Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бхакти и концепция благосклонности

Бхакти. приверженность конкретному богу, ставшая важным элементом народной религии. возникла как реакция на строгость и суровость требований йоги. Цель йоги заключается в подавлении желаний, любви и чувств как таковых. Что же в этом случае могло служить делу удовлетворения эмоциональных потребностей верующих? Сводя вместе понятия бхакти, знания (джнаны) и кармы, Бхагаватгита показывает, что они не являются простым выражением эмоциональности; они всегда связаны с интеллектуальной и практической сторонами человеческой жизни. И все равно, на уровне простого народа интеллектуальный. или рациональный, элемент часто остается в тени, а на авансцену выходят экстаз и восторженность выражения любви.

Между седьмым и десятым веками н.э. ряд тамильских авторов (тамильский — один из четырех языков дравидской группы, распространенных на юге Индии) выразили свои религиозные чувства и опыт с исключительной теплотой и страстью. Источник большинства историй о Кришне, Бхагава-тапурана (написанная примерно в 9(Ю г. н.э.). отличается еще большей эмоциональностью. Один писатель так охарактеризовал это произведение: "Его бхакти служит эмоциональным лекарством, которое вызывает спазм в горле, вызывает потокислез и заставляет волосы на голове шевелиться от сладостного возбуждения и часто приводит к переходам от истерического смеха к слезам и наоборот, к внезапным обморокам и длительным потерям сознания".

В одиннадцатом веке Рама-нуйя ввел бхакти в число классических понятий индуизма. Он указывал на значение связи концепции аватары с вишнуитской формой бхакти. согласно которой, Бог является людям лишь из сострадания, "чтобы осветить мир своим безупречным и совершенным величием и наполнить его своей любовью". Вишнуит обычно одевается в оранжевые или белые цвета и украшает себя гирляндами. Он наносит на лоб красные или белые вертикальные линии, или красные, черные или белые пятна между бровей. В пятнадцатом веке н.э. в Бенгале на основе движения бхакти Кришны возникла секта Хайтанья.

Эта секта привела к возникновению популярного на Западе движения Харе Кришна, приверженцы которого выражают почтение Кришне музыкой и танцами и достигают единства с божеством путем экстатического транса.

Если долгом человека является посвящение себя любовному почитанию Бога, то отсюда следует, что достижение мокши (освобождения) возможно только с согласия Бога. Следует ли считать это актом "чистой благосклонности" или же человеМедитирующий индуистский святой человек.

Во время проживания в Уганде индусы проводили девятидневный праздник в честь богини Коли. Для поддержания священного огня использовали гхи, экстракт сливочного масла.

Красная метко на лбу индийской женщины обычно обозначает ее принадлежность к индуистской вере, но в разных районах обычаи могут отличаться.

Концепции индуизма

ческие усилия тоже играют какую-то роль в этом процессе? Теологические дискуссии на тему благосклонности, подобные тем, что возникли среди христианских ученых, ведутся сейчас среди индуистов.

Были выдвинуты две теории действия благосклонности: подход "котенка" и подход "обезьяны". Кошка хватает котенка и переносит его куда захочет. Это предполагает полную пассивность со стороны котенка, и на такой же позиции стоят те, кто полагает, что благосклонность Бога действует подобным образом. Все происходит по воле Бога, и человек не может сделать ничего для достижения мокши. Детеныш обезьяны, в свою очередь, цепляется за мать. За сохранность жизни и развитие детеныша отвечает мать, но при этом его позиция не является полностью пассивной. Большинство учителей индуизма в традициях бхакти придерживаются этой точки зрения. Мы приникаем к Богу, и Бог осуществляет наше спасение.

Путь к спасению

Высшей целью индуистов является мокша. Это слово означает "освобождение" — избавление, эмансипацию и свободу. В отри1ьном смысле оно ведет к "избавлению от пут" или "отбрасыванию" чего-то. что может считаться нежелательным — а именно цикла перерождений и привязанности к материальному миру В положительном смысле это означает расширение кругозора. обретение спокойствия и чувства безопасности, ощуще-ане удовлетворения (от достигнутой цели) и силы существовать и действовать. Чаще цель спасения воспринимается в отрицательном смысле — отрицания зла. горестей и разложения.

Путь знания

Концепция мокши не всегда присутствовала в индийской религии. Вероятно, стремление х освобождению возникло в то время, когда понятие цикла перерождений (самсара) стало основополагающим постулатом индуизма (примерно в седьмом веке до н.э.), означающим бесконечный круг существований, зависящих от индивидуальных поступков (кармы) каждого.

Стремление к свободе являлось не политическим, а духовным. а традиции Упаиишад подчеркивали освобождение от пут невежества. Именно невежество привязывало человека к кругу "рождение—смерть—новое рождение", выраженному в самса-ре. Освобождение будет достигнуто. как только невежество сменится знанием, когда правильно будет воспринята реальность и отвергнуто все преходящее и иллюзорное.

В этом, в основном, и состоит путь знания (джнана-марга) к мокше. Он включает в себя йогу и связанный с ней аскетический образ жизни. Считалось. что с помощью контроля над дыханием можно добиться освобождения души от тела, для

Термин садху обозначает любого индуистского "святого человека". К ним относятся и аскеты-отшельники, и популярные чародеи. Приверженцы Вишну наносят золой на лоб три вертикальные полосы. У почитателей Шивы полосы горизонтальные.

Живые религии Востока

Карма и дхарма: этика индусов

Раймонд Хаммер

В классическом индуизме доминирующими концепциями считались поступок (карма) и долг (дхарма). Карма, как совокупность хороших и плохих поступков, оказывала влияние на предназначение человека, но приобрести благоприятную карму было невозможно. В ранних Ведах существовало понятие верховного морального закона (риты), за соблюдением которого следили Митра и Варуна. Человечеству приходилось подчиняться божественному повелению и с помощью жертвований и молитв поддерживать правильные отношения с божествами. Грех, однако, мог быть не только моральным, но и ритуальным.

Все относительно

Моральный закон служил основой общественного порядка, контролируемого с помощью жреческих учебников и поддерживаемого правителями. Но действия, за которые приходилось нести ответственность, ограничивались рамками классовой принадлежности. Вот почему дхарма не является долгом в абсолютном смысле, но зависит от социального статуса и, соответственно, является классово-кастовым понятием. Бха-гаватгита считает неправильным стремление к исполнению чужой дхармы. Лучше плохо исполнить свою дхарму, чем хорошо выполнить чужую! Поступки как таковые не оказывают влияния на карму. Карма имеет отношение к поступкам, присущим определенному человеку, и совершенным в определенное время. Народный эпос подчеркивает долг ребенка перед родителями, любовь и привязанность, которые родители обязаны выказывать детям, взаимное уважение в браке, а также любовь и гармонию, которые должны характеризовать другие виды отношений. Для тех, кто живет в мире, моральные поиски — стремление к богатству (т.е. суетные занятия), к получению удовольствий или ритуальному совершенству — понятия относительные. Единственное абсолютное моральное правило связано с освобождением человека от цепи перерождений. На нем были сконцентрированы усилия аскетов. Высшим долгом для аскетов являлся "поиск освобождения". При этом им приходилось соблюдать основные моральные правила относительно убийства, воровства, сексуальных пороков, лжи или употребления возбуждающих средств. Только в случае соблюдения этих запретов они могли достичь степени очищения, позволявшей сделать следующие шаги по пути к мокше.

Первоисточник

Наиболее часто цитируемым первоисточником этики индуизма является написанная метрическим слогом книга "Законы Ману", содержащая 2685 строф текста, определяющего вопросы религии, законности, обычаев и политики. Дата ее написания неизвестна, но, по всей видимости, она относится к первому веку до н.э. или первому веку н.э., а ее автор был мастером стихосложения в стиле Вед. Книга касается в основном проблем долга, будь это общая дхарма, лежащая на всем, или частная дхарма, определяемая кастовыми или родственными отношениями. "Законы" составлены с целью поддержать общественный порядок в момент, когда ему угрожала наибольшая опасность. Они одобряют классовую структуру общества как общее стремление к общему благу. Отдельный человек должен выполнять те функции, которые больше всего соответствуют его природе. Что правильно, а что нет, можно определить четырьмя способами: с точки зрения законов, священных книг, хорошего поведения или совести.

Четыре ступени

В книге рассматриваются четыре отдельные ступени — ученики, главы семейств, отшельники и аскеты — и для каждой

из них определены соответствующие обязанности. Например, ученик должен изучать Веды. Для трех верхних классов разработаны церемонии посвящения в каждую из групп; специальный учитель (гуру или риши) научит правилам персонального очищения, принесения жертв, утренних и вечерних богослужений. Считается, что нижнего мира достигают ученики, уважающие свою мать, средней сферы — почитающие отца, но мира Брахмана (абсолюта) достигнут те, кто повинуется учителю!

Ни в коем случае не следует пытаться исполнять дхарму другой группы, так как это влечет за собой потерю членства в своей группе. Моральные правила и культовые действия, конечно, взаимосвязаны, и в дхарму жрецов входит прохождение через, как минимум, двенадцать священных обрядов от внутриутробного периода до брака.

В наше время основное значение придается не столько временным циклам, сколько прогрессу. Подчеркивается значение универсальных ценностей, таких как правдивость, доброта и помощь в облегчении страданий. Современные индуисты стали включать в число первоочередных целей достижение всеобщего блага.Концепции индуизма

чего следовало перекрыть артерию от сердца к голове — путь, по которому душа, как считалось, воз-| вращалась в свой дом в сердце человека. Постижение особых знании проводится во время медитации в позе йоги и повторения таинственной мантры "Ом', которая являлась представлением всей полноты сущности (другими словами "триады богов в их первоначальном единстве, Брахмане. абсолюте"). Повторение фразы обеспечивало установление и поддержание единения верующего с абсолютом — в этом и заключалась мокша. Но единение не означало отождествления. Иногда она сравнивалась с состоянием комара в листве смоковницы или рыбы в воде — не одно и то же, но и отделить невозможно.

В более поздних песнях Ригве-ды описывают людей бредущих во тьме, но постепенно осознающих непостижимость тайны в самом центре бытия. Но все же, шаг за шагом, они убеждаются в существовании реальности и света в окружающем их мире, и таким образом достигают мокши.

"От нереальности веди меня к реальности!

От тьмы веди меня к свету! От смерти веди меня к бессмертию!"

Однако, как принято считать в наше время, это освобождение касается одновременно и самой жизни. Таким образом, путь заключается в подавлении страстей. Как сказал Будда, страсти — это то. что привязывает человека к циклу перерождений. Даже чувство восторга. испытываемое при освобождении. тоже нуждается в очищении от налета страстей, который может привести к принятию жела-юго за действительное. Бхагаватгита видит мокшу как гждение от зла, от тела, от рнй и гнева, от кармы и от . Другими словами, мокша чает освобождение от пут в *| виде.

ь действия

рой путь к мокше — путь дей-я (карма-марга). Это дорога к вождению для тех. кто при-т, что в этом мире мы живем

На Западе растет популярность восточных религий. С 1960-х члены Международного Общества Сознания Кришны стали обычным явлением на улицах западных городов.

Живые религии Восток»

своими жизнями, в течение которых должна быть сделана определенная работа и выполнены определенные обязательства. Наше положение в обществе предполагает исполнение долга. Нам не дано выбирать себе моральные правила. Бхагаватгита указывает, что "мы достигаем свободы от действия" не тем, что "воздерживаемся от действия". Самоотречение не поможет нам "достичь вершин совершенства". "Действие" говорят нам. "сильнее бездействия' и поэтому следует исполнять команду "выполнения своей задачи в жизни".

Путь приверженности

Путь приверженности, или любви (бхактн-марга). ведет к вере. Преданность Богу помогает нам совершить прыжок от временного к вечному, от ограниченности к бескрайности абсолюта. Этот путь предполагает, что абсолют противостоит нам в персональной форме — поэтому каждый может отвеБог войны, Индра

Кришна был очень веселым и озорным воплощением Вишну.

Бог-слон Гонеш чрезвычайно популярен как бог мудрости и удачи.

тить на божественную благосклонность. Место безличного Брахмана занимает Бог, к которому можно обратиться и получить в ответ восхитительное ощущение веры.

В Бхагаватгите говорится о том, как Арджуна наблюдает в Кришне бесчисленные чудесные знамения, как Кришна объясняет ему, что "только с помощью бхакти ты можешь видеть меня и приблизиться ко мне". Для приверженцев этого пути — а это путь, к которому инстинктивно тянется большинство индийцев,— спасение не результат человеческих усилий, а дар Бога. Очевидно, что лишь очень немногие уделяют внимание теоретическим обоснованиям своей веры и испове

дуемой религиозной философии. Вера не догма, а жизненная необходимость человека.

Кроме всего прочего, бхакти требует проведения актов поклонения. В дополнение к ритуалам и церемониям предусмотрены также гимны для пения и статуи для поклонения и благоговения. Это нельзя считать идолопоклонством как таковым. Идол становится центром внимания. через который производится поклонение самому Богу (которого нельзя представить ни в каком образе).ИНДУИСТСКИЕ ОБРЯДЫ И ПРАЗДНИКИ

Раймонд Хаммер

Во времена арийского нашествия религиозные обряды проходили на свежем воздухе, и часто объектом поклонения служил огонь. Возникновение храмовых обрядов как таковых относится. видимо, к эпохе ранней религии долины Инда. Ранние храмы строили из дерева, и поэтому они не сохранились. Позднее храмы стали строить по образцу царских дворцов. Так как считалось. что боги живут в горах, многие храмы были построены в стиле горной крепости: с башней и стенами, с символом божества в центре, в окружении многочисленных символов духовного мира.

В храме

Нужды богов удовлетворялись верующими, которым, перед тем как вступить в общение с Богом. необходимо было пройти через подготовительные очистительные обряды. Например. вишнуиты, перед тем как приступить к утренней службе, должны совершить шестнадцать процедур, включающих омовение ног. очищение рта. купание. одевание, умащивание благовониями и принятие пиши. Все это сопровождалось распеванием

Во время омовения в Гонге у Варанаси женщина предлагает священную воду восходящему солнцу.

Живые религии Востока

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...