Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАРКЕТИНГ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ БИЗНЕСЕ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – подготовка специалистов в области управления материальными ресурсами и организации санаторно-курортного бизнеса. В процессе ее изучения у будущих специалистов формируется комплекс знаний и умений в части эффективного решения проблем управления рынком санаторно-курортных услуг.

В программу входят разделы концепции управления маркетингом в санаторно-курортном бизнесе как целостной интегрированной системой знаний, включающей специфические принципы, методы и средства управления спросом и предложением.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- понимать необходимость изучения и применения маркетинга в санаторно-курортном бизнесе как философии ведения современно санаторно-курортного бизнеса ;

- обобщать теорию и практику планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности санаторно-курортных предприятий в условиях рынка;

- анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на маркетинговую деятельность санаторно-курортной организации;

- владеть методами и методическими приемами комплексного анализа, сегментации и прогнозирования рынка санаторно-курортных услуг;


- разрабатывать ценовую, сбытовую и рекламную политику для продвижения санаторно-курортных услуг с использованием новейших методов управления спросом;

- исследовать деятельность конкурентов, поведение потребителей, показатели конкурентоспособности санаторно-курортных услуг;

- разработать планы участия санаторно-курортной организации в коммерческих выставках и ярмарках.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Маркетинг в санаторно-курортном бизнесе» студент должен:

· знать:

- понятия и сущность маркетинга в санаторно-курортном бизнесе;

- задачи и цели маркетинга в санаторно-курортном бизнесе;

- особенности санаторно-курортного бизнеса;

- бюджет маркетинга;

- договорные формы отношений в санаторно-курортном бизнесе;

· уметь:

- формировать рекламные программы на предприятиях;

- сформировать бюджет маркетинга;

- составлять рекламные обращения;

- продвигать санаторно-курортные услуги на рынок услуг;

· получить навыки:

- по теоретическим вопросам организации маркетинга в санаторно-курортном бизнесе;

- практических применений знаний в области маркетинга в санаторно-курортном бизнесе;

- связанные с опытом маркетинговой деятельности в санаторно-курортном бизнесе.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Санаторно-курортный бизнес как фактор развития рынка санаторно-курортных услуг в РФ - -
Общая характеристика рынка санаторно-курортных услуг -
Процесс управления и планирования маркетингом в санаторно-курортном бизнесе -
Правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности в России -
Концепции управления маркетингом в санаторно-курортном бизнесе - -
Информационно-исследовательский комплекс в системе маркетинга в санаторно-курортном бизнесе -
Изучение потребительского рынка санаторно-курортных услуг - -
Комплекс маркетинга и его составляющие (4 «р») -
Система сбыта и продвижение санаторно- курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта - -
Маркетинговые коммуникации в системе продвижения лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг -
Создание службы маркетинга в оргструктуре санаторно-курортной организации -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Санаторно-курортный бизнес как фактор развития рынка санаторно-курортных услуг в РФ

Основные понятия санаторно-курортного бизнеса и санаторно-курортных услуг. Санаторно-курортная организация как хозяйственная единица рынка санаторно-курортных услуг СКУ, классификация санаторно-курортных организаций, их распространение на территории РФ в зависимости от наличия лечебно-оздоровительных природных ресурсов. Оргструктура управления санаторно-курортного бизнеса в России на федеральном и региональном уровне.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия санаторно-курортного бизнеса и санаторно-курортных услуг.

2. Понятия и виды санаторно-курортной организации, в том числе в зависимости от лечебно - оздоровительных ресурсов.

3. Управление системой санаторно-курортной организации в России.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003.

3. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005.

 

Тема 2. Общая характеристика рынков санаторно-курортных услуг.

Понятие рынка в маркетинге, его структурные элементы - производитель- продукт- посредник в сбыте - потребитель. Рынок санаторно-курортных организаций, рынок санаторно-курортных услуг, рынок лечебно-оздоровительного продукта, потребительский рынок, рынок конкуренции. Географические особенности рынка санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Национальные особенности рынков санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Понятие о сегментировании рынка санаторно-курортных услуг и целевых сегментах. Внешняя среда санаторно-курортной организации, конкуренция санаторно-курортных организаций на рынке санаторно-курортных услуг; сотрудничество и партнерство санаторно-курортных организаций.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.

2. Виды рынков в санаторно-курортном бизнесе.

3. Понятие о сегментировании рынка санаторно-курортных услуг.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Практическое занятие:

Проводиться в форме направленной преподавателем дискуссий.

Типология рынков в санаторно-курортном бизнесе. Понятие рынка санаторно-курортных организаций, его структура. Конкуренция на рынке санаторно-курортных услуг. Сотрудничество и партнерство на рынке санаторно-курортных услуг.

Тема 3. Процесс управления и планирования маркетингом в санаторно-курортном бизнесе.

Характеристика системы управления, уровни и функции управления, кадровое обеспечение в санаторно-курортной организации; анализ рыночных возможностей и рыночной среды; сегментирование и отбор целевых рынков; замеры объемов спроса; разработка комплекса маркетинга – 4 «Р»; претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Стратегия и тактика управления и планирования в санаторно-курортной организации. Виды долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Структура бизнес-плана и особенности бизнес - планирования в санаторно-курортной организации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация функций управления в санаторно-курортной организации.

2. Стратегия и тактика управления и планирования в санаторно-курортной организации.

3. Особенности бизнес - планирования в санаторно-курортной организации.

Литература:

1. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2. Лашманова, Н. В. Информационные системы маркетинга : учеб. пособие / Н. В. Лашманова, В. А. Бабурин. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Разработка структуры бизнес-плана для санаторно-курортной организации. Дать характеристику ассортимента санаторно-курортных услуг в бизнес–плане санатория.

 

Тема 4. Медицинское страхование в системе правового обеспечения санаторно-курортной деятельности.

Понятие правового поля в санаторно-курортной деятельности. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе. Законы РФ, постановления правительства, ведомственные нормативно - правовые акты, регулирующие санаторно-курортной деятельности и санаторно-курортного бизнеса. Лицензирование, стандартизация и сертификация в санаторно-курортной деятельности. Особенности страхования в санаторно-курортной деятельности. Фонд социального страхования как основная база организации санаторно-курортной деятельности. Защита прав потребителей в санаторно-курортном бизнесе. Программы и Концепции развития санаторно-курортного бизнеса в России.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе.

2. Основные положения закона РФ о защите прав потребителей.

3. Концепции развития санаторно-курортного бизнеса в России.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006.

3. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003.

4. О защите прав потребителей : федер. закон от 7 февр. 1992 г., № 2300-1 : (с изм. на 30 дек. 2001 г.)

5. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах : федер. закон от 23 февр.1995 г., № 26.

Практическое занятие:

Проводиться в виде беседы с юристом санаторно-курортной организации.

Система медицинского страхования в России.

Разрешение конфликтных ситуаций в сфере санаторно-курортных услуг.

Тема 5. Концепции управления маркетингом в санаторно-курортном бизнесе.

Особенности маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. Разработка и реализация маркетинговых концепций – совершенствования производства, совершенствования продукта/услуги, интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Маркетинговые стратегии развития и модель Бостонской консалтинговой группы. Понятие о тактике маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Значение маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.

2. Классификация маркетинговых концепций.

3. Понятие о стратегии и тактике развития санаторно-курортном бизнесе.

Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К , 2005.

2. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003.

3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

 

Тема 6. Информационно-исследовательский комплекс в системе маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.

Концепция системы маркетинговой информации. Система внутренней отчетности и сбора внешней текущей маркетинговой информации. Понятие о первичной и вторичной информации. Отбор источников информации. Система анализа маркетинговой информации. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований на рынке санаторно-курортных услуг. Методы маркетинговых исследований. Инструментарий маркетинговых исследований. Схема (этапы) маркетинговых исследований. Маркетинговый анализ запросов потребителей и конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг. Методы анализа результатов маркетинговых исследований.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Значение маркетинговых исследований в санаторно-курортном бизнесе.

2. Отбор источников информации.

3. Методы маркетинговых исследований.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004.

3. Булкин, Б. Е. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта в сфере услуг : учеб. пособие / Б. Е. Булкин, Н. Ю. Виноградова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004.

4. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / А. М. Ветитнев. – М. : Медицина, 2001.

5. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учеб.-практ. пособие / С. С. Скобкин. – М. : Экономистъ, 2003.

Практическое занятие:

Проведение маркетинговых исследований санаторно-курортной организации (с помощью: опроса, наблюдения и т.д.). Обработка полученных результатов маркетингового исследования. Анализ полученных в ходе исследования результатов.

Тема 7. Изучение потребительского рынка санаторно-курортных услуг.

Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение на рынке санаторно-курортных услуг: факторы социального характера, факторы культурного порядка, личностные факторы, психологические факторы. Понятие о иерархии потребностей человека и характеристика потребительского спроса по социально-демографическим, географическим, психографическим параметрам, характеру заболеваний и интересам в сфере рекреации и оздоровления. Выделение целевых потребительских сегментов на рынке санаторно-курортных услуг СКУ. Понятия «спрос» и «предложение» применительно к рынку санаторно-курортных услуг СКУ. Рыночное равновесие спроса и предложения на рынке санаторно-курортных услуг СКУ

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие потребительского рынка санаторно-курортных услуг.

2. Классификация факторов, стимулирующих покупательское поведение на рынке санаторно-курортных услуг.

3. Иерархия потребностей потенциальных клиентов.

4. Значение целевых сегментов для маркетинговой деятельности санаторно-курортной организации.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004.

3. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

 

Тема 8. Комплекс маркетинга и его составляющие (4 «р»)

Понятие о комплексе маркетинга и его элементах. Понятие и классификация санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как продукта санаторно-курортной деятельности. Проектирование лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортной услуги. Наличие природно-оздоровительных ресурсов как важный фактор проектирования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг. Формирование себестоимости.

Методы ценообразования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг. Использование товарных марок и формирование брэндов для позиционирования санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта на потребительском рынке.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Классификация санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности.

2. Методы ценообразования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг.

3. Позиционирование санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности.

4. Использование лечебно-оздоровительного продукта на потребительском рынке.

Литература:

1. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004.

2. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К , 2005.

3. Исмаев, Д. К. Маркетинг иностранного туризма в РФ : учебник / Д. К. Исмаев. – М. : Академия, 2004.

4. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра. Разработка комплекса маркетинга (4 «Р») для конкретного санатория.

Задачи:

1. Разработка продукта санаторно-курортных услуг.

2. Установка цены на продукт санаторно-курортных услуг.

3. Распределение продукта санаторно-курортных услуг.

4. Продвижение продукта санаторно-курортных услуг.

Тема 9. Система сбыта и продвижения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта.

Формирование сбытовой сети лечебно-оздоровительного продукта. Каналы распределения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности.

Лечебные учреждения как основной посредник по распространению лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности.

Санаторно-курортная путевка как гражданско-правовой договор на продажу лечебно-оздоровительного продукта. Оформление санаторно-курортных путевок через Фонд социального страхования. Другие формы реализации путевок для различных категорий граждан.

Практическое занятие:

Оформление санаторно-курортной путевки. Формы реализации санаторно-курортных путевок.

 

Тема 10. Маркетинговые коммуникации в системе продвижения лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг

Виды маркетинговой коммуникации. Реклама лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг и особенности ее организации. Планирование рекламной кампании в санаторно-курортной деятельности. Решение о средствах распространения рекламной информации.

PR как средство позиционирования санаторно-курортной организации и ее услуг на потребительском рынке. Установление связей с лечебно-оздоровительными учреждениями, прессой, бизнесом, государственными структурами, разработка фирменного стиля, брэнда, торговой марки санаторно-курортной организации.

Коммерческие выставки и ярмарки в системе продвижения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Этапы планирования участия в выставках и ярмарках – выбор выставки, оформление договора на участие, создание стенда, подготовка рекламной продукции и прайс-листов, обучение стендистов, участие в общих мероприятиях выставки. Разработка сценария презентации стенда. Анализ результатов и эффективности участия санаторно-курортной организации в выставке или ярмарке.


Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды маркетинговых коммуникаций в санаторно-курортном бизнесе.

2. Планирование рекламной компании в санаторно-курортной организации.

3. PR как средство позиционирования санаторно-курортной организации.

4. Понятие брендинга в санаторно-курортном бизнесе.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А. П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001.

3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005.

Практическое занятие 1:

Посещения туристской выставки (INWETEX или INWECOM) с последующим отчетом по предложенной методике.

Практическое занятие 2:

«Участие санаторно-курортной организации в туристкой выставке»

Разработка презентации санаторно-курортного предприятия и его услуг в туристской выставке:

1. Составление плана участия санаторно-курортной организации в туристской выставке.

2. Разработка презентации санаторно-курортного предприятия и его услуг в туристской выставке: составления сценария презентации, оформление и распространение приглашений, составление отчета о затратах на презентацию.

3. Анализ результатов участия санаторно-курортной организации в туристской выставке или ярмарке.

Тема 11. Создание службы маркетинга в оргструктуре санаторно-курортной организации. Место и назначение службы маркетинга в оргструктуре санаторно-курортной организации. Функции службы маркетинга и планирование ее деятельности. Организационная структура службы маркетинга, принципы ее построения (территориальный, продуктовый или клиентский). Кадровое и финансовое обеспечение деятельности службы маркетинга в санаторно-курортной организации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Значение службы маркетинга в санаторно-курортной организации.

2. Функции службы маркетинга в санаторно-курортной организации.

3. Кадровое обеспечение маркетинговой деятельности в санаторно-курортной организации.

Литература:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006.

3. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А.П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001.

4. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях : учеб. пособие / Д. В. Минаев. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

Практическое занятие:

Разработка оргструктуры управления санаторно-курортной организации. Планирование деятельности службы маркетинга в санаторно-курортной организации. Подбор персонала для службы маркетинга в санаторно-курортной организации.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Санаторно-курортный бизнес как институт устойчивого развития экономики России в эпоху глобализации.

2. Использование маркетинговых стратегий на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

3. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль

4. Особенности маркетинга в санаторно-курортном бизнесе.

5. Маркетинговые исследования на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

6. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторно-курортных услуг.

7. Правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности.

8. Функции управления и кадровое обеспечение в санаторно-курортном предприятии.

9. Изучение потребительского спроса на рынке санаторно-курортных услуг.

10. Проектирование лечебно-оздоровительного продукта и его ценообразование.

11. Продвижение санаторно-курортного продукта на потребительский рынок услуг.

12. Процесс реализации санаторно-курортных путевок.

13. Сотрудничество и партнерство санаторно-курортных предприятий.

14. Планирование и реализация инноваций на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

15. Целевой маркетинг на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

16. Стратегия и тактика маркетинга на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

17. Возможности использования электронного рынка лечебно - оздоровительных услуг.

18. Маркетинговые коммуникации в санаторно-курортном бизнесе.

19. Рекламные коммуникации в санаторно-курортном бизнесе.

20. Коммерческие выставки в системе маркетинга санаторно-курортной организации.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

- опрос на практических и семинарских занятиях;

- выполнение контрольных заданий и задач;

- защита контрольной работы;

- рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

- экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Социальное значение санаторно-курортного бизнеса в России.

2. Понятие санаторно-курортных услуг как основного элемента санаторно-курортном бизнесе.

3. Понятие ассортимента санаторно-курортных услуг.

4. Состояние и перспективы развития санаторно-курортного бизнеса в РФ.

5. Система управления в РФ.

6. Специфика санаторно-курортного лечения и отдыха за рубежом.

7. Сущность маркетингового подхода к совершенствованию санаторно-курортного дела.

8. Цели и задачи санаторно-курортной организации в условиях конкуренции на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

9. Стратегия и тактика управления и планирования маркетингом в санаторно-курортном бизнесе.

10. Отличие рынка оздоровительных услуг от рынка товаров.

11. Особенности маркетинговой среды рынка лечебно-оздоровительных услуг.

12. Особенности маркетинговой деятельности на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

13. Понятие рынка санаторно-курортных организаций и их виды.

14. Значение сегментирования на рынке санаторно-курортных услуг.

15. Признаки сегментирования потенциальных потребителей на рынке лечебно- оздоровительных услуг.

16. Цели сегментирования потенциальных потребителей санаторно-курортной организации.

17. Каналы сбыта лечебно-оздоровительных услуг в практике деятельности здравниц.

18. Принципы выбора партнеров по сбыту санаторно-курортного продукта.

19. Виды рынков в санаторно-курортном бизнесе.

20. Понятие лечебно-оздоровительного продукта, его значение для деятельности санаторно-курортной организации.

21. Внешняя среда санаторно-курортной организации – ее элементы.

22. Особенности формирования себестоимости и финансовых затрат на лечебно- оздоровительный продукт.

23. Санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников различных предприятий.

24. Повышение уровня профессионализма сотрудников служб маркетинга санаторно-курортной организации.

25. Понятие о комплексе маркетинга в санаторно-курортной организации.

26. Сущность и структура бизнес-плана санаторно-курортной организации.

27. Требования к персоналу санаторно-курортного предприятия в системе сбыта и продвижения лечебно-оздоровительных услуг.

28. Понятие и виды страхования клиентов.

29. Способы оплаты лечения и отдыха за счет средств государственного социального страхования.

30. Угрозы для жизни здоровья граждан и меры по обеспечению их безопасности в системе санаторно-курортного предприятия.

31. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе.

32. Лицензирование, стандартизация и сертификация в санаторно-курортном бизнесе.

33. Значение закона «О защите прав потребителей» для санаторно-курортной организации.

34. Назначение и функции Фонда социального страхования в сфере санаторно-курортного бизнеса СКБ.

35. Виды маркетинговых стратегий в деятельности санаторно-курортной организации.

36. Особенности сотрудничества санаторно-курортной организации с другими организациями.

37. Использование маркетинговых концепций в санаторно-курортном бизнесе.

38. Требования к размещению клиентов в санаторно-курортных комплексах.

39. Использование метода «SWOT-анализ» для оценки состояния санаторно-курортной организации на текущий момент.

40. Методы маркетинговых исследований рынка лечебно-оздоровительных услуг.

41. Критерии выбора метода маркетинговых исследований для санаторно-курортной организации.

42. Анализ результатов маркетинговых исследований – обработка и оформление.

43. Система маркетинговой информации в санаторно-курортной организации.

44. Факторы и условия воздействия на формирование лечебно- оздоровительного продукта и его ценообразование.

45. Виды соглашений между конкурирующими организациями на рынке лечебно-оздоровительных услуг.

46. Факторы стимулирования покупательского поведения на рынке санаторно-курортных услуг.

47. Понятие «спрос и предложение» применительно к рынку санаторно-курортных услуг.

48. Санаторно-курортная путевка как гражданско-правовой договор на продажу лечебно -оздоровительного продукта.

49. Оформление иностранных граждан в здравницы России.

50. Понятие и этапы продвижения санаторно-курортного продукта на рынок услуг.

51. Понятие и классификация коммерческих выставок и ярмарок в сфере туризма и санаторно-курортного бизнеса.

52. Планирование участия санаторно-курортного предприятия в туристских выставках.

53. Виды продвижения на рынок санаторно-курортных услуг.

54. Особенности рекламирования санаторно-курортных услуг.

55. Виды маркетинговых коммуникаций в системе продвижения лечебно-оздоровительных услуг.

56. Организация презентаций санаторно-курортных предприятий перед общественностью в системе PR – мероприятий.

57. Значение названия и торговой марки, логотипа для предприятия в сфере санаторно-курортного бизнеса.

58. Место маркетинговой службы в системе оргструктуры управления санаторно-курортной организации.

59. Значение и функции службы маркетинга в санаторно-курортной организации.

60. Условия выхода санаторно-курортной организации на международный рынок.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативная литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 3 ч. – М. : Омега-Л, 2005.

2. О защите прав потребителей : федер. закон от 7 февр. 1992 г., № 2300-1 : (с изм. на 30 дек. 2001 г.)

3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах : федер. закон от 23 февр. 1995 г., № 26.

4. О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" : пост. Правительства РФ от 2 февр. 1996 г., № 101 : (с изм. на 30 дек. 2000 г.)

Основная:

1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006.

3. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К, 2005.

4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

5. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005.

Дополнительная:

1. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич. – М. : Высшая школа, 2004.

2. Бабурин, В. А. Маркетинг в сфере сервиса : учеб. пособие / В. А. Бабурин, Б. В. Корнейчук. – СПб. : СПбГУСЭ, 2001.

3. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник / Г. Л. Багиев. – СПб. : Питер, 2005.

4. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

5. Беляев, В. Н. Маркетинг : основы теории и практики : учебник / В. Н. Беляев. – М. : КноРус, 2005.

6. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004.

7. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / А. М. Ветитнев. – М. : Медицина, 2001.

8. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003.

9. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А.П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001.

10. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003.

11. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.


12. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005.

13. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях : учеб. пособие / Д. В. Минаев. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

14. Михеева, Н. А. Маркетинг в санаторно-курортном бизнесе : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Н. А. Михеева, О. К. Харитончук. - СПб. : СПбГУСЭ, 2007.

15. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учеб.-практ. пособие / С. С. Скобкин. – М. : Экономистъ, 2003.

16. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

17. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005.

Периодические издания:

1. Маркетинг в России и за рубежом : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.

 

ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Использование учебных элементов модульной программы «Маркетинг» банка модульных программ Международной Организации Труда:

– «Планирование маркетинга»;

– «Организация рекламной кампании»;

– «Управление ценами (стратегия ценообразования)»;

– «Методика ценообразования»;

– «Формирование программы развития фирмы»;

– «Ценообразования. Формирование ценовой политики».

 

Составители: к.п.н., доц. Н. А. Михеева, ассистент О.К. Харитончук кафедры «Маркетинг».

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Маркетинг» Т.Г. Навроцкая.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...