Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ В ТОРГОВЛЕ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – познакомить студентов с современными методами анализа, планирования и управления затратами в сфере торговли и торговых фирмах.

Задачи дисциплины – сформировать у студентов представление:

– о сущности затрат и их классификации в управленческом учете;

– об организационных системах управленческого учета;

– о методах бюджетирования и контроля затрат в торговле.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В процессе изучения курса «Управление затратами в торговле» студенты должны:

· знать:

– подготовку управленческих решений в области ценообразования;

– организацию управленческого учета, бюджетирования и контроля затрат в торговой фирме;

· уметь:

– использовать методы управления затратами при определении объемов и ассортимента торговых услуг;

– пользоваться системой калькулирования торговой деятельности;

· получить навыки:

– в области теории и практики анализа и планирования затрат.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Сущность затрат и их классификация в управленческом учете. - -
2. Организационные системы управленческого учета - -
3. Системы калькулирования торговой деятельности - -
4. Использование методов управления затратами при определении объемов и ассортимента торговых услуг - -
5. Бюджетирование и контроль затрат в торговле - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требования программы, структура и порядок изучения дисциплины, содержание разделов и методические основы их изучения. Связь с общеэкономическими и специальными дисциплинами. Использование знаний в области управления затратами торговой фирмы в практической деятельности.

 

Тема 1. Сущность затрат и их классификация в управленческом учете

Понятие затрат. Различие между затратами и расходами. Способы учета затрат. Учет затрат по элементам. Учет затрат по статьям калькуляции. Классификация затрат в управленческом учете. Классификация затрат по экономической роли в процессе производства: основные и накладные затраты. Классификация затрат по способу включения в себестоимость; прямые и косвенные затраты. Классификация затрат по отношению к изменению объема производства: переменные и постоянные. Классификация затрат в зависимости от задач управления. Релевантные затраты.

Практическое занятие 1:

Классификация затрат в торговле. Анализ затрат торговой фирмы.

Практическое занятие 2:

Виды анализа. Перспективный анализ. Текущий анализ. Оперативный анализ. Анализ затрат на рубль.

 

Тема 2. Организационные системы управленческого учета

Особенности организации производства торговых услуг и их влияние по построение управленческого учета. Оценочная и контрольная информация, используемая в управленческом учете организационной деятельности торговых предприятий. Формирование центров затрат, прибыли и инвестиций в торговой фирме. Выбор состава показателей и содержание внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений торговой фирмы.

Практическое занятие 1:

Формирование центров затрат, прибыли и инвестиций в торговой фирме.

Практическое занятие 2:

Содержание экономических отношений. Методические основы управления затратами.

Тема 3. Системы калькулирования торговой деятельности

Классификация систем учета затрат на производство и калькулирования торговой деятельности. Характеристика систем позаказного учета затрат на производство и калькулирования. Характеристика процессного метода учета себестоимости. Калькулирование себестоимости по системе стандарт-кост. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости по системе директ-костинг. Нормативная система управления затратами. Основные концепции снижения себестоимости торговых и посреднических услуг.

Практическое занятие 1:

Расчет маржинального дохода, точки безубыточности и запаса финансовой прочности.

Практическое занятие 2:

Виды калькулирования себестоимости. Маржинальный доход. Эффект финансового рычага. Дисконтирование.

 

Тема 4. Использование методов управления затратами при определении объемов и ассортимента торговых услуг

Сущность маржинального анализа. Маржинальный доход. Точка безубыточности. Запас финансовой прочности. Обоснование решения о принятии дополнительного заказа на услуги по цене, ниже себестоимости. Обоснование ассортимента реализуемых товаров народного потребления. Обоснование торговых наценок.

Практическое занятие 1:

Обоснование решения о принятии дополнительного заказа на услуги по цене, ниже себестоимости. Обоснование ассортимента реализуемых товаров народного потребления. Обоснование использования торговых наценок при ценообразовании на услуги и продукты в системе торговли.

Практическое занятие 2:

Бухгалтерский учет. Налоговый учет. Состав расходов. Момент признания и оценка расходов.

 

Тема 5. Бюджетирование и контроль затрат в торговле

Понятие бюджета торговой фирмы. Цели и задачи бюджета. Структура системы бюджетов торговой фирмы. Виды бюджетов и их особенности в торговле. Гибкие и фиксированные бюджеты. Бюджетирование «с нуля». Достоинства и недостатки бюджетирование. Нормирование, планирование и контроль издержек. Методы анализа отклонений фактических результатов от плановых. Факторный анализ отклонений фактических результатов от плановых.

Практическое занятие 1:

Структура бюджетов торговой фирмы. Формирование бюджета «с нуля» торговой фирмы. Факторный анализ исполнения бюджета предприятия торговли.

Практическое занятие 2:

Расходы по обычным видам деятельности. Прочие расходы. Операционные расходы. Внереализационные расходы. Чрезвычайные расходы.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение некоторых теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– выполнение контрольной работы;

– подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Постоянные и переменны затраты в деятельности торговой фирмы.

2. Учет затрат по элементам и по статьям калькуляции в торговой фирме.

3. Расчет маржинального дохода, точки безубыточности и запаса финансовой прочности торговой фирмы.

4. Принятие дополнительного заказа по цене, ниже себестоимости.

5. Обоснование ассортимента торговых услуг.

6. Обоснование использования торговых наценок при ценообразовании на новые товары и товарные группы.

7. Разработка структуры бюджетов торговой фирмы.

8. Разработка бюджета торговой фирмы.

9. Факторный анализ исполнения бюджета торговой фирмы.

10. Подготовка управленческих решений по корректировке бюджета торговой фирмы.

11. Организация управленческого учета в торговой фирме.

12. Автоматизация работ по организации управленческого учета.

13. Выделение центров ответственности в торговой фирме.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– выполнение заданий на практических занятиях;

– защита контрольной работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной форме, при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Сущность учета затрат в торговле.

2. Затраты и расходы в торговле.

3. Организация бухгалтерского учета затрат в торговле.

4. Состав затрат, включаемых в себестоимость торговых услуг.

5. Объекты учета при учете затрат по элементам.

6. Объекты учета при учете затрат по статьям калькуляции.

7. Основные и накладные расходы в торговле.

8. Прямые и косвенные расходы в торговле.

9. Переменные и постоянные затраты в торговле.

10. Релевантные затраты в торговле.

11. Сущность управленческого учета в торговле.

12. Объекты управленческого учета в торговле.

13. Метод и способы управленческого учета.

14. Принципы управленческого учета.

15. Сравнительный анализ функций управленческого и финансового учета.

16. Системы управленческого учета в торговой фирме.

17. Составные части управленческого учета.

18. Международная практика выделения управленческого учета из общей системы бухгалтерского учета.

19. Сущность понятия «центр ответственности».

20. Центры затрат в торговле.

21. Центры прибыли в торговле.

22. Центры инвестиций в торговле.

23. Выбор состава показателей внутренней отчетности торговой фирмы.

24. Выбор периодичности составления внутренней отчетности торговой фирмы.

25. Общая характеристика систем учета затрат на производство и калькулирование торговой услуги.

26. Система попроцессного метода учета себестоимости

27. Калькулирование себестоимости по системе стандарт-кост.

28. Калькулирование себестоимости по системе директ-констинг.

29. Нормативная система управления затратами.

30. Концепции снижения себестоимости торговых услуг, основные (прямые) издержки.

31. Концепции снижения себестоимости торговых услуг косвенные издержки.

32. Варианты организации нормативного расчета затрат на предприятиях торговли.

33. Оценочная информация, используемая в управленческом учете.

34. Контрольная информация, используемая в управленческом учете.

35. Маржинальный доход: экономическая сущность и способы расчета.

36. Точка безубыточности: экономическая сущность и способ расчета

37. Запас финансовой прочности: экономическая сущность и способ расчета

38. Система бухгалтерского контроля объема и ассортимента товаров народного потребления и прочих товарных групп.

39. Виды цен на товары народного потребления, их классификация.

40. Обоснование решения о принятии дополнительного заказа на торговые услуги по цене, ниже себестоимости.

41. Обоснование ассортимента реализуемых товаров.

42. Обоснование ассортимента торговых услуг.

43. Сущность, цели и задачи бюджета фирмы.

44. Структура бюджетов фирмы.

45. Гибкий бюджет торговой фирмы.

46. Фиксированные бюджеты торговой фирмы и их разновидности.

47. Организация бюджетирования «с нуля».

48. Процедура формирования бюджета «с нуля» для торговой фирмы.

49. Достоинства и недостатки бюджетирования.

50. Виды смет торгового предприятия.

51. Организация контроля исполнения бюджета торговой фирмы.

52. Система управленческого контроля за деятельностью подразделений в торговле.

53. Понятие о нормативных издержках в торговле.

54. Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками.

55. Разработка нормативов на содержание рабочей силы.

56. Факторный детерминированный анализ отклонений фактических результатов от плановых.

57. Стохастический анализ и планирование затрат туристской фирмы.

58. Анализ динамики издержек производства в принятии управленческих решений.

59. Сущность издержек обращения.

60. Структура и состав издержек обращения.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия : учеб. пособие / М. И. Трубочкина. – М. : ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Брагин, Л. А. Технология розничной торговли : учеб. пособие / Л. А. Брагин. – М. : Академия, 2006.

2. Голубкина, Т. С. Торговые вычисления : учеб. пособие / Т. С. Голубкина. – 2-е изд. – М. : Академия, 2006.

3. Управление затратами в торговле : метод. указ. по выполнению контрольной работы / И. Ф. Феклистов, П. М. Золин, А. В. Арфае. - СПб. : СПбГУСЭ, 2007.

4. Управление затратами на предприятии : учеб. пособие / под ред. В. Г. Лебедева. – М. : Бизнес-пресса, 2001.

5. Чупилин, А. И. Управление качеством : учеб. пособие / А. И. Чупилин. – М. : Дашков и К, 2006.

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент торговли» В.А. Золотухин.

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Менеджмент торговли» И.Ф. Феклистов.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...