Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Познавательные способности человека

Вид познавательной способности Характеристика Сфера знания
Чувственность Способность к ощущениям, чувственным созерцаниям Математика (арифметика и геометрия)
Рассудок Способность к понятиям и суждениям Теоретическое естествознание
Разум Способность к умозаключениям, доводящим до «идей» Метафизика

Таблица №3

Авторы философских концепций Годы жизни Основной интерес
Кант 1724-1804 Априорные принципы и их воплощение в науке и морали
Фихте 1762-1814 Система научной абсолютно достоверной и абсолютно истинной философии
Гегель 1770-1831 Универсальная системная философия идей
Шеллинг 1775-1854 Гносеологическая проблема об основном принципе познания. Конструирование природы
Фейербах 1804-1872 Критика классического идеализма и обоснование материализма

 

 

Тесты по теме:

Вариант №1

1.«Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

а) интуитивно;

б) способом доказательств;

в) на основе чувственного опыта;

г) в первичном ощущении.

2. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

а) априорности чувственного опыта;

б) трансцендентных предметов;

в) апостериорности ощущений;

г) непознаваемости «вещи в себе».

3. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

а) все наше познание начинается с чувственного опыта;

б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

4. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

5. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

6. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

7. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим «естественным» законом;

г) примером для подражания других.

8. По Канту, знание нравственного закона:

а) является актуальной проблемой этики;

б) обусловлено образованием или воспитанием;

в) дается в эмпирическом опыте;

г) дано каждому доопытно.

9.По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) связан с гуманными или дружескими чувствами.

10.«Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:

а) научного познания;

б) нравственной философии;

в) морального поведения;

г) правовых взаимоотношений.

11.В этике Канта современники усмотрели:

а) основу новой системы права;

б) моральное доказательство существования бога;

в) истоки нового естествознания;

г) основы современной метафизики.

12.В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное с точки зрения человеческой:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности.

13.По Канту, приятное, вызванное эстетическим объектом, обусловлено:

а) соразмерностью объекта познающим способностям;

б) чувственным наслаждением как совокупностью простых ощущений;

в) логическими атрибутами, лежащими в основании понятий о возвышенном, величественном и т. д.;

г) полезностью и практической значимостью конкретных предметов.

14.В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:

а) практический - «незаинтересованный» - синтетический;

б) созерцательный - эстетический - практический;

в) созерцательный - практический - эстетический;

г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический.

15.В «наукоучении» Фихте действующее чистое «Я» в отношении к внешнему миру выявляет:

а) присутствие «бытия для нас» предметов;

б) безотносительность внешних предметов эмпирическому и теоретическому «Я»;

в) содержание внешних предметов внутри сознания «Я»;

г) настойчивое воздействие предметов на биологический организм, дающее возможность проявиться еще неосознанному «Я», способному их освоить.

 

 

Вариант №2

1.По Фихте, человек отличается от животного тем, что:

а) удовлетворяет инстинктивное влечение с необходимостью;

б) осознает инстинктивное влечение как инстинктивное;

в) противопоставляет одному инстинктивному влечению другое;

г) удовлетворяет инстинктивное влечение или нет по собственной воле.

2.По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

а) величие; б) славу;

в) почет; г) бессмертие.

3.По Фихте, целью истории человечества является:

а) побуждение идентичности;

б) устремление к субординации;

в) установление координации;

г) определение диспозиции.

4.В философии Фихте природа является:

а) объективной реальностью;

б) отчужденным продуктом «Я»;

в) противостоящим «не-Я»;

г) трансцендентным «Оно».

5.В системе трансцендентального идеализма Шеллинга процесс познания рассматривается, так:

а) объективная природа дополняется трансцендентным богом;

б) «Я» познает безусловное (Дух);

в) объективная природа взаимодополняется достоверным «Я»;

г) достоверное «Я» противостоит природе и утверждается в своей самодостаточности.

6.По Шеллингу, начало сознания состоит в:

а) неосознанном поведении инстинктивного «Я»;

б) действии относительно мира;

в) исключительно в «идеализирующей» деятельности сознания;

г) исключительно в «реализующей» акции сознания.

7.Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:

а) постоянное общение людей;

б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;

в) взаимодействие с высшим духом;

г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.

8.По Шеллингу, история может быть определена, как:

а) воплощение абсолютной свободы;

б) постепенная реализация правового закона;

в) проявление необходимости;

г) воплощение божественного замысла.

9.По Шеллингу, в основе мира лежит:

а) бессознательное;

б) абсолютная идентичность;

в) апейрон;

г) беспредельное.

10.Гегель считал, что в основе реальности лежит:

а) абсолютная идентичность;

б) абсолютное бессознательное;

в) абсолютная идея;

г) абсолютное божество.

11.По Гегелю, в процессе познания последовательность этапов такова:

а) ощущение - внутренние и внешние идеи - размышление;

б) чувственный опыт и априорные категории - чистые (неэмпирические) принципы;

в) чувственное познание и врожденные идеи - рациональное познание;

г) чувственная достоверность - восприятие - рассудок.

12.В «Феноменологии духа» Гегеля познание рассматривается во взаимоотношении познающего и познаваемого как:

а) противоречие;

б) превращение одного в другого;

в) тождество;

г) неустранимое противостояние.

13.Идею труда, воспитывающего человека и отделяющего его от природы, Гегель связывал с концепцией:

а) свободного труженика;

б) господина и раба;

в) существа из природы;

г) власти страха перед смертью.

14.Гегель полагал, что развитое общество - это:

а) нравственная реальность;

б) общество всеобщего благоденствия;

в) царство божие;

г) правовое государство.

15.Способность общественного индивида выполнять различные в соответствии с обстоятельствами роли в общественном разделении труда Гегель усматривал как результат процесса:

а) натурализации;

б) разумности;

в) отчуждения;

г) опредмечивания.

 

Вариант №3

1.В «Науке логики» Гегеля Абсолют - это:

а) силы, формирующие мир по своему образу;

б) «определения мысли», образующие диалектически организующую систему;

в) субъективное самосознание мысленных определений;

г) объективные предпосылки самосознания.

2.Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:

а) Феноменология духа;

б) Энциклопедия философских наук;

в) Наука логики;

г) История философии.

3.В «Логике» Гегеля рассматриваются важнейшие этапы саморазвития Абсолюта и процесс познания предметной действительности. В ней к «объективной логике» относятся:

а) наука о бытии и наука о понятии;

б) наука о бытии и наука о сущности;

в) наука о сущности и наука о понятии;

г) наука о бытии, сущности и понятии.

4. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это:

а) бесконечность бесконечного прогресса;

б) ряд естественных чисел;

в) выражение определенной структуры целого;

г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.

5.В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует - разумно;

б) все, что существует - действительно;

в) разумное тождественно действительному;

г) все, что разумно - действительно.

6.Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:

а) становление свободного человека;

б) самоцельное становление свободы;

в) развитие мирового духа во времени;

г) развитие мирового духа в пространстве.

7.В социальной сфере у Гегеля значительную роль играет понятие идеала, который:

а)рассматривается в плане судьбы индивидуума, и его реализация как «должного» переносится в трансцендентный мир;

б) в своей реализации отодвигается в необозримое будущее, при условии, что трансцендентное есть прямое продолжение посюсторонней жизни;

в) есть воплощение творческой программы «идеи», и должен быть осуществлен в жизни ближайшего поколения;

г) есть существующий оплот европейского «священного союза».

8.Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:

а) правые гегельянцы;

б) старогегельянцы;

в) младогегельянцы;

г) неогегельянцы.

9. «Кульминацией потребностей», «познавательным критерием», «признаком бытия» и творческой активности человека Л. Фейербах называл любовь:

а) половую;

б) как страсть;

в) как чувство;

г) всеобщую.

10.Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

г) религией.

11.По Фейербаху, «воплощенные, овеществленные, осуществленные желания человека» - это:

а) идеи; б) поступки;

в) боги; г) другие люди.

12. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права; б) государства;

в) Абсолюта; г) любви.

13.В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:

а) докритический и критический;

б) материалистический и диалектический;

в) логический и онтологический;

г) рациональный и иррациональный;

14.Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:

а) Гегелем; б) Декартом;

в) Кантом; г) Ницше;

15.Трансцендентное по Канту – это:

а) познанное опытным путем;

б) познанное эмпирически и рационально;

в) познанное с помощью теоретического разума;

г) абсолютно непознаваемое.

 

 

Вариант № 4

1.По мнению Канта, «вещь в себе» – это:

а) Бог;

б) реальное существование потенциального мира;

в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;

г) то же, что феноменальное субъективное бытие;

2.Помимо явлений Кант выделяет:

а) мир вещей в себе;

б) мир сознания в себе;

в) мир чувств в себе;

г) мир идей в себе;

3.По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

б) феномен;

в) ноумен;

г) иллюзия;

4.Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:

а) пространство и время;

б) пространство и мышление;

в) бытие и время;

г) ощущение и представление;

5. По теории Канта, время и пространство:

а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;

6.Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;

7.Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

а) привычной формой твоего поведения;

б) принципом инстинкта самосохранения;

в) общим законом;

г) примером для подражания других;

8.По мнению Канта, категорический императив – это:

а) выведенный им закон соотношения масс планет;

б) критикуемый им христианский догмат;

в) занимаемая им гражданская позиция;

г) непреложное нравственное требование, моральный закон.

9.По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) подчинен воле бога;

10. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:

а) потребности;

б) творческой способности;

в) практики;

г) незаинтересованности;

11. Философия Гегеля — это:

а) реализм;

б) абсолютный объективный идеализм;

в) материализм;

г) эмпиризм;

12.Диалектика в философской системе Гегеля:

а) спекулятивно-идеалистическая;

б) экзистенциальная;

в) материалистическая;

г) негативная;

13. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:

а) материя; б) сознание;

в) абсолютная идея (мировой дух); г) бог;

14.В системе Гегеля мировое развитие есть:

а) развитие духа (абсолютной идеи);

б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;

в) воплощение Божественного замысла;

г) процесс самоорганизации материи;

15. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:

а) все, что существует — разумно;

б) все, что существует — действительно;

в) все, что разумно – существует;

г) все, что разумно — действительно.

 

Ответы к тестам

Вариант № 1:

1-б, 2-б, 3-г, 4-б, 5-б, 6-в, 7-в, 8-г, 9-в, 10-в, 11-б, 12-г, 13-а, 14-в, 15-г.

Вариант № 2:

1-г, 2-г, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-а, 8-б, 9-б, 10-8, 11-г, 12-в, 13-б, 14-а, 15-в.

Вариант № 3:

1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-г, 6-в, 7-а, 8-б, 9-б, 10-в, 11-г, 12-в, 13-б, 14-а, 15-в.

Вариант № 4:

1-в, 2-а, 3-б, 4-а, 5-б,6-б, 7-в, 8-г, 9-а, 10-г, 11-б, 12-а, 13-в, 14-а, 15-г.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...