Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализация: «Управление в страховании»

 

ВВеДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, обладающих базовыми теоретическими знаниями в области науки и искусства управления организацией.

Задачи дисциплины – научить студентов:

– представлению о природе управления, об исторических тенденциях его развития; условиях и факторах возникновения и развития менеджмента;

– теоретическому наследию основных школ менеджмента;

– основным направлениям научного поиска на современном этапе развития менеджмента как научной дисциплины,

– общим принципам, функциям и методам управления на уровне предприятия, получить представление об организационной культуре предприятия.

В результате изучения дисциплины студенты должны изучить этапы становления менеджмента как науки и искусства, освоить отечественный и зарубежный опыт научного менеджмента.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен:

· знать:

– основные достижения классических и современных школ менеджмента;

– основные роли менеджера в организации;

– теоретические основы мотивационных программ, достоинства и ограничения наиболее популярных мотивационных теорий;

– функции и технологию администрирования;

– основные принципы проектирования работы и организации;

– особенности разработки управленческих решений.

· уметь:

– анализировать ключевые аспекты деятельности организации;

– определять основные цели бизнеса и планировать деятельность по достижению этих целей;

– творчески и аргументировано отстаивать свою точку зрения по основным теоретическим проблемам менеджмента;

– работать в команде над разрешением проблемных ситуаций;

– разрабатывать варианты стратегий и тактику управления организацией;

· получить навыки:

– использовать современные экономические, организационные, административные и социально-психологические методы и способы управления организацией.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Введение. Исторический опыт менеджмента - -
Роли менеджера в организации - -
Организация - -
Внешняя среда бизнеса - -
Власть, влияние и стиль управления -
Планирование как функция менеджмента -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Введение

Сущность и управленческие роли менеджера. Менеджмент как всеобщая человеческая деятельность. Менеджмент как особая профессиональная деятельность. Специализация между областями менеджмента. Специализация между уровнями менеджмента. Интегральная структура управления: содержание, процесс и контроль. Менеджмент и менеджеры. Проблема пола в организациях. Общественная роль менеджеров. Изучение менеджмента.

 

Тема 1. Исторический опыт менеджмента

Классические школы менеджмента: научная, административная, школа человеческих отношений. НОТ в России. Поведенческая школа и теории мотивации. Национальные модели менеджмента. Ситуационная школа. Современные проблемы менеджмента.

Семинарское занятие: История НОТ.

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность А.К. Гастева.

2. Деятельность Н.А. Витке.

3. Деятельность А.А. Богданова.

Литература:

1. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М. : Академпроект, 2005.

3. Менеджмент. Теория и практика в России : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

4. Мескон, М. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2006.

5. Чудновская, С. Н. История менеджмента : учебник / С. Н. Чудновская. – СПб. : Питер, 2004.

6. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента : от тейлоризма до японизации : учеб. пособие / Дж. Шелдрейк. – СПб. : Питер, 2001.

Тема 2. Роли менеджера в организации

Теории процесса управленческой деятельности. Теория Розмари Стюарт. Модели менеджмента Р. Стюарт. Теория Генри Минцберга. Модель десяти ролей «актеров». Оценка теории Г. Минцберга. Менеджер как подчиненный. Менеджер как работник. Многообразие ролей менеджмента. Модели компетентности менеджмента. Права и полномочия в менеджменте. Модели и методы принятия управленческих решений. Социальная ответственность и этика менеджмента.

Практическое занятие: Качества и компетенции менеджера.

Определение наиболее важных характеристик менеджера. Выяснение наиболее важных компетенций менеджера.

 

Тема 3. Организация

Понятие организации. Принципы классификаций. Формальные и неформальные организации. Основные черты организации. Организационные структуры: понятие. Разновидности организационных структур. Связь мотивации с параметрами и особенностями организации. Понятие корпоративной культуры.


Практическое занятие: Анализ организационных структур.

Анализ известных организаций и соотношение параметров организации структур с теоретическими моделями. Характеристика достоинств и недостатков обсуждаемых организационных структур.

 

Тема 4. Внешняя среда бизнеса

Понятие бизнес. Виды бизнеса. Понятие внешней среды. Ключевые особенности внешней среды. Уровни внешней среды. Локальный уровень внешней среды. Среда косвенного воздействия. Модели и методы анализа внешней среды. Модель «5 сил» М. Портера.

Практическое занятие: Анализ конкурентной среды.

Характеристика на опыте конкретного предприятия параметров конкурентной среды. Применение для изучения конкурентной среды модели М.Портера.

Тема 5. Власть, влияние и стиль управления

Власть и влияние на других людей. Источники власти. Организации и методы политического руководства. Четыре организационных фактора, оказывающих воздействие на власть менеджера и три элемента его власти. Делегирование полномочий как способ укрепления власти. Модели личных качеств. Ограничения. Достоинства. Поведенческие модели. Модель университета штата Огайо. Модель Мичиганского Университета. Модель управленческой сетки. Руководство и национальная культура.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Модели лидерства.

2. Понятие лидерства и модели изучения.

3. Современные подходы к лидерству в организации.

Литература

1. Кноринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник / В. И. Кноринг. - М. : Норма, 2004.

2. Менеджмент. Теория и практика в России : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

3. Чудновская, С. Н. История менеджмента : учебник / С. Н. Чудновская. – СПб. : Питер, 2004.

Практическое занятие: Стили лидерства.

Выяснение представления о параметрах лидерства. Обсуждения достоинств и недостатков различных стилей лидерства.

 

Тема 6. Планирование как функция менеджмента

Цели организации. Уровни постановки целей. Миссия организации. Планирование как неотъемлемая часть деятельности организации. Уровни планирования. Стратегическое планирование и его особенности. Этапы планирования. Контроль как функция менеджмента.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Стратегия предприятия

2. Виды стратегий

3. Особенности подхода «ориентации на клиента».

Литература:

1. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник / З. П. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Чудновская, С. Н. История менеджмента : учебник / С. Н. Чудновская. – СПб. : Питер, 2004.

Практическое занятие: Планирование деятельности предприятия.

Разработка плана стратегического развития гипотетического предприятия.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

– повторение и углубленное изучение лекционного материала;

– анализ основных теоретических исследований по менеджменту и подготовку к семинарским занятиям;

– участие в практических занятиях и отработка навыков решения конкретных бизнес - ситуаций;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических и семинарских занятиях;

– выполнение контрольных заданий и задач;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учебник / Е. Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Виханский, С. С. Менеджмент : учебник / С. С. Виханский, А. И. Наумов. – М. : Экономистъ, 2004.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5. Чудновская, С. Н. История менеджмента : учебник / С. Н. Чудновская. – СПб. : Питер, 2004.

Дополнительная:

1. Абчук, В. А. Менеджмент : учеб. пособие / В. А. Абчук. – СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2004.

2. Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник / В. Р. Веснин. – М. : ТК Велби : Проспект, 2004.

3. Герчикова, И. Н. Менеджмент. Практикум : учеб. пособие / И. Н. Герчикова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Кноринг, В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник / В. И. Кноринг. - М. : Норма, 2004.

5. Кравченко, А. И. История менеджмента : учеб. пособие / А. И. Кравченко. - М. : Академпроект, 2005.

6. Менеджмент. Теория и практика в России : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.

7. Мескон, М. Основы менеджмента : учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М. : Дело, 2006.

8. Муфтеев, Г. Г. Современный менеджмент. Теория и практика : учеб. пособие / Г. Г. Муфтеев, А. Г. Комеров. - СПб. : Питер, 2006.

9. Румянцева, З. П. Общее управление организацией. Теория и практика : учебник / З. П. Румянцева. - М. : ИНФРА-М, 2006.

10. Управление организацией : учебник / под ред. А. Г. Поршнева. - М. : ИНФРА–М, 2005.

11. Шелдрейк, Дж. Теория менеджмента : от тейлоризма до японизации : учеб. пособие / Дж. Шелдрейк. – СПб. : Питер, 2001.

Периодические издания:

1. Менеджмент в России и за рубежом : журнал.

2. Менеджмент сегодня : журнал.

3. Проблемы управления : журнал.

4. Российский журнал менеджмента : журнал.

5. Современное управление : журнал.

6. The Chief : журнал.

 


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: д.э.н., проф. Г.Д. Дроздов, ассистент С.В. Андриайнен кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса».

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент таможенного и страхового сервиса» Е.В. Воронина.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...