Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков

Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, Нарта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Подберите для произнесения слова со стечением других согласный звуков с учетом их позиционных условий (в начале, середине и в конце слова).

При чтении слов добивайтесь четкости и ясности их произнесения.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово икаждый звук. Постепенно ускоряйте темп, во следите за тем, чтобы четкость иясность произнесения не снижались.

Прочтите скороговорки:

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была туга.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, переколпаковать бы колпак, да перевыколпаковать.

На дворе трава, на трапе дрова: раз дрова, два дрова — не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения (не допускайте послогового их чтения).

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжить следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением согласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения.

Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией, как и над другими разделами по развитию речи, необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания, голоса и т. д. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух.

Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10—15 минут. Переход к следующему упражнению осуществляется только после того, как будет достаточно четко отработано предшествующее.

Орфоэпия

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием» Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молъдъстъ — слабый, неясный звук, произносимый как средний звук менаду а и ы, условно обозначается знаком ъ), договор (произносится: дъгавор), сороконожка (съръканожкъ).

2. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно (окно), мълакд (молоко), почтъ (почта), облъкъ (облако).

Гласные звуки у, ю, ы, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаком е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/гушка (лягушка).

4. Звонкий согласный в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш, с.

Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддать (отдать), сгоретъ (сгореть), здатъ (сдать).

5. Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоенный) звук ш: бешшумный (бесшумный), замершший (замерзший), бешшапки (без шапки).

6. Сочетания согласных сж ш зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигатъ сжигать), ражжигать (разжигать), жжиром (с жиром), бежжира (без жира).

7. Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик), щетчик (счетчик).

8. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц — как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццатъ (двадцать).

9. В словах, имеющих окончания -ого и -его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), балъшова (большого), третьива (третьего) и т . п.

10.Окончания глаголов на -тся и -тъся произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обучацца (обучаться), кусацца (кусаться).

11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на -кий, -гий, -хий звук и произносится как средний звук между аиы (ъ): маленъкъй (маленький), стро-гъй (строгий), тихъй (тихий).

12.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл, здн выпадают звуки т и д: леснща (лестница), счасливый (счастливый), празник (праздник);

наблюдается выпадение и других звуков: так, ъ слове солнце не произносится звук л (сонце), в слове здравствуй — звук в (здраст-вуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).

13.В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

Интонационная выразительность

Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности: логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа), пауз (временной остановки голоса в речи), мелодии (движения голоса в речи по высоте и силе), темпа (количество слов (слогов), произнесенных за определенную единицу времени), изменения громкости голоса, тембра. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения

1.Прочтите фраза, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой (играет девочка, а не мальчик). Девочка играет в саду с куклой (а не просто унесла ее туда). Девочка играет в саду с куклой (а не в парке, в лесу). Девочка играет в саду с куклой (а не с другой игрушкой). Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу. Дети совершили прогулку на теплоходе. На нашей улице открылся кинотеатр. Матькупила сыну новый велосипед.

Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст) а выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистыйТемный лес что шапкой

В воздухе кружится Принакрылся чудной

И на землю тихо И заснул под нею

Падает, ложится. Крепко, непробудно...

И под утро снегом Стали дни коротки, Поле забелело, Солнце светит мало,

Точно пеленою Вот пришли морозцы —

Все его «дело. И зима настала.

(И. Суриков.)

2.Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

Больше землю удобряй — выше будет урожай.

Прочтите вслух текст, выделяя в нужных местах паузы.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял ее, а она прилипла к рукам — и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался.

Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?»

Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет.

(Н. Носов).

При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

3.Прочтите фразы, в зависимости от текста повышая и понижая голос (е восходящей или с нисходящей мелодией).

Книга издана в Ленинграде? (Восходящая мелодия.)

Книга издана в Ленинграде. (Нисходящая мелодия.)

К концу года завод перевыполнил план.

К вечеру погода изменилась: подул сильный ветер, пошел дождь.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе? — Нет, в Севастополе я не был.

Прочтите отрывок из басни И. Крылова «Любопытный», учитывая мелодическую сторону речи.

«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» «В Кунсткамере, мой друг? Часа там три ходил; Все видел, высмотрел, от удивленья. Поверишь ли, не станет ни уменья Пересказать тебе, ни сил...»

Подберите и прочтите вслух прозаический текст, учитывая мелодическую сторону речи.

4.Прочтите скороговорки меняя темп речи при их произнесения.

Около кола — колокола. (Произнесите по 3 раза медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе.)

Трое трубачей трубят в трубы.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Расскажите про покупки.— Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

5.Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя громкость голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).

Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.

По бревну бобры бредут.

Без дела жить — только небо коптить.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Прочтите известное вам стихотворение с различной громкостью голоса, так, как бы вы прочитали его для одного человека, для небольшой группы людей, для большой аудитории.

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки; меняйте темп речи и громкость (в разных сочетаниях: тихо и медленно, тихо и в умеренном темпе, тихо и в ускоренном темпе, умеренным голосом ж в медленном темпе, умеренным голосом и в ускоренном темпе и т. д.).

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Языком не торопись, а делом не ленись. И волки сыты, и овцы целы. Слухом земля полнится.

Пошел спозаранку Назар На базар. Купил там Козу и корзину Назар следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

Обогащению речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов (несколько слов, образующих целостное выражение: попасть впросак, медвежья услуга и др.). В книге О. И. Соловьевой «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» (Изд. 3-е, М., 1966) воспитатель найдет ряд русских пословиц и поговорок, выражающих ласку и шутку, поучение или наставление и т. д.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, четкость и ясность произнесения звуков и слов.

Связная речь и ее лексико-грамматическое оформление

Связность речи обеспечивается правильным подбором слов, правильным построением фраз, последовательностью изложения материала.

Обогащение словаря, точное использование грамматических средств достигаются благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае, если читающий вдумчиво относится к слову, следит не только за содержанием, но и за его языковой, речевой формой: какие средства языка использует автор, чтобы точнее передать мысль, какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет, в какой последовательности излагает материал.

Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С. И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники.

Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм, указаны нормы литературного произношения. В тех случаях, когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций,

Планирование работы воспитателя

Известно, что работа воспитателя по развитию речи детей многообразна, трудоемка и очень ответственна. Совершенная речь воспитанников детского сада — залог успешного учения в школе. Поэтому такая работа воспитателя должна очень тщательно планироваться и учитываться.

План — это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития речи.

План работы воспитателя определяет содержание, методы и сроки процесса формирования речи детей. Известно, что составляется план на основе «Программы воспитания в детском саду», но обязательно с учетом характеристики уровня развития речи детей группы.

План не просто отчетный документ, главное в нем — рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

С какими документами по планированию, отражающими работу по развитию речи, приходится иметь дело воспитателю? Это годовой план работы детского сада, календарный план — дневник воспитателя, который заполняется в году постепенно, на две недели вперед, планы-конспекты отдельных занятий.

Необязательным, но желательным документом является перспективный план работы по развитию речи (перечни мероприятий по отдельным разделам).

Основные задачи по развитию речи детей, наиболее важные для данного детского сада в текущем учебном году, отражаются в годовом плане. Обычно первый вариант плана составляется коллективно — администрацией, партийной и профсоюзной организациями детского сада на основе и с учетом предложений и пожеланий всех сотрудников, а также очередных задач, выдвинутых районным, городским отделом народного образования. Хорошо, если затем воспитатель выпишет в свой план-дневник наиболее важные для себя положения из утвержденного годового плана, чтобы заблаговременно готовиться к предстоящему методическому мероприятию — докладу, консультации, открытому занятию.

Знакомясь с годовым планом, педагог должен обратить внимание на то, как будет обновляться оборудование для, речевых занятий, какой наглядный материал предстоит за год сделать для своей группы, для методкабинета детского сада (особенно полезно запланировать подбор раздаточного материала — натуральных предметов, игрушек-самоделок, картинок, поскольку его в детских садах мало и он не систематизирован).

Воспитателю следует поинтересоваться, кто из педагогов и ,где будет повышать квалификацию, учиться. К ним можно будет обратиться за новинками по методике развития речи, выяснить какие-либо трудные вопросы. Если воспитатель впервые пришел в этот детский сад, ему полезно познакомиться не только с текущим, но и с предыдущими годовыми планами, протоколами педагогических совещаний, отметить для себя речевые проблемы, которые интересуют данный коллектив. С помощью заведующей или воспитателя-методиста новому воспитателю полезно наметить на год ряд взаимопосещений, в том числе и занятий по развитию речи, чтобы успешнее перенять имеющийся передовой опыт, познакомиться со стилем работы учреждения, подобрать индивидуальную тему для самостоятельной методической работы.

Можно посоветовать, чтобы в детских садах-новостройках и там, где мало занимались развитием речи, в центре внимания были наиболее важные и трудные разделы программы, например: система работы над звукопроизношением (младшие группы), обучение рассказыванию (старшее группы), методика наблюдений за общественно-бытовыми явлениями на занятиях (все группы) и некоторые другие. В последующие годы следует предусмотреть очередность решения других ведущих задач по методике развития речи.

Конкретное содержание работы с детьми по развитию их речи воспитатель отражает в своем календарном плане.

Календарный план воспитательной работы на две недели — один из видов обязательной документации педагога'.

В плане рекомендуется указывать содержание и организацию речевой деятельности детей в течение следующих моментов режима дня: утренних часов, занятий, утренней прогулки, времена после дневного сна, вечерней прогулки и игр вечером.

Существуют общие требования к календарному плану и учету, которые применимы ко всем возрастным группам. Напомним, что основное различие в планах разных возрастных групп — в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и др.).

Составление плана на две недели облегчает смену методов работы, а также усложнение и повторение материала во второй неделе по сравнению с первой.

Ведущим средством развития речи детей в детском саду является обучение. Поэтому воспитателям лучше всего начинать составлять план с подбора занятий по развитию речи последовательно на две недели.

Очень важное требование — систематичность работы над всеми разделами программы развития речи. Задачи развития речи, как и многие воспитательные задачи, нельзя решать в короткие сроки, их нельзя брать в порядке очередности; они осуществляются одновременно и постоянно.

Желательно, чтобы в течение каждой недели воспитатель доработал на занятиях, то есть со всеми детьми, над решением всех основных задач развития речи.

Для тех воспитателей, которые хотят глубже разобраться в вопросе планирования, можно предложить на первых порах использовать предлагаемую схему-рамку, в которой слева по вертикали перечислены все основные задачи, а в следующей вертикали — ведущие методы( виды занятий) для решения каждой задачи (см. с. 197—198).

Справа оставлено место для подбора содержания занятий на одну неделю (два для второй младшей и средней групп, три дня старшей и четыре для подготовительной). Для примера подобраны три комплексных занятия в старшей группе (1, 2, 3).

Что же надо иметь в виду, подбирая занятия на неделю?

Воспитатели отбирают программный материал с учетом дидактических положений. В начале года предлагается, как известно, наиболее легкий, эмоциональный материал, с учетом первоочередных воспитательных задач работы в группе (например, ознакомление с помещением группы и бытовыми принадлежностями, нужными детям в обиходе, связанное с выработкой норм повседневного поведения). Время изучения материала в других случаях бывает связано с сезонностью (ознакомление с природой, трудом людей, одеждой, с традиционными календарными датами).

Воспитатели учитывают особенности местного окружения, навыки и знания детей, результаты предшествующих занятий. Поскольку задач развития речи больше числа занятий, то некоторые занятия состоят из нескольких частей, посвященных разным задачам (количестве частей занятий может быть различным).

Смена задач в методов работы в течение одного занятия не ухудшает восприятие детей, наоборот, это активизирует их внимание, облегчает учение.

При этом нужно следить, чтобы содержание занятия в целом было тематически единым.

Одно-два занятия в неделю посвящаются целиком природоведческому материалу.

Например, занятие во второй младшей группе:

1-я часть. Рассматривание картинок из пособия О. И. Соловьевой «Говори правильно», изображающих детенышей животных; игровое упражнение с ними «Кто ушел?» (закрепление существительных Именительного падежа множественного числа) — 10 минут.

2-я часть. Повторение детьми стихов и потешек о животных (с использованием игрушек) — 5 минут.

3-я часть. Дидактическая играх «Угадай, кто это» — называние животных по звукоподражаниям — 5 минут.

В какие дни недели проводить намеченные занятия? Если воспитатель считает удобным закрепление определенных дней за занятиями по развитию речи и основными задачами, которые на них решаются, то по содержанию ведущей части занятия он может расположить занятия согласно своему расписанию. Например, указанные в схеме занятия могут быть втечение недели проведены в такой последовательности: понедельник — занятие 1, среда — занятие 3, четверг — занятие 2.

Подобное расписание, конечно, не обязательно. Но оно помогает упорядочить подбор занятий, помогает последующей проверке и анализу плана воспитателя.

Итак, при подборе занятий по развитию речи на неделю главное внимание педагог должен обращать на содержание занятий, на охват ими всех основных задач развития речи,

Сначала можно составлять (набрасывать) перечень занятий на неделю, прикладывая листок к заголовкам приведенной выше схемы, разлинованной на две — четыре части (по числу занятий),обдумывать содержание предстоящего занятия, сочетаемость, очередность его частей.

Затем, если принцип подбора занятий понят, надобность в схеме отпадает, и воспитатель по памяти сможет контролировать отбор всех программных задач для планируемых занятий.

Какими источниками пользуется при этом педагог? Тематика занятий по ознакомлению с окружающим, бесед, детских рассказов, легко подбирается из раздела программы «Ознакомление с окружающим и развитие речи», просто распределять и произведения художественной литературы, четко перечисленные в соответствующем разделе программы детского сада.

Напомним, что в содержание речевых занятий входит не только чисто языковой материал (работа со словами, звуками, грамматическими формами), но и другие образовательно-воспитательные задачи, такие, как развитие у детей умения анализировать, обобщать, а также формирование любознательности, наблюдательности и т. д.

В настоящее время издано много сборников дидактических игр и упражнений по развитию речи, методических указаний к сериям картин для детского сада, в которых есть обширный выбор занятий по активизации словаря, звуковой культуре речи, грамматике. Рекомендуем пользоваться ими более широко.

Какие ошибки наблюдаются на практике в календарном планировании занятий по развитию речи? Чаще это пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы.

Но может быть и так, что порой заведующая детским садом делает замечания воспитателю: «У вас на этой неделе нет дидактической игры (или рассматривания картин и т. д.)»,— не учитывая, что вместо этого метода применялись другие: рассказ со звукоподражанием, подвижная игра, если дело идет о звуковой культуре речи. Важнее добиваться того, чтобы работа по этому разделу проводилась регулярно, еженедельно.

Иногда от воспитателей требуют в обязательном порядке составления каждого занятия только из трех (или двух) частей, тогда как иное занятие может быть целиком посвящено одной задаче и состоять из одной части (беседа, осмотр помещения и др.), а иное состоять из четырех-пяти кратковременных упражнений.

Серьезная ошибка — не использование всего времени занятия, отведенного по режиму дня (15—20 минут — во второй младшей и средней группах, 25 — в старшей, 30 — в подготовительной). Запланировав чтение одного рассказа или сказки и выполнив эту задачу за 5—10 минут, воспитатель прекращает занятие, хотя дети еще умственно активны, не утомлены и вполне могут позаниматься оставшиеся 10—15 минут.

Бывает, что и правильно намеченная, насыщенная речевая деятельность займет меньше положенного времени, тогда воспитатель также должен использовать оставшиеся минуты, с учетом работоспособности детей, для веселой народной игры, концерта-загадки или другой эмоционально насыщенной деятельности с целью повторных речевых упражнений. Конечно, не нужно превращать это правило в абсурд и в любых случаях неоправданно тянуть время занятий.

Еще одна ошибка — резкая разнотемность и неправильная последовательность содержания занятия. Напомним, что в начале занятия планируется деятельность наиболее сложная, требующая устойчивого внимания детей (словесная деятельность, объяснение новогозадания, новой игры и т. п.). В конце занятия, как правило, используется материал повторный, эмоциональный, наглядный.

Например, занятие в старшей группе (1 квартал):

1-я часть. Заучивание стихотворения М. Пожаровой «Маляры — 10 минут.

2-я часть. Рассказы по памяти на тему «Наши улицы» (4—5 ответов)— 10 минут.

3-я часть. Рассказы-загадки по фотографиям «Что за здание?» (многоэтажный жилой дом, кинотеатр, детский сад), повторно — 5 минут.

Особенно тщательно нужно продумать структуру тех занятий, на которых детям сообщается о жизни В. И. Ленина, о нашей Родине, читаются произведения, где изображаются драматические события. В качестве образца приведем занятия в старшей группе (февраль).

1 -е занятие

1-я часть. Показ репродукции картины К. В. Филатова «Красная площадь».

2-я часть. Чтение рассказа Я. Пинясова «Обыкновенные варежки». 3-я часть. Повторное рассматривание репродукции картин М. Соколова «В. И. Ленин на Всероссийском субботнике в Кремле 1 Мая 1920 г.», П. В. Васильева «В. Й. Ленин по дороге в Петроград».

2-е занятие

1-я часть. Повторение детьми стихотворения С. Маршака «Февраль».

2-я часть. Чтение воспитателем стихотворения 3. Александровой «Дозор».

3-я часть. Рассказы детей о своих рисунках на военную тематику, о сувенирах, приготовленных для военных ко Дню Советской Армии.

Может ли одна и та же задача по развитию речи планироваться не на одно занятие, а больше? Конечно. Это зависит от общего уровня развития речи детей группы. Если в их речи много грамматических ошибок, желательно в неделю проводить не одно, а два-три коротких упражнения на занятиях по исправлению этих ошибок; если дети очень слабо рассказывают, можно не один раз, а дважды в неделю упражнять их в рассказывании. Время таких упражнений может остаться обычным (10—20 минут), хотя более короткие и частые упражнения в этом случае будут эффективнее. В каких сочетаниях объединять задачи развития речи для одного занятия? Обязательно ли обучение рассказыванию сочетать с активизацией словаря? Нет. Комплектование занятия мотивируется, как мы уже говорили, единством содержания, поэтому сочетание частей может быть различным.

При составлении плана в старшей и подготовительной к школе группах учитывается, что из двух занятий в день занятие по развитию речи ставится первым, как наиболее трудное. Воспитателю нужно обращать внимание на то, чтобы в течение дня двигательная деятельность детей была умеренной, и по возможности не планировать на один день экскурсию и подвижную игру и т. п.

Закончив подбор занятий на одну неделю, педагог тут же дол--жен заняться составлением плана и на следующую неделю. Основные задачи развития речи остаются прежними (т. е. в каждой горизонтальной графе нашей схемы опять будет по одной-две заполненной клетке). Содержание же и методы ведения занятий, естественно, изменяются.

Особое внимание воспитателю следует обратить на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Еженедельно планируется минимум по одному наблюдению во всех возрастных группах. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и др.).

Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):

1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая; 2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;

3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);

4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.

Как оформляется план занятий непосредственно в дневнике воспитателя? Требования к оформлению хорошо изложены в статье О. И. Соловьевой «Планирование работы воспитателя»1. В ней рекомендуется указывать: а) название занятия; б) программный материал (в том числе обязательно содержание главной речевой задачи, т. е., например, перечень слов для введения в детский словарь или для их активизации, а также звуков или труднопроизносимых слов и т. д.); в) краткий последовательный ход (построение) занятия с указанием используемого на отдельных этапах занятия наглядного материала и приемов обучения; г) индивидуальная работа (в случае необходимости).

Общие требования к построению занятия, к выбору приемов обучения изложены в статье Ю. Ляховской .

Вот, например, выписка из календарного плана воспитателя старшей группы:

8/XII, среда

Занятие. Развитие речи.

1-я часть. Рассматривание почтовых принадлежностей.

Программное содержание. Познакомить детей с почтовыми принадлежностями. Учить сравнивать предметы, выделять существенные признаки.

Обогащение словаря: конверт, марка, авиапочта, открытка.

Активизация словаря: адрес, справа, прямоугольный, клейкий. Учить детей различать тематику и красоту оформления марок, открыток.

Наглядный материал: на каждом столе на подносах разложены различные конверты, открытки.

Индивидуальная работа: для рассказывания вызвать Галю Д., Колю А.

Ход занятия:

1. Спросить, в чьих семьях получают письма, от кого.

2. Объяснить, что называется почтовыми принадлежностями.

3. Рассмотреть конверты: форма, отогнутый .край, клейкая полоска, справа место для адреса, вверху — для марки.

4. Рассмотреть открытки, выяснить общее с конвертом — адрес, марка.
Чем и почему выделяется авиапочта?

5. Показать часть коллекции марок Сережи В., предложить рассмотреть ее на прогулке.

6. Сложить предметы на подносы — 15 минут.

2-я часть. Дидактическая игра «Почта».

Программное содержание. Учить составлять описательный рассказ о предметах.

Наглядный материал: окошечко почты, в котором продаются конверты, художественные открытки (5—6 штук).

Ход игры:

1. Объяснение правил игры. План рассказа-описания: 1) назови, что ты хочешь купить; 2) с каким рисунком, с какой маркой твой предмет.

2. Вызвать трех-четырех человек, в том числе Галю Д., Колю А.

3. Показать детям оборудование для ролевой игры в почту — 40 минут.

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки в записях воспитателей.

1. Неточно называется занятие, поэтому трудно представить его содержание. Например, записывают: «Знакомство с петухом». Что это — наблюдение за живым петухом, рассматривание картины, игрушки, рассказ о петухе? Процесс ознакомления может происходить разными методами. Именно метод обучения указывается в названии занятия.

2. Неправильно пишется: «Занятие с картиной», «Рассказ по картине», так как в первом случае неизвестно, с какой целью вообще применяется на занятии картина (или для активизации словаря — рассматривание, или для монологической речи — описание), а во втором случае неясен вид детского рассказа (составление описательного рассказа или придумывание творческого рассказа).

3.Программный материал часто указывается не конкретно, не используются формулировки «Программы воспитания в детском саду». Очень редко указываются воспитательные задачи занятия, хотя воспитание качеств личности — это тоже содержание программы детского сада, а многие занятия по родному языку — прекрасное средство решения этих задач (воспитание поведения в обществе, любви к родной природе, аккуратности, гигиенических навыков и т. п.).

4. Небрежно описываются наглядные пособия, которые, как правило, нужно готовить к занятиям заблаговременно, подбирать в соответствии с дидактическими требованиями (цвет, величина, эстетичность, устойчивость, типичность и др.). Очень редко в планах указывается серия картины, а также авторы картины или художественного произведения, намеченного для занятия, а это затрудняет оценку правильности хода занятия и его содержания.

Полезно отмечать в плане и некоторые элементы оборудования, которые должны быть предварительно подготовлены (30 конвертов для раздачи открыток, плечики, вешалка, указки). Утром в день занятия иногда бывает трудно все припомнить, собрать, а отсутствие какой-либо вещи снижает его организацию и качество.

Как уже говорилось, в практике индивидуальная работа с ребенком на разных занятиях намечается редко и случайно. Между тем имя того или иного ребенка, отстающего от общего уровня, должно фигурировать часто, работа с ним (по одному и тому же разделу программы) по существу продолжается до полного усовершенствования его речи.

Надо помнить, что календарный план (как и учет) важен не только тем, что вносит целенаправленность в педагогический процесс, он еще играет большую роль в контроле за работой воспитателя. Поэтому методист или заведующая детским садом могут просить отдельных воспитателей делать в плане записи различной полноты. Например, молодому, начинающему воспитателю или воспитателю — новому члену данного коллектива — можно адресовать просьбу писать планы подробнее. Это поможет и заведующей, и сменщице скорее познакомиться с его методической подготовкой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...