Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих фундаментальными знаниями в области методологии учета, его организации в торговых организациях, постижения процессов формирования первичной учетной информации, ее обработки, отражения в учетных регистрах, а также изучения процедуры расчета себестоимости оказываемых услуг и формирования финансового результата.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– методам оценки товаров при их поступлении и отпуске товаров со склада;

– документальному оформлению движения товаров;

– порядку ведения учета деятельности торговой организации;

– отражению в учете операции поступления и продажи товаров в оптовой и розничной торговле.

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Бухгалтерский учет торговых предприятий» студент должен:

· знать:

– цели, задачи и принципы учета товарных операций;

– особенности договорных отношений в торговле;

– правила формирования цены товаров;

– методы оценки товаров при их поступлении и отпуске товаров со склада;

– оценку товаров в бухгалтерской отчетности;

– документальное оформление движения товаров;

– порядок ведения учета деятельности торговой организации;

– счета, применяемые для учета товаров;

· уметь:

– правильно оформлять первичными документами поступления и отпуск товаров;

– осуществлять выбор учетной цены товара;

– применять разные методы оценки товаров;

– отражать в учете операции поступления и продажи товаров в оптовой и розничной торговле, торговую наценку и издержки обращения;

· получить навыки:

– оформления договорных отношений в оптовой и розничной торговле;

– ведения бухгалтерского учета операций в оптовой и розничной торговле.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Понятие и особенности организации торговой деятельности - - -
2. Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле - - -
3. Цена товара и ее контроль - -
4. Учет поступления товаров - -
5. Учет продажи товаров - -
6. Учет тары - -
7. Учет товарных потерь. Учет переоценки товаров. - -
8. Учет расходов на продажу - -
9. Инвентаризация товаров и тары - -
10. Бухгалтерская отчетность - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Понятие и особенности организации торговой деятельности

Понятие торговой деятельности. Особенности договорных отношений в торговой деятельности. Особенности документооборота в торговых организациях.

 

Тема 2. Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле

Задачи бухгалтерского учета в оптовой и розничной торговле. Основные принципы организации бухгалтерского учета в оптовой торговле. Основные принципы организации бухгалтерского учета в розничной торговле.

 

Тема 3. Цена товара и ее контроль

Правила ценообразования в торговых организациях. Понятие изменения цен товаров (уценка и дооценка). Формирование отпускной цены в организациях розничной торговли. Проблемы формирования продажной цены в организациях розничной торговли. Расчет торговой наценки. Контроль за формированием цены.

Практическое занятие:

Составление перечня нормативных документов, определяющих правила ценообразования в торговых организациях. Формирование отпускной цены в организации розничной торговли. Обоснование проблемы формирования продажной цены в организациях розничной торговли. Расчет торговой наценки.

 

Тема 4. Учет поступления товаров

Особенности бухгалтерского учета поступления товаров в организации оптовой торговли. Бухгалтерский учет поступления товаров в розничную торговлю. Учет поступления товаров в организации розничной торговли (не имеющие оптового оборота). Учет поступления товаров в организации оптово-розничной торговли. Учет поступления продукции собственного производства для продажи в розницу.

Практическое занятие:

Определение особенностей бухгалтерского учета поступления товаров в организации оптовой торговли. Составление журнала регистрации хозяйственных операций по бухгалтерскому учету поступления товаров в розничную торговлю. Решение задач по учету поступления товаров и организации розничной торговли (не имеющие оптового оборота). Решение задач по учету поступления товаров в организации оптово-розничной торговли.

 

Тема 5. Учет продажи товаров

Понятие реализации для целей бухгалтерского и налогового учета. Учет продажи товаров в оптовой и розничной торговле. Учет продажи товаров по договорам комиссии. Учет продажи товаров, стоимость которых в иностранной валюте. Бухгалтерский учет продажи товаров в розничной торговле.

Практическое занятие:

Составление журнала регистрации хозяйственных операций по учету продажи товаров в оптовой торговле. Решение задач по бухгалтерскому учету продажи товаров в розничной торговле и по договорам комиссии.

Тема 6. Учет тары

Понятие тары, ее виды и задачи учета. Документальное оформление по­ступления и выбытия тары. Учет завеса тары. Учет стеклянной посуды. Учет тары материально ответственным лицом. Синтетический и аналитический учет тары.

Практическое занятие:

Оформление документального поступления и выбытия тары. Решение задач по учету стеклянной посуды, тары материально ответственным лицом.

 

Тема 7. Учет товарных потерь. Учет переоценки товаров.

Нормируемые и ненормируемые потери. Исчисление и учет естественной убыли товаров. Отражение в учете сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей. Учет потерь при подготовке товаров к продаже. Учет переоценки товаров.

Практическое занятие:

Исчисление и отражение в учете естественной убыли товаров, суммы недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, переоценки товаров.

 

Тема 8. Учет расходов на продажу

Сущность расходов на продажу. Цели, задачи, принципы учета, классификация расходов. Синтетический и аналитический учет расходов на продажу. Организация синтетического и аналитического учета расходов на продажу. Автоматизация учета продажи товаров.

Практическое занятие:

Проведение классификации расходов и решение задач по учету расходов на продажу.

 

Тема 9. Инвентаризация товаров и тары

Общие правила проведения инвентаризации. Порядок проведения инвентаризации. Определение результатов инвентаризации. Оформление ин­вентаризационных материалов. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.

Практическое занятие:

Раскрытие правил и порядка проведения инвентаризации. Оформление инвентаризационных материалов. Определение результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

 

Тема 10. Бухгалтерская отчетность

Значение, виды отчетности, предъявляемые к ней требования. Нормативная база показателей бухгалтерской отчетности торговых предприятий. Бухгалтерские проводки. Порядок формирования бухгалтерского баланса Формирование показателей отчета о прибылях и убытках по счетам бухгалтерского учета. Взаимоувязка показателей годовой отчетности. Объем, формы и порядок представления текущей и годовой отчетности.

Практическое занятие 1:

Составление формы №1 бухгалтерской финансовой отчетности в торговой организации.

Практическое занятие 2:

Составление формы №2 бухгалтерской финансовой отчетности в торговой организации.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативная литература:

1. Инструкция о порядке оформления и ведения бухгалтерского учета в комиссионной торговле непродовольственными товарами : приказ РФ по торговле от 07.12.1994 г., № 99.

2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств : приказ МФ РФ от 13 июня 1995 г., № 49.

3. О бухгалтерском учете : федер. закон от 21.11.1996 г., № 129 : (в ред. изм. и доп. от 28.03.2002 г.).

4. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете : утв. МФ СССР от 29.07.1983 г., № 105.

Основная:

1. Бухгалтерский учет в торговле : учебник / под ред. В. В. Кожарского. – М. : Новое знание, 2004.

2. Костюкова, И. Н. Бухгалтерский учет товарных операций. Задачи и тесты : учеб. пособие / И. Н. Костюкова. – М. : Финансы и статистика, 2003.

3. Сахон. А. П. Бухгалтерский учет (на предприятиях торговли и общественного питания) : учеб. пособие / А. П. Сахон. – М. : Деловая литература, 2003.

Дополнительная:

1. Бородина, В. В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле : практ. пособие /
В. В. Бородина. – М. : Книжный мир, 2003.

2. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании : учеб. пособие / под ред.
Л. И. Кравченко. – Минск : ФУАинформ, 2004.

3. Бухгалтерский учет в торговле : учеб. пособие / под ред. М. И. Баканова. – М. : Финансы и статистика, 2003.

4. Бухгалтерский учет и анализ деятельности торговых организаций : практ. пособие / под ред. Э. И. Крылова. – М. : КноРус, 2005.

5. Торговля : бухгалтерский и налоговый учет / под ред. Т. Ю. Касьяновой. – М. : ИНФРА-М, 2005.

 

Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Л.С. Тимонина.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономический анализ, бухгалтерский учет и аудит» Е.Ф. Кудашев.

 

 

МАРКЕТИНГ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающими теоретическими знаниями и практическими навыками в области маркетинговой деятельности торговых предприятий в условиях формирования рыночных отношений в стране.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- понимать необходимость изучения и применения маркетинга как философии ведения современного бизнеса;

- обобщать теорию и практику планирования, организации и контроля маркетинговой деятельности торговых предприятий в условиях рынка;

- анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на регулирование предпринимательской деятельности и маркетинга торговых предприятий;

- владеть методами и методическими приемами комплексного анализа, сегментации и прогнозирования товарных рынков;

- разрабатывать товарную, ценовую, сбытовую и рекламную политику торговых предприятий с использованием новейших методов управления спросом;

- исследовать деятельность конкурентов, поведение потребителей, показатели конкурентоспособности продукции и торгового предприятия;

 


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Маркетинг торговых предприятий» студент должен:

· знать:

- теоретические основы маркетинговой деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную, финансово-экономическую и маркетинговую деятельность торгового предприятия;

- принципы принятия и реализации маркетинговых решений в сфере торговли;

- отечественный и зарубежный опыт в области маркетинговой деятельности торгового предприятия в условиях рыночной экономики;

- методы изучения рыночной конъюнктуры в сфере торговли;

- отраслевую номенклатуру продукции; основные технические и конструктивные особенности, характеристики и потребительские свойства отечественной продукции и зарубежных аналогов;

- условия поставки, хранения и транспортировки продукции на торговых предприятиях;

- современные методы планирования, организации и проведения маркетинговых исследований торговыми предприятиями;

· уметь:

- выявлять проблемы экономического характера при анализе маркетинговых ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

- систематизировать и обобщать маркетинговую информацию в области товарной, ценовой, сбытовой и рекламной политики торгового предприятия;

- использовать информационные технологии для решения маркетинговых задач на торговом предприятии;

- разрабатывать маркетинговую политику торгового предприятия;

- определять конкурентоспособность торгового предприятия;

- проводить исследования внешней и внутренней среды торгового предприятия, основных факторов, формирующих динамику потребительского спроса на продукцию торгового предприятия;

- разрабатывать организационно-управленческие структуры отделов маркетинга торгового предприятия;

- разрабатывать план маркетинга торгового предприятия;

· получить навыки:

- анализа вторичной и первичной информации о динамике развития внешней и внутренней среды торгового предприятия;

- анализа конъюнктуры рынка и оценки рыночных позиций торгового предприятия;

- сегментации рынка и позиционирования товара на рынке;

- расчета цен на продукцию торгового предприятия;

- оценки эффективности рекламных мероприятий торгового предприятия;

- разработки комплекса маркетинга и плана маркетинга торгового предприятия;

- определения экономической эффективности маркетинговой деятельности торгового предприятия.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Маркетинг как концепция управления торговым предприятием в условиях рынка - -
2. Процесс управления маркетингом торгового предприятия. Стратегии маркетинга торгового предприятия. - -
3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации торговых предприятий. - -
4. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков. -
5. Товар и товарная политика торгового предприятия. - -
6. Ассортиментная политика торгового предприятия. Управление ассортиментом. - -
7. Цена и ценовая политика торгового предприятия - -
8. Каналы распределения: торговые посредники и их классификация. - -
9. Система товародвижения в торговле и пути ее повышения эффективности. - -
10. Методы стимулирования реализации товара торговым предприятием. Реклама в сфере торговли. -
11. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на торговом предприятии. -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Маркетинг как концепция управления торговым предприятием в условиях рынка

Сущность, содержание и инструментарий маркетинга торгового предприятия. Маркетинговая среда торгового предприятия. Основные факторы микросреды торгового предприятия: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, клиентура, контактная аудитория торгового предприятия. Основные факторы макросреды торгового предприятия: политические, экономические, социально-культурные, демографические, научно-технические, природно-климатические. Виды и объекты маркетинга торгового предприятия. Типы маркетинга торгового предприятия в зависимости от характера спроса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Современные концепции маркетинга торговых предприятий.

2. Основные инструменты маркетинга торговых предприятий.


Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – М. : Дашков и К, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

 

Тема 2. Процесс управления маркетингом торгового предприятия. Стратегии маркетинга торгового предприятия.

Процесс управления маркетингом торгового предприятия: анализ маркетинговой среды, исследования рынка, разработка комплекса маркетинга, контроль в системе маркетинга. Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия: разработка товарной, ценовой, сбытовой политики торгового предприятия и политики коммуникаций. Контроль и регулирование спроса. Стратегия маркетинга торгового предприятия и критерии ее выбора. Стратегическое планирование в торговле. Подходы к планированию стратегии маркетинга (матрица возможностей по товарам и рынкам, матрица «Бостон консалтинг групп», воздействие рыночной стратегии на прибыль, общая модель Портера).

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Маркетинговые стратегии торгового предприятия.

2. Управление маркетингом и управление спросом торгового предприятия.

Литература:

1. Багиев, Г. Л. Маркетинг : учебник / Г. Л. Багиев. – СПб. : Питер, 2005.

2. Беляев, В. Н. Маркетинг : основы теории и практики : учебник / В. Н. Беляев. – М. : КноРус, 2005.

3. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

4. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Парамонова. – М. : ФБК-Пресс, 2004.

Тема 3. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации торговых предприятий

Маркетинговые исследования в торговле. Схема и этапы маркетингового исследования: формулирование проблемы и целей исследования, отбор источников информации, сбор первичных и вторичных данных. Методы маркетинговых исследований в торговле: наблюдения, эксперимент, имитация, опрос. Система маркетинговой информации торговых предприятий, методы ее сбора и анализа.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 1: “Предпринимательский выбор и маркетинговая деятельность в сфере торговли”

Задачи:

- Выбрать профиль деятельности (специализацию) торгового предприятия и обосновать свой выбор;

- Выбрать место расположения торгового предприятия и обосновать свой выбор.

Тема 4. Комплексный анализ и прогнозирование товарных рынков.

Структура и составные элементы рынка. Порядок и последовательность работы по проведению рыночного исследования. Методы изучения спроса. Изучение «ниши рынка». Изучение емкости и конъюнктуры рынка торгового предприятия. Исследование уровня конкуренции и конкурентов на рынке торгового предприятия. Изучение потребителей. Сегментация рынка. Оценка и выбор целевых рынков. Прогнозирование потребностей и спроса на товары торгового предприятия. Подготовка аналитического отчёта о состоянии рынка торгового предприятия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Изучение емкости рынка и доли фирмы на рынке торгового предприятия.

2. Анализ конъюнктуры рынка в сфере торговли.

3. Прогнозирование товарных рынков торгового предприятия.

4. Критерии и методы сегментирования рынка торгового предприятия.

Литература:

1. Беляев, В. Н. Маркетинг : основы теории и практики : учебник / В. Н. Беляев. – М. : КноРус, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

4. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Парамонова. – М. : ФБК-Пресс, 2004.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 1: “Предпринимательский выбор и маркетинговая деятельность торгового предприятия”.

Задачи:

- Провести анализ внешней среды торгового предприятия;

- Провести анализ внутренней среды торгового предприятия;

 

Тема 5. Товар и товарная политика торгового предприятия

Товар и его характеристика. Классификация товара торгового предприятия. Упаковка и маркировка товара, их роль в обеспечении рыночного успеха товара. Организация сервиса. Структура службы сервиса. Работа службы снабжения запасными частями. Марка и марочная политика. Качество и конкурентоспособность товара торгового предприятия. Оценка уровня конкурентоспособности. Имидж товара. Жизненный цикл товара торгового предприятия и характеристика его стадий. Маркетинговая политика торгового предприятия в зависимости от стадии жизненного цикла товара.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Оценочная конкуренция товара. Марка и марочная политика торгового предприятия.

2. Жизненный цикл товара и характеристика их стадий.

Литература:

1. Годин, А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – М. : Дашков и К, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

 

Тема 6. Ассортиментная политика торгового предприятия. Управление ассортиментом

Позиционирование товара на рынке торгового предприятия: понятие и критерии позиционирования. Управление ассортиментом. Дифференциация, её методы. Стратегии позиционирования, их выбор и реализация. Решения о товарном ассортименте, о его расширении. Решения о товарных номенклатурах торгового предприятия.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия: товарная политика”.

Задачи:

- Определить стадию жизненного цикла товаров;

- Построить матрицу БКГ.

Тема 7. Цена и ценовая политика торгового предприятия

Разработка ценовой политики торгового предприятия. Факторы и методы ценообразования торгового предприятия: ценообразование, ориентированное на издержки, на спрос, на конкуренцию. Факторы, влияющие на уровень устанавливаемой цены. Психологические границы цен. Реакция потребителей и торговых предприятий на изменение цен. Стратегии ценообразования: стратегии ценообразования в рамках товарной номенклатуры, стратегии корректирования цен, стратегии изменения цен. Виды скидок и условия их применения. Этапы разработки ценовой стратегии.


Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия: ценовая политика”

Задачи:

1. Выбрать ценовую стратегию торгового предприятия и установить цены на товар;

2. Построить шкалу ценовых скидок.

Работа с учебными элементами:

- «Управление ценами (стратегия ценообразования)»;

- «Методика ценообразования»;

- «Ценообразования. Формирование ценовой политики».

Тема 8. Каналы распределения: торговые посредники и их классификация.

Организация эффективного сбыта торгового предприятия. Параметры канала сбыта торгового предприятия: ширина и глубина. Влияние каналов сбыта на программу маркетинга торгового предприятия. Внутренняя структура и принципы функционирования каналов распределения. Торговые посредники и их классификация, каналы распределения: уровни, типы, организации. Тенденции развития каналов распределения. Понятие и роль оптовой торговли в экономике, функции оптовой торговли. Виды оптовой деятельности: производительная, коммерческая, агенты и брокеры. Организация оптовой и розничной торговли. Оптовые продовольственные рынки. Требования к выбору оптового торговца, сбытового агента: Контракт с посредниками. Определение розничной торговли, ее виды. Классификация торговых предприятий и их общая характеристика. Торговые сети и торговые комплексы, франчайзинг в розничной торговле. Дилеры и дистрибьюторы. Специфика работы с дилером. Различия в стратегии предприятий розничной торговли.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия: сбытовая политика”

Задачи:

- Дать характеристику и определить уровень канала распределения;

- Проанализировать поставщиков товаров торгового предприятия, составить их перечень и дать характеристику.

Работа с учебным элементом:

- «Ведение учета информации по поставщикам».

 

Тема 9. Система товародвижения в торговле и пути повышения ее эффективности

Управление движением товара, закупками и сбытом продукции. Решения о транспортировке и складировании товаров в торговле. Управление заказами на торговом предприятии. Факторы уровня обслуживания. Функции сбытовых агентов, дилеров. Способы товародвижения в торговле. Товародвижение и управление логистикой. Территориальные права торгового предприятия. Пути снижения издержек при товародвижении в торговле. Три стратегии управления объемом товара. Пути снижения издержек при товародвижении в торговле. Три стратегии управления объемом запасов.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Значение товародвижения в снижении издержек обращения торгового предприятия.

2. Разработка эффективной системы товародвижения в сфере торговли.

Литература:

1. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

2. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Парамонова. – М. : ФБК-Пресс, 2004.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.


Тема 10. Методы стимулирования реализации товара торговым предприятием. Реклама в сфере торговли.

Стимулирование сбыта: классификация методов и средств стимулирования. Система ФОССТИС: формирование спроса и стимулирование сбыта. Связь методов ФОССТИС с ЖЦТ. Определение объема необходимых ассигнований на ФОССТИС. Реклама в сфере торговли, ее цели и задачи. Правовые основы рекламной деятельности. Закон «О рекламе», его основные положения. Виды и средства рекламы в торговле, принципы их выбора. Планирование рекламной кампании торгового предприятия. Эффективность рекламы. Сущность брендинга, директ-маркетинга, паблик-рилейшнз. Фирменный стиль торгового предприятия и его значение на рынке. Товарный знак, логотип, фирменный блок, фирменный цвет, комплект шрифтов торгового предприятия. Методы и средства стимулирования сбыта в торговле. Методы персональных продаж. Выставки и ярмарки, их значение для торгового предприятия. Распродажи, конкурсы, лотереи и другие мероприятия СТИС в торговле. Общественные действия, направленные на регулирование маркетинга торговых предприятий. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга торговых предприятий.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Система формирования спроса и стимулирования сбыта в сфере торговли.

2. Виды и средства рекламы в торговле.

3. Паблик рилейшнз и товарная пропаганда торговых предприятий.

4. Методы персональных продаж.

Литература:

1. Беляев, В. Н. Маркетинг : основы теории и практики : учебник / В. Н. Беляев. – М. : КноРус, 2005.

2. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

3. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Парамонова. – М. : ФБК-Пресс, 2004.

4. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 3: “Разработка комплекса маркетинга торгового предприятия: политика продвижения товара”

Задачи:

- Выбрать рекламные средства, целевые сегменты торгового предприятия;

- Разработать бюджет рекламы торгового предприятия;

- Разработать рекламное объявление для СМИ торгового предприятия;

- Разработать рекламное сообщение по радио на 2 мин торгового предприятия.

Работа с учебным элементом:

- «Организация рекламной кампании».

 

Тема 11. Планирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на торговом предприятии

Планирование и организация маркетинговой деятельности на торговом предприятии. Постановка целей. Разработка программы маркетинга торгового предприятия. Бюджет маркетинга торгового предприятия и методы его составления. Организация деятельности маркетинговой службы на торговом предприятии. Особенности управленческих структур торгового предприятия. Управленческая структура маркетинговых служб торгового предприятия и их взаимодействие с другими структурами. Права и обязанности руководителя маркетинговой деятельности торгового предприятия. Модификация структур управления торговым предприятием при ориентации на маркетинг. Контроль и контроллинг в системе маркетинга торгового предприятия.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Дивизиональные структуры управления торговым предприятием.

2. Контроль в системе маркетинга торгового предприятия.


Литература:

1. Кузьмина, Е. Е. Теория и практика маркетинга : учебник / Е. Е. Кузьмина. – М. : КноРус, 2005.

2. Парамонова, Т. Н. Маркетинг в розничной торговле : учеб.-практ. пособие / Т. Н. Парамонова. – М. : ФБК-Пресс, 2004.

3. Слиньков, В. Н. Практический маркетинг : учеб. пособие / В. Н. Слиньков. – Киев : КНТ, 2005.

Практическое занятие:

Деловая игра «Предпринимательство и маркетинг в торговле» – этап 4: “Построение службы маркетинга и разработка плана маркетинга компании”

Задачи:

- Разработать план маркетинга торгового предприятия;

- Разработать схему управления службой маркетинга торгового предприятия;

- Определить перечень должностей сотрудников, проработать типовые должностные инструкции работников службы маркетинга торгового предприятия.

Работа с учебными элементами:

- «Планирование маркетинга»;

- «Формирование программы развития фирмы»;

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к семинарским занятиям;

- решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

1. Комплекс маркетинга на предприятиях в сфере торговли.

2. Конкурентные стратегии торговых предприятий.

3. Контроль за осуществлением маркетинговых мероприятий.

4. Концепции управления маркетингом.

5. Маркетинг- логистика.

6. Маркетинг международных услуг.

7. Маркетинг услуг, его особенности.

8. Маркетинговая информационная система.

9. Маркетинговая среда предприятий в торговле.

10. Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг.

11. Международные исследования.

12. Международные каналы распределения.

13. Менеджмент службы сбыта.

14. Методы дифференциации при позиционировании.

15. Методы получения и обработки маркетинговой информации на предприятиях в торговле.

16. Методы ценообразования.

17. Модель покупательского поведения на предприятиях в торговле.

18. Организационные структуры маркетинга на предприятиях в торговле.

19. Особенности разработки нового товара на предприятиях в торговле.

20. Оценка и выбор целевых рынков.

21. План маркетинга на предприятиях в торговле.

22. Политика распределения на предприятиях в торговле.

23. Понятие услуги, её характеристика.

24. Потребительская ценность.

25. Потребительские рынки

26. Принципы взаимоотношений общества и маркетинга.

27. Прогнозирование спроса.

28. Процесс маркетингового исследования.

29. Прямой маркетинг

30. Рекламная стратегия на предприятиях в торговле.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на семинарских и практических занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– защита контрольной работы;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Маркетинг в сфере торговли, основные понятия и их содержание.

2. Маркетинг услуг, характеристика услуги как экономической категории.

3. Сущность, цели и задачи маркетинга торговых предприятий.

4. Функции и их

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...