Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях

Проявления профессиональной дезадаптации могут быть следствием переживания стрессовых воздействий, опасностей, экстремальных факторов, риска, а также труда в особых условиях (например, на полярной станции, в условиях космического полета) (Лебедев В.И., 2001; Даровская Н.Д., 2000).

В.И. Лебедев создал психологическую концепцию психической адаптации человека в труде. Понятие «устойчивая адаптация» или «адаптированность», является для него синонимом «нормы», «здоровья» и обозначает те регуляторные реакции, психическую деятельность, систему отношений и т.д., которые возникли в процессе индивидуального развития в конкретных экологических и социальных условиях и функционирование которых в границах оптимума не требует значительного нервно-психического напряжения. Признаком адаптированности является плавное, равномерное осуществление регуляторных процессов, обеспечивающих относительное равновесие человека и внешней среды. Человек приспосабливается не только к физической внешней среде, но и к среде социальной и информационной. Механизмы приспособления – это сформированные прижизненно «функциональные органы» (А.А. Ухтомский), или «динамические стереотипы» (И.П. Павлов). Если внешняя среда меняется резко и неожиданно, человек оказывается не готов существовать в ней и оптимально функционировать, при этом могут возникать функциональные неврозы, нервно-психические расстройства.

В соответствии с теорией стресса Г. Селье стрессовая реакция организма на внешние факторы среды предполагает неспецифическое напряжение всех физиологических и психических процессов, но так понимаемый стресс – нормальное и повседневное явление. Особыми, экстремальными ситуациями воздействия В.И. Лебедев называет такие виды воздействий, при которых обычных резервных возможностей человека оказывается недостаточно, происходит прорыв адаптационного барьера, ломка «динамического стереотипа», нарушения «функциональных органов», в результате которых наступает психическая дезадаптация, или состояние кризиса.

К особым экстремальным воздействиям в работе профессионала можно отнести следующие. Работа человека в сложных технических системах может быть связана с монотонностью, однообразием стимулов, нарушением временных ритмов (работа вахтовым методом, сменная работа, пересечение летчиком временных поясов), с особенностями информационного потока, его ограничением или избыточностью, слишком высоким темпом предъявления информации; опасностью для жизни и здоровья, одиночеством, групповой изоляцией и т.д.

Психическая переадаптация – внутренняя работа личности (в форме переживаний), которая направлена на преодоление, восстановление нарушенного душевного равновесия, возникшего под влиянием экстремальной ситуации. При этом происходит коррекция состояния психической дезадаптации, связанная с переосмыслением ценностей, жизненных планов и пр. В.И. Лебедев (2001) обнаружил, что эти процессы сопровождаются у профессионалов, работающих в сложных технических системах (подвддная лодка, космический корабль, диспетчерская автономной электростанции и пр.), специфическими нарушениями восприятия пространства и времени, особыми состояниями сознания (повышенной раздражительностью, снижением нервно-психической устойчивости, нарастанием внутриличностных конфликтов, появлением сверхценных идей, тревожности, страхов и пр.).

Психическая реадаптация – процесс перестройки адаптационных механизмов, сложившихся в экстремальных профессиональных условиях, неадекватных для обычной жизни. Реадаптация необходима, когда человек возвращается в обычную, не связанную с опасными экстремальными факторами жизнь.

Лебедев выделяет типичные этапы смены адаптационных механизмов профессионала, включающегося в экстремальные трудовые ситуации и возвращающегося затем в обычные условия жизни: подготовительный, стартового психического напряжения, острых психических реакций входа, переадаптации, завершающего психического напряжения, острых психических реакций выхода, реадаптации.

В качестве мер помощи профессионалу в восстановлении нормального душевного состояния и профилактики острых форм психической дезадаптации, требующих лечения и длительного отдыха, предлагаются активные виды досуга, переключающие личность на другие спокойные формы предметной деятельности (домашний труд, рыбалка, охота, спорт, занятия искусством, музыка, чтение художественной литературы, кино и театр, общение с друзьями, близкими).

Но не все люди могут с помощью таких средств сохранять душевное здоровье и трудоспособность. Н.Д. Даровская (2000) обнаружила, что не всегда стаж работы в экстремальных условиях оказывает влияние на выраженность симптомов психической дезадаптации. Этот факт свидетельствует о том, что развитие психической дезадаптации не всегда связано напрямую с длительным накоплением проявлений хронического стресса, вызванного фрустрацией потребности в безопасности. Оказалось, что определяющую роль в развитии психической дезадаптации играют устойчивые свойства индивидуальности (а именно параметр эргичности, одно из проявлений темперамента по В.М. Русалову). Так, профессионалам с высокими значениями эргичности свойственны: поведение, адекватное ситуации, рациональные стили копинг-поведения, внутренний (интернальный) локус контроля, позитивное отношение к себе и другим.

Для низкоэргичных профессионалов свойственны не оптимальные копинг-стратегии, экстернальный локус контроля, высокая внутренняя конфликтность, ожидание негативного отношения со стороны окружающих, установка на сохранение здоровья. Формирование оптимальных приспособительных форм поведения затруднено, так как связано с природно обусловленными свойствами индивидуальности и реальной опасностью профессиональных ситуаций. Поэтому рекомендовано лиц с такого рода индивидуальными особенностями не использовать в опасных профессиях.

 

 

Индивидуальные стили адаптации

Одной из проблем, имеющих практическое значение, является проблема саморегуляции функционального состояния человека, основная цель которой — гармонизация взаимоотношений с окружающим миром и самим собой. Эта цель может быть достигнута благодаря активизации механизмов непроизвольной и произвольной саморегуляции различного уровня, обучению способам и приемам произвольной саморегуляции, включая аутотренинг, йогу и другие. Успешность саморегуляции функциональных состояний как определенного вида психической деятельности определяется индивидуальным стилем саморегуляции, который является результатом взаимодействия двух механизмов:

- на динамическом уровне — механизма экстраверсии-интраверсии, который обеспечивает поведенческую и эмоциональную вариативность,

- и на физиологическом уровне - определенного типа вегетативной регуляции (эрго-трофотропного), ответственного за энергетическое обеспечение психической деятельности.

У лиц с гармоничным стилем (экстравертов с высокой энергетикой) оба эти механизма работают как один слаженный механизм, у них достаточно жизненных сил, чтобы активно взаимодействовать с окружающим миром. Другая тактика у лиц с экономным стилем саморегуляции (интровертов с низкой энергетикой). Эти люди, имея слабые энергетические ресурсы, осторожны, стараются не тратить свои эмоции понапрасну, и если им приходится работать в условиях требующих больших энергетических затрат, то у них быстро развиваются состояние утомления, депрессии и психического истощения. Однако в комфортных условиях этот стиль саморегуляции может быть для них оптимальным. Совсем другая картина наблюдается в группе интровертов с эрготропным реагированием. Будучи не очень активными в поведении и имея большие резервы, они как бы накапливают ресурсы и поэтому в напряженных условиях могут позволить себе выплеснуть эмоции наружу, не ухудшая своего состояния. Их стиль саморегуляции, который определен как накопительный, также приближается к оптимальному. В наиболее сложной ситуации оказываются экстраверты с трофотропным реагированием, представители затратного стиля. Обладая низкими энергетическими ресурсами, в своем поведении они затрачивают массу энергии, что делает их стиль саморегуляции наиболее неэффективным, неоптимальным. Знание индивидуального стиля саморегуляции позволяет более успешно осуществлять регуляцию функционального состояния и разрабатывать индивидуально ориентированные системы обучения методам саморегуляции.

Психологическая готовность является психическим состоянием, которое характеризуется мобилизацией ресурсов субъекта труда на оперативное или долгосрочное выполнение конкретной деятельности или трудовой задачи. Это состояние помогает успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий.

Различают длительную готовность и временное состояние готовности, синонимами которого являются «предстартовое состояние» (Н.Д. Левитов), состояние «оперативного покоя» (А.А. Ухтомский) и состояние «бдительности» (Л. С. Нарсесян, В.Н. Пушкин).

Длительная готовность представляет собой структуру, в которую входят:

- положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии;

- черты характера, способности, темперамент, мотивация, адекватные требованиям деятельности;

- необходимые знания, навыки, умения;

- устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевые процессы.

Временная готовность отражает особенности и требования предстоящей ситуации. Ее основными чертами являются относительная устойчивость, действенность влияния на процесс деятельности, соответствие структуры готовности оптимальным условиям достижения цели.

Динамическая структура состояния психологической готовности к сложным видам деятельности — это целостное образование, включающее в себя ряд личностных характеристик, основными из которых являются:

- мотивационные — потребность успешно выполнять поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны;

- познавательные — понимание обязанностей, трудовой задачи, оценка ее значимости для достижения конечных результатов деятельности и для себя лично (с точки зрения престижа, статуса), представление вероятных изменений обстановки;

- эмоциональные — чувство профессиональной и социальной ответственности, уверенность в успехе, воодушевление;

- волевые — управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни.

Процесс формирования состояния психологической готовности к деятельности представляет собой последовательность взаимосвязанных процедур и действий:

- осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной другими людьми задачи;

- осознание целей выполнения задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или выполнению поставленной задачи;

- осмысливание и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие события, актуализация опыта, связанного с решением задач и выполнением требований подобного рода;

- определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее рациональных и возможных (вспомогательных) способов решения задач или выполнения требований;

- прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязаний и необходимости достижения определенного результата;

- мобилизация сил в соответствии с условиями и задачей, самовнушение веры в успешное достижение цели.

Л.Г. Дикая и В.И. Щедров (1999) на основе диагностики свойств энергетического, психодинамического и психологического уровней индивидуальной структуры саморегуляции установили четыре типа стилей индивидуальной психической саморегуляции. Авторы выделили эффективные типы саморегуляции, которыми чаще обладают эрготропные экстраверты и интроверты (гармоничный и накопительный типы), и типы саморегуляции чаще низкоэффективные (затратный и экономный).

Представители гармоничного типа саморегуляции обладают большим запасом энергии, хорошим здоровьем, быстро восстанавливают силы после утомления, стресса; это чаще экстраверты с чертами эрготропности (положительными, стеническими эмоциями).

Представители накопительного стиля саморегуляции (интроверты с чертами эрготропности) обладают большими энергетическими ресурсами, но относительно низкой активностью. Они склонны к сильным переживаниям и способны к отдельным действиям и поступкам, требующим сильных эмоций без ущерба для работоспособности.

Представители затратного и экономного стиля саморегуляции (соответственно экстраверты и интроверты с чертами трофотропности) обладают низкими энергетическими ресурсами, плохо соотносят свои задачи и свои возможности. В стрессовых ситуациях у них быстро развивается утомление, истощение и депрессия. Они отличаются тем, что чаще страдают хроническими заболеваниями, не справляются со своим настроением, не владеют способами регуляции своего функционального состояния.

 

Профессиональный стресс

В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности. Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния. Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье, в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности: информационный и эмоциональный (Бодров В.А., 2000). Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оперативной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для данного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.

А.Б. Леонова (2000) выделяет три подхода в исследовании профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Термин «стресс» заимствован из техники. В физиологии, психологии и медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Для обозначения неспецифической реакции организма (общего адаптационного синдрома) в ответ на любое неблагоприятное воздействие понятие стресс первоначально использовалось в физиологии. В последующем возникло много толкований этого понятия.

В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция личности, которая достигает пороговых уровней его психологических и физиологических возможностей. Изменение поведения при стрессе является специфическим и более интегральным показателем характера ответа на воздействие, чем отдельные функциональные показатели. В состоянии стресса у человека часто доминирует форма поведения с повышением возбудимости, выражающаяся в дезорганизации поведения, утрате ряда ранее приобретенных реакций, преобладании стереотипных ответов, появлении ошибочных действий. Л. А. Китаев-Смык выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях: активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

Различают три типа стрессовых оценок:

- травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое личное значение (смерть супруга, потеря работы);

- угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей), превышающих те, которыми он владеет;

- сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.

Оценку события как стрессового определяют три основных фактора:

- эмоции, ассоциирующиеся с данным событием, — как первичный предупреждающий сигнал, как регулятор поведения, как возбуждающий фактор;

- неопределенность события с точки зрения возможности или момента наступления, силы воздействия, объема не­обходимых знаний для предупреждения или ликвидации угрозы, степени сложности с позиции когнитивных способностей и опыта субъекта;

- значимость события для конкретного человека, его субъективная оценка степени важности для достижения необходимого результата деятельности, вредности или опасности последствий этого события.

Таким образом, во-первых, одинаковые внешние события могут являться или не являться стрессогенными для разных людей, — личные когнитивные оценки внешних событий определяют степень их стрессогенного значения для конкретного субъекта. Во-вторых, одни и те же люди могут в одном случае воспринимать одно и то же событие как стрессорное, а в другом как обычное, нормальное, — такие различия связаны с изменениями в физиологическом состоянии и психическом статусе субъекта.

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью». Профессиональный стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге постепенно человек начинает вообще «бояться жить». Достаточно распространенным является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». «Человек, отдающий себя конкурентной гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил, рядом с ним часто находится топ-модель, внешность которой соответствует европейским стандартам, а не любимая женщина…». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, так как жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается хороший совет: желательно «выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде». Ловушка конкуренции выражается в том, что многие не отдают себе отчета, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждет там, на вершине (часто это - разочарование, зависть и одиночество…).

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось. Особую тему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что очень часто крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а еще большие проблемы (вред). Формула "Все зло от больших денег" действительно срабатывает, но… если они приходят неожиданно и, главное, - незаслуженно. Количество денег (много их или мало) - относительно. Добавим к этому то, что у каждого существует как бы свое, "запрограммированное для него Судьбой количество денег и богатства", хотя с этим можно и поспорить, т.к. это очень распространенное обоснование существующей несправедливости.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...