её из-за низких результатов.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |