Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности групповой психосоциальной работы с родственниками по программе «Школы милосердия».

Ерохина Т.Н., Каширская О.А., Коростелева Ю.А.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

Работа с ближайшим социальным окружением наших пациентов является важной и неотъемлемой частью реабилитационной работы. С этой целью с 2001 года на базе отделения психосоциальной реабилитации ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница» проводятся психообразовательные занятия для родственников - "Школа милосердия", которую проводят - врач-психиатр, специалист по социальной работе, медицинский психолог. Курс психообразовательной программы состоит из 9 тематических занятий и 1 итоговое занятие, продолжительностью 60 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю в открытых группах. В своей работе мы придерживаемся следующих принципов: учитываем потребности родственников в конкретных знаниях исходя из особенностей психических расстройств у больного члена семьи; в индивидуальных беседах с родственниками выясняем особенности течения болезни, а также основные проблемы семьи; анализируем клинические, психологические и социальные аспекты обсуждаемой проблемы; стараемся давать слушателям не только основы теоретических знаний, но также практические советы и рекомендации по освоение навыков.

За последние три года (2009-2011 гг.) нас посетило 98 человек. Средний возраст 45 - 60 лет, в основном это близкие родственники женского пола: мамы, тети, сестры (87%), проживающие совместно с пациентами (89%), не работающие (77%). Перед началом курса занятий все родственники проходят анкетирование. Предлагается ответить на вопросы "Карты оценки уровня знаний о психических расстройствах и эффективности психообразовательной программы". По результатам анкетирования выяснилось, что родственники затрудняются ответить на такие вопросы: какова природа психического заболевания (47%), что послужило причиной болезни (56%). Большинство считали, что за лечением должны следить только врачи (72%). Практически все интересовались прогнозом (71%), новыми видами помощи (78%) психически больным. Анализ результатов анкетирования родственников по окончанию занятий показали, что 62% - родственников более позитивно оценивают свои знания о психических расстройствах, 57% - о видах и формах помощи, 69% - о симптомах болезни и болезненном поведении. Большинство из них используют полученные знания при решении семейных проблем 69%. Стали более оптимистично смотреть в будущее - 51%; у некоторых благодаря занятиям улучшились отношения с медицинским персоналом - 43%, снизилось эмоциональное напряжение в семье - 51%, стало менее выраженным ощущение одиночества - 64%. Родственники больных делятся своими проблемами друг с другом, более открыто обсуждают их.

Проводимый ежеквартальный мониторинг по оценке качества оказания психиатрической помощи среди родственников выявил, что данная форма работы в последнее время стала пользоваться популярностью и позволила улучшить качество подготовки больных и их родственников к выписке, положительно влияет на длительность ремиссии от нескольких дней до нескольких месяцев, увеличение числа лечебных отпусков.

 

 

Психосоциальная реабилитация детей, страдающих эпилепсией.

Ерошина О. С.

ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница»

Реабилитация больных эпилепсией является актуальным и перспективным направлением, но пока находится в состоянии становления. Для оценки течения эпилепсии необходим анализ динамики пароксизмального синдрома, состояние психики больного, ЭЭГ-изменений, реакции на лечение, степени социально-педагогической адаптации ребенка.

Реабилитация больных эпилепсией является актуальным и перспективным направлением, но пока находится в состоянии становления.

Первым и одним из основных принципов реабилитации больных эпилепсией является своевременная диагностика заболевания и выявление особенностей его клиники и течения.

Вторым важным принципом реабилитации является проведение адекватной и оптимальной противоэпилептической терапии. Начав ее с первых дней заболевания, быстрее и легче удается добиться необходимого положительного результата. Однако у детей в силу различных обстоятельств часто упускается период «ранней» терапии, и адекватное лечение ребенок начинает получать позже, что не может не сказаться на течении и исходе заболевания. Большим препятствием назначению эффективных противосудорожных препаратов являются ограничения к их применению у детей младших возрастных групп.

Третийпринцип реабилитации — психологическая диагностика, где главная роль отводится психологу. Организация специализированных отделений эпилепсии и использование для обследования больных экспериментально-психологических методик позволили выявлять начальные изменения личности, давать им не только качественную, но и количественную оценку.

Четвертый принцип — сочетание биологического и психосоциального методов воздействия, где в основе лежит апелляция к личности, использование механизмов адаптации и компенсации, а также современных методов медикаментозной противоэпилептической и патогенной терапии.

Пятый принцип реабилитации — динамическая адекватность биологических и медико-социальных мероприятий, то есть у больных эпилепсией реабилитационная программа должна быть адекватна клиническим и социальным диагностическим параметрам заболевания.

С учетом принципа динамической адекватности биологических и социально-трудовых мероприятий, и исходя из конкретных возможностей, обоснованно расширены рекомендации больным эпилепсией во всех сферах деятельности. Они должны адекватно изменяться в соответствии с положительной динамикой эпилептического процесса в результате проводимой медикаментозной терапии или психосоциальных воздействий. В соответствии с указанными принципами предложена программа реабилитации больных эпилепсией.

Первый этап — восстановительная терапия — основополагающий, при котором определяются некоторые этиологические и патогенетические факторы заболевания, вид, частота припадков, их доступность медикаментозным методам лечения, определяются наличие и степень выраженности психического дефекта. Данный этап реабилитации реализуется в стационаре или эпилептологическом центре.

Второй этап реабилитации — реадаптация, или адаптация, проводится в амбулаторных условиях под контролем специалистов поликлиники, диспансера или эпилептологического центра. Основной задачей этого этапа является сохранение или восстановление социально-педагогического (образовательного) статуса пациента, который был у него до болезни, или приспособление его к жизнедеятельности во внебольничных условиях. На данном этапе ведущее значение имеет биологическая терапия — психокоррекция, которая включает ориентацию больного на дальнейший образовательный и социальный выбор, с обязательным акцентом на возможность положительной лечебной перспективы.

Третий этап реабилитации — полное или частичное восстановление качества жизни больного — характеризуется восстановлением индивидуальной или общественной ценности пациента, существовавшей у него до болезни. Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии. Полное или частичное восстановление качества жизни и является конечной целью реабилитации.

Реабилитация больных эпилепсией должна быть целостной системой, подчиненной единой цели — восстановлению биологического и социального статуса пациента, руководствующейся единым методологическим подходом к больному человеку.

Таким образом, эпилепсия в детском и подростковом возрасте является одной из важных социально-медицинских проблем современности. Заболевание представляет собой обширную группу патологических состояний, весьма разнообразных по своей этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Эпилепсия у детей является основным «источником» эпилепсии у взрослых, в связи с чем профилактику этого заболевания начинают проводить в детском возрасте, с перинатального периода. Большое значение имеют изучение заболеваемости, распространенности, смертности в различных возрастных группах, анализ структуры инвалидности больных эпилепсией и факторов, на них влияющих.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...