Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дробинская А.О., Корень Е.В., Косолапова Д.С.

ФГБУ Московский НИИ психиатрии Минздравсоцразвития России

Одним из приоритетных подходов в психосоциальной реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами является работа с семьей с активным вовлечением родителей в лечебно-реабилитационный процесс. Данное положение имеет особое значение в повышении эффективности комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Особенности искаженного психического развития ребенка с РАС требуют от матери высокой включенности по удовлетворению потребностей ребенка, обеспечению безопасности, эмоциональной регуляции, что с одной стороны активизирует ресурсы матери, повышает ее ответственность за ребенка, но с другой стороны, истощает мать, лишает ее времени на удовлетворение своих потребностей (общения, самореализации и т.д.). Трудности адаптации, связанные с тяжестью семейного бремени, страхи, панические атаки, депрессивные переживания, повышенная утомляемость, повышенная раздражительность нередко начинают «звучать» в жалобах матерей в процессе взаимодействия с ними и, несомненно, влияют на отношения привязанности в диаде «мать-дитя». Динамика этих отношений в процессе госпитализации детей в психиатрический стационар мало изучена, но, по практическим наблюдениям, нередко оказывает прямое негативное влияние на результаты работы специалистов и клинико-социальный прогноз в целом.

Данное пилотное исследование было посвящено проблемам изменения отношения привязанности матерей к своим детям с РАС, возникающим в процессе госпитализации, и проводилось на базе острого дошкольного отделения №9 ДПБ №6 г. Москвы. Были обследованы 14 матерей (6 полных семей, 8 матерей в разводе). Использовались следующие методы: психодиагностическое исследование состояния и поведения ребенка в присутствии матери и отдельно от матери, оценка поведения привязанности при взаимодействии мать и ребенок (структурированное наблюдение), беседы с матерью (анализ жалоб и их динамика, мотивировки стационирования, динамика оценки состояния ребенка матерью, анализ запросов о помощи, анализ активности и ответственности матери в процессе адаптации ребенка), методы социально-психологического обследования (фиксирование частоты и длительности госпитализаций, частоты посещений ребенка во время госпитализации и длительности контакта с ним, адекватность обеспечения потребностей ребенка во время госпитализации одеждой, гостинцами, игрушками, частоты «домашних отпусков» ребенка на выходные и др. показатели включенности матери в потребности ребенка во время стационирования).

В процессе первичного обследования детей и сопоставления их состояния и поведения в отделении с жалобами матерей было выделено две группы. К первой группе относились дети с выраженными нарушениями аутистического спектра. Их состояние вполне соотносилось с жалобами матерей. Матери этих детей достаточно полно и подробно описывали особенности нарушения развития не только интеллектуальной и речевой сферы, но и эмоциональной и коммуникативной сферы, адекватно выделяли факторы, дезадаптирующие ребенка и владели способами эмоциональной регуляции его состояния. Матери были заинтересованы в контакте со специалистами, на первых этапах работы выполняли рекомендации, спрашивали о сложных ситуациях, были заинтересованы в будущем ребенка. Характер привязанности между матерью и ребенком можно было оценить как симбиотический.

Динамика отношений привязанности в этой группе носила парадоксальный характер: появление у ребенка паттернов поведения, характерных для нормального развития, истощало мать, требовало от нее дополнительных психических ресурсов: матери жаловались, что ребенок все время хочет общаться, делать вместе, что все время говорит, требует выполнения своих желаний и.т.д. Сочетание возрастающих потребностей ребенка к эмоциональному контакту с матерью и неготовностью матерей к эмоциональному ответу стало приводить к появлению провокативных форм поведения ребенка при матери (произнесение неприличных слов, ненаправленная агрессия).

Дети второй группы отличались тем, что их состояние и поведение в отделении резко контрастировало с жалобами, предъявляемыми матерями. Несмотря на обилие жалоб со стороны матерей на выраженные аффективные нарушения у детей, нарушения контакта со взрослыми и детьми, трудности поведения и адаптации, в отделении дети адаптировались достаточно благополучно, столь выраженных нарушений как поведения, так и эмоциональной сферы не отмечалось. Содержание жалоб имело определенную специфику: во-первых, не соотносилось с реальным поведением ребенка в отделении, во-вторых, нередко не соответствовало возрастным особенностям симптоматики у ребенка дошкольника (описывались «взрослые» симптомы, детям приписывались высказывания недоступные для данного уровня интеллектуального развития, описание поведения заменялось интерпретациями поведения). При описании себя матери были крайне непоследовательны и амбивалентны (описывали себя как активных и стеничных - и утомляемых и слабых, имеющих престижную работу – и не имеющих работы, успешных в отношениях с противоположным полом – и не имеющих никаких отношений на протяжении многих лет, поглощенных воспитанием больного ребенка – и отправляющим его на несколько месяцев с родственниками). Отношения с ребенком матери описывали как симбиотические, хотя в процессе обследования мало взаимодействовали с ребенком. При анализе динамики отношений привязанности на протяжении первой и повторных госпитализаций, изменение характера жалоб и мотивировки направлений ребенка на повторные госпитализации отмечено нарастание показателей, указывающих на снижение у матерей ответственности за ребенка, ощущение своей несостоятельности в его воспитании, потребность устроить ребенка в учреждение из-за различных обстоятельств личного характера. Даже в тех случаях, когда лечебно-реабилитационные мероприятия в стационаре приводили к улучшению в развитии и состоянии ребенка, матери во время терапевтических сессий высказывали пессимистические установки и прогнозы на дальнейшую жизнь с ребенком, искали у специалиста подтверждения своим высказываниям, отказывались от присутствия ребенка на встрече со специалистами.

Таким образом, проведенное исследование показало, что в некоторых случаях процесс госпитализации приводит к разрушению привязанности матери к ребенку с РАС, эмоциональному «отказу» от ребенка, при котором мать юридически является родителем ребенка, но фактически передает его для воспитания в социальные учреждения. Данные нарушения привязанности являются дезадаптивными для ребенка и требуют как профилактических мероприятий, предположительными формами которых могут быть более широкое внедрение в детских психиатрических стационарах режима частичного стационирования, так и нацеленных психосоциальных вмешательств в виде индивидуальной и групповой работы с родителями, направленной на снижение семейного бремени, повышение родительской компетентности в вопросах лечебно-реабилитационной работы, что является необходимой предпосылкой для более активного и посильного подключения их к процессу психосоциальной реабилитации.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...