Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гажа А.К., Горкина М.А., Тареева Ю.С.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

Проблема аутоагрессивного поведения военнослужащих срочной службы приобретает все большую актуальность, которая обусловлена присутствием и достаточной распространенностью данного явления в Вооруженных силах. В настоящее время ежегодно военнослужащие срочной службы направляются в психиатрические стационары из воинских частей в связи с аутоагрессивным поведением. Условия военной службы сами по себе экстремальны в силу воздействия многочисленных как социальных, так и индивидуально - личностных факторов (обязательным и жестким характером службы, резким изменением жизненного уклада, разлукой с семьей и домом, строгой регламентацией режима, повышенными эмоциональными и физическими нагрузками, новыми отношениями в коллективе и т.д.). Комплексное изучение суицидального поведения – это одна из ключевых задач современной психиатрии, требующая более тщательного подхода.

Целью нашего исследования стало изучение личностных особенностей военнослужащих срочной службы с суицидальными попытками во время прохождения службы в армии. В исследовании приняло участие 28 испытуемых, военнослужащие по призыву, у 13 (46%) отмечались суицидальные попытки или намерения в совершении аутоагрессивных действий. Возрастные особенности в диапазоне от 18 до 20 лет (83,3%). Распределение лиц по срокам прохождения службы: 76,7% менее 6 месяцев, у 23,4% более 6 месяцев. Причины суицидального поведения 24 (85,7%) объясняли непосильностью физических нагрузок, оказанием морального давления и несложившимися отношениями в армейском коллективе; 4 (14,2%) указывали семейно- бытовые проблемы (тоска по дому, разрыв с девушкой и др.).

При изучении личностных особенностей у 11 (40%) испытуемых с суицидальными попытками или намерениями выявлялась акцентуация характера по эпилептоидному типу -33 %, неустойчивому — 16,7%, демонстративному – 15%, застревающему -16,4%, тревожному -18,9%. У 26,6% испытуемых состояние характеризовалось умеренной или легкой, 6,7 % - выраженной степенью депрессии. У 46,6% отмечались высокие показатели личностной, у 13,3% - реактивной тревожности. Показатель самооценки, в целом, заниженной в той или иной степени отмечался у 53% испытуемых, у 13% имело место необоснованное завышение этого показателя.

Таким образом, в первые месяцы прохождения службы, число суицидальных попыток и намерений среди военнослужащих срочной службы значительно больше(76,7%), чем в последующий период службы, поэтому адаптационный период можно рассматривать как суицидоопасный. Военнослужащие срочной службы с аутоагрессивными намерениями и действиями отличаются доминированием акцентуаций, депрессивностью, высоким уровнем личностной тревожности, заниженной или необоснованно завышенной самооценкой, а также преобладанием шизоидных черт характера.

Психосоциальная терапия в работе

С психически больными в контексте медико-социальной работы

Гажа А.К., Струкова Е.Ю.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

Психически больные люди сталкиваются с множеством проблем, а, следовательно, они нуждаются в определенной помощи. Важным звеном является медико-социальная помощь, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными. Специфика медико-социальной работы относительно психически больных состоит в решении вопросов, связанных с продлением или изменением группы инвалидности, трудоустройства больных в лечебно-трудовые мастерские или на производство, установлении дееспособности пациентов, оформлении опеки и попечительства, вовлечении больных по индивидуальным показаниям в те или иные виды социально-ориентированной психотерапии, направленной на коррекцию поведения, охват их программами материальной помощи.

Главное место в деятельности психиатрических учреждений занимает реабилитация психически больных. Реабилитациясистема государственных социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на предупреждение патологических процессов, ведущих к временной и стойкой утрате трудоспособности, и на возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду. Термин «реабилитация» принят ВОЗ в 1969 г.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет понятие реабилитации как «систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма».

Социальная реабилитация – комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, на улучшение его здоровья, дееспособности. Этот процесс нацелен также и на изменение социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Цель социальной реабилитации – наиболее полное развитие духовных и физических сил посредством использования его сохранных функций, возникающих потребностей и интересов, его собственной активности и создания соответствующих внешних и внутренних условий, в которых они могут наиболее эффективно проявляться.

Задачи социальной реабилитации:

- содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь;

- оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;

- развитие коммуникативных навыков.

Реабилитация всегда занимала важнейшее место в системе психиатрической помощи, в том числе и в нашей стране. Начиная с 1980-х г. реабилитация все больше обозначается как «психосоциальная». Именно психосоциальная реабилитация становится все более преобладающим направлением в деятельности психиатрических учреждений по социальному восстановлению пациентов.

Психосоциальная реабилитация – восстановление или формирование недостаточных или утраченных в условиях нарушенных в результате болезни когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности навыков, знаний, умений взаимодействовать, решать проблемы, использовать стратегии совладания у психически больных с изъянами социальной адаптации, обеспечивающих их интеграцию в общество.

Следует наметить ряд принципиальных положений, выполнение которых превращает использование методов психосоциального воздействия в систему психосоциальной реабилитации.

1. Процесс психосоциальной реабилитации может быть начат на любом этапе оказания психиатрической помощи – вне острых состояний (обострений). Очевидно, что чем раньше по отношению к началу заболевания начинаются психосоциальные мероприятия, тем скорее можно рассчитывать на более благоприятный прогноз.

2. Необходимо формулировать цель каждого вмешательства с определением временного периода, в течение которого указанную цель предполагается достигнуть.

3. Выбор формы вмешательства для конкретного больного должен осуществляться в соответствии с особенностями у него психосоциального дефицита (социальной дезадаптации).

4. Последовательность психосоциальных воздействий осуществляется с учетом все большего приближения к обычным жизненным требованиям и достижению социальной компетентности.

5. При завершении каждого этапа или всей программы психосоциальной реабилитации следует учитывать необходимость поддерживающих непрерывных или периодических психосоциальных воздействий.

В организации и осуществлении психосоциальной реабилитации выделяют три этапа.

1 этаплечебно-восстановительный (этап активных психосоциальных воздействий). Цель – интенсивная работа по восстановлению утраченных или нарушенных личностных (когнитивных, мотивационных, эмоциональных) и социальных функций больного. Проводится в основном групповая психосоциальная терапия по направлениям: психообразование; социально-психологический тренинг; тренинг социальных и бытовых навыков; участие в досуговой терапии; участие в трудотерапии; тренинг независимого проживания. Параллельно решаются задачи восстановления социального статуса пациентов – документирование, оформление группы инвалидности, пенсии.

2 этаппрактико-ориентированный. Цельрасширение сферы приложения навыков, практическая их отработка применительно к более сложным социальным отношениям и требованиям. Проводятся занятия по обучению навыкам ведения домашнего хозяйства, приготовления пищи, взаимодействия в социуме. Практические занятия проводятся с посещением почты, сбербанка, пенсионного фонда, магазинов, парикмахерской. В содержание работы входят мероприятия, направленные на отработку на практике приобретенных в процессе занятий знаний (распределение бюджета, ведение домашнего хозяйства, осуществление покупок, взаимодействие с различными учреждениями, проведение свободного времени), отработку навыков межличностных отношений для повышения устойчивости к стрессовым воздействиям, вовлечение пациентов в трудовую, досуговую терапию (самообслуживание, дежурство по палате, благоустройство территории, работа в ЛПТМ, участие в клубной и кружковой работе); организацию лечебных отпусков (с целью самостоятельного решения бытовых, юридических, жилищных проблем).

3 этападаптационный. Цельзакрепление и поддержка полного или неполного социального восстановления. Осуществляется в амбулаторных условия. На данном этапе проводится клубная работа, кружковая работа, социальное курирование.

Реабилитация является наиболее эффективным направлением социальной защиты, так как именно она позволяет восстановить и компенсировать нарушенные или утраченные способности инвалидов к выполнению профессиональной, общественной и бытовой деятельности в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями.

Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов является медицинская реабилитация – прохождение курса лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условий для возвращения к активной самостоятельной жизни. Медицинская реабилитация в большинстве случаев должна осуществляться пожизненно, так как для предотвращения негативной динамики состояния индивида необходимы меры его медицинской поддержки и оздоровления.

Психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, направленным на преодоление страха перед действительностью, укрепление активной, деятельной личностной позиции. Психологическая реабилитация предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.

Далее включается такое направление реабилитационной деятельности как социально-бытовая адаптация и социально-средовая реабилитация.

Необходимость социально-средовой реабилитации психически больных обусловлена тем, что болезнь приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения. Социально-средовая реабилитация предполагает создание оптимальной среды жизнедеятельности, которая осуществляется в двух направлениях:

1) приспособление объектов окружающей среды к потребностям индивида (специально оборудованные квартиры, специальные жилые дома с комплексом социально-бытовых услуг, оборудованные тротуары, подземные переходы, широкие лифты, поручни, обеспечение средствами для труда и быта, досуга, обучения и т. д.);

2) приспособление больного к окружающей среде, развитие навыков, позволяющих обслужить себя. Для этого используются специальные устройства для чтения, поднятия предметов с пола, для настенной фиксации приборов личного пользования, для фиксации посуды на столе и т. д.

Социально-трудовая адаптация включает в себя комплекс мероприятий, направленных на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям больного, его адаптацию к требованиям производства.

Одним из перспективных направлений реабилитации является профессионально-трудовая реабилитация. Онапредставляет собой комплекс мер, направленных на восстановление профессиональной трудоспособности психически больного в доступных для него условиях труда, на достижение им материальной независимости. Профессиональная реабилитация включает экспертизу возможных профессиональных способностей, профессиональную ориентацию и отбор, профессиональное обучение и переобучение. Основой профессионально-трудовой реабилитации является обучение в специальных техникумах и учреждениях профессионального обучения.

Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у психически больных потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.

Помимо содержания перечисленных видов реабилитационной деятельности, есть определенное специальное направление, в рамках которого осуществляется восстановление способности к социальной деятельности, как восстановление способности к общению. Социокоммуникативная реабилитация – направление деятельности, которое нацелено на восстановление непосредственных социальных взаимодействий психически больного, укрепление его социальной сети. В рамках этой деятельности происходит обучение навыкам общения в новых для него условиях нарушения ряда функций.

Таким образом, социальная реабилитация – целостный и комплексный процесс; выпадение или пропуск того или иного направления или формы реабилитации не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида, но также и к неэффективной, неполной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий в рамках всех названных выше направлений реабилитации, ибо только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей людей, имеющих психические отклонения, к социальному функционированию. Поэтому понятие социальная реабилитация является обобщенным, выражающим итоговое качество форм и направлений.

В связи с развитием психиатрических служб, основанным на биопсихосоциальной модели помощи, деятельность всех специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи проводится в рамках одного процесса – медико-социальной реабилитации пациента.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...