Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ирак, Сирия, Ливан, Палестина в конце XVIII — начале XIX в.

В соседних с Анатолией арабских странах контроль Османской империи был сильнее, чем в Аравии. Однако и их правители зачастую проявляли самостоятельность и неподчинение Стам­булу.

Отделенный от Малой Азии горами, Ирак фактически был автономной провинцией, лишь номинально подчиненной прави­тельству султана. С начала XVII в. здесь развернулась актив­ная деятельность английской Ост-Индской компании, имевшей в Багдаде и Басре официальных представителей и фактории. Англичане оказывали немалое влияние на багдадских пашей. В 1817—1831 гг. в Ираке правил Дауд-паша, грузин по на­циональности. Он осуществил ряд реформ, целью которых было превратить Ирак в самостоятельное государство, незави­симое от Стамбула и Ост-Индской компании.

Иракский правитель решительно боролся с сепаратизмом местных феодалов. Ему удалось объединить арабские племена, но наступление на курдов Северного Ирака вызвало сильное сопротивление и привело к войне между Османской империей и Ираном, поддержавшим курдских феодалов. Война 1821 — 1823 гг. шла неудачно для турок и Дауд-паши: проявилась слабость его армии. После войны Дауд-паша приступил к со­зданию современных, обученных по европейскому образцу во­инских частей. Но это сопровождалось усилением влияния в Ираке Ост-Индской компании, офицеров которой Дауд пригла­сил в качестве инструкторов. Правитель Ирака установил мо­нополию на закупки и экспорт пшеницы, ячменя, фиников, по­ощрял выращивание хлопка и сахарного тростника.

Укрепив свою власть в Ираке, Дауд-паша прекратил упла­ту дани султану и стал именовать Ирак «Счастливым Вави­лонским царством». Однако попытка Дауда, опиравшегося на арабских феодалов и купцов Ирака, освободиться от турецкого господства кончилась неудачей. Его реформы, носившие по­верхностный характер, не могли существенным образом изме­нить положение. К тому же катастрофические наводнения, не­урожай и, наконец, эпидемия чумы крайне ослабили Ирак. Турецкие армии, почти не встретив сопротивления, вступили в опустошенную страну. В 1831 г. Дауд-паша был низложен и отправлен в Стамбул.

Сирия являлась в XVIII в. частью Османской империи и была разделена на несколько вилайетов. В отдельные периоды власть пашей этих вилайетов распространялась и на некоторые районы сопредельных с Сирией Ливана и Палестины.

Большую часть территории современного Ливана занимал образовавшийся в начале XVII в. Ливанский эмират, находив­шийся в вассальной зависимости от турецкого султана.

Распространение в Сирии и Ливане христианства в доислам­ский период, переселение в Ливан бежавших из Сирии после­дователей христианских сект, существование в X—XIII вв. фео­дальных княжеств, созданных крестоносцами в результате кре­стовых походов, привели к тому, что значительная часть ливанских арабов исповедовала христианство. Большинство си­рийских и ливанских христиан были маронитами, часть при­надлежала к православной церкви. Первые общины маронигов возникли в Сирии в V—VII вв. Их появление связывают с именем монаха Map Марона. Признавая с XVI в. верховенство римско-католической церкви, марониты сохранили некоторые своеобразные ритуалы и обычаи. Маронитскую церковь воз­главляет «патриарх Антиохии и всего Востока».

Мусульманское большинство ливанского населения тоже делилось по религиозному признаку — на суннитов, шиитов и друзов (одна из шиитских сект, составлявшая замкнутую об­щину).

Турецкие правители и европейские колонизаторы разжига­ли религиозную вражду, особенно между друзами и марони­тами.

В конце XVIII — начале XIX в. в сельское хозяйство Лива­на проникают товарно-денежные отношения. Происходила спе­циализация отдельных районов на производстве различных то­варных сельскохозяйственных культур. Росли ремесленное про­изводство и торговля в городах, появились первые мануфакту­ры с применением наемного труда.

Расположенная к югу от Сирии и Ливана Палестина управлялась как провинция Османской империи. В Иеруса­лиме и некоторых других пунктах Палестины находились рели­гиозные святыни христиан, мусульман, иудаистов.

Важное стратегическое положение этой страны давно при­влекало к ней внимание европейских держав, всячески исполь­зовавших сложившуюся там религиозную ситуацию.

Египет в XVIII — начале XIX в.

Ослабление Османской империи привело к восстановлению в Египте политической власти мамлюков. Так назывались в сред­ние века солдаты и командиры гвардии египетских султанов, которая формировалась из захваченных в плен или купленных на невольничьих рынках рабов («мамлюк» — букв. «раб»). Не­смотря на такое происхождение, мамлюки стали привилегиро­ванным сословием феодального Египта. Они длительное вре­мя были основными представителями класса феодалов. На султанском престоле утвердились мамлюкские династии. Тем не менее мамлюки не превратились в наследственную аристо­кратию. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа — черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встреча­лись и добровольцы — представители различных национально­стей Европы. Но мамлюком никогда не мог стать египетский араб.

Выдвинувшиеся мамлюкские дружинники становились бея­ми. Все дружинники данного бея составляли единый клан. Не­редко владения и титул бея после его смерти переходили к рядовому дружиннику. В XVIII в. было 24 бея. Самый могу­щественный из них находился в Каире.

В 1769 г., после начала русско-турецкой войны, мамлюкский правитель Али-бей объявил Египет независимым от Османской империи и вскоре принял титул «султана Египта и обоих мо­рей». Первоначально операции Али-бея против турок развива­лись успешно, однако вспыхнувшая вскоре вооруженная борь­ба между мамлюкскими беями привела к поражению Али-бея. В результате турецкое господство вновь было номинально вос­становлено.

Междоусобицы мамлюкских феодалов очень тяжело отра­зились на экономическом положении Египта. Произвол мам­люкских беев, жесточайшее угнетение крестьян и ремесленников резко усилили недовольство в стране. Начавшееся народное движение против турецкого господства и мамлюкских феода­лов возглавили шейхи известной каирской мечети аль-Азхар. По их призыву летом 1795 г. ремесленники и купцы Каира за­крыли свои мастерские и лавки. Мамлюкские правители ока­зались вынужденными вступить в переговоры с шейхами и обе­щать пресечь насилия и притеснения, отменить незаконные по­боры и налоги.

Аль-Азхар явилась центром народного восстания и против французских оккупантов. Хотя Наполеон Бонапарт, армии ко­торого летом 1798 г. оккупировали Египет, изображал себя борцом против угнетения страны мамлюками и утверждал, что он «уважает Аллаха, его пророка и Коран» больше, чем мам­люки, французы обложили города и деревни Египта натураль­ной и денежной данью, превышавшей поборы мамлюков. В ок­тябре 1798 г. в Каире произошло антифранцузское восстание, возглавленное шейхами мечети аль-Азхар. Наполеон с трудом его подавил. В марте 1800 г., во время развернувшегося неда­леко от Каира сражения между турецкой и французской ар­миями, жители египетской столицы вновь восстали, перебив сравнительно небольшой французский гарнизон. В течение ме­сяца повстанцы сопротивлялись французским войскам, осаж­давшим Каир. В сельской местности бедуины и феллахи раз­вернули партизанскую борьбу против французских захват­чиков.

Вскоре после капитуляции в 1801 г. французского экспеди­ционного корпуса перед вооруженными силами Англии и Тур­ции развернулась острая борьба между турками и мамлюками,

поддержанными Англией. Но египтяне, освободившиеся от французской оккупации, не желали мириться ни с турецким, ни с мамлюкским господством.

В Каире к этому времени большую роль стал играть корпус албанских стрелков Мухаммеда-Али, направленный в Египет в составе османской армии, воевавшей с Наполеоном. Реаль­но оценив соотношение сил, Мухаммед-Али вступил в контакт с шейхами аль-Азхара, которые, не имея военной организации, в свою очередь, были заинтересованы в поддержке албанского корпуса. Во время начавшегося в марте 1804 г. восстания Мухаммед-Али поддержал восставших и возглавил оборону Каира против мамлюкских войск. Каирские шейхи провозгла­сили пашой Египта правителя Александрии Хуршида, а его заместителем — Мухаммеда-Али.

После безуспешной четырехмесячной осады мамлюки вы­нуждены были отступить в Верхний Египет, преследуемые вой­сками Мухаммеда-Али. Между тем Хуршид возобновил преж­ние поборы. Его солдаты-турки грабили каирцев. В апреле 1805 г. началось восстание горожан против Хуршида, поддер­жанное Мухаммедом-Али. Изгнав Хуршида, каирские шейхи провозгласили Мухаммеда-Али пашой Египта. Султан был вы­нужден санкционировать это назначение.

Новый правитель продолжил борьбу с мамлюками. Во вре­мя англо-турецкой войны 1807 г. англичане высадили в Алек­сандрии десант. Но Мухаммед-Али разбил и вынудил капиту­лировать английские войска. После этого мамлюкские беи со­гласились сложить оружие. Через несколько лет египетский паша истребил всех мамлюков.

Реформы Мухаммеда-Али

Ликвидация господства мамлюкских феодалов, фактическая независимость от Османской империи создали более благопри­ятные условия для экономического развития Египта, который и ранее в этом отношении стоял значительно выше других арабских территорий Османской империи и Анатолии. Даль­нейшему оживлению экономики и развитию производительных сил способствовали реформы, осуществленные Мухаммедом-Али. Хотя непосредственным мотивом, побудившим правителя Египта к реформам, была необходимость располагать доста­точно сильной, вооруженной и обученной по-европейски ар­мией, его реформаторская деятельность охватила различные сферы социальных отношений, экономики, культуры и государ­ственного управления.

Истребив мамлюкских феодалов и ограничив или ликвиди­ровав земельную собственность других феодалов и откупщи­ков, Мухаммед-Али сосредоточил в своих руках большую часть обрабатываемых земель. В деревнях земли были разделены

между феллахами из расчета 3—5 федданов (1 феддан = =0,42 га) на взрослого работника. Формально крестьянин счи­тался владельцем своего участка. Однако он обязан был пла­тить высокую ренту-налог, которая теперь непосредственно поступала в казну, а остальную продукцию сдавать по ценам, устанавливаемым властями. 60 дней в году феллах должен был отрабатывать различные государственные повинности. Такая система непосредственной феодальной эксплуатации фел­лахов государством действовала до конца 20-х годов. В даль­нейшем Мухаммед-Али стал раздавать земли вместе с сидя­щими на них феллахами офицерам и чиновникам.

Много внимания уделялось восстановлению старых и строи­тельству новых оросительных каналов. При Мухаммеде-Али пло­щадь орошаемых земель увеличилась на 100 тыс. федданов. Посевная площадь возросла с 2 млн. федданов в 1821 г. до 3,1 млн. в 1833 г. Расширилось производство сельскохозяйст­венных культур, особенно экспортных — хлопка, индиго, риса. В стране поощрялось строительство фабрик и мануфактур. Для нужд армии были созданы пороховой, литейный, несколь­ко оружейных заводов. На верфях Александрии строились военные корабли. Появились текстильные фабрики, сахарные и маслобойные заводы. Почти все промышленные предприятия принадлежали казне, но небольшая часть являлась собственно­стью отдельных лиц или сдавалась им в аренду. К 1840 г. на предприятиях промышленного типа работало 35 тыс. рабочих. Рабочие прикреплялись к фабрикам в порядке принудитель­ного набора.

Были проведены некоторые реформы в области культуры и просвещения. В Египте появились светские начальные и сред­ние школы, а также четырехлетние специальные учебные заведения, в которые принимались выпускники средних школ: медицинское, ветеринарное, административное, механическое, сельскохозяйственное, лингвистическое, музыкальное. Сущест­вовали военные училища. На арабский язык переводились ев­ропейские учебники и научная литература. Десятки молодых египтян посылались для получения образования в Европу. Му­хаммед-Али приглашал к себе на службу французских инжене­ров, врачей, учителей, юристов. В 1828 г. была основана первая арабская газета. Любопытно, что сам Мухаммед-Али научился читать лишь в сорокапятилетнем возрасте.

Реформы, осуществленные Мухаммедом-Али, позволили ему создать многочисленную и боеспособную армию и военно-мор­ской флот, преобразовать систему государственного управле­ния. Формально Египет оставался одним из пашалыков (боль­шая область, управляемая пашой) Османской империи. Фак­тически он стал независимым государством с самостоятельной армией и правительством. Мухаммед-Али ввел в Египте систе­му министерств по европейскому образцу, провел новое районирование, разделив страну на семь провинций, губернаторы которых подчинялись Каиру.

Сравнение реформ Мухаммеда-Али с попытками преобра­зований, предпринимавшимися в то же самое время в Турции (реформы Селима III и Махмуда II, первый период танзимата), показывает, что реформы египетского паши были несравненно более результативными. К. Маркс считал Египет времен Му­хаммеда-Али «единственной тогда жизнеспособной частьк» Османской империи, а самого пашу — «единственным челове­ком», который мог бы «добиться того, чтобы „парадный тюр­бан" заменила настоящая голова» *. Успех реформ Мухамме­да-Али объяснялся в значительной степени тем, что их целью было не укрепление Османской империи и, следовательно, со­хранение турецкого гнета над другими народами, а создание египетского государства. Хотя сам Мухаммед-Али и его бли­жайшее окружение этнически были чужды египетским арабам (новые помещики по происхождению были турки, албанцы, черкесы, курды и т. п.), его политика объективно была направ­лена на создание сильного и независимого Египта и распрост­ранение влияния египетских помещиков и купцов на другие арабские страны.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 9, с. 210, 202.

Правящий феодальный класс Египта укреплял свое госу­дарство за счет усиления эксплуатации народных масс — кре­стьян, ремесленников, рабочих казенных предприятий. Аграр­ные преобразования Мухаммеда-Али в конечном счете были направлены на сохранение и укрепление феодальной эксплуа­тации крестьянства. Классовая природа режима Мухаммеда-Али определила и другие реакционные моменты в его полити­ке. Египетское правительство не поддерживало национальных устремлений других народов Османской империи и, осуществ­ляя экспансионистскую политику подчинения новых территорий, активно участвовало в подавлении национальных движений.

Внешняя политика Мухаммеда-Али

Мухаммед-Али с готовностью принял предложение Махмуда II совершить карательный поход против ваххабитов. Он рассчи­тывал укрепиться на Аравийском полуострове. В войне против ваххабитов было заинтересовано и египетское купечество, ко­торое несло значительные убытки из-за прекращения торговли, связанной с паломничеством в Мекку, после ее захвата вахха­битами. Поход в Аравию (1811—1818) оказался трудным и за­тяжным. Понадобилось семь лет для того, чтобы сломить вахха­битские войска. Аравия вернулась в состав Османской импе­рии, но фактически была оккупирована Египтом. Египетские наместники стали управлять Недждом и Хиджазом. Мухаммед-Али назначал и смещал шерифов — правителей Мекки. Йемен сохранил свою самостоятельность, но его имам обязался вы­плачивать Египту ежегодную дань. Ваххабиты Неджда не раз поднимали крупные восстания против египетских оккупантов.

В начале 20-х годов в результате трехлетней войны Мухам­мед-Али завоевал Судан, формально включенный в состав Османской империи, а в действительности ставший египетским владением. Египетские войска потопили в крови греческое вос­стание. В результате этой экспедиции султан признал о-в Крит владением египетского паши.

В ходе первой войны с султаном (1831—1833) Мухаммед-Али подчинил себе Сирию, Ливан и Палестину. Теперь внутри номинально единой Османской империи сложилась своеобраз­ная империя Мухаммеда-Али. Это, однако, не укрепило, а осла­било Египет. Арабы Сирии, Ливана и Палестины вскоре восста­ли против Мухаммеда-Али. Египетская армия жестоко расправ­лялась с повстанцами, но не могла их окончательно сломить и подчинить. В ходе второй войны (1839—1840) восстания арабов. Сирии и Ливана способствовали поражению Египта.

После длительных переговоров между европейскими держа­вами санкционированный ими статус Египта был узаконен султанским указом от 1 июня 1841 г. Мухаммед-Али сохранил наследственное владение Египтом и Суданом, но потерял ос­тальные территории. Захваченный Мухаммедом-Али в ходе войны турецкий флот возвращался султану. Египетская армия сокращалась с 200 тыс. до 18 тыс. человек, судостроительные верфи уничтожались. Египетский паша признавал себя вассалом султана и обязывался платить соответствующую дань.

Таким образом, попытка египетских помещиков и купцов создать независимое от Османской империи государство закон­чилась неудачей. Главной причиной капитуляции Египта была открытое вмешательство Англии и других европейских держав. Поражению Египта способствовали также реакционные тенден­ции в политике Мухаммеда-Али. Расправа с греческими патри­отами, завоевательные походы в Аравию, Судан, Сирию, Ливан и Палестину, попытки подчинить народы других арабских, стран, а также стремление Мухаммеда-Али и его ближайшего-окружения занять господствующее положение в Османской им­перии мешали успешному осуществлению исторически прогрес­сивной задачи — созданию независимого египетского государ­ства. Мухаммед-Али и имущие классы Египта не хотели и не могли поднять народ против европейских колонизаторов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...