Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МАРКЕТИНГ В САНАТОРНО-КУРОРТНОМ БИЗНЕСЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – подготовка специалистов в области управления материальными ресурсами и организации санаторно-курортного бизнеса. В процессе ее изучения у будущих специалистов формируется комплекс знаний и умений в части эффективного решения проблем управления рынком санаторно-курортных услуг. В программу входят разделы концепции управления маркетингом в санаторно-курортном бизнесе как целостной интегрированной системой знаний, включающей специфические принципы, методы и средства управления спросом и предложением. Задачи дисциплины – научить студентов: - понимать необходимость изучения и применения маркетинга в санаторно-курортном бизнесе как философии ведения современно санаторно-курортного бизнеса ; - обобщать теорию и практику планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности санаторно-курортных предприятий в условиях рынка; - анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на маркетинговую деятельность санаторно-курортной организации; - владеть методами и методическими приемами комплексного анализа, сегментации и прогнозирования рынка санаторно-курортных услуг; - разрабатывать ценовую, сбытовую и рекламную политику для продвижения санаторно-курортных услуг с использованием новейших методов управления спросом; - исследовать деятельность конкурентов, поведение потребителей, показатели конкурентоспособности санаторно-курортных услуг; - разработать планы участия санаторно-курортной организации в коммерческих выставках и ярмарках.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Маркетинг в санаторно-курортном бизнесе» студент должен: · знать: - понятия и сущность маркетинга в санаторно-курортном бизнесе; - задачи и цели маркетинга в санаторно-курортном бизнесе; - особенности санаторно-курортного бизнеса; - бюджет маркетинга; - договорные формы отношений в санаторно-курортном бизнесе; · уметь: - формировать рекламные программы на предприятиях; - сформировать бюджет маркетинга; - составлять рекламные обращения; - продвигать санаторно-курортные услуги на рынок услуг; · получить навыки: - по теоретическим вопросам организации маркетинга в санаторно-курортном бизнесе; - практических применений знаний в области маркетинга в санаторно-курортном бизнесе; - связанные с опытом маркетинговой деятельности в санаторно-курортном бизнесе.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Санаторно-курортный бизнес как фактор развития рынка санаторно-курортных услуг в РФ Основные понятия санаторно-курортного бизнеса и санаторно-курортных услуг. Санаторно-курортная организация как хозяйственная единица рынка санаторно-курортных услуг СКУ, классификация санаторно-курортных организаций, их распространение на территории РФ в зависимости от наличия лечебно-оздоровительных природных ресурсов. Оргструктура управления санаторно-курортного бизнеса в России на федеральном и региональном уровне. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные понятия санаторно-курортного бизнеса и санаторно-курортных услуг. 2. Понятия и виды санаторно-курортной организации, в том числе в зависимости от лечебно - оздоровительных ресурсов. 3. Управление системой санаторно-курортной организации в России. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003. 3. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006. 4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 5. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005.
Тема 2. Общая характеристика рынков санаторно-курортных услуг. Понятие рынка в маркетинге, его структурные элементы - производитель- продукт- посредник в сбыте - потребитель. Рынок санаторно-курортных организаций, рынок санаторно-курортных услуг, рынок лечебно-оздоровительного продукта, потребительский рынок, рынок конкуренции. Географические особенности рынка санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Национальные особенности рынков санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Понятие о сегментировании рынка санаторно-курортных услуг и целевых сегментах. Внешняя среда санаторно-курортной организации, конкуренция санаторно-курортных организаций на рынке санаторно-курортных услуг; сотрудничество и партнерство санаторно-курортных организаций. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Общая характеристика маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. 2. Виды рынков в санаторно-курортном бизнесе. 3. Понятие о сегментировании рынка санаторно-курортных услуг. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 3. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006. 4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. Практическое занятие: Проводиться в форме направленной преподавателем дискуссий. Типология рынков в санаторно-курортном бизнесе. Понятие рынка санаторно-курортных организаций, его структура. Конкуренция на рынке санаторно-курортных услуг. Сотрудничество и партнерство на рынке санаторно-курортных услуг. Тема 3. Процесс управления и планирования маркетингом в санаторно-курортном бизнесе. Характеристика системы управления, уровни и функции управления, кадровое обеспечение в санаторно-курортной организации; анализ рыночных возможностей и рыночной среды; сегментирование и отбор целевых рынков; замеры объемов спроса; разработка комплекса маркетинга – 4 «Р»; претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Стратегия и тактика управления и планирования в санаторно-курортной организации. Виды долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов. Структура бизнес-плана и особенности бизнес - планирования в санаторно-курортной организации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Классификация функций управления в санаторно-курортной организации. 2. Стратегия и тактика управления и планирования в санаторно-курортной организации. 3. Особенности бизнес - планирования в санаторно-курортной организации. Литература: 1. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 2. Лашманова, Н. В. Информационные системы маркетинга : учеб. пособие / Н. В. Лашманова, В. А. Бабурин. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004. 3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005. Практическое занятие: Разработка структуры бизнес-плана для санаторно-курортной организации. Дать характеристику ассортимента санаторно-курортных услуг в бизнес–плане санатория.
Тема 4. Медицинское страхование в системе правового обеспечения санаторно-курортной деятельности. Понятие правового поля в санаторно-курортной деятельности. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе. Законы РФ, постановления правительства, ведомственные нормативно - правовые акты, регулирующие санаторно-курортной деятельности и санаторно-курортного бизнеса. Лицензирование, стандартизация и сертификация в санаторно-курортной деятельности. Особенности страхования в санаторно-курортной деятельности. Фонд социального страхования как основная база организации санаторно-курортной деятельности. Защита прав потребителей в санаторно-курортном бизнесе. Программы и Концепции развития санаторно-курортного бизнеса в России. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе. 2. Основные положения закона РФ о защите прав потребителей. 3. Концепции развития санаторно-курортного бизнеса в России. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006. 3. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003. 4. О защите прав потребителей : федер. закон от 7 февр. 1992 г., № 2300-1 : (с изм. на 30 дек. 2001 г.) 5. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах : федер. закон от 23 февр.1995 г., № 26. Практическое занятие: Проводиться в виде беседы с юристом санаторно-курортной организации. Система медицинского страхования в России. Разрешение конфликтных ситуаций в сфере санаторно-курортных услуг. Тема 5. Концепции управления маркетингом в санаторно-курортном бизнесе. Особенности маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. Разработка и реализация маркетинговых концепций – совершенствования производства, совершенствования продукта/услуги, интенсификации коммерческих усилий, концепция маркетинга, концепция социально-этического маркетинга. Маркетинговые стратегии развития и модель Бостонской консалтинговой группы. Понятие о тактике маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Значение маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. 2. Классификация маркетинговых концепций. 3. Понятие о стратегии и тактике развития санаторно-курортном бизнесе. Литература: 1. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К , 2005. 2. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003. 3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 4. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.
Тема 6. Информационно-исследовательский комплекс в системе маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. Концепция системы маркетинговой информации. Система внутренней отчетности и сбора внешней текущей маркетинговой информации. Понятие о первичной и вторичной информации. Отбор источников информации. Система анализа маркетинговой информации. Выявление проблем и формулирование целей маркетинговых исследований на рынке санаторно-курортных услуг. Методы маркетинговых исследований. Инструментарий маркетинговых исследований. Схема (этапы) маркетинговых исследований. Маркетинговый анализ запросов потребителей и конкуренции на рынке санаторно-курортных услуг. Методы анализа результатов маркетинговых исследований. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Значение маркетинговых исследований в санаторно-курортном бизнесе. 2. Отбор источников информации. 3. Методы маркетинговых исследований. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004. 3. Булкин, Б. Е. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта в сфере услуг : учеб. пособие / Б. Е. Булкин, Н. Ю. Виноградова. – СПб. : СПбГАСЭ, 2004. 4. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / А. М. Ветитнев. – М. : Медицина, 2001. 5. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учеб.-практ. пособие / С. С. Скобкин. – М. : Экономистъ, 2003. Практическое занятие: Проведение маркетинговых исследований санаторно-курортной организации (с помощью: опроса, наблюдения и т.д.). Обработка полученных результатов маркетингового исследования. Анализ полученных в ходе исследования результатов. Тема 7. Изучение потребительского рынка санаторно-курортных услуг. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение на рынке санаторно-курортных услуг: факторы социального характера, факторы культурного порядка, личностные факторы, психологические факторы. Понятие о иерархии потребностей человека и характеристика потребительского спроса по социально-демографическим, географическим, психографическим параметрам, характеру заболеваний и интересам в сфере рекреации и оздоровления. Выделение целевых потребительских сегментов на рынке санаторно-курортных услуг СКУ. Понятия «спрос» и «предложение» применительно к рынку санаторно-курортных услуг СКУ. Рыночное равновесие спроса и предложения на рынке санаторно-курортных услуг СКУ Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие потребительского рынка санаторно-курортных услуг. 2. Классификация факторов, стимулирующих покупательское поведение на рынке санаторно-курортных услуг. 3. Иерархия потребностей потенциальных клиентов. 4. Значение целевых сегментов для маркетинговой деятельности санаторно-курортной организации. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004. 3. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003. 4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 5. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.
Тема 8. Комплекс маркетинга и его составляющие (4 «р») Понятие о комплексе маркетинга и его элементах. Понятие и классификация санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как продукта санаторно-курортной деятельности. Проектирование лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортной услуги. Наличие природно-оздоровительных ресурсов как важный фактор проектирования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг. Формирование себестоимости. Методы ценообразования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг. Использование товарных марок и формирование брэндов для позиционирования санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта на потребительском рынке. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Классификация санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности. 2. Методы ценообразования лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг. 3. Позиционирование санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности. 4. Использование лечебно-оздоровительного продукта на потребительском рынке. Литература: 1. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004. 2. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К , 2005. 3. Исмаев, Д. К. Маркетинг иностранного туризма в РФ : учебник / Д. К. Исмаев. – М. : Академия, 2004. 4. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005. Практическое занятие: Деловая игра. Разработка комплекса маркетинга (4 «Р») для конкретного санатория. Задачи: 1. Разработка продукта санаторно-курортных услуг. 2. Установка цены на продукт санаторно-курортных услуг. 3. Распределение продукта санаторно-курортных услуг. 4. Продвижение продукта санаторно-курортных услуг. Тема 9. Система сбыта и продвижения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Формирование сбытовой сети лечебно-оздоровительного продукта. Каналы распределения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности. Лечебные учреждения как основной посредник по распространению лечебно-оздоровительного продукта как результат санаторно-курортной деятельности. Санаторно-курортная путевка как гражданско-правовой договор на продажу лечебно-оздоровительного продукта. Оформление санаторно-курортных путевок через Фонд социального страхования. Другие формы реализации путевок для различных категорий граждан. Практическое занятие: Оформление санаторно-курортной путевки. Формы реализации санаторно-курортных путевок.
Тема 10. Маркетинговые коммуникации в системе продвижения лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг Виды маркетинговой коммуникации. Реклама лечебно-оздоровительного продукта и санаторно-курортных услуг и особенности ее организации. Планирование рекламной кампании в санаторно-курортной деятельности. Решение о средствах распространения рекламной информации. PR как средство позиционирования санаторно-курортной организации и ее услуг на потребительском рынке. Установление связей с лечебно-оздоровительными учреждениями, прессой, бизнесом, государственными структурами, разработка фирменного стиля, брэнда, торговой марки санаторно-курортной организации. Коммерческие выставки и ярмарки в системе продвижения санаторно-курортных услуг и лечебно-оздоровительного продукта. Этапы планирования участия в выставках и ярмарках – выбор выставки, оформление договора на участие, создание стенда, подготовка рекламной продукции и прайс-листов, обучение стендистов, участие в общих мероприятиях выставки. Разработка сценария презентации стенда. Анализ результатов и эффективности участия санаторно-курортной организации в выставке или ярмарке. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и виды маркетинговых коммуникаций в санаторно-курортном бизнесе. 2. Планирование рекламной компании в санаторно-курортной организации. 3. PR как средство позиционирования санаторно-курортной организации. 4. Понятие брендинга в санаторно-курортном бизнесе. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А. П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001. 3. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 4. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005. Практическое занятие 1: Посещения туристской выставки (INWETEX или INWECOM) с последующим отчетом по предложенной методике. Практическое занятие 2: «Участие санаторно-курортной организации в туристкой выставке» Разработка презентации санаторно-курортного предприятия и его услуг в туристской выставке: 1. Составление плана участия санаторно-курортной организации в туристской выставке. 2. Разработка презентации санаторно-курортного предприятия и его услуг в туристской выставке: составления сценария презентации, оформление и распространение приглашений, составление отчета о затратах на презентацию. 3. Анализ результатов участия санаторно-курортной организации в туристской выставке или ярмарке. Тема 11. Создание службы маркетинга в оргструктуре санаторно-курортной организации. Место и назначение службы маркетинга в оргструктуре санаторно-курортной организации. Функции службы маркетинга и планирование ее деятельности. Организационная структура службы маркетинга, принципы ее построения (территориальный, продуктовый или клиентский). Кадровое и финансовое обеспечение деятельности службы маркетинга в санаторно-курортной организации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Значение службы маркетинга в санаторно-курортной организации. 2. Функции службы маркетинга в санаторно-курортной организации. 3. Кадровое обеспечение маркетинговой деятельности в санаторно-курортной организации. Литература: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006. 3. Дурович, А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А.П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001. 4. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях : учеб. пособие / Д. В. Минаев. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. Практическое занятие: Разработка оргструктуры управления санаторно-курортной организации. Планирование деятельности службы маркетинга в санаторно-курортной организации. Подбор персонала для службы маркетинга в санаторно-курортной организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к семинарским занятиям; - подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного обучения)
1. Санаторно-курортный бизнес как институт устойчивого развития экономики России в эпоху глобализации. 2. Использование маркетинговых стратегий на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 3. Факторы маркетинговой среды рынка санаторно-курортных услуг и маркетинговый контроль 4. Особенности маркетинга в санаторно-курортном бизнесе. 5. Маркетинговые исследования на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 6. Сегментирование как средство выбора целевого рынка санаторно-курортных услуг. 7. Правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности. 8. Функции управления и кадровое обеспечение в санаторно-курортном предприятии. 9. Изучение потребительского спроса на рынке санаторно-курортных услуг. 10. Проектирование лечебно-оздоровительного продукта и его ценообразование. 11. Продвижение санаторно-курортного продукта на потребительский рынок услуг. 12. Процесс реализации санаторно-курортных путевок. 13. Сотрудничество и партнерство санаторно-курортных предприятий. 14. Планирование и реализация инноваций на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 15. Целевой маркетинг на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 16. Стратегия и тактика маркетинга на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 17. Возможности использования электронного рынка лечебно - оздоровительных услуг. 18. Маркетинговые коммуникации в санаторно-курортном бизнесе. 19. Рекламные коммуникации в санаторно-курортном бизнесе. 20. Коммерческие выставки в системе маркетинга санаторно-курортной организации.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических и семинарских занятиях; - выполнение контрольных заданий и задач; - защита контрольной работы; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Социальное значение санаторно-курортного бизнеса в России. 2. Понятие санаторно-курортных услуг как основного элемента санаторно-курортном бизнесе. 3. Понятие ассортимента санаторно-курортных услуг. 4. Состояние и перспективы развития санаторно-курортного бизнеса в РФ. 5. Система управления в РФ. 6. Специфика санаторно-курортного лечения и отдыха за рубежом. 7. Сущность маркетингового подхода к совершенствованию санаторно-курортного дела. 8. Цели и задачи санаторно-курортной организации в условиях конкуренции на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 9. Стратегия и тактика управления и планирования маркетингом в санаторно-курортном бизнесе. 10. Отличие рынка оздоровительных услуг от рынка товаров. 11. Особенности маркетинговой среды рынка лечебно-оздоровительных услуг. 12. Особенности маркетинговой деятельности на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 13. Понятие рынка санаторно-курортных организаций и их виды. 14. Значение сегментирования на рынке санаторно-курортных услуг. 15. Признаки сегментирования потенциальных потребителей на рынке лечебно- оздоровительных услуг. 16. Цели сегментирования потенциальных потребителей санаторно-курортной организации. 17. Каналы сбыта лечебно-оздоровительных услуг в практике деятельности здравниц. 18. Принципы выбора партнеров по сбыту санаторно-курортного продукта. 19. Виды рынков в санаторно-курортном бизнесе. 20. Понятие лечебно-оздоровительного продукта, его значение для деятельности санаторно-курортной организации. 21. Внешняя среда санаторно-курортной организации – ее элементы. 22. Особенности формирования себестоимости и финансовых затрат на лечебно- оздоровительный продукт. 23. Санаторно-курортное лечение и оздоровление сотрудников различных предприятий. 24. Повышение уровня профессионализма сотрудников служб маркетинга санаторно-курортной организации. 25. Понятие о комплексе маркетинга в санаторно-курортной организации. 26. Сущность и структура бизнес-плана санаторно-курортной организации. 27. Требования к персоналу санаторно-курортного предприятия в системе сбыта и продвижения лечебно-оздоровительных услуг. 28. Понятие и виды страхования клиентов. 29. Способы оплаты лечения и отдыха за счет средств государственного социального страхования. 30. Угрозы для жизни здоровья граждан и меры по обеспечению их безопасности в системе санаторно-курортного предприятия. 31. Виды нормативно-правовых актов, действующих в санаторно-курортном бизнесе. 32. Лицензирование, стандартизация и сертификация в санаторно-курортном бизнесе. 33. Значение закона «О защите прав потребителей» для санаторно-курортной организации. 34. Назначение и функции Фонда социального страхования в сфере санаторно-курортного бизнеса СКБ. 35. Виды маркетинговых стратегий в деятельности санаторно-курортной организации. 36. Особенности сотрудничества санаторно-курортной организации с другими организациями. 37. Использование маркетинговых концепций в санаторно-курортном бизнесе. 38. Требования к размещению клиентов в санаторно-курортных комплексах. 39. Использование метода «SWOT-анализ» для оценки состояния санаторно-курортной организации на текущий момент. 40. Методы маркетинговых исследований рынка лечебно-оздоровительных услуг. 41. Критерии выбора метода маркетинговых исследований для санаторно-курортной организации. 42. Анализ результатов маркетинговых исследований – обработка и оформление. 43. Система маркетинговой информации в санаторно-курортной организации. 44. Факторы и условия воздействия на формирование лечебно- оздоровительного продукта и его ценообразование. 45. Виды соглашений между конкурирующими организациями на рынке лечебно-оздоровительных услуг. 46. Факторы стимулирования покупательского поведения на рынке санаторно-курортных услуг. 47. Понятие «спрос и предложение» применительно к рынку санаторно-курортных услуг. 48. Санаторно-курортная путевка как гражданско-правовой договор на продажу лечебно -оздоровительного продукта. 49. Оформление иностранных граждан в здравницы России. 50. Понятие и этапы продвижения санаторно-курортного продукта на рынок услуг. 51. Понятие и классификация коммерческих выставок и ярмарок в сфере туризма и санаторно-курортного бизнеса. 52. Планирование участия санаторно-курортного предприятия в туристских выставках. 53. Виды продвижения на рынок санаторно-курортных услуг. 54. Особенности рекламирования санаторно-курортных услуг. 55. Виды маркетинговых коммуникаций в системе продвижения лечебно-оздоровительных услуг. 56. Организация презентаций санаторно-курортных предприятий перед общественностью в системе PR – мероприятий. 57. Значение названия и торговой марки, логотипа для предприятия в сфере санаторно-курортного бизнеса. 58. Место маркетинговой службы в системе оргструктуры управления санаторно-курортной организации. 59. Значение и функции службы маркетинга в санаторно-курортной организации. 60. Условия выхода санаторно-курортной организации на международный рынок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации : в 3 ч. – М. : Омега-Л, 2005. 2. О защите прав потребителей : федер. закон от 7 февр. 1992 г., № 2300-1 : (с изм. на 30 дек. 2001 г.) 3. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах : федер. закон от 23 февр. 1995 г., № 26. 4. О федеральной целевой программе "Развитие курортов федерального значения" : пост. Правительства РФ от 2 февр. 1996 г., № 101 : (с изм. на 30 дек. 2000 г.) Основная: 1. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 2. Ветитнев, А. М. Курортное дело : учеб. пособие / А. М. Ветитнев, Л. Б. Журавлева. - М. : КноРус, 2006. 3. Годин, А. М. Маркетинг : учебник. / А. М. Годин – М. : Дашков и К, 2005. 4. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм : учебник / Ф. Котлер. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 5. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005. Дополнительная: 1. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич. – М. : Высшая школа, 2004. 2. Бабурин, В. А. Маркетинг в сфере сервиса : учеб. пособие / В. А. Бабурин, Б. В. Корнейчук. – СПб. : СПбГУСЭ, 2001. 3. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник / Г. Л. Багиев. – СПб. : Питер, 2005. 4. Барчуков, И. С. Санаторно-курортное дело : учеб. пособие / И. С. Барчуков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 5. Беляев, В. Н. Маркетинг : основы теории и практики : учебник / В. Н. Беляев. – М. : КноРус, 2005. 6. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и СКС : учеб. пособие / В. В. Богалдин-Малых. – М. : МОДЭК, 2004. 7. Ветитнев, А. М. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / А. М. Ветитнев. – М. : Медицина, 2001. 8. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг в индустрии гостеприимства : учеб. пособие / Е. А. Джанджугазова. – М. : Академия, 2003. 9. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие. / А.П. Дурович – Минск : Новое знание, 2001. 10. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме : учеб. пособие / А. С. Запесоцкий. – СПб. : СПбГУП, 2003. 11. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005. 12. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций, рекламных технологий. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность / А. П. Марков. – СПб. : СПбГУП, 2005. 13. Минаев, Д. В. Маркетинг в схемах и моделях : учеб. пособие / Д. В. Минаев. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. 14. Михеева, Н. А. Маркетинг в санаторно-курортном бизнесе : метод. указ. по выполнению контрольной работы / Н. А. Михеева, О. К. Харитончук. - СПб. : СПбГУСЭ, 2007. 15. Скобкин, С. С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе : учеб.-практ. пособие / С. С. Скобкин. – М. : Экономистъ, 2003. 16. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005. 17. Янкевич, В. С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. Российский и международный опыт / В. С. Янкевич, Н. Л. Безрукова. – М. : Финансы и статистика, 2005. Периодические издания: 1. Маркетинг в России и за рубежом : журнал.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Использование учебных элементов модульной программы «Маркетинг» банка модульных программ Международной Организации Труда: – «Планирование маркетинга»; – «Организация рекламной кампании»; – «Управление ценами (стратегия ценообразования)»; – «Методика ценообразования»; – «Формирование программы развития фирмы»; – «Ценообразования. Формирование ценовой политики».
Составители: к.п.н., доц. Н. А. Михеева, ассистент О.К. Харитончук кафедры «Маркетинг». Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Маркетинг» Т.Г. Навроцкая.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |